Папки-передвижки

Педагогическая гостиная. Технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка.

Вера Рыболова
Педагогическая гостиная. Технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка.

Только здоровый ребенок может быть успешен в процессе личностного и интеллектуального развития, а значит, успешен в обучении. От того насколько грамотно организована здоровьесберегающая деятельность, насколько эффективно используются для этого условия дошкольного учреждения, зависит здоровье ребенка.

Под технологией обеспечения социально-психологического благополучия ребенка понимается совокупность мероприятий, обеспечивающих комфортное и позитивное пребывание ребенка в детском саду.

Публикация «Педагогическая гостиная, Технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка,» размещена в разделах

Задача этой деятельности – обеспечение эмоционального комфорта и позитивного психологического самочувствия ребенка в процессе общения со сверстниками и взрослыми в детском саду, семье; обеспечение социально-эмоционального благополучия дошкольника, т. к. эмоциональный настрой, психическое благополучие, бодрое настроение детей является важным для их здоровья.

Часто мы задаем себе вопрос с чего начать? С самого себя. Делай добро. Люби и прощай людей. Относись к людям так, как хотелось бы, чтобы относились к тебе. Познай себя и окружающий мир. Бойся обидеть человека. Лучше отдать свое, чем взять чужое. Умей дарить людям радость. Не теряй оптимизма, ибо уныние – тоже болезнь.

Педагог, стоящий на страже здоровья ребенка, воспитывающий культуру здоровья ребенка и родителей, прежде всего, сам должен быть здоров, иметь валеологические знания, не переутомлен работой, должен уметь объективно оценивать свои достоинства и недостатки, связанные с профессиональной деятельностью, составить план необходимой самокоррекции и приступить к его реализации.

Состояние здоровья тесно связано с эмоциональным комфортом.

Большинство детей дошкольного возраста основную часть своей жизни проводят в детском саду. Детский сад является необходимой и важной ступенькой, ведущей ребенка в сложный, меняющийся и противоречивый социальный мир. Насколько конструктивным будет вхождение в социум, в большей степени зависит от эмоционального самочувствия ребенка в детском саду.

Условия эмоционального комфорта детей в детском саду:

1. состояние здоровья ребенка в период посещения им детского сада;

2. особенности взаимодействия ребенка со взрослыми (воспитателями, помощником воспитателя, другими специалистами, которые работают с детьми);

3. особенности взаимодействия ребенка с детьми группы, которую он посещает;

4. эмоциональная обстановка, общий уклад жизни в детском саду;

5. обстановка в семье ребенка.

1. Состояние здоровья и эмоциональное благополучие.

Чтобы выяснить, насколько тесна связь между состоянием здоровья и эмоциональным состоянием, нужно соотнести между собой определение этих двух понятий.

Эмоциональное состояние — это особое состояние субъективного эмоционального комфорта – дискомфорта (мне хорошо или мне плохо, как интегральные ощущения благополучия – неблагополучия в тех или иных подсистемах организма или всего организма в целом.

Как же выглядит и ведет себя здоровый ребенок? Он активен, весел, с хорошим настроением. У него хороший аппетит и крепкий сон, он легко просыпается, умеет быстро сосредоточиться, работать без отвлечений. Таким образом, из выше сказанного можно сделать четкий вывод: эмоциональный комфорт напрямую зависит от состояния здоровья ребенка.

2. Характер взаимоотношений ребенка со взрослыми и эмоциональное благополучие.

Социальное развитие детей по-настоящему может осуществляться лишь в эмоциональном контакте со взрослым. От качества этого общения зависит его положительное эмоциональное самочувствие среди окружающих его людей. Ребенок с радостью идет в тот детский сад, где его ждут, где проявляют к нему искренний интерес, помогают преодолевать неудачи, радуются успеху.

На эмоциональный комфорт ребенка в детском саду в первую очередь влияют воспитатель и помощник воспитателя группы. Это первые значимые люди в ближайшем окружении дошкольника после близких взрослых, т. к. переживая психологическое отделение от матери, он приписывает эмоционально значимые характеристики присущие ей воспитателю.

Очень важно чтобы сущность психологической позиции взрослого отличалась безусловным принятием детей. Она заключается в преобладании позитивных оценок личности и деятельности детей, положительного предвосхищения действий ребенка, оценки поступка, а не личности детей, позитивные невербальные проявления.

Если психологическая позиция взрослого характеризуется неприятием детей, т. е. преобладанием негативных оценок личности и действий детей, то ребенок отвечает ему упрямством, нежеланием подчиняться требованиям. Это является серьезным психологическим барьером между взрослым и детьми.

Неоправданно строгая позиция взрослого и неадекватные средства воспитания приводят к перенапряжению нервной системы и создают благоприятную почву для появления страхов. К таким средствам воспитания относят угрозы, суровые или телесные наказания, искусственное ограничение движений, пренебрежение интересами и желаниями ребенка и т. д.

3. Характер взаимоотношений между детьми и эмоциональное благополучие ребенка.

Эмоциональное благополучие ребенка и общее отношение к детскому саду во многом зависят также от его отношений со сверстниками. Ребенок чувствует себя гораздо увереннее и спокойнее в обстановке дружеского расположения, когда он может рассчитывать на поддержку и помощь сверстников, на их участие в возможных ситуациях эмоционального комфорта или дискомфорта. Доброжелательные отношения между сверстниками создают положительный эмоциональный климат в группе.

4. Обстановка в семье ребенка.

Жизнь маленького ребенка начинается в семье, и именно в семье закладывается фундамент физического, психического и нравственного развития. Семья с ее своеобразным, только ей присущим психологическим климатом оказывает решающее влияние на эмоциональное самочувствие ребенка. Семейные конфликты, разные требования к ребенку, непонимание его интересов, потребностей и т. д. могут вызвать отрицательные переживания у детей и оказаться факторами, способствующими развитию неврозов.

Воспитателю очень полезно познакомиться с семьями своих воспитанников, составить свое мнение о том, каково истинное положение ребенка в семье, как относятся к нему близкие, какие взаимоотношения характерны для взрослых данной семьи, какие настроения преобладают при общении членов семьи друг с другом. В беседах с родителями можно также определить каково их отношение к окружающим людям.

Условия, необходимые для обеспечения социально-психологического благополучия ребенка.

1. Обеспечение эмоционального благополучия :

- через уважительное отношение взрослых к человеческому достоинству детей, формирование и поддержка их положительной самооценки, уверенности в собственных возможностях и способностях.

- через непосредственное общение с каждым ребенком;

2. Поддержка индивидуальности и инициативы детей:

- через создание условий для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности;

- через создание условий для принятия детьми решений, выражения своих чувств и мыслей;

- через недирективную помощь детям, поддержку детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности.

3. Установление правил взаимодействия в разных ситуациях:

- создание условий для позитивных, доброжелательных отношений между детьми, в том числе принадлежащих к разным национально-культурным, религиозным общностям и социальным слоям, а также имеющим различные возможности здоровья;

- развитие коммуникативных способностей детей, позволяющих разрешать конфликтные ситуации со сверстниками;

- развитие умения детей работать в группе сверстников.

4. Построение вариативного развивающего образования, ориентированного на уровень развития, проявляющийся у ребенка в совместной деятельности со взрослыми и более опытными сверстниками, но не актуализирующийся в его индивидуальной деятельности (ЗБР каждого ребенка) :

- через создание условий для овладения культурными средствами деятельности;

- через организацию видов деятельности, способствующих развитию мышления, речи, общения, воображения и детского творчества, личностного, физического и художественно-эстетического развития детей;

- через поддержку спонтанной игры детей, ее обогащение, обеспечение игрового времени и пространства;

- через оценку индивидуального развития детей.

5. Взаимодействие с родителями (законными представителями) по вопросам образования ребенка, непосредственного вовлечения их в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьей на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи.

Факторы, влияющие на социально-психологическое благополучие ребенка в ДОУ :

1. Окружающая среда:

Предметно-развивающая среда;

Эмоционально-развивающая среда.

2. Питание:

качество предлагаемых детям блюд, их соответствие

потребностям растущего организма, разнообразие меню и сама

процедура приема пищи.

3. Физические нагрузки:

И. П. Павлов говорил о том, что любая физическая деятельность

дарит мышечную радость, создавая устойчивое настроение.

4. Водные закаливающие процедуры.

5. Игра - является ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте (Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин и др.).

6. Режим дня.

7. Психогимнастика.

8. Релаксация.

Предметно-развивающая среда.

Цель взрослого в предметной среде - содействовать развитию ребенка как личности. Это и определяет решение следующих задач:

- обеспечить чувство психической защищенности, доверия ребенка к миру, радости существования;

- формирование начал личности (базис личностной культуры);

- развитие индивидуальности.

Эмоционально-развивающая среда.

1. Центры эмоционально-развивающей среды группы ДОУ:

Центр двигательной активности;

Центр песок-вода;

Центр ИЗО деятельности;

Игровые двигательные модули;

Игровая «жилая комната»;

Центр развивающих игр;

Элементы некоторых видов театра, зона «ряженья».

2. Центр релаксации, психологической разгрузки. «Домотека» (принесенные из дома фотографии, игрушки, вещи, напоминающие о доме.

Чем ритуалы помогают ребенку?

Приверженность к порядку для маленького ребенка - способ справиться с тревогой. Ведь он и правда совсем маленький, а мир такой сложный, каждый день происходит столько нового, и хоть что-то должно быть неизменным.

Игры, способствующие оптимизации социально-эмоционального развития ребенка.

Порой нам стоит огромных усилий контролировать свои эмоции, сдерживаться, скрывать их от посторонних. Чтобы научить малыша сдерживать, контролировать свои эмоции, дайте ему почувствовать этот "контроль" и как он "работает" в игровой форме. Упражнение детей в умении изображать выразительно и эмоционально отдельные эмоции, движения, коррекция настроения и отдельных черт характера, обучение ауторелаксации.

Публикации по теме:

Здоровьесберегающие технологии в ДОУ Воспитатель Недовес М. А., МБДОУ д/с №46 г. Белгорода. Нормой жизни и поведения каждого человека должно быть сознательное и ответственное.

Доклад по теме «Создание здоровьесберегающей среды в ДОУ на современном этапе развития образования» Дошкольный возраст является самым благоприятным периодом для формирования здорового образа жизни. Здоровье - это состояние полного физического,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Педагогическая гостиная. Технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка.
Опубликовано: 13 марта 2015 в 11:20
+13Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД