Получи документы

Педагогическая компетентность воспитателя как основа внедрения ФГОС до

Неизвестный
Педагогическая компетентность воспитателя как основа внедрения ФГОС до

Профессиональная компетентность современного педагога ДОУ определяется как совокупность общечеловеческих и специфических профессиональных установок, позволяющих ему справляться с заданной программой и особыми, возникающими в психолого – педагогическом процессе дошкольного учреждения, ситуациями, разрешая которые, он способствует уточнению, совершенствованию, практическому воплощению задач развития, его общих и специальных способностей.

Педагог должен быть компетентным в вопросах организации и содержания деятельности по следующим направлениям:

I. Воспитательно-образовательной.

Публикация «Педагогическая компетентность воспитателя как основа внедрения ФГОС ДО» размещена в разделах

II. Учебно–методической.

III. Социально–педагогической.

I. Воспитательно–образовательная деятельность предполагает следующие критерии компетентности :

осуществление целостного педагогического процесса; создание развивающей среды;

обеспечение охраны жизни и здоровья детей.

Данные критерии подкрепляются следующими показателями компетентности педагога :

1) знание целей, задач, содержания, принципов, форм, методов и средств обучения и воспитания дошкольников;

2) умения результативно формировать знания, умения и навыки в соответствии с образовательной программой.

II. Учебно – методическая деятельность воспитателя предполагает следующие критерии компетентности :

планирование воспитательно-образовательной работы;

проектирование педагогической деятельности на основе анализа достигнутых результатов.

Данные критерии подкрепляются следующими показателями компетентности :

1) знание образовательной программы и методики развития разных видов деятельности детей;

2) умение проектировать, планировать и осуществлять целостный педагогический процесс;

3) владение технологиями исследования, педагогического мониторинга, воспитания и обучения детей.

Кроме того педагог должен умело соединять основную образовательную программу и парциальные, обогащая и расширяя содержание каждого направления, избегая «мозаичности», формируя целостность восприятия ребенком. Иначе говоря, компетентный педагог должен уметь грамотно интегрировать содержание образования, обеспечивать взаимосвязь всех занятий, мероприятий, событий исходя из задач воспитания и развития ребенка.

III. Социально – педагогическая деятельность воспитателя предполагает следующие критерии компетентности :

консультативная помощь родителям;

создание условий для социализации детей;

защита интересов и прав.

Данные критерии подкрепляются следующими показателями:

1) знание основных документов о правах ребенка и обязанностях взрослых по отношению к детям;

2) умение вести разъяснительную педагогическую работу с родителями, специалистами ДОУ.

Система профессиональной компетентности педагога дошкольного образования включает в себя совокупность компетенций :

1. Методологическую.

2. Психолого-педагогическую.

3. Коммуникативную.

4. Исследовательскую.

5. Презентационную.

6. Акмеологическую.

7. Икт-компетентность.

8. Эмоциональная компетентность.

1. Ключевой составляющей методологической компетентности педагога к реализации ФГОС дошкольного образования является понимание оснований системно-деятельностного подхода.

Сущность деятельностного подхода заключается в том, что в центре внимания стоит совместная (партнерская) деятельность взрослых и детей по достижению совместно выработанных целей и задач. Педагог не декларирует готовые образцы нравственной и духовной культуры, а как бы создает, вырабатывает их вместе с детьми. Совместный поиск и определение ценностей, норм и законов жизни в процессе разных видов деятельности и составляет основу образовательного процесса с детьми дошкольного возраста.

2. Психолого-педагогическая компетентность включает в себя знание педагогом возрастных особенностей детей дошкольного возраста, их психического развития, методики дошкольного воспитания и умение адекватно выстраивать образовательный маршрут с каждым ребенком на каждом этапе освоения им образовательной программы дошкольного образования.

3. Коммуникативная компетентность заключается в практическом владении приемами общения, позволяющими осуществлять позитивное, результативное взаимодействие со всеми участниками образовательных отношений (дети, родители и члены семьи, педагоги).

4. Исследовательская компетентность педагога дошкольного образования включает в себя умение применять в практической деятельности исследовательские и опытно-экспериментальные методы организации образовательного процесса: создание ситуаций для самостоятельного, непосредственного наблюдения, исследования детьми, на основе которых они сами устанавливают причинно-следственные связи предметов, явлений окружающей действительности, учатся делать выводы. Важной составляющей исследовательской компетентности в настоящее время является готовность педагога осуществлять поиск необходимой информации, гибко применять ее в условиях своего ОУ, группы.

5. Наличие презентационной компетентности педагога выражается в умении презентовать положительный опыт своей профессиональной деятельности в написании и публикации статей в журналах, на образовательных сайтах, выступлениях на педагогических конференциях разного уровня, презентации материалов из опыта работы по актуальным проблемам дошкольного образования на сайте дошкольного учреждения и т. д.

6. Готовность педагога к профессиональному росту: умение выявлять проблемы образовательной деятельности и определять точки дальнейшего профессионального развития составляет акмеологическую компетентность педагога.

7. Информатизация образования, в том числе и дошкольного, обострила необходимость наличия у каждого педагога информационно-коммуникационной компетентности, выражающейся в умении владеть и применять информационную продукцию, средства и технологии в образовательном процессе.

Педагог должен :

- уметь работать с различными компьютерными программами хранения и передачи информации.

8. Эмоциональная компетентность – это способность осознавать и признавать собственные чувства, а также чувства других, для самомотивации, для управления своими эмоциями внутри себя и в отношениях с другими.

Исходя из современных требований, можно определить основные пути развития профессиональной компетентности педагога :

- работа в методических объединениях, творческих группах;

- исследовательская, экспериментальная деятельность;

- инновационная деятельность, освоение новых педагогических технологий;

- активное участие в педагогических конкурсах, мастер – классах;

- обобщение собственного педагогического опыта и т. д.

Анализ собственного педагогического опыта активизирует профессиональное саморазвитие педагога, в результате чего развиваются навыки исследовательской деятельности, которые затем интегрируются в педагогическую деятельность. Повышение компетентности и профессионализма педагога есть необходимое условие повышения качества, как педагогического процесса, так и качества дошкольного образования в целом.

Беседа-рассуждение о понятиях (ООП, амплификация, зона ближайшего и зона актуального развития, ОВЗ, предметно-пространственная среда и образовательная среда).

Публикации по теме:

Педагогическая компетентность и профессиональное мастерство — определяющий фактор обеспечения качества образования В рамках темы конференции «Педагогическая компетентность и профессиональное мастерство - определяющий фактор обеспечения качества образования».

Региональный компонент в системе внедрения ФГОС в ДОУРегиональный компонент в системе внедрения ФГОС в ДОУ Дошкольный возраст - благоприятный период для потенциальных возможностей развития высших нравственно - патриотических чувств. Федеральные.

Формирование информационно-образовательной среды ДОУ в рамках внедрения ФГОС Развитие современного социума неразрывно связано с научно-техническим прогрессом, доминирующим видом которого является процесс информатизации,.

Использование ИКТ в проектировании и реализации ООП в условиях внедрения ФГОС ДО Использование ИКТ в проектировании и реализации ООП ДО в условиях внедрения ФГОС ДО «Если сегодня будем учить так, как учили вчера, мы украдём.

Из опыта работы ДОУ. «Подведение итогов выполнения «Дорожной карты» внедрения ФГОС Дошкольное детство – один из самых светлых и беззаботных периодов жизни каждого человека, когда мир сулит множество открытий. Детство –.

Педагогический совет «Коммуникативная компетентность воспитателя-условие формирования у дошкольников речевых умений и навыков» Педагогический совет на тему: «Коммуникативная компетентность воспитателя - одно из условий формирования у дошкольников речевых умений и.

Профессиональная компетентность педагога в контексте ФГОС дошкольного образования В последнее время в системе образования наметились существенные изменения стратегии и тактики образовательной деятельности, направленные.

Психология управления педагогическим коллективом в условиях внедрения ФГОС (игры и упражнения). Современное образование претерпевает большие изменения. В жизнь системы образования страны прочно вошел Федеральный государственный образовательный.

Семинар — практикум для воспитателей «Организация партнерской деятельности с детьми в рамках внедрения ФГОС до» Модернизация российского дошкольного образования осуществляется с современных научных позиций с опорой на положения научной концепции «Дошкольное.

Справка тематического контроля на тему «Создание условий для внедрения ФГОС в ДОУ» Справка тематического контроля на тему «Создание условий для внедрения ФГОС в ДОУ» Цель: оценить условия, созданные в группах детского сада.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Педагогическая компетентность воспитателя как основа внедрения ФГОС до
Опубликовано: 21 января 2017 в 14:00
0Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 апреля. Международный день ложки. Передвижка «История русской ложки»

2 апреля отмечаем праздник ложки — столового прибора, без которого ни супа, ни каши не съешь. Деревянная ложка – символ традиций и самобытности русской культуры.

1 апреля. День смеха. Передвижка «Смех в жизни ребенка»

1 апреля отмечаем День смеха — праздник шуток и розыгрышей. Чувство юмора не врожденное качество, его можно и нужно развивать с самого детства.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД