Диана Шульженко
Педагогическая консультация «Внутренние и внешние ресурсы человека. Какие аспекты необходимо поддерживать и развивать?»
К внутренним ресурсам относится все то, что заложено в человеке природой и накопилось за годы жизни. К ним относится: знания; умения; навыки; опыт; интересы; способности (задатки); характер; темперамент; эмоциональные и психические состояния; мировоззрение; убеждения; ценности; здоровье; воля; настроения; интеллект; позитивное мышление; самооценка; самообладание; многое другое. Можно сказать, что это внутренний мир человека.
Публикация «Педагогическая консультация „Внутренние и внешние ресурсы человека, Какие аспекты необходимо поддерживать и развивать?“» размещена в разделах
Внутренние ресурсы человека – это потенциал личности и все ее особенности. Это то, что помогает человеку развиваться, преодолевать трудности, налаживать отношения с окружающими, идти к успеху и счастливой жизни. Если элементов много, и они сильно развиты, то человек быстро и легко идет по жизни. Он отличается стойкостью, самообладанием и стрессоустойчивостью. Про таких людей говорят, что у них есть внутренний стержень. Если основ мало, то человек пасует перед трудностями, быстро устает, сдается, отказывается от своих целей и желаний, довольствуется малым.
Внешние ресурсы человека – это все то, что поддерживает нас из внешнего мира. У каждого человека свой набор источников силы. Обычно к ним относятся следующие элементы: друзья; родственники; коллеги; хобби; любимая работа; книги; материальные блага и деньги; полезные связи; весь круг общения; социальные статусы и роли; собеседники на форумах; соседи; знакомые из кружка по интересам.
Внешние ресурсы, как и внутренние, есть у каждого человека. Хотя не всегда их наличие и поддержка заметны. Важно концентрировать внимание на том, что есть, а не на том, чего не хватает. Например, некоторые люди из бедных семей переживают, что в их окружении нет влиятельных людей, полезных связей, но при этом они не замечают, что есть тепло и поддержка близких. Не замечают, что среди их родственников есть те, кто верят в них, доброжелательные и отзывчивые люди.
Составляющие личностных ресурсов человека
В психологии нет единой классификации источников силы. Обобщим названные элементы в виде таблицы внутренних и внешних ресурсов человека :
Внутренние Внешние
Время Информация
Здоровье Связи
Интеллект Деньги
Эмоции Власть
Здоровье и физическая сила
От физического комфорта зависит комфорт психологический. Сложно думать о чем-то другом, если у вас болит что-то или если вашей жизни что-то угрожает. Кроме этого, сильный иммунитет, крепкое здоровье и физически развитое тело помогают человеку быть активным, мобильным.
Например, все мы знаем, как обычная простуда может выбить из колеи на недели и нарушить все планы. Или такой пример важности здоровья. Водители и другие люди, которым приходится много сидеть, знают, как важно поддерживать здоровье спины. Иначе можно оказаться прикованным к кровати и не способным работать.
Кроме физического здоровья важно еще и психологическое благополучие. Поэтому необходимо высыпаться, правильно питаться, избегать стрессов, своевременно решать возникающие психологические проблемы.
Интеллект
Интеллект с латинского переводится как «восприятие», «разумение», «понимание», «понятие», «рассудок». Это способность к познанию, осмыслению и решению задач. А также это способность организовать деятельность так, что вся содержащаяся в мозге информация будет применена с максимальной пользой и эффективностью.
Интеллект – более сложная структура, чем обычно представляется людям. Он связан с такими познавательными способностями, как: внимание; воображение; мышление; представление; восприятие; ощущение; память.
Кроме этого, важно знать, что существуют 9 типов интеллекта: природный (натуралистический); музыкальный; логико-математический; экзистенциальный (философский); кинестетический (телесный); межличностный (социальный); пространственный (образный); лингвистический (вербальный); личностный (внутренний).
Проблема в том, что многие люди зацикливаются только на одном ресурсе – логико-математическом интеллекте (IQ). И из-за этого они не замечают свой истинный потенциал, не используют и игнорируют свои внутренние силы.
Позитивное мышление
Важно не путать со слепым оптимизмом. При позитивном мышлении человек не убеждает себя, что все хорошо, и не игнорирует трудности. Он видит их и признает, но в то же время он уверен, что справится с любыми неудачами. Он уверен в себе, знает свои сильные и слабые стороны, умеет их грамотно использовать. Такой человек воспринимает трудности как возможности. Позитивное мышление побуждает человека обратить внимание на личные ресурсы, использовать их, пополнять и восполнять.
Самооценка
Только при адекватно высокой самооценке можно добиться успеха в жизни. Заниженная или завышенная самооценка приводит к тому, что человек неадекватно оценивает реальность.
Например, при заниженной самооценке он во всех неудачах винит только себя и уходит в самобичевание. А при завышенной самооценке он переносит ответственность на других людей. В первом случае человек недооценивает свои способности и пасует перед трудностями, даже не пытается заявить о себе, попробовать что-то. Во втором случае человек переоценивает свои способности и возможности – из-за этого нередко тоже оказывается в проигрыше.
Обратите внимание! При заниженной самооценке человек критикует себя как личность. При адекватной самооценке человек критикует свои отдельные поступки, мысли, действия, но при этом он сохраняет веру в себя и чувство самоценности.
Навыки
Навык – это умение, доведенное до автоматизма. В психологии принято выделять четыре типа навыков: двигательные, мыслительные, сенсорные и навыки поведения. Отдельно стоит упомянуть о профессиональных навыках, они базируются на главных четырех видах. При помощи всех этих навыков человек становится полезным обществу, входит в него, налаживает связи и занимает свое место в какой-либо системе отношений, будь то трудовая сфера или личные отношения.
Самообладание
Самообладание – это способность сохранять спокойствие и трезвый ум, принимать взвешенные решения в сложных жизненных ситуациях. Без самообладания невозможно выстроить гармоничные отношения с окружающими, построить карьеру, обучиться чему-то и двигаться по жизни. Потеря самообладания чревата конфликтами, необдуманными поступками с плачевыми последствиями. Человек с неразвитым самообладанием может причинить вред себе и другим.
Заключение
Теперь вы знаете все о внутренних и внешних ресурсах человека. Однако недостаточно просто разбираться в этом. Необходимо учиться грамотно использовать все свои ресурсы и регулярно восполнять потраченную энергию. Только так можно избежать истощения и выгорания, добиться успеха в жизни и удержать его.
Что важнее в жизни человека : внутренние или внешние ресурсы? Сложно сказать, но, пожалуй, внутренние. Все во внешнем мире меняется, и только вы сами с собой проживаете каждую минуту. Вы можете сменить место жительства, окружение, работу и прочее, но в любое «новое» вы возьмете себя «старого».
Внутренние ресурсы – самое ценное, что есть у человека. Поэтому крайне важно любить и принимать себя, заботиться о себе. Но при этом важно помнить, что внешние силы помогают поддерживать внутренние. Любовь к миру и открытость обществу – единственный путь к пополнению и восполнению как внутренних, так и внешних ресурсов человека.