Педагогическая система работы «Сказка  как средство развития связной речи у детей 4–5 лет». Часть III

Юлия Торопова
Педагогическая система работы «Сказка  как средство развития связной речи у детей 4–5 лет». Часть III

Часть 1 и ссылки на остальные части

Первый блок занятий был посвящен русской народной сказке «Репка». На первом занятии дети прослушали сказку «Репка». Почти все дети хорошо ее знают и смогли ее пересказать, некоторые рассказали наизусть. Далее с детьми была организована игра, «Какой, какая, какое?», где детям было предложено дать характеристику каждому персонажу сказки. Дети с интересом прослушали правила этой игры, им понравилось давать всем персонажам сказки характеристику, определять характер. По мнению детей, все персонажи трудолюбивые и целеустремленные (эти характеристики не раз звучат в группе в течение дня, в самостоятельной деятельности детей, поговорках и пословицах, а Даша С. сказала, что репка выросла на славу большая, и желтая как у нее на огороде. В течение дня дети из группы, самостоятельно организовали игру «Какой, какая, какое?».

Второе занятие по теме «Репка» начали с загадывания загадок. Ребята с удовольствием их отгадывали и сразу определили, что разговор пойдет о персонажах сказки «Репка». Также поговорили о том, что умеют делать животные в жизни и в сказке. Этот вопрос вызвал у детей затруднение. После некоторой помощи воспитателя дети начали фантазировать, размышлять над вопросом «А нужна ли вообще им репка, как продукт питания?» В конце занятия поиграли в дидактическую игру «Кого можно похвалить?». С этой игрой дети справились, активно хвалили всех персонажей, но больше всего нахваливали деда и мышку - деда за то, что посадил репку, ухаживал за ней, а мышку за то, что та не побоялась кошку и не отказала ей в помощи.

На следующем занятии детям дано было задание придумать другое название сказки. Больше всего мне понравились ответы Эдика, он предложил назвать сказку «Дружная семейка», Леры «Огородное чудо» и Маши «Чудо – чудное, диво необъятное». Была проведена дидактическая игра «От каждого по словечку», в которой надо было добавить свое слово к вышесказанному для составления предложения. Дети с энтузиазмом подошли к этому занятию они шутили, смеялись от тех предложений, которые составляли. Игра понравилась, вызвала желание придумывать новые предложения для сказки.

На итоговом занятии с детьми поиграли в игру «А если бы…» в этой игре надо было подумать о том, что может произойти, если убрать одного персонажа из сказки или изменить их характер. После игры детям предложили придумать новое окончание сказки «Репка». Маша рассказала свою версию сказки: «Посадил дед репку. Все лето шли дожди, репка выросла большая, но не совсем большая, а так, средняя. Пошел дед репку тянуть - тянет, потянет, вытянуть не может. Позвал бабку. Дедка за репку, бабка за дедку тянут, потянут, вытянуть не могут. Позвала бабка внучку. Дедка за репку, бабка за дедку, внучка за бабку - тянут, потянут, вытянуть не могут. Устали, все выбились из сил. Тогда внучка и говорит: «А что это мы тут все тянем репку и тянем, когда у нас трактор есть?» Детям понравилась сказка, придуманная Машей. Все смеялись над ее окончанием.

Версия Вадика была не менее интересна: «Посадил дед репку, да так посадил, что аж все поле засеял. Смотрит и думает - ну и как теперь урожай собирать. Позвал он и бабку, и внучку, и Жучку, и кошку. Тянут они репки, долго тянут. Тут выходит мышка из норки, а мышцы у мышки как у силача. Отодвинула мышка всех в сторонку и сама всю репку повыдергивала. Конечно, дед с бабкой, внучкой, Жучкой, кошкой поблагодарили мышку. Угостили ее репкой. Той репки мышки на год хватило».

Второй блок проводила по сюжету сказки «Колобок». На первом занятии вспомнили содержание сказки «Колобок». Побеседовали о том, кто на самом деле колобок, из чего его слепили. Дети узнали, что такое амбар и сусеки. Также дети пересказывали сказку, используя театрализованные маски.

На втором занятии было предложено написать письмо одному из героев сказки. Дети разделились по парам и бурно обсуждали, кому надо написать письмо. Одни считали, что надо предупредить деда с бабкой, чтоб они не ставили колобка на открытое окно, другие считали, что лучше предупредить колобка о том, чтоб не разговаривал с лисой. Мне больше всего понравился ответ Леры, она считает, что надо предупредить лису о том, что колобка есть вредно, потому что он грязный, катился по дорожке, а грязное есть нельзя, живот заболит. Здесь уже видно, что Лера придумала и другое окончание сказки, в которой лисе станет плохо и Лера беспокоится за здоровье лисы. Также поиграли в игру «А если бы…». В этой игре мы развивали фантазию, умение быстро и правильно отвечать на вопрос полным предложением.

На третьем занятии было предложено пересказать эпизод сказки от имени героя. С этим заданием справились все ребята. Они надели маски и вжились в роль персонажа. Однако, рассказывали они больше от лиц бабы, деда и колобка. Когда я спросила, почему они не хотят рассказать от лица, например зайца, то дети ответили, что зайчик в сказке говорит очень мало, а им хочется рассказать побольше. Следующие задание было на самостоятельное придумывание загадки о персонажах сказки. С данным заданием дети справились с некоторым затруднением, так как с таким заданием они столкнулись в первый раз. После первых загадок, которые сочинили дети, остальные ребята подхватили идеи и с удовольствием попробовали предложить свои версии загадок: «Он от бабушки ушел и от дедушки ушел, а от лисы не убежал» (колобок). «Обхитрила колобка, на носок его усадила и язычкам слизала» (лиса).

Изменение сюжета сказки путем ввода нового героя было предложено на четвертом занятии. Детей разделила на три команды по четыре человека. В своих подгруппах дети решали самостоятельно, каких персонажей надо добавить в сюжет. Имея небольшой опыт в изменении сказок, ребята активно начали сочинять. Сказки получились занимательные и интересные. Лера предложила ввести в сказку доктора Айболита, чтобы вылечить глупую лису, которая берет в рот грязные продукты.

Четвертый блок включает в себя работу с русской народной сказкой «Гуси-лебеди». На первом занятии пересказала сказку «Гуси лебеди». После прослушивания эмоционально обсуждали ее содержание, переживали за Аленушку и сочувствовали брату Иванушке. Все ребята отметили, если бы сестрица Аленушка послушалась родителей и внимательно следила за братом, то беды не случилось.

На втором занятии ребята пробовали пересказать сказку по картинкам; не всем это сразу удалось. Вначале дети путались в последовательности встреч главной героини с помощниками. Показала еще раз, как правильно пересказывать сказку по картинкам, объяснила порядок пересказа. В дальнейшем ребята сами пересказывали знакомый сюжет. Также дети упражнялись в игре «Назови ласково», целью которой было использование суффиксов. В течение дня ребята всех называли ласково. Максим: «Дайте мне стульчик, я сяду за столик и буду рисовать на листочке карандашиком». Также на занятии придумали новое название сказки: «Не послушная дочка», «Три чуда, которые помогли Аленушке и братцу ее Иванушке». Ребята играли в игру «Задумай слово», подбирали слово, которое есть в сказке, но не называли его, а просто рассказывали, что (или кого) это слово обозначает. Максим, например, загадал детям: «Он маленький, беленький и мекает».

Фрагменты конспектов занятий представлены в приложении. (приложение 3)

Публикации по теме:

Русская народная сказка «Репка» в постановке настольного пальчикового театраРусская народная сказка «Репка» в постановке настольного пальчикового театра Цель: учить детей слушать сказку в инсценированном варианте, принимать участие в драматизации её отрывков, вызвать желание повторять вслед.

Занятие по развитию речи. Игра-драматизация русской народной сказки «Репка» Цель: 1. продолжать знакомить детей с русской народной сказкой «Репка»; 2. подвести детей к игровой деятельности, к импровизации русской.

Библиотека изображений:
  • Транспорт
  • Русские народные сказки
  • Русские народные сказки
Автор публикации:
Педагогическая система работы «Сказка  как средство развития связной речи у детей 4–5 лет». Часть III
Опубликовано: 20 февраля 2014 в 14:24
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Итоговое интегрированное открытое занятие в старшей группе «Путешествие на...
Цель: Обобщить и систематизировать знания, полученные в течение года. Программное содержание: 1. закрепить знания о характерных признаках весны, о...
Эссе «Я педагог» к конкурсу «Лидер в дошкольном образовании»
Эссе «Я педагог». Воспитатель – это человек, профессионально принимающий на себя ответственность за развитие другого человека. Ш. Амонашвили Если бы 22...
Презентация «Методы экологического воспитания дошкольников»
Экологическое воспитание детей дошкольного возраста должно предупредить дальнейшее разрушение планеты, на которой мы живем. Деятельность человека должна быть...
Презентация «Открытое мероприятие «Путешествие в зеленую страну»
Открытые занятия или мероприятия для детей до¬школьного возраста — одна из эффективных форм организации методической работы в ДОУ. Открытое занятие в...
Проект «Птицы» во второй младшей группе
Проект «Птицы» во второй младшей группе Воспитатель: Каримова Лариса Ивановна МАДОУ «Детский сад №21» Свердловская область, город Ирбит Одной из наиболее...