Лучший педагог года

Педагогическая технология по формированию у детей дошкольного возраста компетентности в культуре здорового питания

Елена Давлеткулова
Педагогическая технология по формированию у детей дошкольного возраста компетентности в культуре здорового питания

Педагогическая технология по формированию у детей дошкольного возраста компетентности в культуре здорового питания

Сказки рецепты – о вкусном и полезном.

«…Я думаю, Вы,

без сомнения знаете

Что пользу приносит

Не все, что съедаете

Наверное, тот ни когда не болел

Кто с детства

Продукты полезные ел».

К. Люис

Еще в древние времена врачи хорошо понимали значение правильного питания для гармоничного развития человека.

Публикация «Педагогическая технология по формированию у детей дошкольного возраста компетентности в культуре здорового питания» размещена в разделах

Культура питания - один из наиболее важных и необходимых условий для сохранения здоровья человека.

Наш организм постоянно находится во взаимодействии с окружающей средой и чрезвычайно подвержен ее влияниям. Питание является основным фактором этой среды, оказывающим самое непосредственное влияние на жизнедеятельность живого организма.

Особенно важна роль питания в детском возрасте. Это обусловлено рядом причин. Детский организм отличается от организма взрослого бурно протекающими процессами роста и развития, формированием и становлением структуры многих органов и систем, совершенствованием их функций, большой двигательной активностью, развитием высшей нервной деятельности.

Пища является единственным источником, с которым ребенок получает необходимый пластический материал и энергию.

Правильное питание ребенка обеспечивает его гармоничное развитие, хорошую сопротивляемость инфекционным заболеваниям, повышает устойчивость иммунитета. Питание оказывает определяющее влияние на развитие мозга, интеллект ребенка и функциональное состояние его центральной нервной системы.

О роли правильного питания в развитии детей и сбережении их здоровья говорили М. Я. Бренц, К. С. Ладодо, Мишель Монтиньяк, Е. Н. Новикова, А. Ф. Тура и многие ученые истории и современности. «Если чрезмерное и исключительное увлечение едой есть животность, то всякое невнимание к еде, есть неблагоразумие, и истина здесь, как и повсюду, лежит в середине»! Академик Павлов

В настоящее время на прилавках магазинов появилось много продуктов, которые ярко упакованы, быстры в приготовлении, но не всегда полезны для нашего здоровья. Многие родители не знают или пренебрегают рекомендациями о правилах здорового питания. В аптеках - много лекарств, комплексов витаминов, которые люди, следуя рекламе, употребляют без разбора, не думая о последствиях и побочных эффектах.

В этой связи возникает объективная необходимость формирования у ребенка с ранних лет культуры здорового и правильного питания. Это обусловлено и рядом противоречий:

между потребностью общества в воспитании здоровых граждан и снижением уровня знаний у подрастающего поколения в области здорового образа жизни;

между выбором продуктов натурального происхождения и насыщенностью торговой сети продуктами с искусственными добавками;

между необходимостью формирования у детей культуры питания и отсутствием педагогических технологий по данному направлению в работе с дошкольниками;

между комплексным подходом к решению поставленной проблемы и недостаточным вниманием к установлению системных связей в диалоге «детский сад – семья» по организации здорового питания детей.

Интенсивное изменение окружающей жизни человека, активное проникновение научно-технического прогресса во все ее сферы диктуют педагогу необходимость выбирать более эффективные средства воспитания у молодого поколения культуры здорового питания и обучения его с ранних лет здоровому образу жизни на основе современных образовательных технологий.

Анализ результатов анкетирования, проведенного среди родителей нашего детского сада, подтверждает их заинтересованность в повышении уровня собственных знаний об организации здорового питания своего ребенка.

Учитывая социально-педагогическую значимость данной проблемы, мы предлагаем педагогическую технологию по формированию у детей дошкольного возраста компетентности о культуре здорового питания, направленную на решение указанных противоречий.

Педагогическая технология «Сказки рецепты о вкусном и полезном!» разработана в рамках проведения экспериментальной работы нашего дошкольного учреждения по культурологическому образованию детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Цель педагогической технологии :

формирование у детей дошкольного возраста компетентности о культуре здорового питания.

Задачи:

Познакомить детей с основами культуры здорового питания.

Формировать у детей ценностное отношение к продуктам питания, их выбору и рациональному использованию.

Развитие у детей творческих способностей на основе составления сказок-рецептов о вкусной и здоровой пище.

Содействовать сохранению здоровья каждого ребенка, воспитывая у детей компетентность о здоровом образе жизни.

Вызвать у детей интерес к национальным блюдам других народов и воспитывать умение адекватно воспринимать их.

Реализация поставленных задач в воспитательно-образовательном процессе детского сада осуществляется с учетом следующих подходов:

• личностного ориентирования;

• индивидуализации и гуманизации;

культуросообразности;

• сотворчества;

• интегративности.

Содержание педагогической технологии строится на основе ведущих дидактических принципов:

воспитывающего характера обучения;

• доступности;

• наглядности;

• научности;

• сознательности и активности в усвоении материала;

• систематичности и последовательности;

• преемственности.

Педагогическая технология ориентирована на работу с детьми 4-6 лет и включает в себя такие разделы, как:

- «Овощи, ягоды, фрукты, чудесные продукты»

- «Азбука здорового питания»

- «Советы со всего света»

Организация работы с детьми по указанным направлениям осуществляется в форме :

• НОД

• игр

• экспериментальной деятельности

• совместной и самостоятельной деятельности

• развлечений

• досугов

• театрализованной деятельности.

Содержание второго раздела «Азбука здорового питания» направлено на расширение и углубление знаний детей о витаминах, содержащихся в продуктах питания (крупы, молоко, мед, мясо, овощи, ягоды, фрукты). Ознакомление детей с правилами здорового питания, культурой употребления пищи. Накоплению представлений об основе здорового питания. Подвести детей к пониманию того, что многие продукты и травы имеют целебные свойства и используются для лечения и сохранения здоровья. Научить детей противостоять телевизионной рекламе.

Содержание третьего раздела «Советы со всего света» направленно на ознакомление детей с национальной кухней других народов. Развитие у дошкольников познавательного интереса к культуре здорового питания других народов.

Организация работы с детьми по указанным направлениям осуществляется в форме :

• НОД (сообщение новых знаний)

• Игр (закрепление)

• экспериментальной деятельности (приобретение новых знаний)

• совместной и самостоятельной деятельности (закрепление)

• развлечений (закрепление)

• театрализованной деятельности (закрепление)

Как видно из представленного планирования, содержание нашей работы осуществляется в тесном сотрудничестве со специалистами дошкольного образовательного учреждения - музыкальным руководителем, руководителем театральной студии, преподавателями изобразительного искусства, физического воспитания и экологии, шеф-поваром детского сада и другими. Это сотрудничество способствует более глубокому и разностороннему накоплению детьми знаний о культуре питания

Формирование у дошкольников компетентности о культуре здорового питания невозможно без взаимодействия с семьей, просвещения родителей в вопросах культуры питания своих детей. В связи с этим работа воспитателя по данному направлению включает в себя оформление наглядной агитации, папок передвижек содержащих информационный материал. Проведение родительских собраний. Консультации воспитателя, специалистов. Беседы, индивидуальная работа. Организация круглого стола, конкурсов, фотовыставок.

Учитывая значимость социокультурного окружения, предполагается установить взаимодействие в работе с медицинскими работниками (основы здорового питания, районной библиотекой (обеспечение художественной литературой, Домом детского творчества и Домом культуры (организация выставок детских рисунков).

Предполагаемый результат

Мы считаем, что организация целенаправленной работы способствует тому, что у детей :

- сформируется представление о здоровом образе жизни;

- возрастает желание вести здоровый образ жизни;

- сформируются основы культуры питания, которые сохранят свою значимость на всю жизнь;

- развивается творческий потенциал;

- сложится противостояние к телевизионной рекламе.

Учитывая индивидуальные особенности детей, порядок разделов может меняться.

Работа с родителями

Средняя группа

1. Оформление к родительскому собранию папки-передвижки «Убираем урожай» (с привлечением детей к сбору урожая).

2. Выставка «Золотая осень» (изготовление поделок из овощей, фруктов, природного материала родителями вместе с детьми).

3. Консультация на тему «Овощи, фрукты – полезные продукты».

4. Родительское собрание «Здоровое питание». Выступление медсестры, шеф-повара, родителей. Организация совместного чаепития родителей с детьми с вареньем из тыквы, моркови, ягод.

5. Организация фотовыставки «Во саду ли, в огороде».

6. Выставка детских рисунков в Доме творчества «Самый любимый и полезный овощ».

7. Оформление родителями сказок, придуманных ребенком в отдельную книжку.

8. Круглый стол «Ритуал употребления пищи».

9. Оформление папки-передвижки «Что полезно, а что - нет».

10. Родительское собрание на тему «Чем вредны нам Фанты, чипсы».

11. Предложить родителям придумать и разыграть перед детьми антирекламу неполезным продуктам (Фанта, сникерс….).

12. Оформление наглядного материала на тему «Национальные блюда русских и бурят».

13. Родительское собрание на тему «Как и чем, кормить своего ребенка».

Старшая группа

1. Выставка поделок сделанных родителями и детьми из овощей, год и фруктов.

2. Собрание на тему «Азбука витаминов».

3. Практикум по приготовлению овощных блюд (медсестра, шеф-повар).

4. Тематическая выставка «О витаминах».

5. Круглый стол для родителей (семинар) по обмену опытом «А как лечитесь вы?». Предложить родителям поделиться знаниями о лечебных свойствах продуктов.

6. Родительское собрание «Здоровье наших детей». Выступление родителей о способах лечения и профилактики здоровья овощами, фруктами, ягодами, травами. Заключительное выступление медсестры, комментарии к выступлениям родителей.

7. Оформление папки-передвижки для родителей «национальные блюда эвенков» .

8. Познакомить родителей с организацией питания детей в группах, работы пищеблока.

9. Консультация «Если ребенок плохо ест».

10. Конкурс для родителей «Лучшая сервировка стола».

11. оформление папки-передвижки «Советы со всего света».

12. Родительское собрание «Полезные блюда других народов (Татарстан, Япония).

13. Составление родителями «Книги рецептов» (рецепты блюд, предложенные родителями и сказки-рецепты, придуманные детьми, иллюстрации, рисунки детей.

14. Составление «Книги рецептов» лечения и профилактики здоровья детей.

Публикации по теме:

Дидактические игры, о здоровом питании.Дидактические игры, о здоровом питании. Я работаю по  здоровье сберегающей технологии по формированию у детей дошкольного возраста компетентности о культуре  здорового.

Перспективный план проекта «Здоровое питание» Цель проекта: формирование у детей ясных представлений о продуктах, приносящих пользу организму, об организации правильного здорового питания.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Педагогическая технология по формированию у детей дошкольного возраста компетентности в культуре здорового питания
Опубликовано: 30 сентября 2013 в 17:30
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД