Педагогическая технология по формированию у детей дошкольного возраста компетентности в культуре здорового питания

Елена Давлеткулова
Педагогическая технология по формированию у детей дошкольного возраста компетентности в культуре здорового питания

Сказки рецепты – о вкусном и полезном.

«…Я думаю, Вы,

без сомнения знаете

Что пользу приносит

Не все, что съедаете

Наверное, тот ни когда не болел

Кто с детства

Продукты полезные ел».

К. Люис

Еще в древние времена врачи хорошо понимали значение правильного питания для гармоничного развития человека.

Культура питания - один из наиболее важных и необходимых условий для сохранения здоровья человека.

Наш организм постоянно находится во взаимодействии с окружающей средой и чрезвычайно подвержен ее влияниям. Питание является основным фактором этой среды, оказывающим самое непосредственное влияние на жизнедеятельность живого организма.

Особенно важна роль питания в детском возрасте. Это обусловлено рядом причин. Детский организм отличается от организма взрослого бурно протекающими процессами роста и развития, формированием и становлением структуры многих органов и систем, совершенствованием их функций, большой двигательной активностью, развитием высшей нервной деятельности.

Пища является единственным источником, с которым ребенок получает необходимый пластический материал и энергию.

Правильное питание ребенка обеспечивает его гармоничное развитие, хорошую сопротивляемость инфекционным заболеваниям, повышает устойчивость иммунитета. Питание оказывает определяющее влияние на развитие мозга, интеллект ребенка и функциональное состояние его центральной нервной системы.

О роли правильного питания в развитии детей и сбережении их здоровья говорили М. Я. Бренц, К. С. Ладодо, Мишель Монтиньяк, Е. Н. Новикова, А. Ф. Тура и многие ученые истории и современности. «Если чрезмерное и исключительное увлечение едой есть животность, то всякое невнимание к еде, есть неблагоразумие, и истина здесь, как и повсюду, лежит в середине»! Академик Павлов

В настоящее время на прилавках магазинов появилось много продуктов, которые ярко упакованы, быстры в приготовлении, но не всегда полезны для нашего здоровья. Многие родители не знают или пренебрегают рекомендациями о правилах здорового питания. В аптеках - много лекарств, комплексов витаминов, которые люди, следуя рекламе, употребляют без разбора, не думая о последствиях и побочных эффектах.

В этой связи возникает объективная необходимость формирования у ребенка с ранних лет культуры здорового и правильного питания. Это обусловлено и рядом противоречий:

между потребностью общества в воспитании здоровых граждан и снижением уровня знаний у подрастающего поколения в области здорового образа жизни;

между выбором продуктов натурального происхождения и насыщенностью торговой сети продуктами с искусственными добавками;

между необходимостью формирования у детей культуры питания и отсутствием педагогических технологий по данному направлению в работе с дошкольниками;

между комплексным подходом к решению поставленной проблемы и недостаточным вниманием к установлению системных связей в диалоге «детский сад – семья» по организации здорового питания детей.

Интенсивное изменение окружающей жизни человека, активное проникновение научно-технического прогресса во все ее сферы диктуют педагогу необходимость выбирать более эффективные средства воспитания у молодого поколения культуры здорового питания и обучения его с ранних лет здоровому образу жизни на основе современных образовательных технологий.

Анализ результатов анкетирования, проведенного среди родителей нашего детского сада, подтверждает их заинтересованность в повышении уровня собственных знаний об организации здорового питания своего ребенка.

Учитывая социально-педагогическую значимость данной проблемы, мы предлагаем педагогическую технологию по формированию у детей дошкольного возраста компетентности о культуре здорового питания, направленную на решение указанных противоречий.

Педагогическая технология «Сказки рецепты о вкусном и полезном!» разработана в рамках проведения экспериментальной работы нашего дошкольного учреждения по культурологическому образованию детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Цель педагогической технологии:

формирование у детей дошкольного возраста компетентности о культуре здорового питания.

Задачи:

Познакомить детей с основами культуры здорового питания.

Формировать у детей ценностное отношение к продуктам питания, их выбору и рациональному использованию.

Развитие у детей творческих способностей на основе составления сказок-рецептов о вкусной и здоровой пище.

Содействовать сохранению здоровья каждого ребенка, воспитывая у детей компетентность о здоровом образе жизни.

Вызвать у детей интерес к национальным блюдам других народов и воспитывать умение адекватно воспринимать их.

Реализация поставленных задач в воспитательно-образовательном процессе детского сада осуществляется с учетом следующих подходов:

• личностного ориентирования;

• индивидуализации и гуманизации;

культуросообразности;

• сотворчества;

• интегративности.

Содержание педагогической технологии строится на основе ведущих дидактических принципов:

воспитывающего характера обучения;

• доступности;

• наглядности;

• научности;

• сознательности и активности в усвоении материала;

• систематичности и последовательности;

• преемственности.

Педагогическая технология ориентирована на работу с детьми 4-6 лет и включает в себя такие разделы, как:

- «Овощи, ягоды, фрукты, чудесные продукты»

- «Азбука здорового питания»

- «Советы со всего света»

Организация работы с детьми по указанным направлениям осуществляется в форме:

• НОД

• игр

• экспериментальной деятельности

• совместной и самостоятельной деятельности

• развлечений

• досугов

• театрализованной деятельности.

Содержание второго раздела «Азбука здорового питания» направлено на расширение и углубление знаний детей о витаминах, содержащихся в продуктах питания (крупы, молоко, мед, мясо, овощи, ягоды, фрукты). Ознакомление детей с правилами здорового питания, культурой употребления пищи. Накоплению представлений об основе здорового питания. Подвести детей к пониманию того, что многие продукты и травы имеют целебные свойства и используются для лечения и сохранения здоровья. Научить детей противостоять телевизионной рекламе.

Содержание третьего раздела «Советы со всего света» направленно на ознакомление детей с национальной кухней других народов. Развитие у дошкольников познавательного интереса к культуре здорового питания других народов.

Организация работы с детьми по указанным направлениям осуществляется в форме:

• НОД (сообщение новых знаний)

• Игр (закрепление)

• экспериментальной деятельности (приобретение новых знаний)

• совместной и самостоятельной деятельности (закрепление)

• развлечений (закрепление)

• театрализованной деятельности (закрепление)

Как видно из представленного планирования, содержание нашей работы осуществляется в тесном сотрудничестве со специалистами дошкольного образовательного учреждения - музыкальным руководителем, руководителем театральной студии, преподавателями изобразительного искусства, физического воспитания и экологии, шеф-поваром детского сада и другими. Это сотрудничество способствует более глубокому и разностороннему накоплению детьми знаний о культуре питания

Формирование у дошкольников компетентности о культуре здорового питания невозможно без взаимодействия с семьей, просвещения родителей в вопросах культуры питания своих детей. В связи с этим работа воспитателя по данному направлению включает в себя оформление наглядной агитации, папок передвижек содержащих информационный материал. Проведение родительских собраний. Консультации воспитателя, специалистов. Беседы, индивидуальная работа. Организация круглого стола, конкурсов, фотовыставок.

Учитывая значимость социокультурного окружения, предполагается установить взаимодействие в работе с медицинскими работниками (основы здорового питания, районной библиотекой (обеспечение художественной литературой, Домом детского творчества и Домом культуры (организация выставок детских рисунков).

Предполагаемый результат

Мы считаем, что организация целенаправленной работы способствует тому, что у детей:

- сформируется представление о здоровом образе жизни;

- возрастает желание вести здоровый образ жизни;

- сформируются основы культуры питания, которые сохранят свою значимость на всю жизнь;

- развивается творческий потенциал;

- сложится противостояние к телевизионной рекламе.

Учитывая индивидуальные особенности детей, порядок разделов может меняться.

Работа с родителями

Средняя группа

1. Оформление к родительскому собранию папки-передвижки «Убираем урожай» (с привлечением детей к сбору урожая).

2. Выставка «Золотая осень» (изготовление поделок из овощей, фруктов, природного материала родителями вместе с детьми).

3. Консультация на тему «Овощи, фрукты – полезные продукты».

4. Родительское собрание «Здоровое питание». Выступление медсестры, шеф-повара, родителей. Организация совместного чаепития родителей с детьми с вареньем из тыквы, моркови, ягод.

5. Организация фотовыставки «Во саду ли, в огороде».

6. Выставка детских рисунков в Доме творчества «Самый любимый и полезный овощ».

7. Оформление родителями сказок, придуманных ребенком в отдельную книжку.

8. Круглый стол «Ритуал употребления пищи».

9. Оформление папки-передвижки «Что полезно, а что - нет».

10. Родительское собрание на тему «Чем вредны нам Фанты, чипсы».

11. Предложить родителям придумать и разыграть перед детьми антирекламу неполезным продуктам (Фанта, сникерс….).

12. Оформление наглядного материала на тему «Национальные блюда русских и бурят».

13. Родительское собрание на тему «Как и чем, кормить своего ребенка».

Старшая группа

1. Выставка поделок сделанных родителями и детьми из овощей, год и фруктов.

2. Собрание на тему «Азбука витаминов».

3. Практикум по приготовлению овощных блюд (медсестра, шеф-повар).

4. Тематическая выставка «О витаминах».

5. Круглый стол для родителей (семинар) по обмену опытом «А как лечитесь вы?». Предложить родителям поделиться знаниями о лечебных свойствах продуктов.

6. Родительское собрание «Здоровье наших детей». Выступление родителей о способах лечения и профилактики здоровья овощами, фруктами, ягодами, травами. Заключительное выступление медсестры, комментарии к выступлениям родителей.

7. Оформление папки-передвижки для родителей «национальные блюда эвенков» .

8. Познакомить родителей с организацией питания детей в группах, работы пищеблока.

9. Консультация «Если ребенок плохо ест».

10. Конкурс для родителей «Лучшая сервировка стола».

11. оформление папки-передвижки «Советы со всего света».

12. Родительское собрание «Полезные блюда других народов (Татарстан, Япония).

13. Составление родителями «Книги рецептов» (рецепты блюд, предложенные родителями и сказки-рецепты, придуманные детьми, иллюстрации, рисунки детей.

14. Составление «Книги рецептов» лечения и профилактики здоровья детей.

Публикации по теме:

Дидактические игры, о здоровом питании.Дидактические игры, о здоровом питании. Я работаю по  здоровье сберегающей технологии по формированию у детей дошкольного возраста компетентности о культуре  здорового.

Перспективный план проекта «Здоровое питание» Цель проекта: формирование у детей ясных представлений о продуктах, приносящих пользу организму, об организации правильного здорового питания.

Библиотека изображений:
  • Здоровье, гигиена
  • Еда, продукты питания
  • Искусство
Автор публикации:
Педагогическая технология по формированию у детей дошкольного возраста компетентности в культуре здорового питания
Опубликовано: 30 сентября 2013 в 17:30
+2
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
«Добрая снежная сказка». Коллективное творчество детей
Для того, чтобы у некоторых детей спокойно проходил процесс адаптации ( у нас продолжается приём новых детей, мы работая и с психологом, рассказываем...
Конспект занятия по математике в старшей группе «Путешествие в королевство Математики»
Конспект занятия по математике в старшей группе «Путешествие в королевство Математики» Цель: Формировать у детей элементарные математические представления....
План — конспект непосредственной образовательной деятельности «Путешествие на...
План – конспект непосредственной образовательной деятельности «Путешествие на Северный полюс» в подготовительной группе ( образовательная область...
На поиски пропавшего самолета.
Конспект НОД по физической культуре для детей _старшей_группы «На поиски пропавшего самолета» Цель занятия: Повысить интерес к занятиям по физической...
Снежинка из холодного фарфора.
В этом году решила попробовать сделать поделку на конкурс"Волшебная снежинка" из "холодного фарфора". После замеса, получается довольно приятная и мягкая...