Педагогическая технология по развитию нравственного воспитания детей путем синтеза музыки и литературы

Наталья Белова
Педагогическая технология по развитию нравственного воспитания детей путем синтеза музыки и литературы

Педагогическая технология по развитию нравственного воспитания детей путем синтеза музыки и литературы

Как вы думаете, современный ребёнок обладает такими же нравственными качествами, какими обладали дети, ну скажем лет 25 назад?

В связи с этой проблемой возникла идея создания педагогической технологии, направленной на нравственное развитие детей дошкольного возраста через синтез музыки и литературы.

Влияние музыки и литературы на нравственность обусловлено взаимосвязью искусства и морали, как форм общественного сознания и духовно-практической деятельности личности и начинается оно с тех светлых переживаний, которые связаны со слушанием первых пьес и стихов, с пением простых на первый взгляд, детских песен. Важнейшим институтом нравственной культуры, первичной музыкальной социализации ребёнка является семья. Однако музыка, пение, чтение нравственной художественной литературы постепенно уходит из семейного воспитания. Нет согласованности между семьёй и дошкольным учреждением. У большинства родителей пассивное отношение к музыкальному развитию детей, обусловленное низким уровнем их педагогической культуры, недооценкой певческой культуры как действенного воспитательного фактора в становлении ребёнка.

Данные обстоятельства свидетельствуют о необходимости теоретической и методической разработки проблемы сотрудничества ДОУ и семьи по вопросам нравственного воспитания через синтез музыки и художественной литературы. ДОУ и семья должны представлять собой единую воспитательную систему.

Практическая значимость работы заключается в разработке методических рекомендаций по организации совместной работы с родителями и детьми старшего дошкольного возраста по вопросу синтеза музыки и литературы посредством развития способностей к пению на признанных человечеством художественных эталонах, которыми являются народные произведения и классическое наследие композиторов и поэтов. Хоровое музицирование в интеграции с восприятием высокой нравственной литературы, которые лежат в основе эстетического воспитания являются фактором воспитывающим, питающем душу ребёнка, способным сподвигнуть родителей к переосмыслению своей роли в выполнении воспитательных функций, сближению совместных воспитательных интересов.

Основной целью технологии является. Развитие нравственных качеств детей дошкольного возраста.

В разработке технологии были сформулированы следующие задачи.

1. Создать методические рекомендации по синтезу музыки и литературы согласно возрастным особенностям детей дошкольного возраста.

2. Скомплетовать систему диагностических методик.

3. Создать условия для преемственности нравственного воспитания в семье.

4. Формировать первоначальные представления о духовно-нравственных ценностях (честь, семья, любовь, добро, верность)

5. Формировать у детей целостное, положительное отношение к духовно-нравственным ценностям.

6. Обогащать опыт нравственного поведения ребёнка на основе правила «Поступай с другими людьми так, как хотел бы, чтобы поступали с тобой».

Основными принципами реализации технологии являются систематичность работы по воспитанию положительного отношения к нравственным ценностям посредством музыкальных занятий в синтезе с художественной литературой, развлечений, основанных на подборке музыкального и литературного материала с высоконравственным направлением, сотрудничестве педагогов и родителей.

.Для успешной релизации технологии были созданы следующие

у с л о в и я:

1. Создание предметной среды. (Оформление групповых зон развития)

2. Взаимосвязь с воспитателями и узкими специалистами.

3. Преемственность от младшего возраста к старшему.

4. Тесная связь с родителями.

Данная технология включает в себя 6 блоков, которые подразделяются по темам:

Блок 1 – Семейный праздник. В него входят темы музыкальных занятий: «Бабушкины сказки», «Наша дружная семья», «Дом, в котором мы живём».

Блок 2 -Волшебница природа. Занятия: «Живёт повсюду красота», «В мире животных», «Мы спасём нашу планету».

Блок 3 - Доброта-зеркало души. Занятия. «Дарите людям доброту», «Давайте все подружимся», «Старые добрые песни». Блок 4 – Кто любит труд, того и люди чтут. Занятия: «Выбираем профессию с песней», «Путешествие в страну умелых рук», «Труд кормит, а лень портит».

Блок 5 – Улыбка,радость, доброта- наши спутники всегда. Занятия: «Кольца зла», «Волшебные слова», «Книга добра».

Блок 6 - С чего начинается Родина? Занятия. «Марийский край, красивей нет тебя.», «Мы любим Родину, как маму», «Посиделки».

Технология рассчитана на работу с детьми старшего возраста. Разработан план работы с воспитателями и родителями, так как только путём целенаправленного воспитательного влияния можно заложить в ребёнке зачатки любви к людям и доброты к окружающему миру.

В приложении содержатся разработанные для детей правила добрых поступков, подкреплённые подобранным песенным и литературным материалом по нравственным темам.

Ожидаемый результат. Используя наследие русских и советских композиторов и поэтов, устный фольклор, без назидания и морализирования помочь ребёнку научиться делать добро, любить своих товарищей, совместно с ними преодолевать трудности, видеть позитивные сдвиги в поведении других детей, в том числе осознавать результат своих поступков, развивать правильную самооценку.

Содержательная часть.

Каждый педагог должен овладеть развивающей, диагностической, коммуникативной, прогностической функциями. Показатель успешной деятельности: заметный рост мастерства педагогов, овладение проектной деятельностью, рост творческого потенциала, обобщение и распространение педагогического опыта. Утверждение новой педагогической парадигмы (парадигмы активного воспитания и развивающего образования, парадигмы повышения профессионализма педагогов и повышения педагогического потенциала семьи) требует новых моделей воздействия:

Модель развития активного нравственного сознания, чувств, поведения ребёнка и взрослых;

Модель развития коммуникативной, культурной, нравственной и духовной компетенции детей, педагогов, родителей;

Модель развития психолого- педагогической компетентности педагогов и родителей, оснащения их социо-культурными технологиями межличностного, внутрисемейного воздействия, что позволяет решать актуальные задачи развития и воспитания ребёнка, его обучения и социализации.

В рамках технологии в образовательный процесс ДОУ внедрён план творческой группы воспитателей «По ступенькам добра».

Содержанием деятельности группы является

1Выявление компетентности воспитателей в работе с родителями

2Использование новых эффективных путей формирования нравственной культуры

3Использование нетрадиционных форм работы с семьёй.

Наша творческая группа - союз объединённых единомышленников для решения наиболее актуальных и важных задач по духовно- нравственному воспитанию. Деятельность группы носит научно-методический, развивающий характер и направлена на разработку и внедрение в практику ДОУ новых подходов, новых технологий, руководствуется концепцией и программой развития ДОУ с учётом ФГТ. Задачами этого объединения являются изучение и создание новых технологий, модификация самых передовых наработок. Его основу составляют члены педагогического коллектива, заинтересованные и подготовленные к данной деятельности

Работа нашего ДОУ с семьёй реализуется в традиционных формах консультирования и просвещения, а так же в новых совместных детско-родительских семинарах, общих активных занятий с использованием

взаимосвязи музыки и художественного слова в формах проектной деятельности. Эти новые подходы раскрываются в рамках семейного клуба «Очаг», задачи клуба-

1. Привлечь родителей к совместной деятельности.

2. Вооружить родителей знаниями по духовно-нравственному воспитанию.

Участники: педагоги ДОУ и родители. Формирование семейных традиций- залог счастливой, дружной семьи, в которой растут дети безразличные к негативным проявлениям.

Разработан перспективный план работы по нравственному воспитанию детей через синтез музыки и литературы. Занятия с детьми проводятся в свободное время и как часть музыкального занятия. Музыкальный репертуар подобран во взаимосвязи с литературным материалом,соответствует программным требованиям.

Обсуждая различные нравственные ситуации на примерах художественной литературы и музыкальных произведений, дети учатся оценивать поступки героев. Перелагая ситуации на личный опыт,дети анализируют их,проявляют желание помочь друг другу, подсказывают, как надо поступать,если товарищ совершает негативные поступки.

Чтобы занятие проходило живо и эмоционально,используем рассказы из личного опыта детей, этические беседы, чтение художественной литературы, задания для семьи и ребёнка,разнообразный песенный материал, игры, тренинги, тесты-шутки.

Нами разработан блок методик, позволяющий диагностировать уровень нравственного развития дошкольников.

За основу взяты методики Маслоу,Урунтаевой. Сначала нравственные нормы выступают как внешний фактор, выполняются по подражанию и под контролем взрослого. Но постепенно

Дети приходят к пониманию их необходимости и социальной значимости. Дети начинают соблюдать нормы по внутреннему побуждению,осознанию, что иначе не может быть.

Благодаря анкетированию родителей, диагностическим данным детей, наша работа доказала,что музыка и литература стали потребностью в духовном насыщении ребёнка, педагога и родителя. Подходя к проблеме нравственного воспитания детей в синтезе искусств в игровой форме,без лишнего морализирования мы знакомим детей с нравственными понятиями. Родители, педагоги и дети- равные участники непрекращающегося процесса самосовершенствования и духовного становления. Песня и слово-главный фундамент нравственного становления.

Публикации по теме:

16 ноября мы отмечали Международный день толерантности. Фотоотчет об экскурсии в культурно-образовательный центр16 ноября мы отмечали Международный день толерантности. Фотоотчет об экскурсии в культурно-образовательный центр Толерантность-это готовность принять других такими,какие они есть. В нашей группе воспитываются дети пяти национальностей. Задача нашего.

Качества, которые должны быть у каждого воспитателя. Какими же качествами должен обладать настоящий воспитатель, может быть это доброта и терпение, может быть строгость и непоколебимость. Какие.

Библиотека изображений:
  • Одежда, обувь
  • Профессии и труд
  • Этикет
Автор публикации:
Педагогическая технология по развитию нравственного воспитания детей путем синтеза музыки и литературы
Опубликовано: 15 декабря 2013 в 00:59
+2
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Стихи. «Наступает Новый год», «Праздник Новогодний».
НАСТУПАЕТ НОВЫЙ ГОД. Кружат белые снежинки, В нашем городе зима. Серебристым одеялом Все покрыты терема. Праздник, праздник наступает, Скоро будет...
Тематическое планирование в подготовительной группе (сентябрь — декабрь)
Месяц События, праздники, традиции Тема недели Формы организации образовательной деятельности Сентябрь – 1 неделя «День знаний» «Встречи друзей после...
Сценарий осеннего утренника для средней группы
Дети входят в зал с осенними листьями, обходят один круг и становятся полукругом. Ведущий: Птички улетели, Листья пожелтели, Дни теперь короче,...
Проект на тему «Формирование познавательного интереса к исследовательской...
Уважаемые коллеги! В период активизации простудных заболеваний, я провожу с детьми весь комплекс закаливающих мероприятий. Также дети с большим удовольствием...
Итоговое комплексное занятие в старшей группе «Путешествие на необитаемый остров»
«Путешествие на необитаемый остров». Конспект итогового занятия за первый квартал в старшей группе. Цель: Формировать познавательный интерес к природе....