Педагогическая технология приобщения дошкольников к истокам культуры родного края «Оренбургский пуховый платок»

Ольга Сизяйкина
Педагогическая технология приобщения дошкольников к истокам культуры родного края «Оренбургский пуховый платок»

Педагогическая технология приобщения дошкольников к истокам культуры родного края «Оренбургский пуховый платок»

1. Концептуальная основа. Актуальность. Начиная с дошкольного возраста, дети страдают дефицитом знаний о родном крае, особенностях русских традиций, мало знакомы с наследием Оренбуржья. Данная педагогическая технология знакомит дошкольников с наследием Оренбургского края. Приобщает к культуре своего народа, воспитывает уважение к наследию родного края. В нашей работе понятие «педагогическая технология» рассматривается как:

- своеобразное методическое обеспечение к разделу «Изобразительная деятельность» «Программы воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой;

- система педагогического процесса, имеющая конкретную цель, задачи, и спланированные на определенный срок мероприятия;

-совокупность средств, методов, приемов, гарантирующих результативность.

2. Технология включает следующие модули: целевой, концептуальный, содержательный, процессуально-деятельностный и диагностико-результативный.

Целевой модуль. Развитие неповторимой индивидуальности каждого ребенка, его интереса к разнообразию узоров Оренбургских платков; их передаче в рисунке путем использования нетрадиционной техники изобразительной деятельности.

Основные задачи:

• Развивать художественно-образные основы изодеятельности детей посредством изображения узоров Оренбургских платков с помощью нетрадиционной техники изобразительной деятельности.

• Обучать различным техническим навыкам, умениям, используемым в изотворчестве.

• Создавать условия для формирования у детей замысла: проявления любознательности, интереса к содержанию изодеятельности.

• Воспитать любовь и уважение к «малой» Родине и культуре своего народа.

Концептуальный модуль.

Классификационные параметры технологии:

По уровню применения: частнопредметная.

По ведущему фактору психического развития: комплексная.

По научной концепции усвоения опыта: развивающая.

По ориентации на личностные структуры: информационная, эвристическая (развитие творческих способностей).

По характеру содержания и структуры: обучающая и воспитывающая.

По типу организации и управления познавательной деятельностью: система малых групп с элементами дифференциации и индивидуализации.

По подходу к ребёнку: личностно ориентированная.

По преобладающему методу: развивающая, объяснительно-иллюстративная, творческая, игровая.

По категории обучаемых: массовая.

В основе технологии лежат общедидактические принципы:

- развивающего характера художественного образования;

- систематичности и последовательности: постановка и/или корректировка задач развития детей в логике «от простого к сложному», «от близкого к далекому», «от хорошо известного к малоизвестному и незнакомому»;

- доступности предполагает соотнесение содержания, характера и объема учебного материала с уровнем развития, подготовленности детей;

- наглядности соответствует основным формам мышления (наглядно-действенное, наглядно-образное, обеспечивает понимание, прочное запоминание;

- осознанного процесса обучения (И. Я. Лернер) близок к принципу сознательности и активности в обучении, он предполагает необходимость развития у ребенка рефлексирующей позиции, т. е. осознание своего «Я», своих умений, достижений, затруднений, приемов деятельности, которыми он овладел;

- воспитывающего обучения приобщение к культуре, на основе чего у ребенка складывается динамически развивающийся «образ мира», происходит усвоение норм отношений, становление ценностных ориентаций.

Содержательный модуль.

Формы работы:

с педагогами:

- консультации,

- семинары практикумы.

с дошкольниками:

- непосредственно образовательная деятельность;

- практическая деятельность по теме;

- выставки детских работ.

с родителями:

- консультас родителямиции в папки-передвижки

- выставки

- самостоятельные исследования детей совместно с родителями;

Работа с педагогами по теме

Вид деятельности Тема Сроки проведения

Семинар-практикум «Научите руки волшебству» Октябрь

Консультация «Оренбуржье – Родина пуховых платков» Ноябрь

Семинар практикум «Технология изготовления «платка паутинки»» (Нетрадиционными техниками рисования: рисование ватными палочками, пальцами, различными печатками, восковыми мелками) Декабрь

Консультация Январь

Непосредственно образовательная деятельности с детьми старшего дошкольного возраста.

Вид деятельности Содержание Сроки проведения

НОД «Ты накинь,

дорогая, на плечи

Оренбургский пуховый

Платок». Беседа об истории создания пуховой шали, составных частях, существующих узоров. Показ слайдов с узорами. Изображение узоров пуховой шали с помощью нетрадиционных изобразительных техник. Октябрь

НОД «Ажурная паутинка» Беседа об истории создания ажурной паутинки, составных частях и сложности существующих узоров. Показ слайдов с узорами. Изображение узоров ажурной паутинки с помощью различных изобразительных техник. Ноябрь

НОД «Что такое палантин?» Беседа об истории создания палантина, составных частях и сложности существующих узоров. Показ слайдов с узорами. Изображение узоров палантина с помощью различных изобразительных техник. Декабрь

Итоговая выставка совместно с родителями Выставка лучших работ и их презентация

«На платочек паутинку

Любо дорого взглянуть» Январь

Работа с родителями по теме

Вид деятельности Тема Сроки проведения

Консультация в папку-передвижку «Нетрадиционное рисование с детьми» Октябрь

Консультация в папку-передвижку «Зарождение пуховязального промысла и его значение в наши дни» Ноябрь

Самостоятельные исследования - Собрать информацию о многообразии узоров Оренбургских пуховых платков совместно с детьми.

- Подобрать стихи и песни о Оренбургских пуховых платках для презентации рисунков.

- Нарисовать рисунки на тему

«На платочек паутинку Любо дорого взглянуть!» Декабрь

Выставка совместно с детьми «На платочек паутинку Любо дорого взглянуть!» Январь

Процессуально-деятельностный модуль.

Участники образовательного процесса: дети 5-7 лет, воспитатели, родители.

Средства: обучение в совместной деятельности воспитателя с детьми; самостоятельная деятельность детей в детском саду и дома с родителями.

Методы: побуждения к сопереживанию, эмоциональной отзывчивости на прекрасное в окружающем мире, наблюдения, экспериментирования с инструментами и красками, беседы по теме, дидактические и подвижные игры, упражнения, метод эвристических поисковых ситуаций, метод сотворчества.

Последовательность: поэтапная реализация каждого цикла педагогической технологии «Оренбургский пуховый платок» (обучение основным приемам работы кистью в нетрадиционных техниках, развитие цветового восприятия; расширение опыта художественно-творческой деятельности с помощью нетрадиционных техник, развитие композиционных умений; объединение в одном рисунке нескольких узоров используемых оренбургскими умельцами) .

Формы: интегрированная НОД, экскурсии, выставки детского творчества.

Диагностико-результативный модуль.

Ожидаемый результат:

• Проявление истинной увлечённости к достопримечательностям родного края.

• Умение дошкольников самостоятельно изображать уникальные узоры Оренбургских пуховых платков;

• Формирование у детей позитивного, уважительного отношения к «Малой» Родине.

Диагностические методы: беседа, наблюдения, диагностическое рисование.

3. Краткое теоретическое обоснование педагогической технологии

История ажурного пуховязального промысла началась три столетия назад в 18 веке, но с тех пор оренбургским изделиям было присуждено немало международных и российских наград. Как упоминается в исторических записках, в 1862 году на выставке в Лондоне международная комиссия присудила лучшей мастерице — оренбургской казачке Марии Усковой медаль «За шали из козьего пуха». Следует отметить, что работа пуховязальщиц очень трудоемка и кропотлива. На вязку одного теплого платка вязальщица в среднем затрачивала около 257 часов, а на изготовление ажурного — «паутинки» — 195 часов. Чтобы изготовить платок ручным способом, необходимо проделать ряд последовательных операций: очистить пух от волос, три раза прочесать его на гребнях, выпрясть на веретене нитку, стростить пуховую нитку с ниткой натурального шелка для ажурного платка, смотать в клубки, связать и, наконец, очистить готовый платок. Оренбургские платки бывают нескольких видов:

простой пуховый платок (шаль) — серые (редко белые) толстые теплые пуховые платки. Именно с изготовления шалей и начался оренбургский пуховязальный промысел. Наиболее теплый вид платка. Такие платки используются для повседневной носки.

паутинка — ажурное изделие из козьего пуха тонкого прядения и шелка. Не используются для повседневной носки. Используется в торжественных, праздничных случаях, так как схемы и приемы вязания намного сложнее, чем простого пухового платка. Обычно используется более чистая и мягкая шерсть, что удорожает изделие.

палантин — тонкий шарф/накидка, по способу вязанию и применению аналогичен паутинке.

Паутинка и палантин — это очень тонкие, как паутина, платки. Тонкие паутинки имеют, как правило, сложный узор и используются как украшение.

Практическая значимость заключается в обучении нестандартной технике изображения, развитии способности чувства ритма, формы, цвета. Главный акцент занятия наблюдательность, умение видеть характерные признаки в изделиях народного искусства, на развитие познавательного интереса к родному краю. Занятие направленно на знакомство с народными промыслами родного края, о воспитании эмоционального отношения к изделиям декоративно-прикладного искусства.

Пути реализации педагогической технологии:

- разработка системы мероприятий с педагогами по повышению их образовательного уровня в организации инновационной деятельности;

- создание оптимальных условий для приобщения педагогов к переосмыслению содержания и методов своей работы в свете новых требований педагогики и психологии;

- обеспечение системности и логической структурности в организации методической работы по повышению профессиональных навыков и умений в педагогической деятельности.

Выводы:

• Работа по данной технологии позволяет сформировать у ребенка уважительное отношение к своей Родине и культуре, через интеграцию всех видов деятельности.

• Способствует усвоению детьми конкретных сведений о народных промыслах родного края, а в частности о пуховых платках и их неповторимых узорах.

• Это просто шедевр искусства.

Уникальность узоров не счесть -

Палантин, паутинка, платочек,

В Оренбургской губернии есть.

Литература

• Альтов В. Оренбуржье мое. – М., 1998г.

• Гай-Гулина З. С. Петелька за петелькой. М.: Издательство «Малыш», 1986.

• Попова О. С. Русские художественные промыслы. - М.: Знание, 1984.

• Ратузина В. Н. Край Оренбургский. - Оренбург, Южный Урал, 2002г.

• Струздюмов Н. Оренбургский платок, пуховязальные места, их обитатели. –М., 1985г.

• Струздюмов Н. Оренбургские платошницы. - Челябинск, Южно-Уральское книжное издательство, 1988г.

• Струздюмов Н. Дело в руках, Челябинск, 1982г.

• Сычева Л. В. Приглашаем вязать. - Свердловск: Средне- Уральское книжное издательство,1983.

• Уканов И. Оренбургский платок. – М., 1976г.

• Ханашевич Д. Р. Я вижу и вышиваю. - М.: Издательство «Малыш», 1987.

• Энциклопедия рукоделия: Перевод с англ. -М.: Ниола-Пресс,1997.

Работы детей.

IMG]/upload/blogs/0e7ac8d3ce4e16bb7ec99b7e9396ece6.jpg.jpg[/IMG]

Публикации по теме:

«Мое родное село Беляевка». Из опыта работы по краеведению«Мое родное село Беляевка». Из опыта работы по краеведению «Красота родного края, открывающаяся благодаря сказке, фантазии, творчеству, - это источник любви к Родине. Пусть ребенок чувствует красоту.

Прогулка по центральной улице КраснодараПрогулка по центральной улице Краснодара Вот и наступила зима. Воскресенье, 2 декабря, за окном +20 градусов! Отличное время для прогулок! Особенно по главной улице Краснодара.

Библиотека изображений:
  • Одежда, обувь
  • Одежда, обувь
  • Одежда, обувь
Автор публикации:
Педагогическая технология приобщения дошкольников к истокам культуры родного края «Оренбургский пуховый платок»
Опубликовано: 4 апреля 2013 в 20:16
+22
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 25.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Котята из пробок. Мастер-класс
Пробки доступный и безопасный материал для творчества. Из обычных бутылочных пробок можно изготовить интересные поделки и игрушки. Предлагаю мастер-класс по...
Нестандартное физкультурное оборудование. Игрушки-моталочки
Полноценное физическое развитие и здоровье ребенка – это основа формирования личности. Необходимо стремиться, чтобы дети были физически развитыми. Для этого...
Подготовка к 23 Февраля «Подарки для папы»
Долго думали и решали, что же подарить папам на 23 Февраля. Выбор остановился на закладках для книг. Хоть некоторые дети и сказали, что папы книги не...
Стенгазета «Наши защитники»
В преддверие праздника 23 февраля мы решили подарить папам наших воспитанников стенгазету-поздравление. Хотелось, чтобы для пап она стала сюрпризом. Поэтому...
Мастер-класс для детей «Кукла-Масленица»
Вторая часть занятия После проведенной познавательной и игровой части занятия о масленице ( смотрите предыдущую публикацию. педагоги предлагают...