Получи документы

Педагогическая технология приобщения дошкольников к истокам культуры родного края «Оренбургский пуховый платок» (14 фото)

Ольга Сергеевна Сизяйкина
Педагогическая технология приобщения дошкольников к истокам культуры родного края «Оренбургский пуховый платок»

Педагогическая технология приобщения дошкольников к истокам культуры родного края «Оренбургский пуховый платок»
Фото «Оренбургский пуховый платок»
Педагогическая технология приобщения дошкольников к истокам культуры родного края - фото
Фото №1 Концептуальная основа

1. Концептуальная основа. Актуальность. Начиная с дошкольного возраста, дети страдают дефицитом знаний о родном крае, особенностях русских традиций, мало знакомы с наследием Оренбуржья. Данная педагогическая технология знакомит дошкольников с наследием Оренбургского края. Приобщает к культуре своего народа, воспитывает уважение к наследию родного края. В нашей работе понятие «педагогическая технология» рассматривается как:

Публикация «Педагогическая технология приобщения дошкольников к истокам культуры родного края „Оренбургский пуховый платок“» размещена в разделах

- своеобразное методическое обеспечение к разделу «Изобразительная деятельность» «Программы воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой;

- система педагогического процесса, имеющая конкретную цель, задачи, и спланированные на определенный срок мероприятия;

-совокупность средств, методов, приемов, гарантирующих результативность.

2. Технология включает следующие модули: целевой, концептуальный, содержательный, процессуально-деятельностный и диагностико-результативный.

Целевой модуль. Развитие неповторимой индивидуальности каждого ребенка, его интереса к разнообразию узоров Оренбургских платков; их передаче в рисунке путем использования нетрадиционной техники изобразительной деятельности.

Основные задачи:

• Развивать художественно-образные основы изодеятельности детей посредством изображения узоров Оренбургских платков с помощью нетрадиционной техники изобразительной деятельности.

• Обучать различным техническим навыкам, умениям, используемым в изотворчестве.

Создавать условия для формирования у детей замысла: проявления любознательности, интереса к содержанию изодеятельности.

• Воспитать любовь и уважение к «малой» Родине и культуре своего народа.

Концептуальный модуль.

Классификационные параметры технологии :

По уровню применения: частнопредметная.

По ведущему фактору психического развития: комплексная.

По научной концепции усвоения опыта: развивающая.

По ориентации на личностные структуры: информационная, эвристическая (развитие творческих способностей).

По характеру содержания и структуры: обучающая и воспитывающая.

По типу организации и управления познавательной деятельностью: система малых групп с элементами дифференциации и индивидуализации.

По подходу к ребё нку: личностно ориентированная.

По преобладающему методу: развивающая, объяснительно-иллюстративная, творческая, игровая.

По категории обучаемых: массовая.

В основе технологии лежат общедидактические принципы:

- развивающего характера художественного образования;

- систематичности и последовательности: постановка и/или корректировка задач развития детей в логике «от простого к сложному», «от близкого к далекому», «от хорошо известного к малоизвестному и незнакомому»;

- доступности предполагает соотнесение содержания, характера и объема учебного материала с уровнем развития, подготовленности детей;

- наглядности соответствует основным формам мышления (наглядно-действенное, наглядно-образное, обеспечивает понимание, прочное запоминание;

- осознанного процесса обучения (И. Я. Лернер) близок к принципу сознательности и активности в обучении, он предполагает необходимость развития у ребенка рефлексирующей позиции, т. е. осознание своего «Я», своих умений, достижений, затруднений, приемов деятельности, которыми он овладел;

- воспитывающего обучения приобщение к культуре, на основе чего у ребенка складывается динамически развивающийся «образ мира», происходит усвоение норм отношений, становление ценностных ориентаций.

Содержательный модуль.

Формы работы:

с педагогами :

- консультации,

- семинары практикумы.

с дошкольниками :

- непосредственно образовательная деятельность;

- практическая деятельность по теме;

- выставки детских работ.

с родителями:

- консультас родителямиции в папки-передвижки

- выставки

- самостоятельные исследования детей совместно с родителями;

Работа с педагогами по теме

Вид деятельности Тема Сроки проведения

Семинар-практикум «Научите руки волшебству» Октябрь

Консультация «Оренбуржье – Родина пуховых платков» Ноябрь

Семинар практикум «Технология изготовления «платка паутинки»» (Нетрадиционными техниками рисования : рисование ватными палочками, пальцами, различными печатками, восковыми мелками) Декабрь

Консультация Январь

Непосредственно образовательная деятельности с детьми старшего дошкольного возраста.

Вид деятельности Содержание Сроки проведения

НОД «Ты накинь,

дорогая, на плечи

Оренбургский пуховый

Платок». Беседа об истории создания пуховой шали, составных частях, существующих узоров. Показ слайдов с узорами. Изображение узоров пуховой шали с помощью нетрадиционных изобразительных техник. Октябрь

НОД «Ажурная паутинка» Беседа об истории создания ажурной паутинки, составных частях и сложности существующих узоров. Показ слайдов с узорами. Изображение узоров ажурной паутинки с помощью различных изобразительных техник. Ноябрь

НОД «Что такое палантин?» Беседа об истории создания палантина, составных частях и сложности существующих узоров. Показ слайдов с узорами. Изображение узоров палантина с помощью различных изобразительных техник. Декабрь

Итоговая выставка совместно с родителями Выставка лучших работ и их презентация

«На платочек паутинку

Любо дорого взглянуть» Январь

Работа с родителями по теме

Вид деятельности Тема Сроки проведения

Консультация в папку-передвижку «Нетрадиционное рисование с детьми» Октябрь

Консультация в папку-передвижку «Зарождение пуховязального промысла и его значение в наши дни» Ноябрь

Самостоятельные исследования - Собрать информацию о многообразии узоров Оренбургских пуховых платков совместно с детьми.

- Подобрать стихи и песни о Оренбургских пуховых платках для презентации рисунков.

- Нарисовать рисунки на тему

«На платочек паутинку Любо дорого взглянуть!» Декабрь

Выставка совместно с детьми «На платочек паутинку Любо дорого взглянуть!» Январь

Процессуально-деятельностный модуль.

Участники образовательного процесса: дети 5-7 лет, воспитатели, родители.

Средства: обучение в совместной деятельности воспитателя с детьми; самостоятельная деятельность детей в детском саду и дома с родителями.

Методы: побуждения к сопереживанию, эмоциональной отзывчивости на прекрасное в окружающем мире, наблюдения, экспериментирования с инструментами и красками, беседы по теме, дидактические и подвижные игры, упражнения, метод эвристических поисковых ситуаций, метод сотворчества.

Последовательность: поэтапная реализация каждого цикла педагогической технологии «Оренбургский пуховый платок» (обучение основным приемам работы кистью в нетрадиционных техниках, развитие цветового восприятия; расширение опыта художественно-творческой деятельности с помощью нетрадиционных техник, развитие композиционных умений; объединение в одном рисунке нескольких узоров используемых оренбургскими умельцами) .

Формы: интегрированная НОД, экскурсии, выставки детского творчества.

Диагностико-результативный модуль.

Ожидаемый результат:

• Проявление истинной увлечённости к достопримечательностям родного края.

• Умение дошкольников самостоятельно изображать уникальные узоры Оренбургских пуховых платков;

• Формирование у детей позитивного, уважительного отношения к «Малой» Родине.

Диагностические методы: беседа, наблюдения, диагностическое рисование.

3. Краткое теоретическое обоснование педагогической технологии

История ажурного пуховязального промысла началась три столетия назад в 18 веке, но с тех пор оренбургским изделиям было присуждено немало международных и российских наград. Как упоминается в исторических записках, в 1862 году на выставке в Лондоне международная комиссия присудила лучшей мастерице — оренбургской казачке Марии Усковой медаль «За шали из козьего пуха». Следует отметить, что работа пуховязальщиц очень трудоемка и кропотлива. На вязку одного теплого платка вязальщица в среднем затрачивала около 257 часов, а на изготовление ажурного — «паутинки» — 195 часов. Чтобы изготовить платок ручным способом, необходимо проделать ряд последовательных операций: очистить пух от волос, три раза прочесать его на гребнях, выпрясть на веретене нитку, стростить пуховую нитку с ниткой натурального шелка для ажурного платка, смотать в клубки, связать и, наконец, очистить готовый платок. Оренбургские платки бывают нескольких видов:

простой пуховый платок (шаль) — серые (редко белые) толстые теплые пуховые платки. Именно с изготовления шалей и начался оренбургский пуховязальный промысел. Наиболее теплый вид платка. Такие платки используются для повседневной носки.

паутинка — ажурное изделие из козьего пуха тонкого прядения и шелка. Не используются для повседневной носки. Используется в торжественных, праздничных случаях, так как схемы и приемы вязания намного сложнее, чем простого пухового платка. Обычно используется более чистая и мягкая шерсть, что удорожает изделие.

палантин — тонкий шарф/накидка, по способу вязанию и применению аналогичен паутинке.

Паутинка и палантин — это очень тонкие, как паутина, платки. Тонкие паутинки имеют, как правило, сложный узор и используются как украшение.

Практическая значимость заключается в обучении нестандартной технике изображения, развитии способности чувства ритма, формы, цвета. Главный акцент занятия наблюдательность, умение видеть характерные признаки в изделиях народного искусства, на развитие познавательного интереса к родному краю. Занятие направленно на знакомство с народными промыслами родного края, о воспитании эмоционального отношения к изделиям декоративно-прикладного искусства.

Пути реализации педагогической технологии :

- разработка системы мероприятий с педагогами по повышению их образовательного уровня в организации инновационной деятельности;

- создание оптимальных условий для приобщения педагогов к переосмыслению содержания и методов своей работы в свете новых требований педагогики и психологии;

- обеспечение системности и логической структурности в организации методической работы по повышению профессиональных навыков и умений в педагогической деятельности.

Выводы:

• Работа по данной технологии позволяет сформировать у ребенка уважительное отношение к своей Родине и культуре, через интеграцию всех видов деятельности.

• Способствует усвоению детьми конкретных сведений о народных промыслах родного края, а в частности о пуховых платках и их неповторимых узорах.

• Это просто шедевр искусства.

Уникальность узоров не счесть -

Палантин, паутинка, платочек,

В Оренбургской губернии есть.

Литература

• Альтов В. Оренбуржье мое. – М., 1998г.

• Гай-Гулина З. С. Петелька за петелькой. М. : Издательство «Малыш», 1986.

• Попова О. С. Русские художественные промыслы. - М. : Знание, 1984.

• Ратузина В. Н. Край Оренбургский. - Оренбург, Южный Урал, 2002г.

• Струздюмов Н. Оренбургский платок, пуховязальные места, их обитатели. –М., 1985г.

• Струздюмов Н. Оренбургские платошницы. - Челябинск, Южно-Уральское книжное издательство, 1988г.

• Струздюмов Н. Дело в руках, Челябинск, 1982г.

• Сычева Л. В. Приглашаем вязать. - Свердловск: Средне- Уральское книжное издательство,1983.

• Уканов И. Оренбургский платок. – М., 1976г.

• Ханашевич Д. Р. Я вижу и вышиваю. - М. : Издательство «Малыш», 1987.

Энциклопедия рукоделия: Перевод с англ. -М. : Ниола-Пресс,1997.

Работы детей.

Фото №2 Начиная с дошкольного возраста дети страдают дефицитом знаний о родном крае особенностях русских традиций мало знакомы с наследием Оренбуржья Фото №3 Данная педагогическая технология знакомит дошкольников с наследием Фото №4 Оренбургская область Оренбургского края Фото №5 Приобщает к культуре своего народа воспитывает уважение к наследию родного края Фото №6 Комаровой система педагогического процесса имеющая конкретную цель задачи и спланированные на определенный срок мероприятия совокупность средств методов приемов гарантирующих результативность Фото №7 Технология включает следующие модули целевой концептуальный содержательный процессуально деятельностный и диагностико результативный Фото №8 Основные задачи Развивать художественно образные основы изодеятельности детей посредством изображения узоров Оренбургских платков с помощью нетрадиционной техники изобразительной деятельности Фото №9 Обучать различным техническим навыкам умениям используемым в изотворчестве

IMG]https://www.maam.ru/upload/blogs/0e7ac8d3ce4e16bb7ec99b7e9396ece6.jpg.jpg[/IMG]

Фото №10 Создавать условия для формирования у детей замысла проявления любознательности интереса к содержанию изодеятельности Фото №11 Воспитать любовь и уважение к малой Родине и культуре своего народа
Публикации по теме:

«Мое родное село Беляевка». Из опыта работы по краеведению«Мое родное село Беляевка». Из опыта работы по краеведению «Красота родного края, открывающаяся благодаря сказке, фантазии, творчеству, - это источник любви к Родине. Пусть ребенок чувствует красоту.

Прогулка по центральной улице КраснодараПрогулка по центральной улице Краснодара Вот и наступила зима. Воскресенье, 2 декабря, за окном +20 градусов! Отличное время для прогулок! Особенно по главной улице Краснодара.

Автор публикации:
Педагогическая технология приобщения дошкольников к истокам культуры родного края «Оренбургский пуховый платок»
Опубликовано: 4 апреля 2013 в 20:16
+22Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 26.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД