Педагогические аспекты становления здорового образа жизни дошкольников.

Ольга Лукина
Педагогические аспекты становления здорового образа жизни дошкольников.

Наиболее важным периодом в процессе формирования личности человека обоснованно считается дошкольный возраст. Именно в этом возрастном периоде закрадывается и укрепляется фундамент здоровья, формируются основы здорового образа жизни.

Понятие здоровый образ жизни- комплексное и многоаспектное.

Прежде всего, это образ жизни, способствующий формированию, сохранению и укреплению индивидуального здоровья. Индивидуальные здоровье человека много мерное. В его структуру входят соматические, психические, физические, сенсорные, социальные, нравственные и другие компоненты. Ключевыми компонентами индивидуального здоровья детей дошкольного возраста являются физическое, психическое и сенсорное развитие.

Всемирная организация здравоохранения определяет физическое развитие, как один из основополагающих критериев в комплексной оценке состояния здоровья ребенка. Процессы физического развития ребенка- дошкольника включает в себя, прежде всего, моторное развитие, которому в дошкольном возрасте необходимо уделять особое внимание, так как его замедленное развитие может стать одной из объективных причин возникновения трудностей при обучении в школе. Определяется физическое развитие уровнем сформирован носит двигательных и моторных навыков, показателями высокой выносливости и работоспособности ребенка. На динамику физического развития оказывают влияние наследственность, социально- бытовые условия, организация физического воспитания, наличие двигательного опыта, состояния здоровья, типологические особенности.

Основным средством психического развития является обучение, которое основывается на теоретическом положении Л. С. Выгодского о взаимосвязи обучения и развития- развитие подготавливает обучение, а обучение стимулирует развитие.

Психическое развитие ребенка процесс двусторонний. С одной стороны, медленно накапливаются микроскопические изменения в личности ребенка, с другой - происходит скачек перехода количества в качество, в результате резко изменяется поведение ребенка в социуме. Такой процесс определяется как кризис возраста. Возраст ныне кризисы являются закономерными и необходимыми этапами развития ребенка. Характер возрастных кризисов решается путем установления новых взаимоотношений ребенка с окружающими, формированием новых видов деятельности и знаменует переход на следующую степень психического развития.

Главным источником психического развития ребенка является общение. Только в процессе общения ребенок может освоить человеческую речь, которая играет огромную роль в речевом развитии ребенка и в познания им окружающего мира. Для успешного речевого развития существенное влияние оказывает правильно организованное предметно- развивающее пространство с использованием оборудования и другого оснащения в соответствии с целями безопасности психологического благополучия ребенка и его развития. Оно должно соответствовать возрастным особенностям детей, их потребностям и интересам, и выполнять образовательную, воспитательную, развивающую, стимулирующую, организационную, коммун катившую функции и работать на развитие самостоятельности детей.

Сенсорное развитие осуществляется непосредственно через систему анализаторов, в которой происходит восприятие и анализ информацией о явлениях, происходящих в окружающем мире. Различают внешние и внутренние анализаторы. К внешним анализатором относят зрительный, слуховой, обонятельный, тактильный и другие. В случае недогрузки или перегрузки системы анализаторов могут наблюдаться расстройства основных органов чувств, что в последствии может привести к сенсорной де привации. Поэтому в сенсорном развитии детей дошкольного возраста необходимо, прежде всего, учитывать специфику развития мышления- дошкольники мыслят лишь наглядными образами и еще не владеют понятиями. В данном случае очень важно преобразовать особым способом окружающую среду, наполнив ее различными рода стимулы торами, оказывающими положительное воздействие на органы зрения, слуха, обоняния и осязания.

Большое значение имеют рационально организованная совместная деятельность педагога с детьми и профилактические мероприятия направленные на формирование, сохранение и укрепление чувственной сферы ребенка.

Необходимо отметить, что на протяжении последнего десятилетия чаще всего решение проблемы, связанной с формированием здорового образа жизни начинается с начальной ступени общего образования.

Очковым же является то что, во питательный процесс, направленный на сохранение и укрепление здоровья, должен начинаться в условиях детского сада. Это обусловленно тем, что дошкольный возраст является сензитивным периодом жизни ребенка (Л. С. Выготский, Д. Б. Эльконин, в течение которого организм обладает повышенной чувствительностью к воздействиям внешней среды и оказывается, как физиологически, так и психологически, готов к усвоению новых форм поведения и знаний. Сформированная потребностей- мотивационная сфера здорового образа жизни в дошкольном детстве способствует наилучшей адаптации ребенка к обучению в школе.

Таким образом, можно констатировать, что педагогические аспекты становления здорового образа жизни, несомненно, лежат в поле профессиональных интересов и компетентности педагога и обусловлены прежде всего, дифференцированным и индивидуальным подходом, которые обеспечивают развивающую и здоровьесберегающую среду, и является необходимым условием для успешного воспитания и обучения детей.

Литература:

1. Вы готский Л. С. Вопросы детской психологии- СПБ.:СОЮЗ,1997-224 с.

2. Формирование здорового образа жизни дошкольников: Материалы конференций" Учим и воспитывает детей быть здоровыми" 2005-2006 г

Под ред. Нечепуренко В. В. СПБ.:СПбАППО,2007.-84 с.

(Национальные приоритетные проекты; Вып. 1).

Публикации по теме:

Формирование представлений о здоровом образе жизни у детей младшего дошкольного возраста. Дошкольный возраст – один из наиболее ответственных периодов в жизни каждого человека. Именно в эти годы закладываются основы здоровья,.

Презентация предметно-развивающей среды по формированию основ здорового образа жизни в первой младшей группе Ивестно, что дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Ведь именно до 7 лет человек.

Библиотека изображений:
  • Здоровье, гигиена
  • Еда, продукты питания
  • Здоровье, гигиена
Автор публикации:
Педагогические аспекты становления здорового образа жизни дошкольников.
Опубликовано: 6 августа 2013 в 22:45
+127Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 139.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Проект «Бабочки» в старшей группе
Самые красивые, самые нарядные, самые любимые насекомые-это бабочки. Как только пригреет солнышко и распустятся цветы, бабочки начинают порхать с цветка...
Перспективный план занятий по ФЭМП в средней группе
Доброго времени суток, уважаемые гости моей странички. Хочу поделиться своими наработками в планировании занятий по математике. Мы работаем по программе...
Мастер-класс «Корзина с фруктами из цветной бумаги»
Добрый день! Сегодня вам я хочу предложить поделку из бумаги "Корзина с фруктами". Для работы нам необходимо: - цветной картон ( розового цвета) ; -...
Развитие и активизация сюжетно — ролевой игры «Пираты» в средней группе.
Сюжетно-ролевая игра «Пираты» в средней группе Развитие и активизация сюжетно – ролевой игры «Пираты» в средней группе. Задачи: 1. Развитие сюжета. °...
Староновогодняя история. Часть VI. Окончание
* Выпив какао, фея Блаженств вновь рассказала грустную историю, еле сдерживаясь, чтобы снова не разреветься, а фея ночного ветерка её всё время...