Педагогические предпосылки развития творческих способностей у детей седьмого года жизни

Альбина Валерьевна Туманина
Педагогические предпосылки развития творческих способностей у детей седьмого года жизни

На современном этапе развитие творческих способностей, детского художественного творчества рассматриваются как существенные педагогические проблемы. Детское творчество, по мысли Л. С. Выготского, научает ребенка овладевать системой своих переживаний, побеждать и преодолевать их и "учит психику восхождению".

Учеными выявлены разные условия развития творческих способностей у дошкольников.

Как отмечает В. Н. Дружинин, для развития творческих способностей необходимо:

1. отсутствие регламентации предметной активности, точнее – отсутствие образца регламентированного поведения;

2. наличие позитивного образца творческого поведения;

3. социальное подкрепление творческого поведения.

Исследователи выделяют педагогические условия для развития у детей творческих способностей:

– обеспечение доброжелательной и раскованной атмосферы, благоприятствующей появлению идей и мнений (М. Карне, С. Лин-немайер и др.);

– создание обстановки и физической среды: свобода перемещения, наличие всевозможного оборудования и материалов (Б. П. Никитин, П. Смит и др.);

– поддержание и улучшение самооценки и самоуважения каждого ребенка в проявлении творчества (Б. П. Никитин и др.);

– создание психологического настроя, установки на творческую работу (А. М. Матюшкин, Г. Н. Сытин и др.);

– использование разнообразных методов и приемов для стимулирования творческой активности (Г. И. Иванов, А. М. Ма-тюшкин и др.);

– наличие равноправного диалога (А. М. Матюшкин и др.).

Большую роль в развитии творческих способностей играет опыт, полученный ребенком в семье. Как пишет К. Тэкэкс: "Существует немало систем поддержки помимо семьи, которые помогут в развитии ребенка. Но ни одна из них не заменит семьи в развитии психики ребенка, в создании его образа как заслуженно любимой личности, счастливой и целостной в своем окружении"(38, с. 89).

Отечественные психологи и педагоги Ш. А. Амонашвили, Н. Л. Кряжева, Б. П. Никитин, М. В. Осорина и др. дают родителям, стремящимся развивать творческие способности у ребенка, следующие рекомендации:

– чтобы добиться высоких результатов, необходимо начинать как можно раньше – с новорожденности;

– стремиться наполнять окружающее ребенка пространство самыми разнообразными, новыми для ребенка предметами и стимулами с целью развития его любознательности;

– набраться терпения, не превращать помощь в подсказку, не лишать ребенка трудности и удовольствия сделать пусть маленькое, но собственное открытие;

– заинтересовывать ребенка творческой игрой, но не заставлять его играть;

– стараться не делать обидных замечаний, не обижать ребенка в игре;

– для маленьких детей надо оживить игру сказкой или рассказом;

– не сдерживать двигательную активность ребенка, чтобы он мог покувыркаться, попрыгать от восторга и т. д. ;

– обязательно начинать с задач посильных или с более простых

– частей, так как успех в самом начале – важное условие.).

– Задача взрослых, стремящихся, развивать творческий потенциал ребенка, реализовать его творческие способности, достаточно трудна. И если родители постараются создать ребенку возможности для интересного образования, окажут эмоциональную поддержку, эта задача может быть решена достаточно успешно.

Семья - лишь часть того влияния, которое оказывает социальная среда на ребенка. Большую роль в формировании творческой индивидуальности играет детский сад. Личность педагога, работающего с детьми, является ведущим фактором развития их творческих способностей

Именно педагог создает атмосферу, которая может вдохновлять ребенка или разрушать его уверенность в себе, поощрять или подавлять интересы, развивать или игнорировать способности. Не подлежит сомнению, что для развития творческих способностей наиболее желателен и благоприятен демократический стиль взаимодействия педагога с детьми.

Демократический стиль – это стиль творческий, деловой, с учетом научных рекомендаций, конкретных задач и конкретных условий, с учетом творческих способностей каждой личности (Клюева Н. В.).

В связи с этим психологи Ш. А. Амонашвили, А. К. Маркова, А. А. Реан, Я. Л. Коломинский выделяют следующие качества, необходимые педагогу для работы с детьми:

• чуткость – чувствительность к переживаниям и потребностям других;

способность к индивидуализации обучения;

• позитивная Я - концепция;

• интеллект выше среднего уровня;

• настойчивость и целеустремленность;

творческое начало, профессиональная и эмоциональная зрелость;

• эмоциональная стабильность;

• широкий круг интересов и умений;

• чувство юмора.

Владение педагогом, воспитателем эффективными методами обучения также может способствовать развитию детских творческих способностей. Так, П. Торренс приводит следующие творческие методы в преподавании:

• уважение желания ребенка работать самостоятельно;

• индивидуализированное применение учебной программы в зависимости от способностей учеников; создание условий для конкретного воплощения творческих идей;

• поощрение работы над проектами, предложенными самими учениками;

• исключение какого – либо давления на детей, создание раскрепощающей обстановки;

• подчеркивание положительного значения индивидуальных различий; уважение потенциальных возможностей отстающих; оказание авторитетной помощь детям, высказывающим отличное от других мнение и в связи с этим испытывающим давление со стороны своих сверстников

• извлечение максимальной пользы из хобби, конкретных увлечений и индивидуальных наклонностей;

• терпимое отношение к возможному беспорядку, поощрение максимальной вовлеченности в совместную деятельность и др.

Творческие способности можно развивать различными средствами.

Н. Сорокина выступает за создание в детском коллективе атмосферы свободного самовыражения чувств и мыслей, поощрение желания ребенка быть непохожим на других. Также она подчеркивает, что в развитии творческих способностей помогает кукольный театр.

М. Ибука, Г. Григорьев, говорят о том, что лепка, вырезывание узоров, складывание бумажных фигур так же развивают творческие задатки детей, учат их вариативности, выдумке, проявлению фантазии.

Такие педагоги – исследователи как А. М. Леушина, З. А. Михайлова, Л. И. Ермолаева, А. И. Тарханова, А. А. Столяр предлагают использовать для развития творчества детей логические задачи и упражнения.

А. Э. Симанович говорит о том, что творчество можно развивать с помощью словарных дидактических игр и упражнений.

В научной литературе приведены педагогические методы и приемы направленные на развитие творческих способностей детей. По мнению психолога В. И. Андреева, развитие творческих способностей невозможно без создания на занятиях с детьми творческой ситуации. По определению Андреева, творческая ситуация – та, которая требует разрешения некоторого диалектического противоречия; выход из нее – поиск нового метода, приема, средства деятельности.

И. А. Лыкова основным методом развития творческих способностей называет метод пробуждения предельной самодеятельности детей, где основную педагогическую ценность являет не результат как таковой, а эмоционально окрашенный процесс, творческое действие.

Р. Гибсон, Дж. Тайлер, отечественные педагоги-новаторы предлагают для развития творческих способностей использовать метод нетрадиционных техник рисования.

Многие исследователи в своих работах определяют критерии, показывающие наличие творчества в работах детей.

В частности, Н. А. Ветлугиной выделены три группы показателей:

Первая группа показателей направлена на характеристику детских проявлений: их увлеченность, способность "войти" в воображаемую ситуацию, искренность переживаний;

Вторая группа показателей характеризует способы действия в творчестве детей: быстрота реакции, находчивость при решении задач, пользование различными вариантами, комбинирования законченных элементов в новые сочетания, оригинальных способов действия;

Третья группа показателей связана с характеристикой результата творчества: отбор характерных черт жизненных явлений, персонажей, предметов и их отражения в рисунке, игре, сюжете.

Н. Д. Винченко в работе "Критерии творчества" выделяет следующие критерии оценки творчества детей в игре:

1. самостоятельность – это умение детей на основе личного опыта определить и конкретизировать сюжет, характер действий, а также состояние и взаимоотношения его участников;

2. изобретательность – используется как показатель детских работ;

3. выразительность – ребенок не владеет способами выразительности, а находит их самостоятельно;

4. эмоционально-личностные переживания детей в момент игры.

О. М. Дьяченко выделила другие показатели:

1. структурность продукта воображения;

2. детализация образов воображения;

3. оригинальность продуктов воображения.

Таким образом, анализ психолого – педагогической литературы позволяет нам сделать вывод о том, что на развитие художественно – творческих способностей дошкольников наиболее существенное влияние оказывает:

- педагог, его стиль взаимодействия с детьми;

- владение педагогом эффективными методами и приемами обучения.

Публикации по теме:

Пескография как средство развития творческих способностей детей дошкольного возрастаПескография как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста «Пескография, как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста» Ольга Никулина. Ребенок живет в мире всевозможных.

Развитие художественно-творческих способностей у детей 7-го года жизни в процессе нетрадиционных способов рисования Теоретические основы развития творческих способностей у детей седьмого года жизни в процессе управления изодеятельностью. Характеристика.

Конструирование как основа для развития творческих способностей детей Доклад для воспитателей Конструирование из строительного материала является специфически детской деятельностью, отвечающей интересам и.

Художественное конструирование из бумаги как средство развития творческих способностей у детей В работе с детьми отвожу значительное место художественному конструированию из бумаги, так как оно обладает чрезвычайно широкими возможностями.

Квилинг как средство развития творческих способностей детей 5–6 лет Игрушка-самоделка, изготовленная посредством квилинга, как средство развития творческих способностей детей 5-6 лет Сегодня проблема творческого.

Картотека игр для развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста Картотека игр на развитие творческих способностей детей. Игры на развитие ассоциативности мышления Игра "Что на что похоже " 3-4 человека.

Консультация «Ознакомление дошкольников седьмого года жизни с художественной литературой» Интеллект детей этого возраста достаточно развит для восприятия многих проблем жизни и искусства, которые интересны и привлекательны для.

Проект для развития творческих и познавательных способностей детей «Осень золотая» ПРОЕКТ «Взаимодействие ДОУ и семьи в развитии художественно -эстетических,творческих и познавательных способностей детей старшего дошкольного.

Психологические основы развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста Вопрос об одаренности с давних пор волновал людей. Считалось, что талант – это, прежде всего, наследственность, каприз природы, удел избранных.

Возрастная характеристика музыкальных особенностей детей шестого-седьмого года жизни ВОЗРАСТНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МУЗЫКАЛЬНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ДЕТЕЙ. Шестой и седьмой год жизни. На шестом году жизни дети эмоционально, непринужденно.

Библиотека изображений:
  • Лето
  • Весна
  • Зима
Автор публикации:
Педагогические предпосылки развития творческих способностей у детей седьмого года жизни
Опубликовано: 14 марта 2016 в 02:54
+14Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Проект: Создание экологически воспитывающей среды.
Екатерина Орленко Проект: Создание экологически воспитывающей среды. Пробле ма: как и где можно услышать природу? Игровая мотивац ия: Во дворе мы...
Пособие «Тактильная перчатка» для детей первого года жизни.
Тактильные ощущения – это ощущения прикосновения, обусловленные работой рецепторов кожи. С помощью тактильных ощущений, наряду со зрительными, слуховыми и...
Оформляем паспорт группы (часть 3)
3. УГОЛОК ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА:  стенд «Территория творчества»;  образцы по рисованию и аппликации для детского творчества;...
Театрализованное представление «В гости к государыне Книге» (фото-отчет)
Добрый вечер, уважаемые коллеги. В апреле в нашем ДОУ прошло театрализованное представление, посвященное Всемирному дню книг. К мероприятию мы готовились...
Конспект НОД с детьми раннего возраста «Путешествие по русским народным сказкам»
Конспект непосредственной образовательной деятельности с детьми раннего возраста Тема: «Путешествие по русским народным сказкам» Задачи 1. Учить детей...