Лучший педагог года

Педагогические средства развития навыков общения детей среднего дошкольного возраста со взрослыми и сверстниками

Наира Мартиросян
Педагогические средства развития навыков общения детей среднего дошкольного возраста со взрослыми и сверстниками

1. Моделирование системы деятельности педагога, направленной на решение профессиональной проблемы.

17 октября 2013г. Приказом Министерства образования и науки РФ №1155 был утвержден федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (далее ФГОС). В основе стандарта заложен следующий основной принцип: личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых (родителей, педагогических работников) и детей.

Публикация «Педагогические средства развития навыков общения детей среднего дошкольного возраста со взрослыми и сверстниками» размещена в разделах

Одни из основных принципов современного дошкольного образования – это содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений; поддержка инициативы детей в различных видах деятельности.

Социально-коммуникативное развитие направлено на развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками (пункт 1.6.).

Социализация ребенка – это один из важных задач дошкольного периода. Развитие коммуникативности ребенка, умение общаться со сверстниками и взрослыми в дошкольном возрасте играет очень важную роль в психическом развитии детей. Если потребность дошкольника в общении или совместной деятельности со сверстниками не удовлетворена, то она ничем не компенсируется, вызывая у него тяжелые переживания, состояние эмоционального неблагополучия. В настоящее время эта задача приобретает особую важность.

Актуальность данной темы возрастает в современных условиях в связи с особенностями социального окружения ребенка, в котором часто наблюдается дефицит «живого» общения, речевой культуры во взаимоотношениях людей. Отмечается тенденция снижения качества общения между ребенком и взрослым.

Навыки общения- это умение общаться, строить и поддерживать дружеские взаимоотношения, взаимодействовать и сотрудничать с людьми.

Для развития навыков общения нужно использовать разные педагогические средства :

• обеспечить повышение познавательной активности обучающихся;

• служить инструментом деятельности субъектов образовательного процесса;

• помочь раскрыть сущность различных понятий и явлений общественной жизни.

Средства обучения (педагогические средства) – все те материалы, с помощью которых преподаватель осуществляет обучающее воздействие (учебный процесс). К средствам обучения относятся предметы материальной и духовной культуры, которые используются при решении педагогических задач.

В самом общем плане к ним относятся:

- виды деятельности: игровая, учебная, трудовая;

- педагогическая техника : речь, мимика, движение; средства массовой информации, наглядные пособия, произведения искусства.

К средствам обучения относят также технические средства обучения, дидактические материалы и т. п. В последнее время существенно изменились средства обучения. В связи с появлением персональных компьютеров возник новый вид процесса проблемного обучения – проблемно-компьютерное обучение. Появление нового элемента (компьютера) в педагогической системе во многом может изменить ее функции и позволяет достичь нового педагогического эффекта.

В традиционном учебном процессе средствами обучения являются :

- печатные издания: учебники, учебно-методические пособия, справочники;

- дискеты с учебной информацией;

- записи на доске, плакаты;

- кино, видеофильмы;

- слово преподавателя.

Задача педагога заключается в том, чтобы выбрать средства, адекватные цели и содержанию образования.

Можно сделать вывод о сложившихся недостатках и трудностях в условиях и процессе образовательной деятельности.

Недостатки в результатах:

- не делятся игрушками и ссорятся;

- грубо разговаривают со сверстниками, не умеют играть друг с другом;

- дети испытывают сложности в налаживании отношений со сверстниками;

- не чувствуют и не понимают сверстника, т. е. недостаточно опыта владения навыками общения;

- не способны изменять стиль общения со сверстниками в зависимости от ситуации;

- не могут найти конструктивного решения своих споров;

- не владеют диалогической речью и конструктивными способами взаимодействия с детьми;

Недостатки в процессе:

- многие воспитателя затрудняются в выборе эффективных методов и форм организации деятельности детей вне НОД по развитию навыков общения и взаимодействия детей среднего дошкольного возраста со взрослыми и сверстниками;

- при планировании коммуникативной деятельности не всегда соблюдается системный подход в развитии навыков общения и взаимодействия детей со взрослыми и сверстниками;

- педагог не всегда воспринимает ребенка как субъект реализации его потребностей, интересов и устремлений.

Недостатки в условиях:

- недостаточная квалификация педагогов;

- недостаточно дидактических пособий на тему элементарного общения и взаимоотношения детей со сверстниками;

- недостаточно наглядного материала, на основе которого у ребёнка формируются понятия о социально-личностном поведении;

- в условиях группы нет современных информационно-коммуникационных технологий.

Противоречие. Формирование навыков общение у детей среднего дошкольного возраста предполагает использование современных педагогических средств, однако отмечается недостаток современных педагогических средств позволяющих развивать навыки общения у дошкольников в образовательном процессе.

Таким образом выше названные и описанные требования привели к формулировке профессиональной проблеме.

2. Формулировка профессиональной проблемы на основе проведенного анализа.

Проблема заключается в определении эффективных средств для формирования у детей среднего дошкольного возраста уважительного отношения и чувства принадлежности к сообществу детей и взрослых в образовательной организации.

3. Характеристика изменений в образовательном процессе.

Необходимо помнить, что конфликтное отношение между детьми среднего дошкольного возраста часто являются следствием однообразия и бездеятельности. Организуя интересные занятия, игры, проблемные ситуации, показ инсценировок с игрушками, сюжетно-ролевые и дидактические игры, воспитатель направляет активность детей в нужное русло, которое способствует накоплению у детей положительного опыта проявления добрых чувств, поступков и взаимоотношений.

Поэтому современные методы социально-личностного развития должны быть направлены не на передачу моральных норм, а на то, чтобы поставить ребёнка в условия, при которых поступок, соответствующий моральной норме, становился бы для него личностно значимым. Поэтому произошли следующие изменения в образовательном процессе:

В содержании:

- комплексно-тематическое планирование:

«Я в мире человек»;

«Мои друзья»;

- беседа о дружбе, чтение стихотворений о друзьях. Слушание песни «Улыбка», «Если добрый ты»; рассказы о своих друзьях;

- развитие игровой деятельности: «Какие добрые слова нужно сказать?», «Почему обиделась Таня?», д/и «Назови друзей», «Я и друзья»;

- организация развивающих практических и игровых ситуаций совместной деятельности, обеспечивающих накопление личного опыта культуры взаимоотношений в паре или небольшой подгруппе: «В дружном деле всем хорошо», «Как без ссор решить спор»;

- родительское собрание на тему: «Воспитываем добротой»;

- тематическое итоговое мероприятие: «День вежливости»;

- использование интерактивных средств : интерактивная доска, компьютер.

В средствах обучения и воспитания:

- использование художественной литературы на тему: «Настоящие друзья», «Что я могу сделать хорошего», «Как бы ты поступил».

- использование дидактического материала на тему: «Узнай настроение по выражению лица», «Мы радуем своих близких»; «Что хорошо, а что плохо».

- использование интерактивных средств (презентаций) на тему: «Мы за столом», «Мы идём смотреть спектакль».

- игра «Я учусь общению».

Цель: дать представление о различных средствах и способах коммуникации с окружающим внешним миром; о важности и значимости органов чувств, памяти, внимания, эмоций, жестов и движений в процессе общения.

- игра «Я и взрослый мир»;

- наблюдения за детьми и их взаимоотношениями во время прогулок, во время совместных игр, за столом.

Цель: вести наблюдение отдельных действий ребёнка к сверстнику в различных ситуациях.

После этого результат освоения программы раскрывает динамику формирования интегративных качеств воспитанников средней группы и результаты формирования интегративных качеств у ребёнка.

4. Характеристика изменений условий, обеспечивающих достижение новых образовательных результатов.

В кадровых:

- укомплектованность образовательного учреждения образованными педагогическими работниками;

- повышение компетентности и профессионализма педагогов :

- курсы повышения квалификации в СИПКРО, ЦРО по развитию навыков общения;

- прохождение аттестации педагогических работников;

- проведения мастер-класса «Родительский ресурс»;

- обучающие семинары по овладению инновационными методиками;

- привлечь педагога — психолога к работе с детьми.

- педагогические советы на тему : «Социально-личностное развитие детей в средней группы». Выступление педагогов с целью обмена опытом и рекомендациями;

В научно-методических:

- приобретения методических пособий для работы с детьми по теме: «Развития навыков общения детей со взрослыми и сверстниками»;

- методические пособия для работы с родителями по теме: «Мы с мамой похожи»;

- разработка конспектов развлечений;

- разработка плана взаимодействия работы специалиста (психолога) и воспитателя;

- разработка методических рекомендаций для родителей;

В материально-технических:

- осношение группы развивающими, дидактическими, настольно-печатными, электронными играми;

- приобретение демонстрационного и наглядного материала (плакаты, макеты,наглядные картинки);

- приобретение литературы по теме: «Что хорошо и что плохо», «Беседы: о чувствах, дружбе, взаимопомощи и взаимовыручке»;

- приобретение литературы Лисина М. И. «Методика выявления уровня коммуникативного развития детей 4-5 лет»;

- приобретение иллюстрации с изображением ситуаций по теме «Взаимоотношение детей со сверстниками»;

- наглядное сопровождение по теме: «Мы весёлые друзья и нам ссориться нельзя»;

- подборка номеров журналов по теме: «Социально-личностное развитие дошкольников»;

- подписка на новые периодические издание;

- пополнение библиотеки справочной и методической литературой по теме развития навыков общения со взрослыми и сверстниками у дошкольников средней группы;

- приобретение интерактивной техники;

- приобретение мультимедийных дидактических пособий;

- создание в группе «уголков уединения»;

- создание в группе «ковриков примирение».

Публикации по теме:

«Средства развития у детей дошкольного возраста речевого творчества» Развитие речевого творчества. I. Моделирование системы деятельности педагога, направленной на решение профессиональной проблемы 1. Анализ.

Средства развития у детей дошкольного возраста речевого творчества Продолжение 2 часть. 4. Характеристика изменений в образовательном процессе. Развитие речевого творчества должно стать ведущей задачей.

Формирование культуры общения у детей дошкольного возраста в рамках взаимодействия родителей и музыкального руководителяФормирование культуры общения у детей дошкольного возраста в рамках взаимодействия родителей и музыкального руководителя Несмотря на то, что культуре речи детей всегда уделялось большое внимание в психолого-педагогической литературе, проблема воспитания культуры.

Использование схем взаимодействия в процессе развития у детей дошкольного возраста навыков сотрудничества со сверстниками муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 4» Использование схем взаимодействия в процессе развития у.

Игра для развития навыков общения детей раннего возраста «Утреннее приветствие» Игра «Утреннее приветствие» Цель: создание положительного эмоционального климата в группе, развитие навыков общения, привитие навыка приветствия.

Образовательная программа «Педагогические условия формирования у детей среднего дошкольного возраста навыков этикета» Краткосрочная образовательная практика Название: «Педагогические условия формирования у детей среднего дошкольного возраста навыков этикета.

Педагогические средства развития эмоциональной сферы ребёнка-дошкольника. Структура деятельности педагога, как и любой другой профессиональной деятельности, предполагает наличие следующих компонентов: субъекта.

Педагогические средства в развитии актёрских способностей детей старшего дошкольного возраста Педагогический опыт музыкального руководителя МБДОУ д. с № 107 «Искорка» г. Волжского Волгоградской обл. Андреевой Ольги Викторовны. Педагогические.

Средства развития у детей дошкольного возраста речевого творчества I. Моделирование системы деятельности педагога, направленной на решение профессиональной проблемы 1. Анализ недостатков в результатах,.

Педагогические средства развития навыков общения и взаимодействия дошкольников со взрослыми и сверстниками в старшей группе Педагогические средства развития навыков общения и взаимодействия дошкольников со взрослыми и сверстниками в старшей группе детского сада.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Педагогические средства развития навыков общения детей среднего дошкольного возраста со взрослыми и сверстниками
Опубликовано: 2 июля 2015 в 23:19
+15Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 11.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД