Папки-передвижки

Педагогические условия формирования духовно-нравственных ценностей дошкольников на физкультурно-спортивных мероприятиях

Тамара Виноградова
Педагогические условия формирования духовно-нравственных ценностей дошкольников на физкультурно-спортивных мероприятиях

Реферат «Педагогические условия формирования духовно-нравственных ценностей дошкольников на физкультурно-спортивных мероприятиях»

Наше общество переживает в настоящее время духовно- нравственный кризис. Правила и нормы поведения не всегда имеют духовно-нравственное основание, часто в обществе царит равнодушие и бездуховность, отсутствуют бережные и чуткие отношения людей друг к другу и «в этих условиях особенно важно хранить верность тем традиционным духовно-нравственным идеалам, которые сформировали наше Отечество, его великую историю и культуру»[17]

Публикация «Педагогические условия формирования духовно-нравственных ценностей дошкольников на физкультурно-спортивных мероприятиях» размещена в разделах

Проблема духовно- нравственного воспитания дошкольников приобретает в настоящее время все большую актуальность. Как показывает практика,корни проблем, встречающихся у человека, часто лежат глубоко в детстве и кроются в искаженном представлении о ценностях. Думается, что для реализации целей формирования духовно-нравственных ценностей, нельзя упускать возможности физкультурно- спортивных мероприятий. Мною было проведено исследование, направленное на выявление педагогических условий формирования духовно-нравственных ценностей дошкольников на физкультурно-спортивных мероприятиях.

В Законе Российской Федерации «Об образовании», соединившем воспитание и образование, в ст. 64 дано направление дошкольного образования в сторону формирования общей культуры, развития физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств, формирования предпосылок учебной деятельности, сохранения и укрепления здоровья детей дошкольного возраста. Поэтому охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия закреплена ст (1. 6:1) ФГОС дошкольного образования.

Так же в примерной общеобразовательной программе дошкольного образования «От рождения до школы»[2] в соответствии с ФГОС дошкольного образования дано направление на всестороннее развитие, «формирование духовных и общечеловеческих ценностей.

Решение этих сложных и многоплановых задач требует создания «развивающего пространства», способствующего осуществлению новых подходов к формированию гармонической личности.

В психолого-педагогической науке недостаточно исследованы и представлены вопросы формирования духовно-нравственных ценностей дошкольников через организацию проведения физкультурно-спортивных мероприятий. Возможно, это объясняется тем, что традиционная педагогика особую роль в механизме формирования ценностей отводит интеллектуальному компоненту и «различны мнения по проблеме духовно-нравственного воспитания», то есть, нет консенсуса в конкретном понимании такого многопланового понятия «духовно-нравственное воспитание»[12].

Основное содержание

1.«Теоретические основы и специфика духовно-нравственного воспитания на этапе дошкольного детства».

Здесь будут рассмотрены особенности духовно-нравственного воспитания на этапе дошкольного детства, выявлена взаимосвязь между понятиями формирование духовно-нравственных ценностей, гармоническим развитием человека, ведением здорового образа жизни.

Как показывает практика, корни проблем, встречающихся у человека, часто лежат глубоко в детстве и кроются в искаженном представлении о ценностях. Воспитание многогранной личности, способной ориентироваться на духовно-значимые нормы и ценности требует не малых усилия со стороны родителей, педагогического коллектива образовательного учреждения, т. к особенностью духовно- нравственного воспитания является невозможность передачи способа духовного развития информационным путем, но только в процессе совместной деятельности воспитателя и воспитанника.

Другая важная особенность состоит в том, что духовно- нравственную ценность может дать только тот, кто ее имеет. Отсюда появляются высокие требования к тем, с кем ребенок взаимодействует (семья, дошкольное учреждение, спортивные секции и т. д).

Процесс становления ядра личности может идти не только осознанно, но и неосознанно, и идет более интенсивно именно в дошкольном детстве, о чем свидетельствуют ведущие психологи отечественных (Л. С. Выгодский[4], А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин. В. С. Мухина и др.) и зарубежных научных школ (А. Маслоу, З. Фрейд, А. Адлер и др.). Способность дошкольников «впитывать» нормы, правила, образцы духовно-нравственного поведения позволяет проводить работу по формированию духовно-нравственных ценностей с детства.

Большинство исследователей указывают только на отдельные аспекты духовно-нравственного воспитания : справедливых взаимоотношений (О. М. Гостюхина, доброжелательных (Т. И. Бабаева, Т. И. Ерофеева, Сокольникова М. Н. [19], формирование осознанного выполнения общеразвивающих упражнений детьми шестого года жизни Кувшинова О. А[11],отзывчивости (М. В. Воробьева, гуманистической направленности поведения (С. А. Улитко, П. А. Цуканова, патриотизма (Л. В. Кокуева)[10], воспитания доброжелательных отношений на уроках физкультуры (Сокольникова М. Н, воспитания правил поведения (Киянченко Е. А)[9], экологической воспитанности (Маркова Т. А)[13]. В исследованиях Т. И. Ерофеевой, Р. А. Иванковой, Н. П. Флегантовой и др. обсуждаются педагогические условия, способствующие формированию положительных гуманных взаимоотношений. Ряд работ посвящено роли взрослых (Л. Н. Башлакова, Д. Р. Цанава и др., эмоциональному сближению взрослого и ребенка на физкультурных занятиях (М. Н. Попова)[18], особой значимости норм и правил (Т. П. Гаврилова и др.) в воспитании данных взаимоотношений. Авторы, изучающие взаимоотношения в детском коллективе, подчеркивают особое значение, которое имеет совместная деятельность для формирования нравственных качеств ребенка и культуры общения. отмечают важность и значимость духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста, но не предлагают целостной системы работы в данном направлении. Т. Н. Бабаева, Т. С. Комарова, О. Л. Князева, Е. И. Корнеева, В. И. Логинова, М. Д. Маханева, Л. Е. Никонова, Н. А Ноткина, Е. В. Пчелинцева, Т. А. Ротанова и другие делают акцент на приобщение детей к культурному наследию народа. Исследователи С. А. Козлова и Т. А. Куликова предлагают одним из решений проблемы воспитания патриотизма детей-дошкольников познание ими Родины-России.

Понятие духовно-нравственный состоит из двух слов, слившихся воедино. В зависимости от того, что нравится больше людям в том или ином обществе, мы говорим о нравах этого общества. Только нравится часто каждому свое. Иногда людям нравится то, что другим совсем не нравится. Человек, выросший среди людей, обычно понимает, почему это хорошо, а это плохо. Когда философы и историки сравнили, что говорили о нравственности разные народы в разные времена, то пришли к выводу, что между народами есть нечто общее. Это общее стали называть «золотое правило нравственности». И звучит оно очень просто «И как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними»[7].

Ответ на вопрос о том, почему люди приходят к согласию в нравственных вопросах и как получается, что разные люди понимают одинаково где добро, а где зло лежит в понятии слова «духовный».

Слово «духовный» связано с однокоренными словами: «дух»- «воздух»- «воздушный»- «душа»- «дышать»- «дыхание». .Многие века люди считали, что живой предмет отличается от неживого тем, что в нем живет душа, а что делает душу бессмертной стали называть духом.

Нравственность имеет горизонтальную направленность в пространстве, то есть социальную, а духовность имеет вертикальную направленность в пространстве, то есть к Богу.

Так как в основе любой воспитательной концепции лежат антропологические знания, воспользуемся схемой, предложенной гранд доктором психологии А. А. Морозом в своей работе «Гармонизация систем знаний христианской, психологической и педагогической антропологии» [14]

Природа человека имеет иерархическую структуру соподчинения трех ипостасей-дух, душа, тело,при этом дух занимает ведущее место.

Каждая часть личности нуждается не только в питании, но и в формировании, .т. е в усовершенствовании. Дух создан для связи с духовным миром, душа для взаимодействия с себе подобными, телом человек взаимодействует с внешним видимым миром.

Патриарх Кирилл утверждает: «Нравственная основа человека является критерием

истины. Нравственность — это способность отличать добро от зла посредством внутренней сигнальной системы, которой является голос нашей совести»[16]. Можно сказать, что нравственность- это некий внутренний выбор человека, связанный с различением добра и зла. Иными словами: «Духовное воспитание— это воспитание помыслов, а нравственное— поступков»[15].

Еще П. Ф. Лесгафт отмечал, что физическое воспитание детей не должно ограничиваться только оздоровлением и формированием двигательных навыков, его надо связывать также с задачами нравственного воспитания. Однако, до настоящего времени эти возможности практически не учтены и, следовательно, недостаточно реализуются в двигательной деятельности дошкольников. Ни в практике, ни в теории физического воспитания не уделяется должного внимания нравственному воспитанию.

В психолого-педагогическом направлении здоровый образ жизни рассматривается с точки зрения сознания, психологии человека, мотивации. Имеются и другие точки зрения (например, медико- биологическая, однако резкой грани между ними нет, так как они нацелены на решение одной проблемы— укрепление здоровья человека.

Сейчас весь мир озабочен здоровым образом жизни, но в основном сводит его к правильному питанию, занятию спортом и отсутствию вредных привычек, часто забывая о душевном, духовном и социальном благополучии.

Здоровый образ жизни является предпосылкой для развития разных сторон жизнедеятельности человека, достижения им активного и полноценного выполнения социальных функций, для активного участия в трудовой,учебной, общественной, семейно-бытовой и других формах жизнедеятельности, поэтому привлекает внимание с дошкольного детства[1].

Занятия физкультурой — одна из составляющих в укреплении тела, без которого, как мы видим, невозможно развиваться жизни духовной.

Физическое развитие в раннем детстве способствует созданию условий для развития эмоциональной сферы ребенка.

Физическое тело необходимо для устроения жизни человека на земле. Телом мы

соприкасаемся с внешним видимым миром, имеем связь с ним. Стремление к здоровому физическому телу- это духовно-нравственный процесс, так как душа без тела не может сделать на земле ничего, ни хорошего, ни плохого, ровно как и тело без души. А безнравственная душа в даже очень красивом теле может наделать много беды для себя и для окружающих. Общеизвестны примеры могущественного влияние психики человека на течение болезней, когда состояние духа определяет исход болезни, определяет качество жизни человека.

Из выше сказанного следует, что формирование духовно-нравственных ценностей это процесс становления качеств личности, направленный на здоровый образ жизни и на гармоническое развитие «в линиях внутренней иерархичности в человеке».

В детстве первыми начинают пробуждаться телесные силы, поэтому целесообразно начинать развивать интерес к двигательной деятельности с раннего детства; Через интерес к двигательной деятельности пробуждать развитие чувств, воли, разума, т. е запускать процесс становления духовно-нравственных качеств личности, без исполнения которых не возможно обеспечить безопасность человечеству.

Потребность в движении у ребенка заложена от природы, но чтобы вектор реализации этой потребности шел по руслу сохранения и приумножения здоровья (физического, психического и социального, необходимо мотивировать дошкольника делать правильный выбор, используя не только когнитивную сферу нравственного сознания, но чаще эмоциональную сферу нравственного сознания, передавая ему ту или иную эмоцию.

2. «Воспитательные возможности проведения физкультурно-спортивных

мероприятий, как условия формирования духовно-нравственных ценностей

дошкольников

Была проведена работа по изучению совокупности воспитательных возможностей физкультурно- спортивных мероприятий(«Детские Олимпийские игры», праздник «День защитника Отечества»,» Зеленый огонек» и т. д на базе ГБДОУ детский сад №39 Кировского района Санкт_Петербурга и ГБДОУ детский сад №13 компенсирующего вида Кировского района Санкт_Петербурга

Поскольку начало развития человека идет от удовлетворения низших потребностей (телесных) к высшим (душевным и духовным) и у ребенка просыпаются в начале потребности тела, физкультурно-спортивное мероприятие дает возможность дошкольнику реализовать свои телесные и душевные потребности.

Приобщая дошкольника к гармоническому развитию своего тела, ребенок переходит на следующий, более ценностный этап своего развития-душевный и духовный.

Человек не удовлетворяется до тех пор пока не будут удовлетворены все уровни его жизни (духовной, душевной, телесной). В дошкольном детстве, конечно, осознание собственной личности во всех составляющих только начинается и физическое развитие только тому начало.

Анализ проведенных мероприятий, который осуществился с помощью включенного наблюдения, бесед с детьми и родителями до и после мероприятий, интервью с воспитателями, характеристик фото отчетов, просмотра продуктов деятельности воспитанников привел к выявлению совокупности воспитательных возможностей, из которых целенаправленно выделены те обстоятельства процесса проведения мероприятий, которые могут эффективно повлиять на формирование духовно-нравственных ценностей дошкольника в ходе организации физкультурно-спортивных мероприятий, то есть выделены следующие педагогические условия :

1. Принятия дошкольника, как полноценного участника, на всех этапах проведения физкультурно-спортивного мероприятия;

2. Избрания тематики физкультурно- спортивного мероприятия отражает жизнь России во всей ее исторической и культурной полноте, этническом многообразии;

3. Грамотного исполнения методологии в процессе проведения всех этапов физкультурно- спортивных мероприятий;

4. Являющего мастерство и личный пример коллектив;

5. Сохранения и укрепления здоровья дошкольника;

6. Личностно- ориентированного сопровождения дошкольника;

7. стимулирования и активизирования творческих проявлений ребенка;

8. Реализации подхода, основанного на послушании, ответственности за свой выбор и «золотом правиле»;

9. Знание педагогами христианской антропологии;

10. Целенаправленное создание атмосферы:

контроля со стороны педагогов за произносимые слова, честности, справедливости, уважения себя и других, здоровой самооценки, щедрости, довольства и благодарности, трудолюбия, радости, ответственности, прощения и послушания на всех этапов физкультурно-спортивного мероприятия.

Обследование дошкольников в ходе проведения, таким образом организованных физкультурно-спортивных мероприятий, показало положительную динамику изменения духовно-нравственного развития эмоционального, когнитивного и поведенческого компонентов нравственного сознания.

Обследование проводилось по методике «Сюжетные картинки»,«Беседа», «Сделаем вместе»(Головей Л. А., Рыбалко Е. Ф., Практикум по возрастной психологии, учебное пособие, 2-е издание, дополненное и переработанное, Речь, Санкт- Петербург, 2002., С. -259).

3. «Заключение»

В процессе, таким образом организованных мероприятий, происходит не только охрана и приумножение физического здоровья дошкольника, передача знания, формирования навыков и умений (в беге, в лазании, в метании, в прыжках и т. д, развитии физических качеств (быстроты, ловкости, гибкости, координации и т. д, но и формирование духовно-нравственных ценностей, личный рост взрослого и ребенка, нуждающегося в формировании духа, души и тела.

В связи с тем, что тематика исследования затрагивает самые глубинные корни человеческого бытия, требуется дальнейшее изучение и нахождение новых подходов, методов, методик и способов решения поставленных человечеству задач.

Библиографический список:

1. Андреева Н. А Взаимодействие ДОУ и семьи в формировании основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста. Научная библиотека диссертаций и авторефератов. DisserCat https://www.dissercat.com/content/vzaimodeistvie-dou-i-semi-v-formirovanii-osnov-zdorovogo-obraza-zhizni-u-detei-doshkolnogo-v#ixzz3OMH5dW7P .

2. Вераксы Н. Е, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. ,Издание 3-е, исправленное и дополненное. ,Издательство Мозаика-Синтез,М., 2014., c-9.

3. Вартанян И. А. «Основы нейрофизиологии и высшей нервной деятельности», Санкт-Петербург 2007, c.49.

4. Выгодский Л. С. Проблемы общей психологии. Собр. соч. :В6т. Т. 2М. ,Педагогика,1982. С. 504.

5. Гиппенкрейтер Ю. Б. Общаться с ребенком. Как? М. : 2007. С. 240., 240c.

6. Данилюк А. Я., Кондаков А. М., Тишков В. А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России М. «Просвещение», 2009.,c.18.19).

7. Евангелие от Луки, Российское библейское общество, Москва,2008.,. 6:31

8. Евангелие от Иоанна,Российское библейское общество, Москва,2008., 14:23.

9. Киянченко Е. А. Формирование у детей старшего дошкольного возраста представлений об относительной значимости моральных норм.

Научная библиотека диссертаций и авторефератов disserCat https://www.dissercat.com/content/formirovanie-u-detei-starshego-doshkolnogo-vozrasta-predstavlenii-ob-otnositelnoi-znachimost#ixzz3OMBMyHfo

10. Кокуева Л. В. Воспитание патриотизма у детей старшего дошкольного возраста. Электронная библиотека диссертаций и авторефератов dslib.net https://www.dslib.net/doshkoln-obrazovanie/vospitanie-patriotizma-u-detej-starshego-doshkolnogo-vozrasta.html

11. Кувшинова О. А. Формирование осознанного выполнения общеразвивающих упражнений детьми шестого года жизни. Научная библиотека диссертаций и

авторефератов. DisserCat https://www.dissercat.com/content/formirovanie-osoznannogo-vypolneniya-obshcherazvivayushchikh-uprazhnenii-detmi-shestogo-goda#ixzz3OMGYEs24

12. Лапина О. А. Сравнительный анализ принципов духовно-нравственного воспитания в светской и православной педагогике. Электронный

ресурс. 10.09.14.https://cyberleninka.ru/article/n/sravnitelnyy-analiz-printsipov-duhovno-nravstvennogo-vospitaniya-v-svetskoy-i-pravoslavnoy-pedagogike

13. Маркова Т. А. Педагогические условия формирования экологической воспитанности детей старшего дошкольного возраста.

Научная библиотека диссертаций и авторефератов disserCat

https://www.dissercat.com/content/pedagogicheskie-usloviya-formirovaniya-ekologicheskoi-vospitannosti-detei-starshego-doshkoln#ixzz3OMF0EsET

14. Мороз А. А. Автореферат; на соискание ученой степени гранд доктора психологии в области общей психологии; шифр специальностей по МВУС МУФО: 37.001; 29.071; 24.002;, Гармонизация систем знаний христианской, психологической и педагогической антропологии. ,Санкт- Петербург,2010

15. Остапенко А. А. Как разобраться воспитателю в вопросе о духовном и нравственном? :Духовно- нравственное воспитание. -2008.-№6.-С. 20-22. Электронный ресурс. 7.09.14. https://ost101.narod.ru/2008_dnv_6.pdf

16. Патриарх Кирилл, Московский и Всея Руси (Гундяев). Патриарх и молодежь:разговор без дипломатии. -Данилов мужской монастырь. Даниловский благовестник,2013г. С. 208.

17. Патриарх Кирилл. Поздравление Святейшего Патриарха Кирилла Президенту России В. В. Путину с днем рождения. Электронный ресурс. 10.10.14. https://www.patriarchia.ru/db/text/3777677.html

18. Попова М. Н. Навстречу друг другу. Ленинградский областной институт развития образования, Спб. ,2001.

19. Сокольникова М. Н. Воспитание доброжелательных отношений у старших дошкольников на физкультурных занятиях. Научная библиотека диссертаций и авторефератов disserCat https://www.dissercat.com/content/vospitanie-dobrozhelatelnykh-otnoshenii-u-starshikh-doshkolnikov-na-fizkulturnykh-zanyatiyak#ixzz3OMFeoN37

20. Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании»

Публикации по теме:

Семья как основа воспитания духовно-нравственных ценностей ребенка Семья как социальный институт в последние десятилетия в большинстве стран претерпела серьезные изменения, которые обусловливают падение.

Из опыта работы «Взаимодействие с семьей в формировании духовно-нравственных ценностей у дошкольников» 1 СЛАЙД Нашему детскому саду «Березка» немногим более 38 лет. Любой его выпускник, услышав это название, может вспомнить свое пребывание.

Консультация для педагогов «Система формирования нравственных ценностей у детей» Консультация для педагогов Система формирования нравственных ценностей у детей В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических.

Педагогические условия формирования правильного звукопроизношения у старших дошкольников МАДОУ ЦРР-детский сад №253 "Белоснежка" воспитатель Бабиенко В. Ю. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРАВИЛЬНОГО ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ У СТАРШИХ.

Педагогические условия формирования у дошкольников интереса к экспериментальной деятельности. К проявлениям и условиям успешного экспериментирования дошкольников Н. Н. Поддьяков относит следующие показатели: - наличие у детей знаний.

Педагогические условия формирования у дошкольников здорового образа жизни Педагогические условия формирования у дошкольников здорового образа жизни. Реализация поведенческого компонента в разных видах деятельности.

Психолого-педагогические условия формирования стрессоустойчивости воспитанников детского дома Введение Одной из глобальных проблем российского общества нашего века стало увеличение числа детей, оставшихся без попечения родителей и.

Семинар-практикум «Народно-прикладное искусство как средство формирования духовно-нравственных ценностей у дошкольников»Семинар-практикум «Народно-прикладное искусство как средство формирования духовно-нравственных ценностей у дошкольников» Cамым высоким видом искусства, самым талантливым, самым гениальным является народное искусство, то есть то, что запечатлено народом, сохранено,.

Воспитание духовно-нравственных качеств и ценностей у детей младшего школьного возраста Воспитание духовно – нравственных качеств и ценностей у детей младшего школьного возраста Железниченко С. С. Педагог дополнительного образования.

Взаимодействие ДОУ с семьёй при формировании духовно-нравственных ценностей у дошкольников. Одной из основных задач федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (далее – ФГОС ДО) является: «объединение.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Педагогические условия формирования духовно-нравственных ценностей дошкольников на физкультурно-спортивных мероприятиях
Опубликовано: 11 декабря 2016 в 10:56
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...

27 апреля. Международный день настольных игр. Передвижка «Польза настольных игр»

Ежегодно в последнюю субботу апреля отмечается Международный день настольных игр. Настольные игры – полезный семейный досуг на все времена.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД