Педагогические условия формирования культуры общения детей старшего дошкольного возраста

анна фадюнина
Педагогические условия формирования культуры общения детей старшего дошкольного возраста

Современное общество ставит перед воспитателями, педагогами и родителями задачу воспитания высокообразованного и хорошо воспитанного молодого поколения, владеющего всеми достижениями человеческого общества. Это находит отражение в государственных документах: «Конституции» и в Законе РФ «Об образовании», где написано, что каждый человек имеет право на образование и приобщение к культурным ценностям общества. Одной из приоритетных ценностей является культура поведения, а одной из её составляющих является культура общения.

Культура поведения, как считают учёные, широкое понятие, включающее в себя: культуру деятельности, культурно-гигиенические навыки и привычки, культуру общения. (Р. С. Буре, Л. И. Дурандина, С. В. Петерина, И. Н. Курочкина).

Культура общения предполагает не только умение правильно, выразительно и точно говорить, но и умение слушать и извлекать ту информацию, которую вложил в свою речь говорящий.

Высокий уровень культуры общения является основным условием успешной адаптации человека в любой социальной среде. В этой связи в современной системе образования особую актуальность вновь приобретает проблема развития культуры общения.

В нашем исследовании мы акцентировали внимание на культуре общения, под которой исследователи понимают:

- выполнение правил общения с окружающими людьми;

- вежливое поведение в общественных местах, быту;

- использование соответствующего словарного запаса и форм общения.

По мнению ряда психологов и педагогов, именно в дошкольном возрасте закладывается фундамент моральных принципов, нравственной культуры, развивается эмоционально-волевая сфера личности, формируется продуктивный опыт повседневной коммуникации (М. М. Конина, Е. И. Радина, Ф. А. Сохин, О. С. Ушакова, Е. А. Флерина, Т. А. Антонова, С. В. Петерина и др.).

Аналитический обзор литературы показал, что данная проблема интересовала учёных в различных аспектах:

- культура общения старших дошкольников – Л. И. Дурандина, Л. Г. Шадрина;

- культурно-гигиенические навыки – С. В. Петерина;

- современный этикет – И. Н. Курочкина.

- воспитание культуры речевого общения – М. В. Ильяшенко

В современных условиях интерес к воспитанию культуры общения возрастает в связи с особенностями социального окружения ребенка, в котором часто наблюдается дефицит воспитанности, доброжелательности, речевой культуры во взаимоотношениях людей.

Особое значение сформированности культуры общения становится актуальным на этапе перехода ребенка к школьному обучению (М. И. Лисина, В. А. Петровский, А. Г. Рузская, и др., так как отсутствие культуры общения нарушает педагогический процесс обучения в целом. Поэтому так важно приобщать детей дошкольного возраста к культуре речевого общения в детском саду и семье.

Прикреплённые файлы:

formirovanie-kultury-obschenija_1ibgr.pptx | 2148,24 Кб | Скачан: 181
 
Публикации по теме:

«Формы работы по взаимодействию с родителями» Предлагаю вашему вниманию фото отчет о творческой встрече педагогов ДОУ и учителей начальных классов. Очень интересная форма работы, нам.

Презентация педагогического проекта «Знакомство младших дошкольников с правами ребенка» Современное общество предъявляет человеку высокие требования. В настоящее время требуется активный, знающий свои права и умеющий уважать.

Библиотека изображений:
  • 23 февраля
  • Буквы, алфавит
  • Осень
Автор публикации:
Педагогические условия формирования культуры общения детей старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 1 декабря 2013 в 18:18
+2
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Игрушка из поролона «На заборе сидит кот, он мурлычет и поет». Мастер-класс
Детям нравятся поролоновые игрушки, изготовленные своими руками. Они безопасны, приятны на ощупь, ими можно играть. Предлагаю изготовить оригинальную поделку...
«Поздравляем с 8 марта». Творческие работы «Корзинка с цветами»
Только-только отпраздновали мы День Защитника Отечества, а уже с этой недели у нас начинается череда праздников, посвящённых 8 марта. В нашем детском...
Долгосрочное планирование совместной деятельности педагога с детьми Тема: «Сад — огород»
Долгосрочное планирование совместной деятельности педагога с детьми Тема: «Сад – огород» Старшая - подготовительная группы 1. Старшая группа - Весна (...
Занятие по конструированию из бумаги «Котенок в технике оригами» для дошкольников
Занятие по конструированию из бумаги «Котенок в технике оригами» для дошкольников Цель: продолжить знакомство детей с искусством оригами, активизация...
Фотоотчет «Масленица в детском саду».
Фотоотчет развлечения « Масленица» в МБДОУ «Детский сад №4 «Радуга». Вас на Масленицу ждем! Встретим масленым блином, Сыром, медом, калачом Да с...