Педагогические условия использования электронных образовательных ресурсов в процессе ознакомления детей с родным краем

Карачева Татьяна Васильевна
Педагогические условия использования электронных образовательных ресурсов в процессе ознакомления детей с родным краем

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЭЛЕКТРОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ В ПРОЦЕССЕ ОЗНАКОМЛЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С РОДНЫМ КРАЕМ.

Моя малая Родина … У каждого человека она своя, но для всех является той путеводной звездой, которая на протяжении всей жизни определяет очень многое, если не сказать – всё!

Понимание Родины у дошкольников тесно связано с конкретными представлениями о том, что им близко и дорого.

Знакомство с историей, культурой, природой, бытом людей, живущих рядом, позволяет лучше почувствовать родной город, а значит стать созидателем своей малой Родины.

Базовым этапом формирования у детей любви к Родине является накопление ими социального опыта жизни в своем городе и крае, усвоение принятых в нем норм поведения, взаимоотношений, приобщение к миру его культуры.

Приобщение к миру взрослых людей, к их деятельности, ко всему тому, в чем живет общество, - задача, которую человечество решает с того времени, когда стало осознавать необходимость в передаче каждому последующему поколению опыта предыдущего.

Ознакомление дошкольников с родным краем было рассмотрено многими авторами и исследователями.

К вопросам обогащения знаний детей об окружающем мире, как важной составной части работы по патриотическому воспитанию дошкольников обращались педагоги Г. Н. Волков, А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинский, Л. Н. Толстой, К. Д. Ушинский.

Содержание процесса ознакомления дошкольников с родным краем рассматривали Е. Ю. Александрова, Р. И. Жуковская, Л. Г. Каримова Н. Г. Комратова, Э. П. Костина, Л. А. Кондрыкинская, Н. Н. Кочнева, Ю. М. Новицкая, Л. Л. Семенова, и другие.

Необходимость ознакомления дошкольников с окружающей действительностью подчеркивали отечественные педагоги и психологи Н. Ф. Виноградова, О. В. Дыбина-Артамонова, В. В. Зеньковский С. А. Козлова, А. В. Мудрик, В. С. Мухина, Н. Н. Поддъяков и другие.

Много внимания уделяли к ознакомлению и воспитанию любви старших дошкольников к Родине, к родным местам Л. И. Бондаренко, ЕА. Виноградова, В. В Никитина, С. В. Пруцкова, О. В. Сысоева, Е. М. Сотченкова.

Анализ широкого круга исследований показал, ознакомление с родным краем старших дошкольников является одной из важнейших задач современной дошкольной педагогики. Многочисленные исследования педагогов обращены на использование различных средств, в рамках работы по ознакомлению детей с родным краем, в частности, использование электронных образовательных ресурсов.

В условиях современного развития общества и производства невозможно себе представить мир без электронных ресурсов, не менее значимых, чем материальные, энергетические и трудовые. Современное общество требует владения электронными ресурсами в дошкольном образовании, это подтверждается реализацией программы «Электронная Россия» в Российской Федерации в 2002—2010 года, согласно которой все государственные и муниципальные учреждения должны иметь свои сайты, архивы, библиотеки, а также принятие на государственном уровне Стратегии развития информационного общества, в рамках которого каждое дошкольное учреждение должно иметь в наличии персональные компьютеры и выход в интернет.

На сегодня электронные образовательные ресурсы значительно расширяют возможности родителей, педагогов и специалистов в сфере дошкольного образования – это оформление документации, распространение образовательных услуг дошкольного учреждения, подготовка педагогов к занятиям и т. д.

Сущность понятия электронные образовательные ресурсы рассматривали такие исследователи, Л. Х. Зайнутдинова, О. В. Зимина, А. В. Осин, А. В. Мосолков, И. В. Роберт, О. Г. Смолянинова, и других исследователи.

Вопросы об определении сущности понятия электронных образовательных ресурсов в образовательном процессе были изучены в работах Е. С. Полат, И. В. Роберт, А. В. Хуторского и ряда других.

Под электронными образовательными ресурсами – мы понимаем учебную, методическую, справочную, организационную и другую информацию, необходимую для эффективной организации образовательного процесса, представленную в цифровом виде[4, с. 45].

Много внимания уделялось изучению одного из видов электронных образовательных ресурсов - мультимедиа ЭОР. Этим занимались исследователи К. Н. Моторина, М. В. Степанова, М. А. Холодной, С. А. Шапкина, а также зарубежные исследования.

Мультимедиа ЭОР – это воздействие педагога на ребенка, вопросно-ответная форма общения через мультимейдийные презентации, которые сочетают в себе динамику, звук и изображение[3, с. 7].

Проанализировав литературу, привело нас к противоречию между необходимостью использования электронных образовательных ресурсов в образовательной деятельности ДОУ и недостаточной разработанностью педагогических условий использования электронных образовательных ресурсов в процессе ознакомления детей старшего дошкольного возраста с родным краем. Данное противоречие подтолкнуло нас к выделению два основных педагогических условия, которые на наш взгляд окажут влияние на сформированность знаний детей о родном крае при использовании электронных образовательных ресурсов.

- организация образовательной деятельности детей с использованием мультимедиа – ЭОР;

- повышение компетентности педагогов в использовании мультимедиа - ЭОР в образовательной деятельности ДОУ.

Нами был разработан и проведен констатирующий эксперимент, состоящий из 2- х этапов. На перовом этапе мы выявили уровень знаний детей старшего дошкольного возраста. Для этого нами были выделены в диагностике 2 блока «Мой город Череповец», «Мой Вологодский край».

Для каждого блока были подобраны критерии, обозначены уровни, подобраны методики. Исследование проводилось в старшей группе МБДОУ №90 г. Череповца, в нем приняло участие 20 детей.

В процессе количественной обработки данных мы видим, что дети старшего дошкольного возраста лучше ориентируются в объектах непосредственно связанном с их ближайшим окружением. Чем отдаление объекты для восприятия ребенка, тем ниже уровень его знаний и представлений по данному вопросу.

Таким образом, в результате обработки данных путем нахождения среднего арифметического результата выяснилось, что 45% детей из 100% имеют достаточно низкий уровень знаний о родном крае, 45% детей средний и 10% детей с высоким уровнем знаний. При этом большинство дошкольников с высоким уровнем знаний имеют недостаточные результаты при беседе о городе, области, что объясняется отдаленностью этих объектов для детского восприятия, невозможностью проявить себя в деятельности относительно данных объектов. Это значит, что необходимо обратится к изучению условий ознакомления детей с родным краем, поскольку у детей не достаточен уровень знаний о Вологодском крае.

На втором этапе исследования мы изучили особенности использования электронных образовательных ресурсов в их профессиональной деятельности педагога. Для этого нам были разработаны критерии компетентности и уровни, использовался метод - анкетирования, и разработана карта анализа условий в ДОУ для развития и применения электронных образовательных ресурсов. В исследовании приняло участие 10 педагогов.

Проанализировав, результаты анкетирования педагогов и сопоставив с показателями уровня компетентности использования ЭОР профессиональной деятельности следует следующий вывод. Для большинства (60%) педагогов нашего исследования характерен средний уровень компетентности в использовании ЭОР. Они знают, что такое электронные образовательные ресурсы, предполагают, где могут возникнуть проблемы в их использовании, знают требования, которые должен учитывать воспитатель, знают в каких сферах, своей профессиональной деятельности можно использовать ЭОР, но эти знания не точны и не полны. Участники исследования умеют пользоваться компьютером, но на начальном уровне, т. е. освоены простые и нужные (востребованные) навыки работы на компьютере. Они не используют электронные образовательные ресурсы во всех сферах своей профессиональной деятельности. Это может быть связано с отсутствием условий в ДОУ для использования ЭОР. Также такие показатели могут быть связаны с мотивацией, но по результатам анализа анкет следует, что администрация поощряет работников при использовании нетрационных форм в подготовке и проведения занятия (использование видео, презентации).

Проанализировав карту анализа условий в ДОУ для развития и применения ЭОР следует, что ЭОР есть наличие данного детского сада, но условий развития и применения нет, это подтверждается отсутствием системы методической работы по повышению компетентности педагогов по использованию ЭОР. Все находится в стадии дальнейшей разработки и внедрения. Отметим, что мультимедийное оборудование в данном детском саду, приобретено недавно, и применятся не систематически, а именно в рамках проведения фрагментов открытых мероприятий и занятий. Педагогический коллектив осознает необходимость применения мультимедиа в профессиональной деятельности, потому что до приобретения мультимедиа были подобран и сделан электронный материал одной из областей образовательной деятельности детей, а именно экологическое воспитание дошкольников.

Данные результаты явились основанием для разработки методических рекомендации для педагогов ДОУ, которые направленные на повышение знаний о родном крае у старших дошкольников посредством мультимедиа – ЭОР.

В работе представлен перспективный план образовательной деятельности детей по ознакомлению с родным краем с использованием мультимедиа – ЭОР. Разработана консультация для педагогов по разработке, применению и использованию мультимедиа презентации в образовательной деятельности детей в ДОУ, что на наш взгляд, должно оптимизировать процесс ознакомления старших дошкольников с родным краем.

Таким образом, мы представили исследование по теме «использование электронных образовательных ресурсов в процессе ознакомления детей старшего дошкольного возраста с родным краем», и мы считаем, выделенные нами педагогические условия повысят эффективность образовательной деятельности ДОУ в рамках нашей работы. Так как, они позволяют педагогу более грамотно познакомить детей с родным краем, обогатить их эмоциональную сферу, дают возможность визуально побывать детям в разных уголках родного края и зрительно прикоснуться к природе и культурному облику родного края.

Список литературы

1. Жуковская, Р. И., Н. Ф. Виноградова, С. А. Козлова. Родной край – М.: Просвещение, 1990. – 172 с.

2. Зимняя, И. А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании / И. А. Зимняя. - М., 2004. – 381 с.

3. Кочергина Г. Д., Оценка эффективности использования мультимедийных презентаций в педагогическом процессе /http: //rrrc.roslobr.ru/

4. Челак Е. Н., Н. К. Конопатова, Л. П. Панкратова. Методические рекомендации по использованию электронных образовательных ресурсов (ЭОР) в учебном процессе. – М.: Академия, 2002 – 245с.

Публикации по теме:

Презентация на тему «Республика Бурятия» Целью данной презентации является эмоциональное восприятие родного края. Республики Бурятия Основной проблемой для создания данной презентации.

Электронное портфолио педагога Электронное портфолио педагога Коловняковой Анны Сергеевны ГБДОУ №130 Невского района г. Санкт-Петербурга Уважаемые коллеги! Хотелось бы.

Библиотека изображений:
  • Научная лаборатория
  • Сюжетные картинки
  • Научная лаборатория
Автор публикации:
Педагогические условия использования электронных образовательных ресурсов в процессе ознакомления детей с родным краем
Опубликовано: 15 октября 2013 в 19:09
+2
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
«Ратная палата» — музей I Мировой войны. (Фоторепортаж)
В прошлое воскресенье мы с внучками пошли в Ратную палату, взяв с собой ледянки, вдруг пруды замерзли и можно с берега покататься. День был на редкость...
Занятие по не традиционной техники рисования с детьми старшей группы.
Занятие по нетрадиционной техники рисования для детей старшей группы тема: Новогоднее волшебство Цель: Научить детей использовать различные способы...
Новогоднее оформление групповых комнат в детском саду «Волшебная сказка».
Зима - зимовей! Снег в сугробы навей! Зимним посохом стучи студёным, Одевай поля в ковры белёные! В ковры чистые, скрипучие, Морозные, колючие! Зайке...
Дидактическая игра «Цифры». Мастер-класс.
Дидактическая игра «Цифры». Мастер - класс. Цель: Совершенствовать навыки счета до 10. Задачи: Формировать навыки в последовательном счете до 10....
Фотоотчёт. Выставка ко Дню матери «Куколка — самоделка»
Здравствуйте уважаемые коллеги! Сегодня я хочу рассказать в своём фотоотчёте о взаимодействии с родителями ( мамами и бабушками) в преддверии...