Лучший педагог года

Педагогические возможности физкультурно-спортивных мероприятий в духовно-нравственном воспитании дошкольников

Тамара Виноградова
Педагогические возможности физкультурно-спортивных мероприятий в духовно-нравственном воспитании дошкольников

Проблема духовно- нравственного воспитания дошкольников приобретает в настоящее время все большую актуальность. Как показывает практика, корни проблем, встречающихся у человека, часто лежат глубоко в детстве и кроются в искаженном представлении о ценностях.

Процесс становления ядра личности может идти не только осознанно, но и неосознанно, и идет более интенсивно именно в дошкольном детстве, о чем свидетельствуют ведущие психологи отечественных (Л. С. Выгодский[3], А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин. В. С. Мухина и др.) и зарубежных научных школ (А. Маслоу, З. Фрейд, А. Адлер и др.).

Публикация «Педагогические возможности физкультурно-спортивных мероприятий в духовно-нравственном воспитании дошкольников» размещена в разделах

Вызывают интерес исследования по воспитанию патриотизма (Л. В. Кокуева)[8], воспитанию доброжелательных отношений на уроках физкультуры (Сокольникова М. Н)[16], воспитанию правил поведения (Киянченко Е. А)[9], формированию осознанного выполнения общеразвивающих упражнений детьми шестого года жизни Кувшинова О. А[9] и т.  д.

Но проблема духовно-нравственного воспитания дошкольников средствами физкультурно-спортивных мероприятий не нашла пока должного отражения в современных психолого-педагогических исследованиях.

Человеческая память запечатлевает яркие события (как негативные, так и позитивные, а физкультурно-спортивное мероприятие (далее мероприятие) может являться ярким, запоминающимся, развивающим и тело, и душу и дух. Такое мероприятие пронизывает все естество дошкольника.

П. Ф. Лесгафт отмечал, что физическое воспитание детей не должно ограничиваться только оздоровлением и формированием двигательных навыков, его надо связывать также с задачами нравственного воспитания. Ни в практике, ни в теории физического воспитания не уделяется должного внимания нравственному воспитанию.

Иными словами: «Духовное воспитание — это воспитание помыслов, а нравственное — поступков»[12].

Дух создан для связи с духовным миром, душа для взаимодействия с себе подобными, телом человек взаимодействует с внешним видимым миром.

Я провела исследование, которое было направлено на выявление педагогических возможностей физкультурно-спортивных мероприятий в духовно-нравственном воспитании дошкольников.

2.«Воспитательные возможности физкультурно-спортивных мероприятий в духовно-нравственном воспитании дошкольников»

Мною была проведена работа по изучению совокупности воспитательных возможностей физкультурно- спортивных мероприятий при проведении «Детских Олимпийских игр», праздника «День защитника Отечества», «День победы», «Зеленый огонек». Все они проводились на базе ГБДОУ детский сад №39 Кировского района Санкт_Петербурга и ГБДОУ детский сад №13 компенсирующего вида Кировского района Санкт_Петербурга

Анализ проведенных мероприятий, который осуществился с помощью:

включенного наблюдения; бесед с детьми и родителями до и после мероприятий; интервью с воспитателями; характеристик фото отчетов; просмотра продуктов деятельности воспитанников привел к выявлению совокупности воспитательных возможностей, из которых целенаправленно выделила те обстоятельства процесса проведения мероприятий, которые могут эффективно повлиять на духовно-нравственное воспитание дошкольников в ходе организации физкультурно-спортивных мероприятий.

Вот эти специально выделенные педагогические возможности организации физкультурно-спортивных мероприятий, которые оказывают положительное влияние на духовно-нравственное воспитание :

1. Принятие дошкольника, как полноценного участника, на всех этапах проведения физкультурно-спортивного мероприятия;

2. Избрание тематики физкультурно- спортивного мероприятия отражает жизнь России во всей ее исторической и культурной полноте, этническом многообразии;

3. Грамотное исполнение методологии в процессе проведения всех этапов физкультурно- спортивных мероприятий;

4. Являющее мастерство и личный пример коллектив;

5. Сохранение и укрепление здоровья дошкольника;

6. Личностно- ориентированное сопровождение дошкольника;

7. Стимулирование и активизирования творческих проявлений ребенка;

8. Реализация подхода, основанного на «золотом правиле нравственности» («И как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними»[6].)

9. Знание педагогами христианской антропологии;

10. Целенаправленное создание атмосферы: контроля со стороны педагогов за произносимые слова; честности; справедливости; уважения себя и других; здоровой самооценки; щедрости; довольства и благодарности; трудолюбия; радости; ответственности; прощения и послушания на всех этапов физкультурно-спортивного мероприятия.

3. Опыт реализации педагогических возможностей физкультурно-спортивных мероприятий в духовно-нравственном воспитании дошкольников.

Я провела исследование, целью которого было определить уровень изменения духовно-нравственного развития дошкольников в зависимости от изменения педагогических возможностей (реализации или не реализации выделенных педагогических возможностей) проведения физкультурно-спортивных мероприятий.

Эксперимент проходил на площадке ГБДОУ детский сад №39 Кировского района Санкт- Петербурга. Проводилось физкультурно- спортивное мероприятие посвященное Дню защитника Отечества. Было организовано две группы детей подготовительного к школе возраста по 10 детей каждая группа (экспериментальная и контрольная группы).

Эксперимент состоял из трех этапов:

-подготовительного, основного, заключительного.

Подготовительный этап (он проводился с детьми только экспериментальной группы, состоял из составления плана, сценария, распределения ролей и обязанностей между участниками, оформления места проведения мероприятия, подбора музыкального сопровождения, разучивания стихов и песен, подготовки костюмов и спортивной формы, изготовления эмблем, пригласительных билетов, подготовки спортивного инвентаря и т. д. При составлении плана учли постепенное возрастание физических и психических нагрузок, предусмотрели чередование эстафет и игр с высокой физической нагрузкой и заданий на снятие напряжения, чередование возрастания и снижения эмоционального состояния. Так же предусмотрели чередование массовых и индивидуальных игр и заданий, сочетание знакомых детям игр и эстафет, которые вызывают у них положительные эмоциональные состояния и задания с использованием новых для них атрибутов. Подготовительная работа для дошкольников вызывала интерес, они охотно изготавливали атрибуты, эмблемы, раскрашивали плакаты под руководством педагога. И конечно в ходе подготовки к мероприятию, детям было рассказано о красивых рыбках, которые, чтобы жить, плывут против течения, преодолевая препятствия течения и собирают себе пищу и превращаются в золотую рыбку, а так же о ленивом бревне- символе безответственности, которое плывет по течению и многое другое.

Подготовительный этап проходил в течении трех недель, на котором дети получили возможность проявить свою активность, самостоятельность, творчество в обсуждении видения этого мероприятия. Подготовительный этап очень важный и не простой, и как педагог им распорядится, на сколько он готов помочь дошкольнику в процессе формирования ценностей, зависит результат. На подготовительном этапе были созданы условия для конструктивного взаимодействия педагога и родителей с детьми, привлечения семьи к участию в физкультурно-спортивном мероприятии. Родители и педагоги лучше узнавали друг друга, информировали о проблемах и путях выхода из них, выстраивали партнерские отношения. Каждый ребенок из экспериментальной группы был вовлечен в конкретную часть подготовительной работы, кто-то разносил приглашения, кто-то расставлял скамейки, надувал шары и т. д.

Во время подготовки к спортивному мероприятию мы поддерживали чувство удовлетворения, возникающее при участии в коллективной подготовке мероприятия, формировали эмоционально положительное отношение к предстоящему физкультурно-спортивному мероприятию, поддерживали желание активно участвовать в его подготовке, поддерживали стремление поздравить близких с предстоящим праздником, преподнести подарки, сделанные своими руками.

Основной этап- проведение эксперимента (он проводился в экспериментальной и контрольной группе).

Успех проведение физкультурно- спортивного мероприятия во многом определяется личностными и профессиональным качествами педагогов- организаторов. Опыт показывает, что они должны уметь управлять коллективом детей, знать и учитывать их особенности, при необходимости в ранее непредвиденных ситуациях менять сценарий в процессе проведения мероприятия и регулировать физическую, психическую и эмоциональную нагрузку. В день проведения мероприятия была создана атмосфера ожидания этого мероприятия. Детям из экспериментальной группы было предоставлено ощутить себя полноправными создателями этого мероприятия. Этот этап был рассчитан на 60-минут и имел три части: вводную, основную, завершающую.

Вводная часть проводилась в форме торжественного парада участников под маршевую музыку.

Основную часть физкультурно-спортивного мероприятия мы наполнили двигательным содержанием разной интенсивности: игры, эстафеты, игровые задания, конкурсы. Было учтено, чтобы каждый ребенок принял участие, для этого мы заранее распределили кто в каких соревнованиях и эстафетах будет выступать, чтобы избежать отрицательных эмоций. При проведении физкультурно-спортивного мероприятия давалась оценка действию команд (одобрение, похвала, поддержка и т. д, для чего заранее сформировали жюри из трех педагогов и торжественно представили их участникам перед первым оценочным действием. На видном для всех месте разместили экран результатов. В конце основной части, после завершения всех эстафет, игр, заданий жюри подвело итоги. Одна из команд оказалась слабее, поэтому пришлось провести дополнительную игру «Ловишки», скорректировавшую результаты, тогда победила дружба. При подведении итогов обе команды победили, но в разных номинациях:(команда «Солнышко» в номинации «Самая ловкая и смелая» и команда «Дружные ребята» в номинации «Самая дружная и веселая». В основной части организовали «сюрпризный момент», для чего детям раздали по газете и попросили разорвать ее на мелкие кусочки и разрешили одновременно бросить их вверх, радости не было конца. Пришлось организовать еще один конкурс по быстрому собиранию кусочков. Победила дружба.

Под конец мероприятия организовали (массовый танец под песню «Катюша» и конечно торжественное награждение грамотами, сувенирами, теплыми словами от жюри.

Заключительный этап эксперимента (как и подготовительный этап проводился только в экспериментальной группе детей.

По окончании основного этапа эксперимента, дети и педагоги экспериментальной группы разместили призы, эмблемы команды в спортивном уголке, это предмет их спортивной гордости. После чего дети пили чай с угощениями и вспоминали особо яркие моменты, здесь было сказано детям еще раз о том, что все они большие молодцы, что они растут достойной сменой прошлому поколению людей, которые с мужеством и любовью к своей стране смогли одержать победу в Великой Отечественной войне. Они долго помнили это яркое мероприятие и задавали много вопросов о событии, в честь которого это мероприятие было проведено. Дети после мероприятия выполнили рисунки на эту тему, а педагоги и родители делали фотографии с мероприятия, которые напоминали о хорошо и полезно потраченном времени. Каждый анализировал свою роль в этом мероприятии и надеялся в следующий раз более активно и ответственно подготовиться к участию в будущих мероприятиях.

Были обследованы две группы детей (экспериментальная и контрольная) до проведения эксперимента и после его завершения с использованием методов диагностики эмоционально-нравственного развития дошкольника Нравственное развитие включает три взаимосвязанных сферы: становление нравственного сознания, развитие нравственных переживаний и чувств, и формирование нравственного поведения»(Головей Л. А., Рыбалко Е. Ф., Практикум по возрастной психологии, учебное пособие, 2-е издание, дополненное и переработанное, Речь, Санкт- Петербург, 2002., С. -259).

Диагностика эмоционального компонента нравственного сознания проводилась по методике «Сюжетные картинки»;

когнитивного компонента нравственного сознания методом «Беседа»;

поведенческого компонента нравственного сознания проводили по методике «Сделаем вместе»,

Дети экспериментальной группы участвовали в трех этапах (подготовительном, основном и заключительном). Дети в контрольной группе участвовали только в одном (основном) этапе эксперимента.

4. В результате проведения эксперимента произошли положительные изменения в уровне эмоционального, когнитивного и поведенческого компонентов духовно-нравственного сознания дошкольников, которые участвовали в эксперименте.

Эмоционион

компонент

Когнитивн.

компонент

Положит.

поведенч.

Отрицат.

поведенч.

1

До эксперимента

16,2

22

5,9

2,5

После эксперимента

20,2

22,7

6,5

1

Изменения

4

0,7

0,6

-1,5

Таблица№7 «Изменения в уровне эмоционального, когнитивного и поведенческого компонентов духовно-нравственного сознания дошкольников, участвовавших в эксперименте»

Эмоционион

компонент

Когнитивн.

компонент

Положит.

поведенч.

Отрицат.

поведенч.

Контрольная гр. до

18

20,4

6,2

1,5

Контрольная гр. после

18,5

20,5

6,3

1,3

Изменения

0,5

0,1

0,1

-0,2

Таблица№8 «Изменения в уровне эмоционального, когнитивного и поведенческого компонентов духовно-нравственного сознания дошкольников контрольной группы, которая не участвовала в подготовительной и заключительной частях эксперимента».

Эти результаты дают основание утверждать, что выполнение педагогических условий формирования духовно-нравственных ценностей дошкольников (см. 2.1, при организации физкультурно-спортивного мероприятия дает положительную динамику в развитии эмоционального, когнитивного и поведенческого компонентов нравственного сознания дошкольников, а значит дает возможность к развитию многогранной личности, способной ориентироваться на духовно-значимые нормы.

В ходе подготовки, проведения и анализа мероприятия произошло расширение представлений дошкольников о Российской Армии, о ее значимых победах в Великой Отечественной войне, о почетной и ответственной обязанности защищать Родину, охранять ее безопасность и спокойствие, о важности четко выполнять приказы командиров и об ответственности каждого за судьбу своей страны. Мальчики стремились быть сильными, смелыми, стать защитниками Родины (велись беседы о важности послушания и ответственности для взращивания смелого и сильного защитника Родины). Девочки начали уважать мальчиков за их стремление быть таковыми и тоже проявляли ответственность и послушание.

Участие дошкольников экспериментальной группы в подготовительном, основном и завершающем этапах эксперимента проведения физкультурно-спортивного мероприятия позволило воплотить педагогические возможности, которые мы ранее целенаправленно выделили. Их реализация в процессе разнообразных видов детской деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, двигательной, познавательно-исследовательской, продуктивной) обеспечила повышение эффективности процесса становления качеств личности, направленного на здоровый образ жизни и на гармоническое развитие.

Таким образом организованные физкультурно-спортивные мероприятия дают возможности для формирования духа, души и тела,

обогащения детское развитие, с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка, признавая ребенка полноценным участником образовательных отношений, поддерживая инициативу ребенка в различных видах деятельности, сотрудничая с семьей. Так же дают возможности приобщения дошкольника к социокультурным нормам, традициям общества, государства, семьи, формировать познавательные интересы и познавательные действия детей в различных видах деятельности в соответствии возрасту ребенка с учетом этнокультурной ситуации развития детей, воплощая принципы дошкольного образования.

Библиографический список:

1. Андреева Н. А Взаимодействие ДОУ и семьи в формировании основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста. Научная библиотека диссертаций и авторефератов. DisserCat https://www.dissercat.com/content/vzaimodeistvie-dou-i-semi-v-formirovanii-osnov-zdorovogo-obraza-zhizni-u-detei-doshkolnogo-v#ixzz3OMH5dW7P .

2. Вераксы Н. Е, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. ,Издание 3-е, исправленное и дополненное. ,Издательство Мозаика-Синтез,М., 2014., c-9.

3. Выгодский Л. С. Проблемы общей психологии. Собр. соч. :В6т. Т. 2М. ,Педагогика,1982. С. 504.

4. Гиппенкрейтер Ю. Б. Общаться с ребенком. Как? М. : 2007. С. 240., 240c.

5. Данилюк А. Я., Кондаков А. М., Тишков В. А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России М. «Просвещение», 2009.,c.18.19).

6. Евангелие от Луки, Российское библейское общество, Москва,2008.,. 6:31

7. Киянченко Е. А. Формирование у детей старшего дошкольного возраста представлений об относительной значимости моральных норм.

Научная библиотека диссертаций и авторефератов disserCat https://www.dissercat.com/content/formirovanie-u-detei-starshego-doshkolnogo-vozrasta-predstavlenii-ob-otnositelnoi-znachimost#ixzz3OMBMyHfo

8. Кокуева Л. В. Воспитание патриотизма у детей старшего дошкольного возраста. Электронная библиотека диссертаций и авторефератов dslib.net https://www.dslib.net/doshkoln-obrazovanie/vospitanie-patriotizma-u-detej-starshego-doshkolnogo-vozrasta.html

9. Кувшинова О. А. Формирование осознанного выполнения общеразвивающих упражнений детьми шестого года жизни. Научная библиотека диссертаций и

авторефератов. DisserCat https://www.dissercat.com/content/formirovanie-osoznannogo-vypolneniya-obshcherazvivayushchikh-uprazhnenii-detmi-shestogo-goda#ixzz3OMGYEs24

10. Лапина О. А. Сравнительный анализ принципов духовно-нравственного воспитания в светской и православной педагогике. Электронный

ресурс. 10.09.14.https://cyberleninka.ru/article/n/sravnitelnyy-analiz-printsipov-duhovno-nravstvennogo-vospitaniya-v-svetskoy-i-pravoslavnoy-pedagogike

11. Мороз А. А. Автореферат; на соискание ученой степени гранд доктора психологии в области общей психологии; шифр специальностей по МВУС МУФО: 37.001; 29.071; 24.002;, Гармонизация систем знаний христианской, психологической и педагогической антропологии. ,Санкт- Петербург,2010

12. Остапенко А. А. Как разобраться воспитателю в вопросе о духовном и нравственном? :Духовно- нравственное воспитание. -2008.-№6.-С. 20-22. Электронный ресурс. 7.09.14. https://ost101.narod.ru/2008_dnv_6.pdf

13. Патриарх Кирилл, Московский и Всея Руси (Гундяев). Патриарх и молодежь:разговор без дипломатии. -Данилов мужской монастырь. Даниловский благовестник,2013г. С. 208.

14. Попова М. Н. Навстречу друг другу. Ленинградский областной институт развития образования, Спб. ,2001.

15. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013г. №1155 г. Москва 2 Об утверждении федерального государственного образоваьельного стандарта дошкольного образования».

16. Сокольникова М. Н. Воспитание доброжелательных отношений у старших дошкольников на физкультурных занятиях. Научная библиотека диссертаций и авторефератов disserCat https://www.dissercat.com/content/vospitanie-dobrozhelatelnykh-otnoshenii-u-starshikh-doshkolnikov-na-fizkulturnykh-zanyatiyak#ixzz3OMFeoN37

17. Ушинский К. Д. Проект учительской семинарии //Пед. соч. :В 6т. Т. 2. М. ,1988.,С. 92,94.

18. Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании»

Публикации по теме:

«Семейные ценности в духовно — нравственном воспитании дошкольников» «Семейные ценности в духовно - нравственном воспитании дошкольников» Воспитатель: Настенко Галина Яковлевна «От того, как прошло детство,.

Конспект родительского собрания в средней группе «Роль сказки в нравственном воспитании дошкольников»Конспект родительского собрания в средней группе «Роль сказки в нравственном воспитании дошкольников» Конспект родительского собрания в средней группе на тему: "Роль сказки в нравственном воспитании дошкольников2 Подготовили и провели: воспитатели.

Круглый стол «Роль семьи в духовно-нравственном воспитании» Круглый стол "Роль семьи в духовно-нравственном воспитании" Цель: • Повышение педагогической культуры родителей, пополнение их арсенала.

Педагогические условия формирования духовно-нравственных ценностей дошкольников на физкультурно-спортивных мероприятиях Реферат «Педагогические условия формирования духовно-нравственных ценностей дошкольников на физкультурно-спортивных мероприятиях» Наше.

Педагогические возможности декоративно-прикладного искусства в развитии цветового восприятия старших дошкольников В старшем дошкольном возрасте дети уже осваивают симметричное, многослойное и силуэтное вырезывание, а также плетение и обрывание,учатся.

Педагогическое сопровождение семьи в духовно — нравственном воспитании дошкольников. Как бы много ни говорили сегодня о негативном воздействии на ребенка улицы и средств массовой информации, все же социологические исследования.

Потенциал театрализованной деятельности в нравственном воспитании дошкольников Одним из самых эффективных средств развития и воспитания ребенка в дошкольном возрасте является театр и театрализованные игры. Игра - ведущий.

Роль семьи в духовно-нравственном воспитании дошкольников. Сначала люди учатся христианской любви в родной семье, потом - ко всем близким, а затем ко всем людям, поэтому работу по духовно-нравственному.

Использование театрализованной деятельности в духовно–нравственном воспитании и развитии детей План сообщения 1. Проблема нравственного воспитания. 2. Значимость нравственного воспитания. 3. Концепция духовно-нравственного развития.

Взаимодействие детского сада и семьи в духовно-нравственном воспитании дошкольников Современное общество переживает один из непростых периодов своего развития. Сегодня материальные ценности в семьях часто доминируют над.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Педагогические возможности физкультурно-спортивных мероприятий в духовно-нравственном воспитании дошкольников
Опубликовано: 26 декабря 2016 в 08:58
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 апреля. Всемирная неделя иммунизации. Передвижка «Прививки — это серьезно»

Каждый год 24 апреля во всем мире стартует Всемирная неделя иммунизации. Цель этого мероприятия — повышение осведомленности населения о принципиальной важности полноценной иммунизации на протяжении всей...

22 апреля. День Матери Земли. Передвижка «День Земли»

Сегодняшний праздник отмечается во всем мире, ведь он посвящен нашему общему месту обитания — планете Земля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД