Лучший педагог года

Педагогический опыт «Дополнительное образование в дошкольных учреждениях»

Лилия Шамшиева
Педагогический опыт «Дополнительное образование в дошкольных учреждениях»

Педагогический опыт

Проработав в детском саду 7 лет, я всегда чувствовала недостаточность использования только основной программы в обучении детей в ДОУ. Поэтому в своей практике я всегда дополнительно занималась, но это происходило не систематично и не целенаправленно. Когда мы вошли в правовое поле Российской Федерации и у нас произошли изменения как в социально экономической жизни, так и в образовательной, то я изучив нормативно-правовую базу, была рада что по определениям Федеральных Государственных Образовательных Стандартов к структуре основной образовательной программы меняется работа по воспитанию детей в дошкольных учреждениях и большую роль в развитии ребенка играет не только основное образование, но и дополнительное.

Публикация «Педагогический опыт „Дополнительное образование в дошкольных учреждениях“» размещена в разделах

Что же такое дополнительное образование? Это вариативная часть программы, формируемая участниками образовательного процесса – кружковая работа.

Кружок – это неформальное, свободное объединение детей в группу для занятий, на основе их общего интереса, строящихся на дополнительном материале к задачам Программы воспитания и обучения в детском саду под руководством взрослого (педагога).

Необходимо обратить внимание на два момента:

Во-первых: кружок организуется, исходя из интересов и потребностей детей. При этом следует обратить внимание на пожелания родителей, которые можно выявить через различные формы работы с ними: беседы, консультации, родительские собрания и пр.

Во-вторых: Работа кружка строится на материале, превышающем содержание государственного стандарта дошкольного образования. Таким образом, кружковая работа в ДОУ относится к дополнительному образованию детей.

Кружки в детском саду выполняют несколько функций:

- образовательную – каждый воспитанник ДОУ имеет возможность удовлетворить (или развить) свои познавательные потребности, получить дополнительное развитие умений, навыков в интересующем его виде деятельности;

- социально-адаптивную – занятия в кружках позволяют воспитанникам получить социально значимый опыт деятельности и взаимодействия, испытать «ситуацию успеха», научиться самоутверждаться;

- коррекционно-развивающую – воспитательно-образовательный процесс, реализуемый на занятиях кружка, позволяет развивать интеллектуальные, творческие, физические способности каждого ребенка;

- воспитательную – содержание и методика работы в кружках оказывает значительное влияние на развитие социально значимых качеств личности, формирование коммуникативных навыков, воспитание социальной ответственности, коллективизма, патриотизма.

Нормативно-правовая база:

• Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации» ст. 2, ст. 12 п. 2,4, ст. 14.

• Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 11.12.06 № 06 - 1844. "Примерные требования к программам дополнительного образования детей для использования в практической работе".

• Письмо Министерства образования Российской Федерации от 18 июня 2003 г. №28-02-484/16 Минобразования России. "Требования к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей, утвержденные на заседании Научно-методического совета по дополнительному образованию детей Минобразования России».

Первый мой опыт организации кружковой работы был в 2015-2016 учебном году. На основании выше указанной нормативно-правовой базы я составила программу кружковой работы в средней группе «Лучики» по художественно-эстетическому развитию, включив нетрадиционные методы рисования. Наблюдения за эффективностью применения различных техник рисования на занятиях, обсуждение с коллегами привели меня к выводу о необходимости использования таких техник, которые создадут ситуацию успеха у воспитанников, сформируют устойчивую мотивацию к рисованию. Изучив методическую литературу, я сделала вывод, что использование нетрадиционных техник рисования позволяют ребенку преодолеть чувство страха перед неудачей в данном виде творчества.

Можно сказать, что нетрадиционные техники позволяют, отойдя от предметного изображения, выразить в рисунке чувства и эмоции, дают ребенку свободу и вселяют уверенность в своих силах. Владея разными техниками и способами изображения предметов или окружающего мира, ребенок получает возможность выбора.

Идея моего опыта – сформировать у дошкольников способности выражать восприятие окружающего их мира, совершенствовать их интеллектуальные и творческие способности с помощью нетрадиционных техник рисования.

Для развития творчества и систематизации знаний детей поставила перед собой следующие задачи:

1. Учить детей использовать в рисовании разнообразные материалы и технику, разные способы создания изображения, соединяя в одном рисунке разные материалы с целью получения выразительного образа.

2. Развивать эстетические чувства формы, цвет, ритм, композицию, творческую активность, желание рисовать. Учить видеть и понимать красоту многоцветного мира.

3. Формировать у детей творческие способности посредством использования нетрадиционных техник рисования.

4. Воспитывать умение доводить начатое дело до конца, работать в коллективе, индивидуально.

Результатом своей работы я считаю не только процесс развития дошкольника во всех видах его творческой деятельности, но и сохранение навыков, которые помогут им в будущем совершенствовать их потенциальные возможности.

Таким образом, на основе проделанной работы я увидела, что у детей возрос интерес к нетрадиционным техникам рисования. Дети стали творчески всматриваться в окружающий мир, находить разные оттенки, приобрели опыт эстетического восприятия. Они создают новое, оригинальное, проявляют творчество, фантазию, реализуют свой замысел, и самостоятельно находят средства для воплощения. Рисунки детей стали интереснее, содержательнее, замысел богаче. Шедевры живут, дышат, улыбаются, а главное, каждый рисунок кажется произведением искусств. Дети обрели уверенность в себе, робкие преодолевают боязнь чистого листа бумаги, начали чувствовать себя маленькими художниками.

В 2016-2017 учебном году в старшей группе «Лучики» возникла ситуация заложниками которой стали дети. При приеме детей в детский сад наша группа оказалась разновозрастной и до старшей группы это не составляло труда, так как я в обучении применяю личностно-ориентированный подход. А в 2016-2017 учебном году дети обучаясь по основной программе старшей группы должны были еще и освоить программу подготовительной к школе группы. И вот эта ситуация привела меня к организации кружковой работы по развитию речи и подготовке к обучению грамоте и формированию элементарных математических представлений. Также как и в позапрошлом учебном году на основании нормативно-правовой базы составила две программы кружковой работы - «От звука к букве»

и «Занимательная математика», которые были успешно реализованы.

Основная задача кружка «От звука к букве» это обучение дошкольников элементам грамоты – выполнена :

• Сформировано у детей первоначальные лингвистические представления, понимание того, что такое слово, предложение и как они строятся.

• Дети познакомились со звучанием и протяжённостью слова, овладевали способами интонационного выделения звука, называли слова с заданным звуком, усваивали смыслоразличительную функцию звука, выделяли гласные и согласные звуки, знакомились со слогом, со слоговой структурой слова, учились делить слова на слоги.

Это подготовило их к овладению звуковым анализом слов, т. е. последовательному вычленению всех звуков по порядку и их дифференцированию по качественным характеристикам. Дети определяли ударение, сравнивали по количественному и качественному звуковому составу. На этой основе впоследствии они обучились чтению.

Следовательно, осознание звукового состава слова и словесного состава предложения подвело детей к порогу овладения грамотой, заложило основы нового отношения к языку, - сознательного оперирования им, что является важной предпосылкой успешности школьного обучения.

Основные задачи кружка «Занимательная математика» это обучение дошкольников формированию элементарных математических представлений– выполнена :

• Знают состав чисел первого десятка (из отдельных единиц) и состав первого пятка из двух меньших;

• Знают предшествующее число, последующее число, соседей числа;

• Знают как получить каждое число первого десятка, прибавляя единицу к предыдущему и вычитая единицу из следующего за ним;

• Умеют находить части целого множества и целое по известным частям;

• Умеют считать до 20 и дальше (количественный и порядковый счет до 20);

• Умеют называть числа в прямом и обратном порядке до 20;

• Умеют соотносить цифру и количество предметов;

• Умеют составлять и решать задачу на сложение и вычитание;

• Умеют пользоваться цифрами и математическими знаками;

Умеют различать величины: длину, ширину, высоту, объем, массу;

измерять длину предметов;

• Умеют ориентироваться в окружающем пространстве и на плоскости (лист, страница);

• Умеют определять временные отношения;

• Знают состав чисел первого и второго десятка (из отдельных единиц);

• Знают предшествующее число, последующее число, соседей числа, предпоследнее число, последнее число;

• Знают название текущего месяца года, последовательность всех дней недели, времен года.

В результате обучения у детей воспитывались такие качества, как организованность, дисциплинированность, коллективизм. Развивались умения самостоятельно объединяться для игры и выполнения учебных заданий, оказывать друг другу помощь. Прививался интерес к учебной деятельности и желание учиться в школе.

В начале учебного 2016-2017года на родительском собрание я озвучила программные цели и задачи по образовательным областям. В ходе беседы выяснилось, что есть необходимость в организации дополнительного обучения по развитию логического мышления. В сентябре была составлена программа кружка «Развивайка», были приобретены кубики Никитина «Сложи узор», тетради Колесниковой Е. В. «Я решаю логические задачи» и изготовлены наборы для игры «Танграм»

Цель программы. Развитие у детей элементарного логического мышления используя современные педагогические технологии.

Задачи 1. Обучать детей основным логическим операциям: анализу, синтезу, сравнению, обобщению, классификации, систематизации, сериации, смысловому соответствию, ограничению.

2. Развивать умение оперировать абстрактными понятиями, рассуждать, устанавливать причинно – следственные связи, делать выводы.

3. Воспитывать у детей потребность умственно напрягаться занимаясь интеллектуальными задачами, интерес к познавательной деятельности.

4. Воспитывать стремление к преодолению трудностей, уверенность в себе, желание прийти на помощь сверстнику.

5. Донести до родителей актуальность данной проблемы и привлечь их к активному сотрудничеству.

Каждое дошкольное учреждение должно сегодня постоянно доказывать свою привлекательность, необходимость. А это достигается, в первую очередь, высоким качеством образовательного процесса в детском саду.

Качество дошкольного образования должно гарантировать предоставляемые услуги, удовлетворять ожиданиям и запросам общества; изменяться под воздействием внешних и внутренних факторов.

Дополнительное образование в дошкольных учреждениях даёт возможность выявить и развить творческие способности детей, углубить, расширить и практически применить приобретённые в основной образовательной деятельности знания, умения и навыки.

Кружковая работа даёт возможность каждому ребёнку удовлетворить свои индивидуальные познавательные, эстетические, творческие запросы.

Я хочу чтобы кружковая работа в дошкольном образовательном учреждении стала нормой деятельности педагогического коллектива и вышла за рамки нововведения.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Консультация «Дополнительное образование детей в ДОУ: организация и содержание» .

Презентация «Запрещенные и ограниченные упражнения в дошкольных учреждениях» Упражнения, запрещенные и ограниченные к применению в дошкольном образовательном учреждении Физическое воспитание является одним из приоритетных.

Актуальность изучения иностранного языка в дошкольных учреждениях В связи с изменениями программе обучения, с введением ФГОС произошёл пересмотр так же и роли изучения иностранного языка в дошкольном возрасте.

Дополнительное образование в форме кружка по пластилинографии Развитие интеллектуальных и мыслительных процессов необходимо начинать с развития движения рук, а в частности с развития движений в пальцах.

Фотоотчет «Кружок «Умелые ручки»Фотоотчет «Кружок «Умелые ручки» В дошкольном возрасте в норме моторные навыки по сравнению с 2-3 годами становятся разнообразнее и сложнее. Доля манипуляций, требующих.

Эссе «Дополнительное образование спасет школу» Дополнительное образование необходимо школе. Я считаю, что дополнительное образование может спасти школу. Долгие годы именно основное образование.

Дополнительное образование в средней группе Рабочая учебная программа по дополнительному образованию «Шкатулка полезных идей»в средней группе Содержание программы 1. Целевой раздел:.

Презентация «Использование проектного метода в дошкольных учреждениях» ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОЕКТНОГО МЕТОДА В ДОШКОЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ Федеральные государственные требования Внесение необходимых изменений в образовательную.

Утренняя гимнастика в дошкольных учреждениях Утренняя гимнастика – своеобразное занятие, которое проводят с детьми ежедневно перед завтраком. Этот момент осуществляет ряд оздоровительных,.

Весна на окне в дошкольных учреждениях!Весна на окне в дошкольных учреждениях! В соответствии с планом работы отдела образования Администрации Славяносербского района на 2019 год, с целью активизации творческой деятельности.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Педагогический опыт «Дополнительное образование в дошкольных учреждениях»
Опубликовано: 15 мая 2019 в 12:08
+13Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.

4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД