Педагогический опыт «Формирование социально-личностных качеств ребенка в процессе сюжетно-ролевой игры»

Лариса Михайловна Попова
Педагогический опыт «Формирование социально-личностных качеств ребенка в процессе сюжетно-ролевой игры»

Попова Лариса Михайловна

Воспитатель Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада №1.

Стаж педагогической деятельности:10 лет

Содержание.

1. Введение…4

История темы педагогического опыта в педагогике…. 5

2Описание педагогического опыта…. 8

Социально - педагогический портрет группы воспитанников, являющихся базой для формирования педагогического опыта….9

Описание основных методов, используемых в педагогическом опыте. 10

Список литературы… 13

Приложение …14

1. Введение.

Сюжетно-ролевая игра это прежде всего деятельность, игровая и учебная одновременно. В игре ребенок испытывает внутреннее ощущение свободы, это состояние связано со спецификой сюжетно-ролевой игры – действием с воображаемой ситуацией.

Игра с одной стороны позволяет детям реализовать свои желания, интересы, а с другой стороны помогает приобщиться к самым разнообразным сферам жизни взрослых. Игра помогает сплотить детский коллектив.

В ролевых играх воспитывается сознательная дисциплина, трудолюбие, взаимопомощь, активность ребенка, готовность включиться в разные виды деятельность, самостоятельность, умение отстоять свою точку зрения, проявить инициативу, найти оптимальное решение в определенных условиях.

Роль сюжетно - ролевой игры в формировании и развитии взаимоотношений детей друг с другом велика. Педагогу важно помнить, что при организации сюжетно-ролевых игр имеет индивидуальный подход к каждому ребенку, поскольку в старшем дошкольном возрасте происходит становление ребенка как личности, а это требует от воспитателя тонкого понимания характера ребенка, его интересов и способностей. Поэтому поддерживать, развивать и проектировать все лучшее, что может быть в ребенке -необходимое условие воспитывания нравственных качеств и взаимоотношений в сюжетно-ролевой игре.

Еще в прошлом веке «Азбука семейной жизни» предупреждала молодых родителей, что ребенок, который не доиграл в детстве, будет неважным учеником в школе, нетворческой личностью, будет испытывать трудности в налаживании контактов, «сотрудничестве с другими людьми».

Приняты новые ФГТ в области дошкольного образования. В методическом комплекте программы «Детство» выделена такая образовательная область как «социализация», «игра».

Определение подходов к педагогической диагностике развития ребенка как субъекта игровой деятельности требует обращения к специфике сюжетно-ролевой и режиссерской игр – разновидностей сюжетных игр дошкольников.

К старшему дошкольному возрасту, игра становится совместным видом деятельности дошкольников. Как правило, дети включены в игровые объединения, от двух до 4-5 человек, которые становятся устойчивыми по составу. Устойчивость игрового объединения косвенно характеризует удовлетворенность ребенка игровой деятельностью и отношениями со сверстниками.

Игра может рассматриваться как интерактивная деятельность ребенка, в которой действия в воображаемом плане неразрывно связаны с общением, направленным на их организацию и осуществление.

Разновидностью сюжетно- ролевой игры является режиссерская игра, в которой ребенок выступает как режиссер, он выстраивает и развивает сюжет, управляет игрушками и озвучивает их.

Режиссерская игра выполняет важнейшую социокультурную функцию в развитии ребенка дошкольного возраста. Создавая и «оживляя» предметный мир, ребенок воплощает собственные замыслы, свое видение окружающей действительности. Поэтому режиссерская игра – важнейший фактор социализации дошкольника и в то же время одно из немногих средств, которое позволяет взрослому узнать, каковы ценностные ориентации ребенка, что его волнует, интересует.

1.1 История темы педагогического опыта в педагогике.

Игра – вид непродуктивной деятельности, мотив которой заключается не в её результатах, а в самом процессе. В истории человеческого общества, в истории развития и эволюции социума, игра тесно переплеталась с магией, культовым поведением. Игра тесно связана со спортом, военными и другими тренировками, искусством (особенно его исполнительными формами). Она имеет большое значение в воспитании, обучении и развитие детей.

Игра как феномен была предметов исследования многих философов. По мнению И. Канта, двойственность реальности, присущая игре как виду деятельности, роднит игру с искусством, которое тоже требует одновременно верить и не верить в реальность разыгрываемого конфликта. Ф. Шиллер считал игру специфически человеческой формой жизнедеятельности: «Человек играет только тогда, когда он в полном значении слова человек, и он бывает вполне человеком лишь тогда, когда играет. Происхождение игр связывается разными исследователями с магико-культовыми ритуалами или с врождёнными биологическими потребностями организма и психики человека.

Изучением игр занимаются историки культуры, этнографы и психологи. Существует несколько концепций в подходе к феномену игры:

А)немецкого философа и психолога К. Грооса; согласно ей игра есть предварительная подготовка к условиям будущей жизни;

Б) австрийского психолога К. Бюлера, определяющего игру как деятельность, совершаемую ради получения удовольствия от самого процесса деятельности;

В)голландского учённого Ф. Бейтендейка, рассматривающего игру как форму реализации общих изначальных влечений: к свободе, к слиянию с окружающей средой, к повторению. З. Фрейд считал, что игра замещает вытесненные желания. Г. Спенсер относился к игре как к проявлению избытка жизненных сил. Иную трактовку игр даёт теория «активного отдыха», развитая немецкими психологами Шаллером, Лацарусом, Штейнталлером. Согласно этой теории кроме пассивного отдыха, который мы имеем во сне, мы нуждаемся в активном отдыхе, в иной деятельности, свободной от всего угрюмого и тягостного, что связано с работой. Утомление от работы требует не только психофизической разрядки, но и психического, эмоционального отдыха, который может быть реализован только в активности, но эта активность должна развиваться на психическом просторе. Вот отчего человек нуждается в игре даже тогда, когда у него нет неизрасходованного запаса энергии, он должен играть, даже утомляясь, ибо физическое утомление не мешает глубокому психическому отдыху, источнику энергии. Такая трактовка игры, её целей и функций, впрочем, как и трактовка Спенсера, разумеется, в большей степени свойственна миру взрослых, хотя совершенно ясно, что понятие игры должно охватывать и игру детей, и игру взрослых. Причём функции игры у детей и взрослых могут быть различны.

Одним казалось, что они нашли источник и основу игры в потребности дать выход избыточной жизненной силе. По мнению других, живое существо, играя, подчиняется врождённому инстинкту подражания. Полагают, что игра удовлетворяет потребности в отдыхе и разрядке. Некоторые видят в игре своеобразную предварительную тренировку перед серьёзным делом, которого может потребовать жизнь, или рассматривают игру как упражнение в самообладании. Иные опять-таки ищут первоначало во врождённой потребности что-то уметь или что-то совершать либо в стремлении к главенству или соперничеству. Наконец, есть и такие, кто относится к игре как к невинной компенсации вредных побуждений, как к необходимому восполнению монотонной односторонней деятельности или как к удовлетворению в некой функции невыполнимых в реальной обстановке желаний и тем самым поддержанию чувства личности. Нидерландский мыслитель и историк культуры Й. Хейзинга, предпринявший фундаментальное исследование игры (Homo ludens, «Человек играющий») усматривает её сущность в способности приводить в восторг, доставлять радость; он определяет её как «добровольное действие либо занятие, совершаемое внутри установленных границ места и времени по добровольно принятым, но абсолютно обязательным правилам с целью, заключённой в нём самом, сопровождаемое чувством напряжения и радости, а также сознанием «иного бытия», нежели «обыденная» жизнь».

Советский педагог В. А. Сухомлинский подчёркивал, что «игра-это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра-это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности». Игровая деятельность широко используется в практических целях. Распространена специальная «игровая терапия», применяющая развёрнутые формы игровой деятельности для коррекции возможных отклонений в поведении детей

(неприспособленности, агрессивности, замкнутости и др., для лечения психических заболеваний. В эмпирической психологии игры при изучении игры, так же, как и при анализе других видов деятельности и сознания в целом, долгое время господствовал рассматриваясь как проявление уже созревшей психической способности. исследователь функционально-аналитический подход. Игра рассматривалась как проявление уже созревшей психической способности. Исследователь К. Д. Ушинский видел в игре проявление воображения или фантазии, приводимые в движение разнообразными эффективными тенденциями. А. И. Сикорский связывал игру с развитием мышления. Н. К. Крупская во многих статьях говорила о значении игры для познания мира, для нравственного воспитания детей. «…Самостоятельная подражательная игра, которая помогает осваивать полученные впечатления, имеет громадное значение, гораздо большее, чем что-либо другое». В любом случае, большинство характеристик игры уже показывают, как важна игра для развития человека, особенно, для развития ребенка, совершенствования его психических, физических и других способностей. Так или иначе, но утверждение о том, что присущая игре быстрая смена ситуаций, их нестандартный характер и необходимость приспособления к ним играющего делает её важнейшей составной частью обучения и воспитания, невозможно оспорить.

Непременной составной частью большинства игр являются игрушки – предметы на которые направлена деятельность играющего.

Игра- во многом, самая любимая деятельность детей. Это их образ жизни, ориентированный на жизненно важные потребности развития. Ребенок в своём развитие проходит несколько стадий и на некоторых из них (Дошкольный возраст, игра выступает ведущим видом всей деятельности.

В ходе работы с детьми важно учитывать их стремление к игре, стремление ориентировать свою деятельность на игру.

2. Педагогический опыт.

Педагогический коллектив детского сада №1 в котором я работаю воспитателем,

Работает по программе «Детство». В программе большое внимание уделено обучению детей игре. Наблюдая за детьми на протяжении многих лет, я отметила, что дети меньше стали играть в сюжетно-ролевые игры, а если и играют, то игры носят агрессивный характер.

Особенно актуален вопрос проблемы сюжетно – ролевой игры, ее организации в семье. Так как деятельность людей и их отношения чрезвычайно разнообразны, то и сюжеты детских игр очень многообразны и изменчивы. В разные исторические эпохи в зависимости от социальных, бытовых и семейных условий дети играют в разные по своим сюжетам игры. Основным источником ролевых игр является знакомство ребенка с жизнью и деятельностью взрослых. Если дети, плохо знакомые с окружающим миром людей, играют мало, их игры однообразны и ограниченны. В последнее время воспитатели отмечают снижение уровня развития ролевой игры у дошкольников, ещё то, что игровая деятельность претерпевает существенные изменения: занимает все меньше времени в жизнедеятельности дошкольника, вытесняется другими видами деятельности – просмотром ТВ, компьютерными играми, подготовкой к школе, что отражается на общем развитии дошкольника, его общении со взрослыми и сверстниками.

Дети играют меньше, чем 20-30 лет назад, их ролевые игры более примитивны и однообразны. Это, ещё и связано с тем, что дети все более отдаляются от взрослых, они не видят и не понимают деятельности взрослых, плохо знакомы с их трудовыми и личными отношениями. В результате, несмотря на обилие прекрасных игрушек, у них отсутствует содержание для игры. В то же время замечено, что современные дошкольники предпочитают воспроизводить в своих играх сюжеты, заимствованные из телевизионных сериалов, и брать на себя не производственные или профессиональные роли взрослых (врача, шофера, повара и т. д., а роли телевизионных героев. Эти наблюдения обнаруживают, что наши дошкольники, проводящие слишком много времени у телевизора, лучше знакомы с жизнью и отношениями иностранных героев фильмов, чем окружающих их реальных взрослых.

В игре осуществляются два вида взаимоотношений - игровые и реальные. Игровые отношения - это отношения по сюжету и роли, реальные взаимоотношения - это отношения детей как партнеров, товарищей, которые выполняют общее дело. В совместной игре дети учатся языку общения, взаимопониманию, взаимопомощи, учатся подчинять свои действия действию других игроков.

Исходя из всего этого, я выбрала игру, так как через игру ребенок может:

- проявлять доброжелательность в игровом общении со сверстниками;

- проявлять инициативу в игровом взаимодействии со сверстниками;

- эмоционально отзывается на происходящие события;

- уважать и верить в себя;

- уметь договариваться, так как желания и стремления других людей не всегда совпадают с твоими;

- проявляют изобретательность, творчество.

Целью своего педагогического опыта я ставлю актуализацию роли сюжетно-ролевой игры в социализации личности

Исходя из цели можно выделить следующие задачи:

1. Изучить научно-теоритические основы роли сюжетно-ролевой игры в социализации детей дошкольного возраста.

2. Значение роли сюжетно-ролевой игры в социализации личности детей дошкольного возраста.

3. Использование сюжетно-ролевых игр в непосредственно образовательной деятельности и в свободное время для развития у дошкольников личностных качеств: памяти, внимания, самоконтроля, воображения.

4. Разработать рекомендации для родителей по проведению сюжетно-ролевых игр в семье.

Исходя из вышеизложенного, для развития сюжетно-ролевой игры, необходимо соблюдать следующие условия:

- создание развивающей предметно-игровой среды

- привлечения внимания взрослых к игровой деятельности детей

Социально - педагогический портрет группы воспитанников, являющихся базой для формирования педагогического опыта.

Старшая группа дети 5-6 лет:

Девочки: Мальчики:

Количество воспитанников: 13 10

Застенчивые: 1 1

Гиперактивные 2 2

Лидер: 1 1

Всегда с большим интересом наблюдаю за играми детей своей группы (старший дошкольный возраст, что меня радует: дети могут предварительно обозначить тему игры и создать игровую обстановку.

Дети заинтересованы совместной игрой.

Эмоциональный фон общения - положительный.

Ребята согласовывают в игровой деятельности свои интересы и интересы партнёров, умеют объяснить замысел, адресовать обращение к партнёру.

Характерно использование просьб, предложений в общении с партнёрами.

Ребята используют разнообразные средства - мимику, жесты, речевую интонацию, комментирующую речь.

Несмотря на достижения, вызывает озабоченность и требует совместных усилий педагогов и родителей следующее:

- в сюжетно ролевых играх дети постоянно отражают элементарные бытовые сюжеты, самостоятельно не обогащают игровое содержание; характерно стереотипное разыгрывание одних и тех же сюжетов и ролей.

-есть дети, которые не умеют согласовывать свои действия и замыслы в игре с другими детьми, что приводит к конфликтным ситуациям, ребята часто оставляют общую игру до её завершения.

Описание основных методов, используемых в педагогическом опыте.

Игра источник развития, она создаёт зону ближайшего развития, т. е. определяет развитие ребенка, утверждал Л. С. Выготский.

Игра не увлечёт детей не вызовет эмоций не сплотит их а превратится в манипулирование с предметами если воспитатель не будет использовать приёмы, направленные на формирование игровых интересов детей, на обращение содержания игры и на воспитание у них умения жить в коллективе.

Процесс руководства сюжетно-ролевой игрой мной построен так, чтобы воспитание игровых умений и навыков органически сочеталось в нём с обучением и воспитанием.

Исходя из этого можно выделить 3 группы методов:

Первая группа - методов связанна с обогащением детей знаниями, впечатлениями, представлениями об окружающей жизни.

К ним отнесутся наблюдения, беседы, чтение художественных произведений, рассматривание иллюстраций и составление рассказов по картинкам, просмотр мультфильмов, инсценировки литературных произведений, экскурсии, игры-имитации, в которых мимикой, жестом, движениями дети передают разное эмоциональное состояние персонажей, разыгрывание всевозможных ситуаций с помощью предметов для ряженья, элементов костюмов сказочных героев, всевозможных масок.

Вторая группа – это методы, способствующие становлению и развитию игровой деятельности. Среди них важное место занимает непосредственное участие воспитателя в

сюжетно-ролевой игре.

Я стимулирую детей к самостоятельному созданию игровой обстановки с учетом темы игры и воображаемой ситуации, вовлекаю в изготовление игрушек – самоделок и предметов – заместителей до игры или по ее ходу. Это способствует стремлению детей объединять в одном сюжете бытовые, литературные и фантазийные события. Я совместно с детьми придумываю ситуации взаимодействия между людьми, события; помогаю зафиксировать придуманные ситуации, события при помощи рисунков, пиктографического письма.

Играя с детьми, важно способствовать использованию сюжетосложения для построения игрового сюжета. Я побуждаю детей называть свою роль до начала игры, обращаться к партнеру по имени игрового персонажа, вступать в ролевой диалог со сверстником, проявлять инициативу в ролевом диалоге, изменять интонацию голоса в зависимости от роли, характера и настроения игрового персонажа.

Важно предоставить детям возможность использовать разнообразные игровые действия и действия с предметами-заместителями, изобразительные игровые действия (действие + движение без использования предмета, сопровождаемое речевым комментарием)

Приглашение взрослого в игру – знак великого доверия ребенка. Я непосредственно включаюсь в игру и принимаю на себя одну из ролей, когда происходит освоение новых игровых умений или нового содержания игры, когда дети испытывают затруднения в реализации ролей. Способствую самостоятельному, или оказываю небольшой помощь, в согласовании общего игрового замысела, с использованием разнообразных способов (считалки, договора по желанию).

Третья группа методов – это использование изобразительной или продуктивной деятельности (театральные программки, билеты, открытки)

Вместе со мной дошкольники строят из разных деталей (игровые модули, крупный конструктор, коробки, стульчики, «автобусы», «поезда», «корабли» и отправляются в общее «путешествие». Используя кубики, конструктор, создают простые постройки, дают им название (это «башня», это «гараж», используют постройки в дальнейшей игре («кукла начинает жить в новом доме»). Дети осваивают использование простейших построек в игровом сюжете, развивают сюжет при помощи постройки («Построим детский сад», «Улицы нашего города»).

Необходимо создать предметно-развивающую среду таким образом, чтобы обеспечить «зону ближайшего развития» ребенка. Она должна быть разнообразной, насыщенной, нестандартной, изменчивой.

Предметная среда, в которой действует ребенок, должна быть для него неисчерпаема, информативна, удовлетворять потребности ребенка в новизне, преобразовании и самоутверждении.

Большую роль играют обучение детей умению делать игрушки из бумаги, бросового, природного материала (например: изготовление фигурок и предметов по типу оригами – «вертушки» - дети изготавливают разнообразные бумажные вертушки и испытывают их; «кораблики» - изготовление всевозможных моделей кораблей; «отпечатки»» с помощью самодельных печаток, вырезанных из картофеля, моркови, пробок и т. п., дети делают отпечатки на бумаге. Можно использовать всевозможные выкройки из картона, использование дополнительного материала, катушки, спичечные коробки, пуговицы, пластиковые бутылки и т. д.

Немаловажную роль для развития игры имеют умения детей использовать предметы-заместители (кирпичик вместо телефона, мыла и т. д., чем больше предметов-заместителей дети внесут, тем интереснее будет игра.

Использование описанных выше методов и приемов зависит от возрастных особенностей детей, от уровня развития их игровых умений и навыков.

Ребенок, подобно режиссеру, представляет, как будут взаимодействовать разные персонажи, что в результате этого произойдет, он смотрит на воображаемые события и оценивает их с разных позиций – изнутри игры и извне ее – от самого себя.

Выдвигая и обсуждая игровые замыслы, ребенок получает возможность самоутверждения, оценки своих возможностей, признания в кругу соперников.

В приложении есть картотека сюжетно – ролевых игр.

На протяжении длительного времени работаю по теме: «Социализация личности ребенка в процессе сюжетно – ролевой игры» из опыта своей работы могу сказать, что именно через сюжетно – ролевую игру ребенок овладевает:

-духовными ценностями;

- усваивает предшествующий социальный опыт;

-ребенок получает навыки коллективного мышления

-именно в игре происходит становление ребенка как личности.

Игра всего лишь отражение того, чем наполнены души детей – это отражение нашей жизни.

Я проводила анкетирование родителей и получила следующие результаты: родители не знают сюжетно – ролевых игр детей дошкольного возраста. В основном называют подвижные, компьютерные игры, футбол, шашки.

Данный опыт моей работы будет интересен для воспитателей ДОУ – молодых специалистов и для родителей дошкольников. Использование на практике сюжетно-ролевых игр, описанных мною, поможет раскрыть творческие и коммуникативные способности ребенка.

Список литературы:

1. Примерная основная программа дошкольного образования «Детство»/

Бабаева Т. И. и др. – СПб.: «Детство-пресс», 2011

2. Воспитание детей в игре / Сост. А. К. Бондаренко, А. И. Матусик. – М.: Просвещение, 1983. – 228 с.

3. Соловьева Е. Не учите ребенка играть / Е. Соловьева // Обруч - 2007. - № 1 – с. 3- 6.

4. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. / Л. С. Выготский. – М.: Просвещение, 1991.

5. Сюжетно-ролевые игры для детей дошкольного возраста/Н. В. Краснощёкова-ООО «Феникс», 2012.

6. Интерактивная предметно-развивающая и игровая среда детского сада/Н. А. Виноградова, Н. В. Микляева -М.:Перспектива, 2011

Публикации по теме:

Педагогический ринг для педагогов «Сюжетно-ролевая игра» ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ РИНГ Тема: Сюжетно-ролевая игра. ЦЕЛЬ: Закрепить знания воспитателей по руководству и организации сюжетно-ролевой игры. Коллектив.

Презентация «Сюжетно-ролевая игра в средней группе»Презентация «Сюжетно-ролевая игра в средней группе» В мае 2013 г. на базе нашего детского сада «Малыш» проходило заседание РМО воспитателей средних групп по теме «Образовательная область.

Библиотека изображений:
  • Профессии и труд
  • Профессии и труд
  • Профессии и труд
Автор публикации:
Педагогический опыт «Формирование социально-личностных качеств ребенка в процессе сюжетно-ролевой игры»
Опубликовано: 22 августа 2013 в 08:34
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Перспективное планирование «Полочка красоты». Вторая младшая группа
Дорогие коллеги, друзья! Педагогам, работающим по примерной основной общеобразовательной программе дошкольного образования «Радуга», под редакцией Т. И....
Фотоотчёт о праздновании Дня рождения Российского флага.
22 августа, в России проходят торжества посвящённые празднованию Дня рождения флага Российской Федерации, в которых принимают участие все граждане страны....
Фотоотчет о проведении недели сказок
Участники недели сказок: Воспитатели: Кулижникова Татьяна Николаевна высшая квалификационная категория Гладкова Оксана Александровна первая...
Летняя рыбалка на реке Кама.
Этим летом, нам друзья предложили съездить на несколько дней на рыбалку, на реку Кама. Немного посовещавшись всей семьей, мы решили согласиться. Тем более...
Стихи о летних цветах
На этот раз предлагаю авторские стихи о летних цветах из цикла "Милые цветы": "Золотые шары" и "Флоксы", в которых, как мне кажется, переданы краски лета и...