«Воспитание навыков безопасного поведения у детей дошкольного возраста» (представление опыта)

Евгения Дементьева
«Воспитание навыков безопасного поведения у детей дошкольного возраста» (представление опыта)

Актуальность.

Дошкольный возраст – оптимальный период формирования социальных навыков и трудно питать иллюзии, что они в более зрелом возрасте сами собой возникнут.

Работа по воспитанию безопасного поведения должна носить комплексный характер. Формирование навыков безопасности – непрерывный, систематический процесс, начинающийся с раннего возраста (воспитывают родители, продолжающийся в системе дошкольного и школьного образования. Актуальность проблемы связана еще и с тем, что у детей отсутствует защитная психологическая реакция на опасность, которая свойственна взрослым.

Ведущая педагогическая идея опыта работы заключается в формировании у дошкольников знаний безопасного поведения в процессе занятий, экскурсий, целевых прогулок, досугов, спортивных праздников.

Длительность работы над опытом

Данный опыт разрабатывался и внедрялся в практику с 2010 по 2013 гг.

Работа над опытом проходила поэтапно:

1 этап (2010-2011) – аналитико-диагностический. Изучалась и анализировалась педагогическая литература, проводилось диагностическое обследование, педагогическое наблюдение, анкетирование.

2 этап (2011-2012) – практический. Проводилась разработка занятий, экскурсий, индивидуальной работы с детьми по изучению основ безопасности жизнедеятельности, корректировка методов и средств достижения поставленных задач.

3 этап (2012-2013) – аналитик –обобщающий. Посвящен систематизации и обобщению результатов работы, анализу данных, полученные в результате работы, формированию общих выводов, обобщению опыта.

Диапазон опыта охватывает: организованную деятельность детей Совместную деятельность взрослых и детей

Свободную самостоятельную деятельность детей

Цель работы: дать каждому ребенку основные понятия опасных для жизни ситуаций и особенностей поведения в них, формирование у детей навыков осознанного безопасного поведения.

Цель реализуется путем решения нескольких задач:

1. Формировать у детей представление об опасных и вредных факторах, чрезвычайных ситуациях;

2. Воспитывать навыки адекватного поведения в различных неординарных ситуациях;

3. Создать условия для активизации умственной деятельности детей, развивать потребность и желание приобрести новые знания о правилах безопасного поведения;

4. Развивать у дошкольников самостоятельность и ответственность;

5. Использовать различные средства и формы работы для познания детьми правил безопасного поведения;

6. Научить детей пользоваться полученными знаниями на практике.

Новизна педагогического опыта работы заключается в разработке и апробации комплексных занятий по формированию навыков безопасного поведения во всех видах образовательной деятельности и необходимости проведения в комплексе образовательного процесса.

В опыте показан путь адаптации федеральной программы

«Безопасность» к условиям конкретного дошкольного учреждения, четко обозначены направления работы, система обучения детей правилам безопасного поведения насыщена методами и приемами, влияющими на эмоциональную сферу, что положительно сказывается на результатах.

Работа в нашем МДОУ осуществляется по основной программе «Детство» и парциальной программе «Основы безопасности детей дошкольного возраста» под ред. Н. Н. Авдеевой, О. Л. Князевой, Р. Б. Стёркиной. Главной задачей, которой является стимулирование развития у детей самостоятельности и ответственности, так как безопасность и здоровый образ жизни не просто сумма усвоенных знаний, а стиль жизни, правильное поведение в различных ситуациях.

Лучший урок безопасного поведения – это пример окружающих ребёнка взрослых.

В своей работе по воспитанию навыков безопасного поведения у детей дошкольного возраста я использую несколько методов обучения.

1. Метод наглядного обучения. Он эффективен для закрепления представлений о правилах безопасности и последствиях их нарушений.

2. Игровой метод. Настольно – печатные игры, дидактические игры, сюжетно ролевые игры, подвижные игры.

3. Словесный метод. Мы обсуждаем и рассматриваем с детьми наиболее типичные опасные ситуации. Воспитываем аккуратность, объясняя, что порядок в группе и дома - не только для чистоты, но и для безопасности.

Изучаем предметы домашнего быта, которые являются источниками потенциальной опасности для детей.

Для предупреждения опасных ситуаций знакомим с основной группой пожароопасных предметов.

4. Активный метод. Физическая подготовка ребёнка – один из основных факторов, влияющих на поведение человека в опасной ситуации. Это всё выполняется на физкультурных занятиях, в подвижных играх, на прогулках, различных гимнастиках.

Так же использую несколько принципов организации работы.

• Принцип полноты.

• Принцип системности.

• Принцип интеграции.

• Принцип преемственности взаимодействия ребенка в условиях ДОУ и в семье.

• Принцип доступности содержания детям.

• Принцип возрастной адресованности.

Формирование основ безопасности жизнедеятельности детей осуществляется в разных видах детской деятельности

коммуникативной

познавательно-исследовательской

продуктивной

трудовой

физкультурно-оздоровительной

музыкально - художественной

игровой

Работа с родителями

Вся работа с детьми по формированию у них навыков безопасного поведения происходила в тесном взаимодействии с родителями, поскольку семья является важнейшей сферой, определяющей развитие личности ребенка в дошкольные годы.

Задачей родителей и воспитателей является устранение всех источников опасности, а также создание необходимого для нормального развития ребенка свободного пространства передвижения без ограничения любознательности (для его возраста) и интереса к тому, что его окружает.

В результате опыта была подтверждена гипотеза: формирование основ безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного возраста, возможно при выполнении следующих условий:

Определение принципов построения системы по формированию основ безопасности жизнедеятельности;

Разработке системы воспитания и обучения для детей;

Определение условий организации образовательной среды в МДОУ

Использование различных форм и методов работы в тесном взаимодействие детского сада и семьи.

Опыт работы позволяет сделать выводы о том, что система планирования по основам безопасности жизнедеятельности детей способствует:

Формированию чувства безопасности у детей;

Осознанию ребёнком ценностей здоровья и жизни человека;

Формированию у детей сознательного и ответственного отношения к личной безопасности и безопасности окружающих;

Расширению, и систематизации знаний детей о правильном поведении при контакте с незнакомыми людьми;

Закреплению у детей знаний о правилах поведения на улице, дороге, транспорте;

Предупреждению детского травматизма;

Развитию самостоятельности и ответственности.

Публикации по теме:

«Основы безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста» В дошкольном образование выявляются общие, присущие образовательным системам внутренние цели – содействовать развитию человека, его культурному.

Проект по профилактике дорожно-транспортного травматизма «Дорога и пешеход» По результатам статистики, ежегодно на дорогах нашей страны совершается десятки тысяч дорожно – транспортных происшествий с участием детей.

Библиотека изображений:
  • Безопасность детей
  • Тело, организм, эмоции
  • Профессии и труд
Автор публикации:
«Воспитание навыков безопасного поведения у детей дошкольного возраста» (представление опыта)
Опубликовано: 14 октября 2013 в 20:52
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Индивидуальный экологический мини-проект «Горох» для воспитанницы семейного детского...
Актуальность: Горох настоящее лакомство, все дети любят сладкий сочный зеленый горошек. Особенно, если вырастили его самостоятельно. Уже не первый год мы...
Лэпбук «Челябинск»
Приветствую всех, кто заглянул на мою страничку! Хочу поделиться очередным замечательным лэпбуком, очень долго обещанным моей подружке-маамовцу быть...
Поделки из бросового материала. Фотоотчет.
Так случилось, что после отпуска я временно работаю не на своей группе. Моих ребятишек осталось после выпуска в школу пятеро, в этом году они тоже...
Фотоэкскурсия по океанарию Анапы
Анапа — это один из самых знаменитых российских...
Фото отчет «Нетрадиционная техника рисования, как способ выражения восприятия...
Дорогие коллеги, хочу поделиться опытом использования нетрадиционных техник рисования в работе с младшими дошкольниками. Каждый ребенок, познавая окружающий...