«Воспитание навыков безопасного поведения у детей дошкольного возраста» (представление опыта)

Евгения Дементьева
«Воспитание навыков безопасного поведения у детей дошкольного возраста» (представление опыта)

Актуальность.

Дошкольный возраст – оптимальный период формирования социальных навыков и трудно питать иллюзии, что они в более зрелом возрасте сами собой возникнут.

Работа по воспитанию безопасного поведения должна носить комплексный характер. Формирование навыков безопасности – непрерывный, систематический процесс, начинающийся с раннего возраста (воспитывают родители, продолжающийся в системе дошкольного и школьного образования. Актуальность проблемы связана еще и с тем, что у детей отсутствует защитная психологическая реакция на опасность, которая свойственна взрослым.

Ведущая педагогическая идея опыта работы заключается в формировании у дошкольников знаний безопасного поведения в процессе занятий, экскурсий, целевых прогулок, досугов, спортивных праздников.

Длительность работы над опытом

Данный опыт разрабатывался и внедрялся в практику с 2010 по 2013 гг.

Работа над опытом проходила поэтапно:

1 этап (2010-2011) – аналитико-диагностический. Изучалась и анализировалась педагогическая литература, проводилось диагностическое обследование, педагогическое наблюдение, анкетирование.

2 этап (2011-2012) – практический. Проводилась разработка занятий, экскурсий, индивидуальной работы с детьми по изучению основ безопасности жизнедеятельности, корректировка методов и средств достижения поставленных задач.

3 этап (2012-2013) – аналитик –обобщающий. Посвящен систематизации и обобщению результатов работы, анализу данных, полученные в результате работы, формированию общих выводов, обобщению опыта.

Диапазон опыта охватывает: организованную деятельность детей Совместную деятельность взрослых и детей

Свободную самостоятельную деятельность детей

Цель работы: дать каждому ребенку основные понятия опасных для жизни ситуаций и особенностей поведения в них, формирование у детей навыков осознанного безопасного поведения.

Цель реализуется путем решения нескольких задач:

1. Формировать у детей представление об опасных и вредных факторах, чрезвычайных ситуациях;

2. Воспитывать навыки адекватного поведения в различных неординарных ситуациях;

3. Создать условия для активизации умственной деятельности детей, развивать потребность и желание приобрести новые знания о правилах безопасного поведения;

4. Развивать у дошкольников самостоятельность и ответственность;

5. Использовать различные средства и формы работы для познания детьми правил безопасного поведения;

6. Научить детей пользоваться полученными знаниями на практике.

Новизна педагогического опыта работы заключается в разработке и апробации комплексных занятий по формированию навыков безопасного поведения во всех видах образовательной деятельности и необходимости проведения в комплексе образовательного процесса.

В опыте показан путь адаптации федеральной программы

«Безопасность» к условиям конкретного дошкольного учреждения, четко обозначены направления работы, система обучения детей правилам безопасного поведения насыщена методами и приемами, влияющими на эмоциональную сферу, что положительно сказывается на результатах.

Работа в нашем МДОУ осуществляется по основной программе «Детство» и парциальной программе «Основы безопасности детей дошкольного возраста» под ред. Н. Н. Авдеевой, О. Л. Князевой, Р. Б. Стёркиной. Главной задачей, которой является стимулирование развития у детей самостоятельности и ответственности, так как безопасность и здоровый образ жизни не просто сумма усвоенных знаний, а стиль жизни, правильное поведение в различных ситуациях.

Лучший урок безопасного поведения – это пример окружающих ребёнка взрослых.

В своей работе по воспитанию навыков безопасного поведения у детей дошкольного возраста я использую несколько методов обучения.

1. Метод наглядного обучения. Он эффективен для закрепления представлений о правилах безопасности и последствиях их нарушений.

2. Игровой метод. Настольно – печатные игры, дидактические игры, сюжетно ролевые игры, подвижные игры.

3. Словесный метод. Мы обсуждаем и рассматриваем с детьми наиболее типичные опасные ситуации. Воспитываем аккуратность, объясняя, что порядок в группе и дома - не только для чистоты, но и для безопасности.

Изучаем предметы домашнего быта, которые являются источниками потенциальной опасности для детей.

Для предупреждения опасных ситуаций знакомим с основной группой пожароопасных предметов.

4. Активный метод. Физическая подготовка ребёнка – один из основных факторов, влияющих на поведение человека в опасной ситуации. Это всё выполняется на физкультурных занятиях, в подвижных играх, на прогулках, различных гимнастиках.

Так же использую несколько принципов организации работы.

• Принцип полноты.

• Принцип системности.

• Принцип интеграции.

• Принцип преемственности взаимодействия ребенка в условиях ДОУ и в семье.

• Принцип доступности содержания детям.

• Принцип возрастной адресованности.

Формирование основ безопасности жизнедеятельности детей осуществляется в разных видах детской деятельности

коммуникативной

познавательно-исследовательской

продуктивной

трудовой

физкультурно-оздоровительной

музыкально - художественной

игровой

Работа с родителями

Вся работа с детьми по формированию у них навыков безопасного поведения происходила в тесном взаимодействии с родителями, поскольку семья является важнейшей сферой, определяющей развитие личности ребенка в дошкольные годы.

Задачей родителей и воспитателей является устранение всех источников опасности, а также создание необходимого для нормального развития ребенка свободного пространства передвижения без ограничения любознательности (для его возраста) и интереса к тому, что его окружает.

В результате опыта была подтверждена гипотеза: формирование основ безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного возраста, возможно при выполнении следующих условий:

Определение принципов построения системы по формированию основ безопасности жизнедеятельности;

Разработке системы воспитания и обучения для детей;

Определение условий организации образовательной среды в МДОУ

Использование различных форм и методов работы в тесном взаимодействие детского сада и семьи.

Опыт работы позволяет сделать выводы о том, что система планирования по основам безопасности жизнедеятельности детей способствует:

Формированию чувства безопасности у детей;

Осознанию ребёнком ценностей здоровья и жизни человека;

Формированию у детей сознательного и ответственного отношения к личной безопасности и безопасности окружающих;

Расширению, и систематизации знаний детей о правильном поведении при контакте с незнакомыми людьми;

Закреплению у детей знаний о правилах поведения на улице, дороге, транспорте;

Предупреждению детского травматизма;

Развитию самостоятельности и ответственности.

Публикации по теме:

«Основы безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста» В дошкольном образование выявляются общие, присущие образовательным системам внутренние цели – содействовать развитию человека, его культурному.

Проект по профилактике дорожно-транспортного травматизма «Дорога и пешеход» По результатам статистики, ежегодно на дорогах нашей страны совершается десятки тысяч дорожно – транспортных происшествий с участием детей.

Библиотека изображений:
  • Профессии и труд
  • Спорт и физкультура
  • Экология
Автор публикации:
«Воспитание навыков безопасного поведения у детей дошкольного возраста» (представление опыта)
Опубликовано: 14 октября 2013 в 20:52
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Фотоотчет «Интерактивный театр»
Детский интерактивный театр! Всем детям идет на пользу, если они участвуют не только в роли зрителя, но и в качестве участника спектакля или...
Дидактическая игра «Слоговая пирамида» для детей старшего дошкольного возраста
Игра — один из лучших способов развития речи детей. Она доставляет ребенку удовольствие и радость, а эти чувства являются сильнейшим средством,...
Фотоотчет «Международный женский день»
Международный женский день! Каждый год к 8 марта мальчишки и девчонки в каждом детском саду хотят поздравить своих мамочек! Учат и читают для них...
Фототчет «Весна идет!» (весенняя картина в рамочке) с детьми старшей группы
Цель : привлечь детей к созданию картины на весеннюю тематику. Задачи: вызвать интерес к оформлению картин в рамочке, создать условия для творческого...
Нестандартное физкультурное оборудование для развитие глазомера, меткости, ловкости
Предлагаю вашему вниманию нестандартное физкультурное оборудование, сделанное своими руками для развитие глазомера, меткости, ловкости. Пособие «Поймай...