МААМ-картинки

Педагогический опыт по проблеме «Краеведческие знания в Патриотическом воспитании детей дошкольного возраста»

Нина Юрочкина
Педагогический опыт по проблеме «Краеведческие знания в Патриотическом воспитании детей дошкольного возраста»

Педагогический опыт по проблеме

«КРАЕВЕДЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ В ПАТРИОТИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

воспитателя

МАДОУ «Центр развития ребенка - детский сад №13»

Юрочкиной Н. А.

Актуальность и перспективность опыта.

Публикация «Педагогический опыт по проблеме „Краеведческие знания в Патриотическом воспитании детей дошкольного возраста“» размещена в разделах

Родина. Отчизна. Отечество. Отчий край. Так называют люди землю, на которой родились, и нет ничего дороже у человека, чем Родина, красота которой открылась ему однажды как чудо. Со словом "Родина" у каждого человека связаны ассоциации с самым дорогим в его жизни. Это может быть населённый пункт, в котором родился и вырос, местная природа, предки.

Нам, взрослым, необходимо помочь ребенку приобщиться к природе и быту, истории, культуре родного края. Знакомясь с малой Родиной, ребенок начинает любить её и сохраняет чувство привязанности к ней на всю жизнь.

Достижение этой цели невозможно без приобщения детей к культурно-историческим ценностям нашего региона. Приобщая детей к культуре и традициям мордовского и русского народа, мы тем самым воспитываем у них чувства национальной гордости, уважения к своему языку, любви к своим родителям, родственникам, своему народу, детскому саду, микрорайону, городу, стране в целом, а также чувства толерантности, как нравственной основы личности в современном дошкольном учреждении. Более того, формируя представления об этнокультуре, мы сохраним и культурную самобытность мордовского народа.

Основным условием стимулирующего влияния национального воспитания у детей является привитие интереса к духовно-нравственным ценностям, увлеченности культурой своего региона, формирование художественно-эстетических вкусов на основе лучших образцов национальной культуры (экскурсии в музей, выставки, театр.).

Проведение занятий в помещении музея, в окружении подлинных экспонатов, помогает развитию познавательных, художественно-эстетических и эмоциональных вкусов и идеалов, включающие в себя произведения устного народного творчества региона Мордовии, его художественных и творческих способностей, которые могут проявиться у каждого ребенка в определенном виде деятельности в зависимости от природных данных. Развивая ребенка в этнокультурной среде, приобщая к культуре и традициям русского и мордовского народа, дошкольники приобретают народный колорит: глубоко, тонко чувствуют красоту произведения. Душа народа, его жизнь, история, мировоззрение, перевоплощенные в образе художественных произведений (картин или скульптур, становятся частью души ребенка, способствуют формированию его личности.

О важности того, чтобы ребенок с раннего детства приобщался к культуре своего народа, написано много, ибо обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за эту землю, на которой живешь. Поэтому тема «Краеведческие знания в патриотическом воспитании детей дошкольного возраста» так актуальна. Детям необходимо знать уклад жизни, быт, обряды, верования, искусство, историю предков. Именно акцент на знание истории народа, его родной культуры, поможет в дальнейшем: большим вниманием, уважением и интересом отнестись к истории и культуре других народов.

Условия формирования опыта.

Создание педагогических условий для патриотического воспитания дошкольников посредством включения краеведческого материала в образовательную деятельность; формирование нравственных правил и норм поведения в обществе: гуманность человеческих взаимоотношений, толерантное уважительное отношение ко всем жителям нашего города, позитивное восприятие национальных различий, языка, традиций.

В соответствии с целью были сформулированы следующие задачи:

Приобщать дошкольников с раннего возраста к декоративно- прикладному искусству региона и развивать желание ближе познакомиться с культурой народов, населяющих регион. Формировать чувство любви к малой Родине, региону, среде жизнедеятельности маленького человека. Создавать предметную среду общения на поликультурной основе, способствующей формированию у дошкольников интереса к разным народам, населяющих регион, и их культуре и традициям. Содействовать формированию оптимистического настроя, мироощущения в ходе знакомства с произведениями русского и мордовского народного искусства. Развивать творческое воображение, художественный вкус, эмоциональную отзывчивость в ходе освоения русского и мордовского народного искусства. Знакомить детей с поэтами и писателями, с художниками, с композиторами, воспевающими красоту нашей земли, определять почерк каждого художника, сравнивать иллюстрации; историей, бытом, утварью, предметами старины.

Теоретическая база опыта.

Данный опыт по приобщению дошкольников этнокультурному наследию базируется на основе программ:

1.«Приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры»/ О. Л. Князева, М. Д. Маханева –М. ;1997г

2.«Мы в Мордовии живем» примерный региональный модуль/ О. В. Бурляева,.Л. П. Карпушина и др. -С. 2011г

3. Краеведение в детском саду. В. Н. Матова,2013г.

Используя в работе учебно-методическое пособие Н. В. Алёшиной «Патриотическое воспитание дошкольников» мною был сделан вывод, что для воспитания патриотических чувств у детей дошкольного возраста, важно систематизировать работу по воспитанию чувства любви к родному городу, объединить в единое целое все задачи всестороннего воспитания детей. Материалы данного пособия легли в основу целевых прогулок, бесед, дидактических игр.

Технология опыта.

Для решения поставленных задач использовала комплекс методов:

Словесные-объяснения, указания, похвала, рассказ, беседа, литературные (разучивание, проговаривание стихов, пропевание песен).

Наглядные - показ, имитация, воспитателя в играх и упражнениях, звуковые и зрительные ориентиры.

Практические- упражнения, конкретные задания, игровые приемы.

Работа по решению поставленных задач проводилась с учетом следующих принципов:

Принцип развивающего обучения, целью которого является развитие ребенка;

Принцип необходимости и достаточности;

Принцип интеграции образовательных областей;

Комплексно-тематический принцип построения образовательного процесса;

Принцип систематичности и последовательности (требует постоянного повторения изученного материала, с рассматриванием его с новых позиций, увязыванием со своим личным опытом, с личными наблюдениями);

Принцип индивидуального подхода (учитываются особенности каждого ребёнка);

Принцип доступности (заключается в необходимости соответствия содержания, методов и форм обучения возрастным особенностям обучающихся, уровню их развития);

Принцип наглядности (выражает необходимость формирования у воспитанников представлений и понятий на основе всех чувственных восприятий предметов и явлений);

Принцип координации деятельности педагогов, специалистов и родителей («принцип комплексности»)

Воспитание дошкольников требует также создания новых форм и методов в реализации своей основной цели – формировании этнокультуры, а также воспитание творческой, раскрепощенной личности, умеющей эмоционально воспринимать и понимать прекрасное.

Поэтому, образовательно-воспитательный процесс внедряются наиболее действенные формы и виды работы:

- тематические занятия, которые объединены одной темой например: «Моя Малая Родина», «Саранск – мой город», «Знаменитые люди Мордовии – С. Д. Эрьзя», «Осень в Саранске», «Мой дом-моя крепость», «Вместе дружная семья» и т. д.

- интегрированные (комплексные) занятия, где используются различные виды художественно-эстетической деятельности (музыка, живопись, поэзия, театр, хореография). Через сравнение, сопоставление художественных образов дети глубже прочувствуют индивидуальность произведения, приблизятся к пониманию специфики каждого вида искусства.

- занятия-путешествия, один из эффективных приемов увлечь детей, ввести их в мир мордовского музыкального искусства. Причем путешествовать могут как по «вертикали» («вглубь времени», так и по «горизонтали» («Путешествие в мордовское село», «Путешествие по Саранску», «Путешествие на облачке», «Путешествие в театр»);

- занятия-инсценировки, на которых дети смотрят драматизированные сказки и инсценировки, или сами принимают в них участие, например, инсценирование мордовской народной сказки «Как собака друга искала», «Скрипочка»;

- занятия - встречи, на которые приглашаются исполнители как профессиональные, так и самодеятельные – бабушки, дедушки, родители, выпускники;

- занятия - праздники, в которых дети демонстрируют свои музыкально-творческие способности, и кроме этого, праздники являются источником новых впечатлений для ребенка, стимулом его дальнейшего развития. занятия – посиделки, которые важно проводить в музее русско- мордовского быта, в непосредственной близости от предметов старины. На этих занятиях («Рождественские колядки», «Кузя в гости к нам пришел») могут принимать участие и воспитатели, и дети разного возраста, и родители, и это очень важно. Совместная творческая деятельность детей и взрослых позволяет создать полноценную среду развития, помогает каждому ребенку найти своё особенное место, стать полноценным членом общества. Именно на таких занятиях ребенок естественно и непринужденно усваивает богатейший опыт взрослых, перенимая образцы поведения.

Кроме основных видов занятий одним из эффективных приемов приобщения детей к культуре и традициям Мордовии являются развлечения, которые преследуют несколько целей: доставить детям удовольствие, повеселить их, а также обогатить музыкальными впечатлениями, пробудить творческую активность.

Особенно ценными для познавательного и художественно-эстетического развития являются развлечения, которые закрепляют и углубляют эмоциональные впечатления, полученные на занятиях, духовно обогащают детей, развивают основы музыкальной культуры. Такой вид развлечений как конкурс, например, «Конкурс семейной песни», «Конкурс на лучшее исполнение народной песни» и т. д. дает возможность проявиться самостоятельной художественной деятельности ребенка, формирует его творческую активность. Активизации интереса родителей способствуют и совместные развлечения – викторины («Нам вместе весело», в которых родители и дети являются равноправными участниками. Кроме того, в такой совместной деятельности родители лучше узнают детей, особенности их характера, темперамента, мечты и желания. Цель викторины заключается в выявлении различных знаний у детей, кругозора родителей в игре. Игровая форма проверки кругозора и знаний способствует положительной мотивации данного вида интеллектуальной деятельности, активизирует детей.

Ну и такой важной сферой развлечения, которая способствует активному развитию ребенка и является ведущей деятельностью дошкольников, является игра. Игра является важнейшим принципом эстетического воспитания, способствует развитию эмоциональной сферы ребенка, способности эстетического переживаний музыкальных произведений и произведений искусства. Одной из главных особенностей игровой деятельности заключается в её активном творческом характере, т. к. связана не только с правилами, условиям игры, но и с выдумкой, изобретательностью, с творческим началом. Мордовские народные игры («В горшки», «Ремешок», «Раю-раю») ( как и русские: «Гори-гори ясно», и татарские и т. д.) несут символическую информацию о прошлом, передают традиции, свойственные менталитету народа, соответствует детской природе, удовлетворяет потребности ребенка в познании окружающего мира, в двигательной и умственной активности.

Немаловажным фактором при ознакомлении детей с родным городом и краем является предметно-развивающая среда. Именно в определенном предметно-развивающем пространственном окружении ребенок приобретает знания, овладевает культурой и приобретает эстетический вкус. Предметно-развивающая среда в группе выполняет две важные функции: информационную и развивающую. С этой целью в группе был организован уголок патриотического воспитания и уголок краеведения.

Формирование патриотических чувств у детей невозможно без установления тесной связи с семьей. В работе с семьёй опираюсь на родителей не только как на помощников детского сада, но и как на равноправных участников формирования детской личности. В работе с родителями мною использовались разнообразные формы:

Родительские собрания: «Что такое патриотизм сегодня, «Приобщение дошкольников к истокам русской культуры», «Развитие патриотических чувств посредством ознакомления с родным городом», «Семья и родной дом».

КВН: «Люби и знай свой край».

«Круглый стол» : «Природа и здоровье детей».

Мастер-класс: «Изготовление поделок из природного материала», «Подарок близким» (изготовление цветов из бумаги).

Конкурсы: «Поздравляем наших пап», «Берегите птиц зимой» (рисунок, «Огородное чудо» (поделки из овощей, «Поделки к Новому году», «Нетрадиционное спортивное оборудование».

Создание фотоальбомов: «Мой город и я», «Моя семья».

Консультации: «Прекрасное рядом», «Как знакомить детей с государственными символами».

Такие формы работы объединили родителей и детей, обогатили общение между ними и доставили радость.

Проведенные для родителей консультации на тему: «Семейный маршрут выходного дня», «Как познакомить детей с выдающимся земляками», родительское собрание в форме круглого стола на тему «Учим детей любить и беречь свой город» помогли родителям стать для своих детей примером отношения к своему городу, к месту, где живёшь.

С целью воспитания у детей любви и уважения к мамам, папам, пожилым людям, умение понимать и анализировать, были проведены занятия на темы «7Я», «Пожилые люди», «Моя мама- лучше всех», «Дети и родители» и т. д. В своей работе с семьями воспитанников придерживалась принципа: «В патриотическом воспитании особенное значение имеет пример взрослых, близких людей». Советовала родителям на конкретных примерах, фактах из жизни членов семьи, проводить работу со своим ребенком по ознакомлению с родным краем, начиная с того, что принято назвать «малой Родиной» и постепенно переходя к таким категориям как Отечество, «долг перед Родиной» и т. д. В процессе моей работы по теме с родителями детей нашей группы, многие из них сделали для себя вывод, что успеха в патриотическом воспитании детей можно достигнуть только тогда, если сами взрослые будут знать и любить историю своей страны, своего города. Они должны уметь отобрать те знания, которые доступны детям дошкольного возраста, то, что может вызвать у детей чувство восторга и гордости. Но никакие знания не дадут положительного результата, если взрослый сам не будет восторгаться своей страной, своим народом, своим городом. При рождении ребенок - чистый лист, рисуй на нем, что хочешь. Вот и оставляют на этом листе свой след все, кто соприкасался с ребенком. Хорошо, если те, с кем общается маленький человек, умные, добрые, высоконравственные люди…

Новизна моего педагогического опыта работы заключается в модернизации содержания работы с детьми на основе внедрения инновационных педагогических программ и технологий, форм и методов работы.

Анализ результативности опыта.

Я считаю, что в результате проделанной мной работы по патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста есть положительные результаты. Анализ результатов диагностики патриотической воспитанности детей показывает :

Значительно возрос уровень сформированных патриотических знаний и правильного отношения к миру, стране, природе у дошкольников.

У детей появился интерес к истории, местной художественной литературе, природным богатствам родного края.

Особенности представлений о родном городе, родном крае стали более существенными. Детский интерес отразился в творчестве: сказках, рассказах, рисунках, поделках.

Выросло количество участников проводимых в детском саду конкурсов и акций краеведческой тематики, направленных на развитие творческих способностей, любознательности, воспитание любви к малой Родине.

В начале каждого учебного года я возвращать к итогам результатов обучения детей прошлого года. Обращаю особое внимание на выявленные недостатки, их причины. Анализ ежегодного мониторинга по патриотическому воспитанию детей за 2014-2015 учебный год показал, что высокий уровень показали 60% детей, средний уровень – 40%. Мною был сделан вывод, что у детей к концу года установились устойчивые знания.

Трудности и проблемы :

В настоящее время появился целый ряд образовательных программ, технологий, методических пособий посвященных патриотическому воспитанию детей. Они имеют разную степень развернутости. Поэтому сложно разобраться в их многообразии и выбрать основное. Применять их так, чтобы не перегружать ребенка лишней информацией, а заинтересовать, увлечь. На мой взгляд, тщательный подбор и изучение методического обеспечения поможет решить эту задачу.

Публикации по теме:

Использование метода проектов в патриотическом воспитании детей старшего дошкольного возраста Использование метода проектов в патриотическом воспитании детей старшего дошкольного возраста В современных условиях, когда происходят глубочайшие.

Музыка в нравственно-патриотическом воспитании детей дошкольного возраста Как часто мы получаем информацию из средств массовой информации о деградации общества, о падении нравственности у молодежи. Когда же произошло.

Опыт работы «Устное народное творчество в воспитании детей раннего дошкольного возраста» Опыт работы по теме «Устное народное творчество в воспитании детей раннего дошкольного возраста» Устное народное творчество таит в себе.

Педагогический опыт по использованию игр с песком в работе с детьми дошкольного возраста Ни для кого не секрет, что современные дети очень много времени проводят у телевизора и компьютера. Это негативно сказывается на всех сферах.

Педагогический опыт «Правовое воспитание детей дошкольного возраста» Актуальность и перспективность. Последнее десятилетие характеризуется усилением внимания к ребенку как к личности, субъекту социально.

Педагогический опыт: «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР посредством театрализованной д-сти» Дошкольное детство – это особый период развития ребёнка, становления общих способностей, необходимых в любом виде деятельности. Именно дошкольное.

Педагогический опыт воспитателя «Формирование навыков безопасного поведения у детей старшего дошкольного возраста» Уважаемые коллеги! Сегодня мне бы хотелось поделиться своим педагогическим опытом по воспитанию навыков безопасного поведения у детей старшего.

Педагогический опыт «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста» 1. Обоснование актуальности и перспективности опыта. Его значение для совершенствования учебно- воспитательного процесса. Взаимодействие.

Педагогический опыт «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста» Актуальность: Экологическое воспитание - это воспитание нравственности, духовности, интеллекта. Человек и природа: философы, поэты, художники.

Педагогический проект «Использование русского фольклора в экологическом воспитании детей младшего дошкольного возраста» Информационная характеристика проекта Автор проекта: Шайбулатова Светлана Петровна, воспитатель первой младшей группы МДОУ детский сад №.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Педагогический опыт по проблеме «Краеведческие знания в Патриотическом воспитании детей дошкольного возраста»
Опубликовано: 26 февраля 2017 в 18:52
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД