Перспективный план работы на год по социально-эмоциональному развитию детей среднего дошкольного возраста. Комплекс занятий

Елена Овчинникова
Перспективный план работы на год по социально-эмоциональному развитию детей среднего дошкольного возраста. Комплекс занятий

Педагогический опыт по теме: «Конфликты между детьми 4–5 лет» Перспективный план работы на год по социально-эмоциональному развитию детей среднего дошкольного возраста.

Цель: Способствовать осознании причин конфликтов, обучать способам и приёмам их самостоятельного разрешения.

Осень

1 Этап: формировать этические ценные формы общения ; помочь детям понять, как легко может возникнуть ссора или даже драка.

Тематика занятий первого этапа :

- «Что видел Незнайка» - ознакомительное.

- «Когда в товарищах согласья нет» - подача нового материала.

Зима

2 Этап: развивать умения устанавливать и поддерживать контакты, кооперироваться и сотрудничать. Помочь детям осознать, что позитивным контактом, дружбе с другими людьми помогают определённые качества личности, а некоторые качества наоборот мешают.

Тематика занятий второго этапа :

- «Ссора»- расширение материала предыдущего занятия и осознание его.

- «Вместе весело, а одному грустно»- практическое применение знаний в оценке поступков.

Весна

3 Этап: вызвать активную заинтересованность в успешности отношений, контактов с окружающими, со сверстниками; стремление самостоятельно решать возможные конфликтные ситуации.

Тематика занятий третьего этапа:

-«Что такое дружба?»- обобщающее занятие.

-«Порадуй друга»- закрепляющее занятие.

Занятие № 1.

Тема: "Что видел Незнайка".

Программные задачи:

Используя сказочные ситуации показать, как легко могут возникать конфликты, и какие существуют возможности для их разрешения.

Учить детей отличать дурные поступки от хороших.

Развивать осознанность отрицательного влияния дурных поступков.

Воспитывать у детей эмоциональные отношения: неприятия, нетерпимости к дурным привычкам.

Предварительная работа:

изготовление альбома "Почему так бывает?"; слушание песни "Если добрый ты" муз. Савельева, сл. Пляцковского; разыгрывание детьми сценок из личного опыта "Из-за чего может возникнуть ссора?"; чтение детям худ. Литературы: Воронкова "Ссоры с бабушкой".

Методические приемы:

сюрпризный момент; инсценировки сказок; беседа об увиденном.

Материал:

кукла Незнайка, театральная ширма, куклы - персонажи сказок (ослики, ежики, лиса, журавль).

Ход занятия.

Раздается стук в дверь. Появляется кукла Незнайка с воздушными шарами в руках. Незнайка рассказывает о том, что летал на воздушных шарах и попадал в разные сказки, и то, что он увидел очень его расстроило. Незнайка хочет рассказать об этом детям, чтобы они его научили, как нужно поступать в таких ситуациях и что нужно делать. Воспитатель с помощью кукольного театра показывает сценки из сказок ("Упрямые козлики", Сутеев "Яблоко", "Лиса и журавль"). После просмотра сказок воспитатель при участии куклы Незнайки беседует с детьми об увиденном и предлагает детям помочь Незнайке разобраться.

Вопросы к детям:

• Что вы чувствуете и что вы делаете, если видите, как спорят другие?

• Как следует себя вести?

• Как можно избежать ссоры?

• Умеете ли вы постоять за себя? Что это значит?

Дети объясняют Незнайке, что если мы умеем уступать друг другу, договариваться между собой, то можно избежать конфликтов. Незнайка благодарит ребят и отправляется на воздушных шарах в Цветочный город, чтобы рассказать своим друзьям о своих приключениях, и о том чему его научили дети в детском саду.

Занятие № 2.

Тема: "Когда в товарищах согласья нет".

Программные задачи:

Дать понять, что причинами конфликтов могут быть противоположные мнения и интересы.

Научить детей договариваться во время конфликтной ситуации.

Развивать у детей убеждение в том, что исход конфликта зависит от того, смогут ли его участники понять друг друга, договориться.

Воспитывать толерантность (терпимость к мнению других людей их интересам, доброжелательность и уважение к сверстникам.

Предварительная работа:

Придумывание детьми собственных историй на тему: "О чем спорят люди (звери?"; лото "Спорящие лица"; подвижная игра "Кто быстрее сядет на стул"; изготовление масок с сердитыми выражениями лица для обыгрывания; консультации для родителей: "Спор, конфликт и пути их разрешения", рисование на тему "Спорящие люди"; рассказ из личного опыта "За что на меня сердились" (дети рассказывают о своих негативных поступках, ссорах возникших из-за непонимания); чтение детям: Крылов "Лебедь, рак и щука", "Лиса и журавль", "Пузырь, соломинка и боб"; инсценировка сказки "Лесные хоромы".

Методические приемы:

Объяснение значения пословицы; чтение сказки Михайлова "Лесные хоромы"; вопросы к детям; сопоставление сказки с русской народной "Теремок"; придумывание нового конца сказки с его зарисовкой.

Материал:

Сказка Михайлова "Лесные хоромы"; альбомный лист; цветные карандаши.

Ход занятия:

Воспитатель сообщает детям новую пословицу: "Где лад, там и клад". Просит детей объяснить значение этой пословицы (хорошо, когда все живут в мире и дружбе). Далее воспитатель предлагает послушать сказку М. Михайлова "Лесные хоромы". Педагог читает сказку. После прочтения сказки с детьми проводиться беседа.

Вопросы к детям:

• Подходит ли к этой сказке пословица: "Где лад, там и клад"? Объясните, почему вы так думаете?

• Какими вам показались жители кузовка? Как вы это поняли?

• Почему с ними случилась беда? Из-за чего возник спор? Смогли ли жители Кузовка понять друг друга? Договориться?

• Какую русскую народную сказку напоминает вам эта сказка? Чем они похожи? Чем отличаются две сказки? Почему у сказок разные концовки?

Воспитатель подводит детей к выводу о том, что несмотря на разногласия нужно постараться понять друг друга и договориться. Для этого нужно быть терпеливым и доброжелательным. Далее педагог предлагает детям придумать свой конец сказки "Лесные хоромы", который бы подходил к пословице: "Где лад, там и клад". К пословице и концовке дети рисуют рисунки. В заключении проводится совместное обсуждение рисунков.

Занятие № 3.

Тема: "Ссора"

Программные задачи:

Учить самостоятельно разрешать межличностные конфликты, учитывая при этом состояние и настроение другого человека.

Развивать у детей умение пользоваться нормами-регуляторами (уступить, договориться, извиниться и т. д.).

Воспитывать желание проявлять внимание к своему другу, доставлять радость.

Предварительная работа:

"Банк идей" - в баночку или коробочку в течение длительного времени дети складывают "записки" с различными советами по выходу из конфликта; разучивание пословицы о дружбе; исполнение танца "Мы поссоримся и помиримся"; чтение детям Серова "Нехорошая история"; кукольный спектакль Г. Остера "Хорошо спрятанная котлета"; рисование "Как помириться".

Методические приемы:

Коммуникативная игра, "Какие мы разные"; игра "Фанты"; инсценировка "Дети поссорились"; вопросы к детям; индивидуальная работа по сюжетным картинкам; использование пословиц о дружбе и друзьях; рисование "Портрет друга".

Материал:

Коробочка для игры в фанты; ширма театральная; куклы; набор сюжетных картинок; цветные мелки; картон.

Ход занятия:

Воспитатель вместе с детьми проводит ком. Игру: "Какие мы разные" (вызывает в центр круга сначала девочек, затем мальчиков; ребят у которых голубые глаза; кто с бантиками; в шортах и т. д.) затем проводится игра "Фанты" (дети определяют, кому принадлежит вещь). В итоге воспитатель приводит детей к выводу: все дети разные, у них разные вещи, разные игрушки, у них разная внешность и поступки, и мысли тоже разные, и иногда из-за этого возникают трудные ситуации между детьми. далее воспитатель показывает инсценировку "Дети поссорились" (Наташа и Сережа играли. Сережа строил дом, а Наташа - кукольную мебель. Сережа взял большую часть конструктора, и Наташа попросила разделить конструктор поровну. Сережа отказался. Девочка очень обиделась и заплакала).

Вопросы к детям:

• Почему они поссорились?

• Что почувствовала Наташа?

• Как поступил Сережа?

• Что бы вы им посоветовали?

• Случались ли с вами подобные истории?

• Из-за чего вы поссорились? Как вы помирились?

После этого проводится индивидуальная работа: дети рассматривают картинки, на которых изображены конфликтные ситуации. При этом основное внимание направлено на то, как лучше выйти из конфликта и помириться.

В конце занятия детям предлагается вспомнить пословицы о дружбе, о друзьях и сделать приятное для своего друга - нарисовать в подарок его портрет.

Занятие № 4.

Тема: "Вместе тесно, а врозь скучно"

Программные задачи:

помочь детям осознать взаимозависимость, необходимость друг другу.

Учить детей осуществлять совместные действия для достижения общей цели.

Развивать понимание того, что результат общей деятельности зависит от каждого: делать что-то вместе не только интересно, но и трудно, т. к. нужно уметь договориться. Воспитывать чувство дружбы, сплоченность, взаимопомощь, сотрудничество.

Предварительная работа:

С целью осуществления совместных действий в достижении общей цели проводятся эстафеты, где необходимо действовать сообща всей командой; игра "Мы - туристы" (преодолевая различные препятствия, дети должны держаться за руки). Используется любой вид совместной деятельности (труд, игра, дежурство и т. д.). Чтобы предупредить конфликтные ситуации детей, учат договариваться о совместном плане действий, объеме работ, распределении обязанностей; настольные игры, где по правилам должно участвовать несколько человек; игры на сотрудничество: "Пузырь", "Плетень", "Парашют"; оформление фотоальбома: "Вместе тесно, а врозь скучно" (совмест. деятельность детей).

Методические приемы:

Работа по сюжетным картинкам; чтение художественного произведения: Ушинский "Вместе тесно, а врозь скучно"; вопросы к детям; игра на сотрудничество "Парашют"

Материал:

Сюжетные картинки (играющие дети, а рядом ребенок, у которого нет игрушки, поэтому он плачет); Ушинский "Вместе тесно, а врозь скучно".

Ход занятия:

Воспитатель обращает внимание детей на сюжетные картинки, лежащие на столе. Затем приводит пословицы: "Одинокое дерево и ветер валит, а густому лесу и буран не страшен" или "Одному не под силу - зови товарищей". Просит детей подобрать соответствующую картинку к данной пословице и найти свой выход из той или иной ситуации. Далее воспитатель предлагает послушать историю, которая случилась с братом и сестрой в рассказе Ушинского "Вместе весело, а одному скучно". Прочитав историю, воспитатель просит детей ответить на следующие вопросы:

• Почему так произошло? Что можно делать вместе, а у одного не получится?

• Почему так говорят "Вместе тесно, а врозь скучно"?

• Случались ли с вами подобные истории? Как вы находили выход?

Обсудив вместе различные ответы детей, воспитатель проводит игру на сотрудничество "Парашют" (8-10 человек берутся за края ткани или одеяла, надувной мяч помещается в центре, совместными усилиями дети стараются заставить его подпрыгнуть или прокатиться по краям "парашюта" так, чтобы он не упал).

По окончании игры можно спросить детей:

• Вам интересно было играть вместе? Почему? А можно играть в эту игру одному?

• Почему у вас не упал мяч? Как вам удалось его не уронить?

• Отчего зависит успех игры?

Воспитатель вместе с детьми приходит к выводу, что, несмотря на все трудности вместе играть веселее и интереснее.

Занятия № 5.

Тема: "Что такое дружба?"

Программные задачи:

Учить детей делать вывод, что доброта, честность, смелость, справедливость - это качества, которые помогают дружбе. А жадность, трусость, равнодушие, лживость, хвастовство - мешают дружбе. Поставить детей в позицию выбора. Развивать умение оценивать поступки сказочных героев и поступки своих товарищей с этих позиций. Воспитывать чувство дружбы, товарищества, осознанность выбора.

Предварительная работа:

Разучивание ролевых диалогов по сказкам ("Лесные хоромы", "Спор насекомых", "Заячьи слезы" - петух выгоняет лису, "Лиса и журавль" - концовка сказки, "Лиса и волк"); оформление книги сказок (составляется из рисунков детей по сказкам); дидактическая игра "Оцени поступок"; чтение детям: "Голубая птица" (туркменская сказка); выработка и совместное составление детьми правил "Школы нравственности"; оформление уголка для родителей: "Уроки школы нравственности".

Методические приемы:

Театр, игра - путешествие; беседа о героях сказок; игровое упражнение "Закончи фразу"; индивидуальная работа (рисование положительных и отрицательных героев).

Материал:

Книга сказок; персонажи кукольного театра, ширма; листы бумаги, простые карандаши по количеству детей.

Ход занятия:

В руках воспитателя книга "Сказки". Он предлагает детям отправиться в путешествие по книге. Чтобы "оживить" странички этой книги просит помочь детей (с помощью кукольного театра инсценировать фрагменты сказок). Дети путешествуют по книге "оживляя" ее странички. Используются фрагменты сказок: "Лесные хоромы", "Заячьи слезы", "Лиса и волк", "Лиса и журавль". После путешествия по книге с детьми проводится беседа о героях сказок.

Вопросы к детям:

• Какие поступки персонажей вызвали у вас одобрение? Порицание?

• Как вы думаете, почему они так поступали? Какие качества помогали героям? Мешали?

• С кем из героев вам хотелось бы подружиться? Почему?

• Кого вы не хотели бы видеть своим другом? Почему?

• Нарисуйте на одной половине листа бумаги кого вы считаете хорошим, положительным героем, а на другой - отрицательным (схематично).

• Вспомните свои поступки, поступки своих друзей, которые вам чем-либо помогли (подружиться, избежать ссоры выручит из беды, доставить радость и т. д.). какие качества вам помогли совершить эти поступки?

Затем детям предлагают поиграть в игру "Закончи фразу": "Я думаю, чтобы стать настоящим другом надо быть…". В заключении воспитатель вместе с детьми приходит к выводу: одни качества, как доброта, честность, смелость и др. помогают дружбе, а другие - мешают (ложь, жадность, трусость, хвастовство и др.).

Занятие №6.

Тема: "Порадуй друга".

Программные задачи:

Учит детей использованию позитивных способов общения со сверстниками; закреплять знания о том, что дружба дарит радость общения и надо уметь доставлять друзьям эту радость. Развивать внимательность. Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми.

Предварительная работа:

Постановка кукольного спектакля "Лучшие друзья"; чтение худ. литературы о дружбе, друзьях (Драгунский "Он живой и светится"); разучивание пальчиковой игры "Дружба"; Бажов "Голубая змейка", Пушкин "Сказка о рыбаке и рыбке" и др. ; коллективная работа "Наша группа" (из автопортретов составляется общее панно).

Методические приемы:

Чтение отрывка из книги Г. Остера "Вредные советы"; вопросы к детям; игровое упражнение "С кем ты дружишь"; коммуникативная игра "Комплименты"; слушание песни о дружбе.

Материал:

Книга Остера "Вредные советы"; стихотворение С. Решниковой "Друг"; фотографии детей; карандаши по кол-ву детей; листы альбомные; песня Шаинского "Дружба".

Ход занятия:

Воспитатель читает отрывок из книги "Вредные советы" Г. Остера:

Бей друзей без передышки

Каждый день по полчаса

И твоя мускулатура

Станет крепче кирпича

И могучими руками

Ты, когда придут враги,

Сможешь в трудную минуту

Защитить своих друзей.

Вопросы к детям:

• Почему эти советы называются "вредные"?

• Как на самом деле нужно обращаться с друзьями?

• Что вы пони маете под словом друг? Дружба? Чем вы любите заниматься с другом?

Воспитатель вместе с детьми приходит к выводу, что друзья - это те, кто всегда рядом с тобой, с кем хорошо быть вместе, кто радуется твоим успехам, оказывает тебе помощь, не ссорится по пустякам и т. д.

Хорошо, когда с тобою рядом друг.

Я люблю его улыбку и тепло его рук.

Друг всегда со мной играет

Понимает и прощает.

Без него я так скучаю!

Хорошо, когда с тобою рядом друг! (С. Решникова)

Далее воспитатель предлагает детям наклеить свою фотографию в центр листа, а вокруг в кружках нарисовать тех, с кем они дружат. Затем соединить их изображения со своей фотографией. После завершения работы воспитатель спрашивает у каждого:

• Кто это? Почему ты с ним дружишь?

• А почему он с тобой дружит?

• Что чувствует человек, если с ним никто не дружит?

Затем проводится игра "Комплименты" (дети "дарят" своему другу приятные слова).

Занятие заканчивается песней Шаинского "Дружба".

Публикации по теме:

План-программа постоянно действующего семинара «Обучение детей дошкольного возраста основам грамоты»План-программа постоянно действующего семинара «Обучение детей дошкольного возраста основам грамоты» План – программаПостоянно действующего семинара «Обучение детей дошкольного возраста  основам грамоты»Руководитель: Малышева.

Развитие коммуникативных навыков у детей 4–5 лет. Развитие коммуникативных умений у детей среднего дошкольного возраста при взаимодействии родителей и воспитателей. В работе описаны особенности.

Библиотека изображений:
  • Осень
  • Времена года и погода
  • Лето
Автор публикации:
Перспективный план работы на год по социально-эмоциональному развитию детей среднего дошкольного возраста. Комплекс занятий
Опубликовано: 14 августа 2013 в 21:59
+6
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Фотоотчет по художественному творчеству (лепке) «Лисичка-сестричка» с детьми старшей...
Цель: развивать умение детей лепить лису по сказкам. Задачи: продолжать учить детей создавать выразительные лепные образы конструктивным способом. Учить...
Первый день зимы!!
Наше первое декабря прошло очень весело! На занятие по мелкой моторике мы сегодня делали поделки из ниток! Тема занятия была "Первый день зимы", и наши...
Интегрированное занятие по физической культуре «Игры Есенинского края»
Интегрированное занятие « Игры Есенинского края» ( подготовительная к школе группа) Программные задачи: Образовательная область «Физическое...
Дидактические игры на автоматизацию звуков в слогах
Дидактическая игра «Полянка», "Облака". Цель: автоматизация звука в слогах, сочетание произнесения слогов с движениями. Оборудование:пальчиковые игрушки...
Фотоотчёт мероприятия с родителями в нетрадиционной форме к Дню матери. Огонёк «Милой...
СТАРШАЯ ГРУППА С годами став взрослее в чувствах строже , вдруг начинаешь понимать Нет человека ближе и дороже , чем женщина которой имя МАТЬ . Она с...