Перспективный план работы на год по социально-эмоциональному развитию детей среднего дошкольного возраста. Комплекс занятий

Елена Овчинникова
Перспективный план работы на год по социально-эмоциональному развитию детей среднего дошкольного возраста. Комплекс занятий

Педагогический опыт по теме: «Конфликты между детьми 4–5 лет» Перспективный план работы на год по социально-эмоциональному развитию детей среднего дошкольного возраста.

Цель: Способствовать осознании причин конфликтов, обучать способам и приёмам их самостоятельного разрешения.

Осень

1 Этап: формировать этические ценные формы общения ; помочь детям понять, как легко может возникнуть ссора или даже драка.

Тематика занятий первого этапа :

- «Что видел Незнайка» - ознакомительное.

- «Когда в товарищах согласья нет» - подача нового материала.

Зима

2 Этап: развивать умения устанавливать и поддерживать контакты, кооперироваться и сотрудничать. Помочь детям осознать, что позитивным контактом, дружбе с другими людьми помогают определённые качества личности, а некоторые качества наоборот мешают.

Тематика занятий второго этапа :

- «Ссора»- расширение материала предыдущего занятия и осознание его.

- «Вместе весело, а одному грустно»- практическое применение знаний в оценке поступков.

Весна

3 Этап: вызвать активную заинтересованность в успешности отношений, контактов с окружающими, со сверстниками; стремление самостоятельно решать возможные конфликтные ситуации.

Тематика занятий третьего этапа:

-«Что такое дружба?»- обобщающее занятие.

-«Порадуй друга»- закрепляющее занятие.

Занятие № 1.

Тема: "Что видел Незнайка".

Программные задачи:

Используя сказочные ситуации показать, как легко могут возникать конфликты, и какие существуют возможности для их разрешения.

Учить детей отличать дурные поступки от хороших.

Развивать осознанность отрицательного влияния дурных поступков.

Воспитывать у детей эмоциональные отношения: неприятия, нетерпимости к дурным привычкам.

Предварительная работа:

изготовление альбома "Почему так бывает?"; слушание песни "Если добрый ты" муз. Савельева, сл. Пляцковского; разыгрывание детьми сценок из личного опыта "Из-за чего может возникнуть ссора?"; чтение детям худ. Литературы: Воронкова "Ссоры с бабушкой".

Методические приемы:

сюрпризный момент; инсценировки сказок; беседа об увиденном.

Материал:

кукла Незнайка, театральная ширма, куклы - персонажи сказок (ослики, ежики, лиса, журавль).

Ход занятия.

Раздается стук в дверь. Появляется кукла Незнайка с воздушными шарами в руках. Незнайка рассказывает о том, что летал на воздушных шарах и попадал в разные сказки, и то, что он увидел очень его расстроило. Незнайка хочет рассказать об этом детям, чтобы они его научили, как нужно поступать в таких ситуациях и что нужно делать. Воспитатель с помощью кукольного театра показывает сценки из сказок ("Упрямые козлики", Сутеев "Яблоко", "Лиса и журавль"). После просмотра сказок воспитатель при участии куклы Незнайки беседует с детьми об увиденном и предлагает детям помочь Незнайке разобраться.

Вопросы к детям:

• Что вы чувствуете и что вы делаете, если видите, как спорят другие?

• Как следует себя вести?

• Как можно избежать ссоры?

• Умеете ли вы постоять за себя? Что это значит?

Дети объясняют Незнайке, что если мы умеем уступать друг другу, договариваться между собой, то можно избежать конфликтов. Незнайка благодарит ребят и отправляется на воздушных шарах в Цветочный город, чтобы рассказать своим друзьям о своих приключениях, и о том чему его научили дети в детском саду.

Занятие № 2.

Тема: "Когда в товарищах согласья нет".

Программные задачи:

Дать понять, что причинами конфликтов могут быть противоположные мнения и интересы.

Научить детей договариваться во время конфликтной ситуации.

Развивать у детей убеждение в том, что исход конфликта зависит от того, смогут ли его участники понять друг друга, договориться.

Воспитывать толерантность (терпимость к мнению других людей их интересам, доброжелательность и уважение к сверстникам.

Предварительная работа:

Придумывание детьми собственных историй на тему: "О чем спорят люди (звери?"; лото "Спорящие лица"; подвижная игра "Кто быстрее сядет на стул"; изготовление масок с сердитыми выражениями лица для обыгрывания; консультации для родителей: "Спор, конфликт и пути их разрешения", рисование на тему "Спорящие люди"; рассказ из личного опыта "За что на меня сердились" (дети рассказывают о своих негативных поступках, ссорах возникших из-за непонимания); чтение детям: Крылов "Лебедь, рак и щука", "Лиса и журавль", "Пузырь, соломинка и боб"; инсценировка сказки "Лесные хоромы".

Методические приемы:

Объяснение значения пословицы; чтение сказки Михайлова "Лесные хоромы"; вопросы к детям; сопоставление сказки с русской народной "Теремок"; придумывание нового конца сказки с его зарисовкой.

Материал:

Сказка Михайлова "Лесные хоромы"; альбомный лист; цветные карандаши.

Ход занятия:

Воспитатель сообщает детям новую пословицу: "Где лад, там и клад". Просит детей объяснить значение этой пословицы (хорошо, когда все живут в мире и дружбе). Далее воспитатель предлагает послушать сказку М. Михайлова "Лесные хоромы". Педагог читает сказку. После прочтения сказки с детьми проводиться беседа.

Вопросы к детям:

• Подходит ли к этой сказке пословица: "Где лад, там и клад"? Объясните, почему вы так думаете?

• Какими вам показались жители кузовка? Как вы это поняли?

• Почему с ними случилась беда? Из-за чего возник спор? Смогли ли жители Кузовка понять друг друга? Договориться?

• Какую русскую народную сказку напоминает вам эта сказка? Чем они похожи? Чем отличаются две сказки? Почему у сказок разные концовки?

Воспитатель подводит детей к выводу о том, что несмотря на разногласия нужно постараться понять друг друга и договориться. Для этого нужно быть терпеливым и доброжелательным. Далее педагог предлагает детям придумать свой конец сказки "Лесные хоромы", который бы подходил к пословице: "Где лад, там и клад". К пословице и концовке дети рисуют рисунки. В заключении проводится совместное обсуждение рисунков.

Занятие № 3.

Тема: "Ссора"

Программные задачи:

Учить самостоятельно разрешать межличностные конфликты, учитывая при этом состояние и настроение другого человека.

Развивать у детей умение пользоваться нормами-регуляторами (уступить, договориться, извиниться и т. д.).

Воспитывать желание проявлять внимание к своему другу, доставлять радость.

Предварительная работа:

"Банк идей" - в баночку или коробочку в течение длительного времени дети складывают "записки" с различными советами по выходу из конфликта; разучивание пословицы о дружбе; исполнение танца "Мы поссоримся и помиримся"; чтение детям Серова "Нехорошая история"; кукольный спектакль Г. Остера "Хорошо спрятанная котлета"; рисование "Как помириться".

Методические приемы:

Коммуникативная игра, "Какие мы разные"; игра "Фанты"; инсценировка "Дети поссорились"; вопросы к детям; индивидуальная работа по сюжетным картинкам; использование пословиц о дружбе и друзьях; рисование "Портрет друга".

Материал:

Коробочка для игры в фанты; ширма театральная; куклы; набор сюжетных картинок; цветные мелки; картон.

Ход занятия:

Воспитатель вместе с детьми проводит ком. Игру: "Какие мы разные" (вызывает в центр круга сначала девочек, затем мальчиков; ребят у которых голубые глаза; кто с бантиками; в шортах и т. д.) затем проводится игра "Фанты" (дети определяют, кому принадлежит вещь). В итоге воспитатель приводит детей к выводу: все дети разные, у них разные вещи, разные игрушки, у них разная внешность и поступки, и мысли тоже разные, и иногда из-за этого возникают трудные ситуации между детьми. далее воспитатель показывает инсценировку "Дети поссорились" (Наташа и Сережа играли. Сережа строил дом, а Наташа - кукольную мебель. Сережа взял большую часть конструктора, и Наташа попросила разделить конструктор поровну. Сережа отказался. Девочка очень обиделась и заплакала).

Вопросы к детям:

• Почему они поссорились?

• Что почувствовала Наташа?

• Как поступил Сережа?

• Что бы вы им посоветовали?

• Случались ли с вами подобные истории?

• Из-за чего вы поссорились? Как вы помирились?

После этого проводится индивидуальная работа: дети рассматривают картинки, на которых изображены конфликтные ситуации. При этом основное внимание направлено на то, как лучше выйти из конфликта и помириться.

В конце занятия детям предлагается вспомнить пословицы о дружбе, о друзьях и сделать приятное для своего друга - нарисовать в подарок его портрет.

Занятие № 4.

Тема: "Вместе тесно, а врозь скучно"

Программные задачи:

помочь детям осознать взаимозависимость, необходимость друг другу.

Учить детей осуществлять совместные действия для достижения общей цели.

Развивать понимание того, что результат общей деятельности зависит от каждого: делать что-то вместе не только интересно, но и трудно, т. к. нужно уметь договориться. Воспитывать чувство дружбы, сплоченность, взаимопомощь, сотрудничество.

Предварительная работа:

С целью осуществления совместных действий в достижении общей цели проводятся эстафеты, где необходимо действовать сообща всей командой; игра "Мы - туристы" (преодолевая различные препятствия, дети должны держаться за руки). Используется любой вид совместной деятельности (труд, игра, дежурство и т. д.). Чтобы предупредить конфликтные ситуации детей, учат договариваться о совместном плане действий, объеме работ, распределении обязанностей; настольные игры, где по правилам должно участвовать несколько человек; игры на сотрудничество: "Пузырь", "Плетень", "Парашют"; оформление фотоальбома: "Вместе тесно, а врозь скучно" (совмест. деятельность детей).

Методические приемы:

Работа по сюжетным картинкам; чтение художественного произведения: Ушинский "Вместе тесно, а врозь скучно"; вопросы к детям; игра на сотрудничество "Парашют"

Материал:

Сюжетные картинки (играющие дети, а рядом ребенок, у которого нет игрушки, поэтому он плачет); Ушинский "Вместе тесно, а врозь скучно".

Ход занятия:

Воспитатель обращает внимание детей на сюжетные картинки, лежащие на столе. Затем приводит пословицы: "Одинокое дерево и ветер валит, а густому лесу и буран не страшен" или "Одному не под силу - зови товарищей". Просит детей подобрать соответствующую картинку к данной пословице и найти свой выход из той или иной ситуации. Далее воспитатель предлагает послушать историю, которая случилась с братом и сестрой в рассказе Ушинского "Вместе весело, а одному скучно". Прочитав историю, воспитатель просит детей ответить на следующие вопросы:

• Почему так произошло? Что можно делать вместе, а у одного не получится?

• Почему так говорят "Вместе тесно, а врозь скучно"?

• Случались ли с вами подобные истории? Как вы находили выход?

Обсудив вместе различные ответы детей, воспитатель проводит игру на сотрудничество "Парашют" (8-10 человек берутся за края ткани или одеяла, надувной мяч помещается в центре, совместными усилиями дети стараются заставить его подпрыгнуть или прокатиться по краям "парашюта" так, чтобы он не упал).

По окончании игры можно спросить детей:

• Вам интересно было играть вместе? Почему? А можно играть в эту игру одному?

• Почему у вас не упал мяч? Как вам удалось его не уронить?

• Отчего зависит успех игры?

Воспитатель вместе с детьми приходит к выводу, что, несмотря на все трудности вместе играть веселее и интереснее.

Занятия № 5.

Тема: "Что такое дружба?"

Программные задачи:

Учить детей делать вывод, что доброта, честность, смелость, справедливость - это качества, которые помогают дружбе. А жадность, трусость, равнодушие, лживость, хвастовство - мешают дружбе. Поставить детей в позицию выбора. Развивать умение оценивать поступки сказочных героев и поступки своих товарищей с этих позиций. Воспитывать чувство дружбы, товарищества, осознанность выбора.

Предварительная работа:

Разучивание ролевых диалогов по сказкам ("Лесные хоромы", "Спор насекомых", "Заячьи слезы" - петух выгоняет лису, "Лиса и журавль" - концовка сказки, "Лиса и волк"); оформление книги сказок (составляется из рисунков детей по сказкам); дидактическая игра "Оцени поступок"; чтение детям: "Голубая птица" (туркменская сказка); выработка и совместное составление детьми правил "Школы нравственности"; оформление уголка для родителей: "Уроки школы нравственности".

Методические приемы:

Театр, игра - путешествие; беседа о героях сказок; игровое упражнение "Закончи фразу"; индивидуальная работа (рисование положительных и отрицательных героев).

Материал:

Книга сказок; персонажи кукольного театра, ширма; листы бумаги, простые карандаши по количеству детей.

Ход занятия:

В руках воспитателя книга "Сказки". Он предлагает детям отправиться в путешествие по книге. Чтобы "оживить" странички этой книги просит помочь детей (с помощью кукольного театра инсценировать фрагменты сказок). Дети путешествуют по книге "оживляя" ее странички. Используются фрагменты сказок: "Лесные хоромы", "Заячьи слезы", "Лиса и волк", "Лиса и журавль". После путешествия по книге с детьми проводится беседа о героях сказок.

Вопросы к детям:

• Какие поступки персонажей вызвали у вас одобрение? Порицание?

• Как вы думаете, почему они так поступали? Какие качества помогали героям? Мешали?

• С кем из героев вам хотелось бы подружиться? Почему?

• Кого вы не хотели бы видеть своим другом? Почему?

• Нарисуйте на одной половине листа бумаги кого вы считаете хорошим, положительным героем, а на другой - отрицательным (схематично).

• Вспомните свои поступки, поступки своих друзей, которые вам чем-либо помогли (подружиться, избежать ссоры выручит из беды, доставить радость и т. д.). какие качества вам помогли совершить эти поступки?

Затем детям предлагают поиграть в игру "Закончи фразу": "Я думаю, чтобы стать настоящим другом надо быть…". В заключении воспитатель вместе с детьми приходит к выводу: одни качества, как доброта, честность, смелость и др. помогают дружбе, а другие - мешают (ложь, жадность, трусость, хвастовство и др.).

Занятие №6.

Тема: "Порадуй друга".

Программные задачи:

Учит детей использованию позитивных способов общения со сверстниками; закреплять знания о том, что дружба дарит радость общения и надо уметь доставлять друзьям эту радость. Развивать внимательность. Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми.

Предварительная работа:

Постановка кукольного спектакля "Лучшие друзья"; чтение худ. литературы о дружбе, друзьях (Драгунский "Он живой и светится"); разучивание пальчиковой игры "Дружба"; Бажов "Голубая змейка", Пушкин "Сказка о рыбаке и рыбке" и др. ; коллективная работа "Наша группа" (из автопортретов составляется общее панно).

Методические приемы:

Чтение отрывка из книги Г. Остера "Вредные советы"; вопросы к детям; игровое упражнение "С кем ты дружишь"; коммуникативная игра "Комплименты"; слушание песни о дружбе.

Материал:

Книга Остера "Вредные советы"; стихотворение С. Решниковой "Друг"; фотографии детей; карандаши по кол-ву детей; листы альбомные; песня Шаинского "Дружба".

Ход занятия:

Воспитатель читает отрывок из книги "Вредные советы" Г. Остера:

Бей друзей без передышки

Каждый день по полчаса

И твоя мускулатура

Станет крепче кирпича

И могучими руками

Ты, когда придут враги,

Сможешь в трудную минуту

Защитить своих друзей.

Вопросы к детям:

• Почему эти советы называются "вредные"?

• Как на самом деле нужно обращаться с друзьями?

• Что вы пони маете под словом друг? Дружба? Чем вы любите заниматься с другом?

Воспитатель вместе с детьми приходит к выводу, что друзья - это те, кто всегда рядом с тобой, с кем хорошо быть вместе, кто радуется твоим успехам, оказывает тебе помощь, не ссорится по пустякам и т. д.

Хорошо, когда с тобою рядом друг.

Я люблю его улыбку и тепло его рук.

Друг всегда со мной играет

Понимает и прощает.

Без него я так скучаю!

Хорошо, когда с тобою рядом друг! (С. Решникова)

Далее воспитатель предлагает детям наклеить свою фотографию в центр листа, а вокруг в кружках нарисовать тех, с кем они дружат. Затем соединить их изображения со своей фотографией. После завершения работы воспитатель спрашивает у каждого:

• Кто это? Почему ты с ним дружишь?

• А почему он с тобой дружит?

• Что чувствует человек, если с ним никто не дружит?

Затем проводится игра "Комплименты" (дети "дарят" своему другу приятные слова).

Занятие заканчивается песней Шаинского "Дружба".

Публикации по теме:

План-программа постоянно действующего семинара «Обучение детей дошкольного возраста основам грамоты»План-программа постоянно действующего семинара «Обучение детей дошкольного возраста основам грамоты» План – программаПостоянно действующего семинара «Обучение детей дошкольного возраста  основам грамоты»Руководитель: Малышева.

Развитие коммуникативных навыков у детей 4–5 лет. Развитие коммуникативных умений у детей среднего дошкольного возраста при взаимодействии родителей и воспитателей. В работе описаны особенности.

Библиотека изображений:
  • Тело, организм, эмоции
  • Сюжетные картинки
  • Сюжетные картинки
Автор публикации:
Перспективный план работы на год по социально-эмоциональному развитию детей среднего дошкольного возраста. Комплекс занятий
Опубликовано: 14 августа 2013 в 21:59
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Мастер класс: «Чайник-для чайных пакетиков»
Чай- напиток, который пришел к нам из Китая, и стал известен человечеству очень давно. Уже стало традицией встречать гостей за чашечкой чая. Даже русская...
Конспект занятия по лепке из пластилина с детьми среднего возраста «Осьминожки»
Цель: Вылепить фигурку осьминога Задачи: * закреплять навыки лепки простых элементов пластическим, конструктивным и комбинированным способом; *...
Мастер-класс «Рисуем город пластилином»
В честь Дня города мы решили провести мастер-класс по пластилинографии. Пластилинография - увлекательное занятие развивающее индивидуальные творческие...
Конспект НОД по обрывной аппликации во второй младшей группе «Носит одуванчик желтый...
Цель: Учить передавать в аппликации задуманный объект, используя усвоенные ранее приемы. Задачи: • Вызвать интерес к созданию выразительного образа...
Взаимодействие с родителями. Мастер-класс к международному Дню семьи.
Как заметил известный французский писатель Антуан де Сент- Экзюпери, "единственная настоящая роскошь - это роскошь человеческого общения", которые актуальны...