МААМ-картинки

Педагогический опыт работы «Театрализованная деятельность как средство социально-нравственного воспитания дошкольников»

Антонина Мокроусова
Педагогический опыт работы «Театрализованная деятельность как средство социально-нравственного воспитания дошкольников»

С первых минут рождения, жизнь каждого человека вплетена в ткань человеческих отношений. Человек не может жить без общения с другими людьми, он никогда не станет полноценной личностью, если рядом не будет другого человека – источника внимания и поддержки, партнера по игре и труду, носителя знаний об искусстве человеческих отношениях.

Поэтому, с самого раннего детства необходимо терпеливо и доброжелательно обучать детей правилам культурного поведения и общения, объяснять им разумность и необходимость их соблюдения, радоваться своим хорошим поступкам и огорчаться из-за неправильных ошибочных действий.

Публикация «Педагогический опыт работы „Театрализованная деятельность как средство социально-нравственного воспитания дошкольников“» размещена в разделах

Актуальность и перспективность опыта. Его значение для совершенствования воспитательно-образовательного процесса

Дошкольный возраст – время активного вхождения ребенка в широкий социальный мир, установления разнообразных взаимоотношений с взрослыми и сверстниками, пробуждения социально-нравственных чувств.

Актуальность работы заключается в том, что в ДОО театрализованная деятельность является одним из самых доступных видов искусства для детей. Театр – это средство нравственного, социального, эмоционально – эстетического воспитания детей. Театральная деятельность близка и понятна ребёнку, она является неисчерпаемым источником эмоциональных открытий.

Актуальность социально-нравственного воспитания состоит в том, чтобы общечеловеческие моральные ценности (доброта, сочувствие, милосердие, долг, честь, достоинство, социализация в обществе и т. п.) должны стать внутренними стимулами развития формирующейся личности.

Проблема социально-нравственного воспитания связана с дефицитом добронравия, милосердия, сочувствия, неправильного общения между взрослыми и детьми.

Актуальность проблем, связанных с социально-нравственным воспитанием подрастающего поколения бесспорна. Дети «зеркало» души нашего общества, и обществу нужно присмотреться к детям, чтобы через них понять,какое будущее мы себе готовим.

Современные программы, реализуемые в дошкольных учреждениях, ориентированы не только на приобретение знаний, но и на развитие личности, на усвоение ребенком способов познания окружающего мира и ориентации в окружающем социуме.

Чтобы ребенок мог осмысленно ориентироваться в изменяющемся мире взрослых, он должен научиться выстраивать свои отношения с этим миром, учитывая гуманистические традиции человеческого общества. И начинать эту работу необходимо с младшего дошкольного возраста, пока личность ребенка еще самобытна и не закомплексована условностями бытия. Учитывая реалии современного общества, важно сформировать у ребенка такие качества, которые будут необходимы ему для благополучной адаптации в новом детском коллективе (в школе, которые помогут решить жизненные проблемы, возникающие в общении со сверстниками, противостоять отрицательному примеру в поведении.

Детский сад является первой ступенькой к освоению детьми "азбуки нравственности».

Поэтому одной из сложных и в то же время важнейших задач воспитательно-образовательной работы дошкольного учреждения является приобщение ребенка к миру социальной действительности.

Отсутствие социального опыта у детей дошкольного возраста (несформированность знаний об искусстве человеческих отношений, неадекватное поведение в различных жизненных ситуациях, незнание формул речевого этикета) давно тревожат педагогов и родителей. Кто придет на помощь ребенку? Только взрослые: педагоги и родители.

Так определилась цель реализации данного опыта : формирование социально-нравственных качеств личности у детейдошкольного возраста через приобщение их к миру театра.

Для решения поставленной цели и были разработаны творческие проекты «Удивительный мир театра» и «Путешествие в сказку», которые определили систему воспитательно-образовательной работы с детьми по обозначенной цели. Выбранная технология проектирования образовательной деятельности направлена на использование таких организационных форм адекватных возрасту детей, которые способствуют формированию социально-нравственных представлений через театрализованную деятельность.

Условия формирования ведущей идеи опыта, условия возникновения, становления опыта

Педагогическая идея, которой я руководствуюсь в работе по организации театрализованной деятельности с детьми, состоит в том, чтобы театр стал помощником в социально - нравственном воспитании детей.

В настоящее время социально - нравственное воспитание ребенка не представлено самостоятельным содержанием в образовательных программах. Этот процесс связан с общими процессами его интеллектуального, эмоционального и других направлений развития и достаточно сложно его ограничить от остальных направлений. Это осложняет педагогам осмысление задач социально-нравственного воспитания, осознание их значимости в личностном развитии ребенка-дошкольника.

Воспитание с первых лет жизни гуманной, социально – активной, творческой личности, способной понимать и любить окружающий мир, взаимодействовать с социумом, прогнозировать возможные последствия своих поступков.

Анализируя свой опыт, считаю, что неумение детей взаимодействовать с социумом – это фактически следствие неумения взаимодействовать с самим собой. Поэтому, одним изглавныхсредстврешения воспитательных задач заключается в формировании у детей уверенности в себе и в своих силах, а также позитивного отношения к себе и окружающему миру.

Вся жизнь детей насыщена игрой. Каждый ребенок хочет сыграть свою роль. И как же хочется детям быть похожими на героев сказок, совершать их подвиги. И дети играют в «Теремок», «Лису-Патрикеевну» и др.

Научить ребенка играть, брать на себя роль и действовать, вместе с тем помогая ему приобретать жизненный опыт, – все это помогает осуществить театр. Сказка и игра во все времена имела огромную власть над детским сердцем. Но как перенести детскую игру на сцену. Такое возможно только в Театре. Театр! – это всегда сказка, чудо, волшебство. Поэтому роль театра в социально - нравственном воспитании ребенка - дошкольника очень важна.

Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждая сказка или литературное произведение для детей младшего дошкольного возраста всегда имеют социально-нравственную направленность (доброта, смелость, дружба, умение выйти из сложных ситуаций и т. д.).

Благодаря театру ребенок познает мир не только умом, но и сердцем и выражает свое собственное отношение к добру и злу. Театрализованная деятельность помогает ребенку преодолеть робость, неуверенность в себе, застенчивость. Театр в детском саду научит ребенка видеть прекрасное в жизни и в людях, зародит стремление самому нести в жизнь прекрасное и доброе. Таким образом, театр помогает ребенку усвоить нравственные привычки.

Условиями возникновения опыта являются :

- изучение запросов родителей по отношению к учреждению дошкольного образования и воспитания показывает, что 88% родителей, как никогда раньше, главной задачей ДОУ считают "научить ребенка общаться и вступать во взаимоотношенияс другими людьми";

- современная школа также требует от ребенка не только высокого уровня умственного развития, но и умеющего адаптироваться в любой социальной среде, владеющим высоким уровнем нравственного общения.

Проектный метод, используемый в работе с детьми, позволяет дополнить традиционную систему работы с детьми дошкольного возраста по формированию представлений о многообразии человеческих отношений, о нормах и правилах жизни в обществе через театрализованную деятельность.

Становление опыта предусматривает :

- формирование нравственных основ личности у детей дошкольного возраста успешно достигается в условиях специально организованной театрализованной деятельности через актуализацию собственного личностного опыта в процессе понимания и усвоения знаний о взаимодействии с окружающими людьми;

- необходимость в раннем формировании личности ребенка на этапах дошкольного развития, как основы для более успешной адаптации в обществе;

- применение театра в разных видах детской деятельности.

Театр несет в себе огромный опыт отношений человека с окружающим миром. Поэтому и является для всех нас важнейшим средством познания общечеловеческих нравственных ценностей.

Во-первых, это связано с тем, что посещение театра – всегда праздник.

Во- вторых, потребность в театре связана с тем, что в нем, как не в одном виде искусства, с наибольшей доступностью, полнотой и яркостью, дети видят отражение своей жизни.

В – третьих, сценическое искусство дарует ни с чем несравнимое чувство сопереживания, соучастия, сочувствия.

Именно в театрализованной деятельности, у ребенка появляется уникальная возможность на фоне положительных эмоций управлять своим поведением, формируется психологическая готовность ребенка к обучению в школе.

В процессе театрализованной деятельности, у детей формируется ряд качеств, ценных для дальнейшего нравственного развития: активность, сознательность, самостоятельность, способность к соучастию и сопереживаниию, непосредственность впечатлений, яркость в выражении и проявлении воображения.

Из опыта видно, что театрализованная деятельность способствует раскрытию личности ребенка, его индивидуальности, творческого потенциала.

Реализация основных концептуальных идей воспитания базируется на следующих принципах: гуманизма, демократизации, индивидуализации, дифференциации и интеграции, принцип развивающего обучения, дидактические принципы.

Принцип гуманизации заключается в коренном изменении характера взаимодействия в общении педагогов и детей, предполагающий ориентацию воспитателя на личность ребенка.

Принцип демократизации предполагает совместное участие воспитателей, специалистов и родителей в воспитании и образовании детей, подготовку выпускников, адаптированных к новым условиям жизни.

Принцип индивидуализации предполагает внедрение новых форм и методов воспитания и образования, обеспечивающих индивидуальный подход к каждому ребенку и его всестороннее развитие.

Принцип дифференциации и интеграции предусматривает целостность и единство всех подсистем воспитательно-образовательной работы.

Принцип развивающего обучения предполагает использование новых развивающих технологий образования и развития детей.

Дидактические принципы отражают:

- право ребенка познать то, что именно его привлекает в театрализованной деятельности;

- использование таких способов познания, где бы педагог и ребенок могли бы взаимодействовать;

- совершенствование ребенка в выбранной им среде.

Теоретическая база опыта

Театр – это волшебный мир. Он дает уроки красоты, морали и нравственности. А чем они богаче, тем успешнее идет развитие духовного мира детей…”, отмечал советский психолог Б. М. Теплов.

По мнению известного психолога А. Н. Леонтьева «Игра-драматизация - это уже своеобразная предэтическая деятельность. Игра-драматизация является одной из возможных форм перехода к этике поведения с характерным для нее мотивом воздействия на других людей».

Например, В. Г. Маралов и Л. П. Фролова в рекомендациях педагогам по предупреждению агрессивности и формированию миролюбия у детей пишут «Широкие возможности имеет театр, когда дети проигрывают какие-то ситуации, берут на себя роли положительных и отрицательных героев - это дает возможность зафиксировать в сознании моральные формы поведения»

Психологической методологией представленного опыта являются теоретические положения о развитии личности известного детского психолога Н. Н. Поддьяковой «Яркие положительные эмоции дети получают в театре. Иначе говоря, именно театр имеет возможность управлять формированием духовных потребностей, обогащать и развивать личность ребенка, создаёт мотивацию к социальной адаптации в обществе».

Технология опыта. Система конкретных педагогических воздействий, содержание, методы, приемы воспитания и обучения

В дошкольном образовательном учреждении театрализованная деятельность одна из самых доступных видов искусства для детей, она дает возможность ребенку удовлетворить его любые желания и интересы, знакомиться с окружающим миром во всем его многообразии, активизировать словарь и звуковую культуру речи. Театрализованная деятельность является неисчерпаемым источником развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий ребенка.

Известно, что театрализованная деятельность способствует раскрытию личности ребенка, его индивидуальности, творческого потенциала.

Применяемый проектный метод был направлен на формирование гуманных качеств личности ребенка, личностно-значимых ориентиров у детей, преодоление личностной незрелости, развитие навыков эффективного взаимодействия и саморегуляции поведения через театрализованную деятельность.

Проект позволил приобщить детей к миру театра, помог войти в мир прекрасного, способствовал формированию способностей – как социально-нравственных, так и познавательных.

Дошкольный возраст – это наиболее целесообразный период для социально-нравственного воспитания, в этом возрасте дети обладают большим потенциалом фантазии, вследствие этого создала все необходимые условия, профессионально строила методику своей работы.

Считаю, что наибольший эффект достигается, когда театрализованная деятельность используется во время организации и проведения различных видов детской деятельности. Это дает детям возможность не только улучшить и активизировать выразительные средства общения : пластику, мимику, речь, но и гармонично развивать личность, которая легко сможет «вписываться» в любую обстановку и ситуацию, легко находить контакт с самыми различными людьми, комфортно ощущать себя даже в незнакомой среде.

Данный подход, по моему мнению, способствует обеспечению успешной социализации детей на пороге школы и способствует решению основных задач по формированию этических норм поведения и общения.

Театрализованная деятельность тесно связана с другими видами деятельности. Прослеживается интеграция всех образовательных областей.

Например: «Художественное творчество»(дети рисуют любимых героев или отдельные сюжеты из сказок; в лепке, аппликации дети удовлетворяют свою потребность в действенном образном выражении своих впечатлений). Часто дети получают домашние задания, тем самым привлекаю родителей активно участвовать в эмоциональном и нравственном воспитании детей.

Поскольку театрализованная деятельность связана с определенной сказкой или другим литературным жанром, тем самым прослеживалась взаимосвязь с образовательной областью «Речевое развитие» Здесь у детей формируется целостное и разностороннее восприятие произведения, происходит его осмысление и эмоциональное осознание.

Для достижения оптимальности и эффективности задуманных идей использовались следующие формы работы :

1. Организация обучающих, развивающих и творческих занятий.

2. Совместная театрализованная деятельность взрослых и детей : театрализованная игра на праздниках и развлечениях

3. Самостоятельная театрально - художественная деятельность, театрализованные игры в повседневной жизни.

4. Мини-сценки в ходе непосредственной образовательной деятельности.

5. Совместное изготовление костюмов, реквизитов, декораций для организации предметно-развивающей среды.

6. Посещение театров в ДОУ или вне детского сада с родителями.

Воспитание социально-нравственных норм и правил в процессе театрализованной деятельности эффективно при использовании специальных технологий, которые направлены на развитие личности ребенка в целом и способствуют успешной его адаптации в любой социальной среде.

Задачи которые были поставлены перед собой:

- познакомить детей с миром театра, помочь полюбить его так, чтобы он стал частью их культурной жизни в будущем;

- развивать личностные качества ребенка посредством театрализованной деятельности.

Результативность опыта

В результате запланированной работы по социально-нравственному воспитанию дошкольников через театрализованную деятельность были достигнуты следующие результаты:

- дети развивались по всем направлениям образовательных областей;

- значительно расширены представления детей о театральной культуре;

- создана предметно-развивающая среда, способствующая развитию у детей театральной культуры, ознакомлению с разными видами театра;

- дети овладели способами действий с различными игрушками, театральными куклами, бытовыми предметами и т. д. ;

Системная организация работы по данному направлению привела к достижению максимально-возможных результатов:

- у детей появилась уникальная возможность на фоне положительных эмоций управлять своим поведением;

- сформировался ряд качеств, ценных для дальнейшего нравственного развития: активность, сознательность, самостоятельность, способность к сочувствию и сопереживанию, непосредственность впечатлений, яркость в выражении и проявлении воображения, что должным образом повлияло на уровень нравственного воспитания дошкольников.

- дети стали активны, коммуникабельны в общении со сверстниками, с взрослыми в различных ситуациях общения;

- научились согласовывать роли, договариваться о последовательности совместных действий, налаживать и регулировать контакты в совместной театральной игре;

- научились перевоплощаться в роли, используя выразительные средства (интонации, мимику, движение, применяя атрибуты, реквизит;

- умеют пересказывать и сочинять небольшие сказки, рассказы; отвечать на вопросы по содержанию, драматизировать;

- повысился уровень речевого развития и речевого этикета детей;

- повысился эмоциональный контакт с семьями воспитанников.

Трудности и проблемы при использовании опыта

Трудностями же использования данного опыта я бы назвала следующие:

- все дети хотят играть определенные ими роли, которых не хватает на всех детей;

- ни кто из детей не хочет играть отрицательных персонажей.

Первая трудность вполне была решена. Здесь имела место подгрупповая организация занятий по театральной деятельности, были придуманы дополнительные роли для охвата всех детей.

Вторая же трудность несколько сложнее и требовала вдумчивого наблюдения за конкретными детьми, индивидуального подхода к каждому ребенку.

Адресная направленность опыта

Представленный инновационный педагогический опыт работы вызывает интерес у педагогов дошкольных образовательных учреждений.

Опыт работы представлен единой системой работы по внедрению проектной деятельности в образовательный процесс:мини-проектами «Удивительный мир театра», «Путешествие в сказку», мастер-классами «Мы - актеры», «Расскажем о зимушке-зиме» и др., театрализованными развлечениями, праздниками; консультациями родителям, детскими рисунками, данными внутреннего мониторинга развития дошкольников.

Опытом работы могут воспользоваться в практике воспитатели дошкольных образовательных учреждений.

Педагогический опыт обобщен и размещен на официальном сайте ДОУ (https://ds120sar.schoolrm.ru/) на международных образовательных порталах (https://www.maam.ru, https://prodlenka.org)/.

Ссылка на личные страницы: https://www.maam.ru/users/antonina1956,

https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/doshkolnoe-obrazovanie/obobschenie-opytom/297153

Опытом работы могут воспользоваться в практике воспитатели дошкольных образовательных организаций.

Публикации по теме:

Сказка как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников Знакомство человека со сказкой начинается с первых лет его жизни. И тогда же, в детстве, прививается любовь к родному слову. Еще в середине.

Игра как средство нравственного воспитания дошкольников «Игра как средство нравственного воспитания дошкольников» Выступление на педчасе Подготовила и провела: Воспитатель: Семейкина.

Мультфильмы как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников [«Мультфильмы как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников» Автор опыта: Сороколетова Мария Федоровна, воспитатель муниципального.

Опыт работы «Сказка как средство духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста» Конкурсное испытание «Методический семинар» МДОУ «Ельниковский детский сад №1» Ельниковского муниципального района Республики Мордовия.

Народные традиции как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников Народные традиции как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников воспитатель Струкова Лариса Сергеевна МАДОУ «Детский сад «Ивушка».

Опыт работы воспитателя «Сказка, как основа нравственного воспитания детей дошкольного возраста» Демократизация и гуманизация общества осуществляются на фоне происходящих в обществе преобразований, в том числе и негативного характера:.

Православные праздники как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников «Настоящий человек начинается там, где есть святыни души» В. А. Сухомлинский Духовно-нравственное воспитание рассматривается как условие.

Проектная деятельность в детском саду «Сказка как средство нравственного воспитания детей» АКТУАЛЬНОСТЬ В настоящее время мы все чаще наблюдаем примеры детской жестокости, агрессивности по отношению друг другу, по отношению к близким.

Сказка как средство нравственного воспитания младших дошкольников У кого в детстве не бывает сказки, тот вырастает сухим, колючим человеком, и люди о него ушибаются как о лежачий на дороге камень и укалываются.

Опыт работы «Устное народное творчество как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников» Дошкольный возраст – фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех высоких человеческих начал. Сохранить человеческое в наших.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Педагогический опыт работы «Театрализованная деятельность как средство социально-нравственного воспитания дошкольников»
Опубликовано: 19 августа 2018 в 22:18
+31Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.

4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД