Папки-передвижки

Педагогический опыт «Развитие художественно-творческих способностей дошкольников»

Евгения Гордеева
Педагогический опыт «Развитие художественно-творческих способностей дошкольников»

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Центр развития ребенка - детский сад № 18 «Виктория»

муниципального образования город-курорт Анапа

Развитие художественно-творческих способностей дошкольников через применение различных нетрадиционных техник и материалов

Автор: Гордеева Евгения Александровна,

воспитатель

Город-курорт Анапа

2016 год

Актуальность и практическая значимость

Публикация «Педагогический опыт „Развитие художественно-творческих способностей дошкольников“» размещена в разделах

Опыт отвечает передовым идеям современной педагогики и, социальному заказу государства и общества, профессиональным интересам педагогической общественности. Обобщая данный опыт, я ориентировалась на следующие документы: федеральный закон «Об образовании в РФ» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ, статью 48. «Обязанности и ответственность педагогических работников», выдержку из пункта 4: педагогические работники обязаны развивать у обучающихся познавательную активность, самостоятельность, инициативу, творческие способности; федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования №1155 от 17 октября 2013г., раздел 1 пункта 1.6., подпункта 4: создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослым и миром; ОП ДО пункта 1. «Целевой раздел», подпункта 1.1. «Пояснительная записка» «Цели задачи реализации программы» : создание в группах атмосферы гуманного и доброжелательного отношения ко всем воспитанникам, что позволяет растить их общительными, добрыми, любознательными, инициативными, стремящимися к самостоятельности и творчеству, творческая организация воспитательно-образовательного процесса, уважительное отношение к результатам детского творчества, единство подходов к воспитанию детей в условиях дошкольного образовательного учреждения и семьи.

Своеобразие и новизна

В последнее время появились новые программы, технологии, которые позволяют сделать процесс изобразительного творчества более интересным, более продуктивным. Новизна моего опыта заключается в удачной комбинации традиционных техник рисования и аппликации и нетрадиционных техник, и материалов для изображения, в сочетании с современными подходами к воспитанию и обучению детей. Это свободный творческий процесс, когда нет слов «НЕЛЬЗЯ», «НЕПРАВИЛЬНО», а существует возможность нарушать правила использования некоторых материалов, сочетать разные техники.

Научность, концептуальность, обоснованность выдвигаемых идей

Обобщенный мною опыт работы соответствует принципам и подходам современной педагогики, и методики преподавания.

Совместная творческая деятельность с воспитанниками основана на системно-деятельностном подходе, который способствует развитию индивидуальных способностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своей деятельности, становится субъектом образования, что соответствует требованиям ФГОС ДО.

В воспитательно-образовательной работе я использую следующие модели взаимодействия с детьми:

• объект-субъектная –создаю развивающую предметно-пространственную среду, в которой дети действуют свободно и самостоятельно

• субъект-субъектная – позиция равных партнеров, включенных в общую совместную деятельность.

Реализуя выше перечисленные подходы и модели, я опираюсь на следующие дидактические принципы обучения:

- принцип целостности, благодаря которому у детей формируется представление об окружающем мире как системе;

- принцип вариативности, предусматривающий систематическое предоставление детям возможности выбора собственной деятельности, в результате чего у них формируется умение осуществлять осознанный выбор;

- принцип деятельности, позволяющий исключить пассивное восприятие ребенком информации и обеспечивающий включение каждого ребенка в самостоятельную познавательную деятельность;

- принцип минимакса, при котором обеспечивается возможность развития ребенка в соответствии с его индивидуальным темпом и особенностями;

- принцип творчества, позволяющий развивать в самостоятельной деятельности творческие способности ребенка;

- принцип психологической комфортности, позволяющий выстраивать самостоятельную деятельность детей по интересам, что обеспечивает снятие всех стресс образующих факторов при организации образовательного процесса;

- принцип непрерывности, обеспечивающий формирование и развитие у детей универсальных учебных действий на разных возрастных этапах, что в свою очередь будет способствовать дальнейшему саморазвитию личности в образовательной деятельности на всех ступенях образования.

Цель

Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста посредством использования нетрадиционных техник и материалов

Задачи

Познакомить с приемами различных техник рисования и аппликации.

• Научить воспитанников комбинировать, экспериментировать с различными техниками и материалами в рисовании и аппликации.

• Создавать условия для самостоятельного экспериментирования с различными материалами.

Развивать чувства цвета, формы, композиции.

Развивать образное мышление, воображение, фантазию, эстетическое восприятие.

Соответствие возрасту детей

Использую техник и с учетом возрастных возможностей и интересов детей

Средняя группа

«Рисование пальчиками»

«Отпечаток ладони»

«Тычок жёсткой полусухой кистью»

«Рисование ватными палочками»

«Аппликация пластилином, крупой, пайетками»

«Торцевание»

Старшая группа

«Оттиск смятой бумагой»

«Восковые мелки + акварель» «Свеча+акварель»

«Печатание листьями»

«Обведение ладони»

Подготовительная группа

• Декупаж

«Набрызг через шаблон»

«Акварель по – сырому»

Использование ИКТ

Для меня компьютер – это инструмент, который дает мне возможность делать обучение детей более интересным и простым, а получаемые знания более глубокими. Применение компьютера, аудио и мультимедийной аппаратуры создает эмоциональный настрой, что, в свою очередь, положительно сказывается на развитии детей. При знакомстве с названием того или иного технического приема, с новым материалом, использую компьютерную презентацию. Что повышает заинтересованность и мотивацию у детей к поставленной перед ними задачи.

Создаю презентаций в программе Рower Рoint, для повышения эффективности образовательных занятий с детьми и интереса родителей в процессе проведения родительских собраний. Мною созданы серии презентаций к занятиям, праздникам, педагогическим советам, методическим объединениям, родительским собраниям.

Использование цифровой фотоаппаратуры (видеокамеры, фотоаппарата) и программ редактирования фотографий, которые позволяют управлять снимками, редактировать и демонстрировать их на родительских собраниях, праздничных мероприятиях и т. д.

- Использование ИКТ позволяет мне обобщать свой педагогический опыт работы, размещая конспекты занятий, мастер-классов, картотек на международных образовательных порталах, ведение сайта на порталах «Дет сад Кити. ru» и «maam.ru». Активное пользование Интернетом дает мне возможность принимать участие с детьми в заочных конкурсах детского художественного творчества различного уровня.

- Использование Интернета для подбора иллюстративного материала к занятиям, оформлению родительских уголков, группы, информационного материала для оформления стендов, папок-передвижек. Мною создана электронная библиотека, которая включает в себя : презентации, консультации, различные картотеки, трафареты, раскраски, шаблоны для творчества, схемы рисования и лепки.

Результативность опыта, его диссеменация

Анализируя свой опыт, направленный на развитие творческих способностей дошкольников в нетрадиционной технике изобразительной деятельности, убедилась в его эффективности. Можно отметить, что в процессе творчества дети научились воплощать свои замыслы, стали проявлять инициативу создают вещи своими руками и, следовательно, укрепляется вера в собственные силы. Рисунки детей стали интереснее, содержательнее.

Работая в этом направлении, отметила, что у детей повысился интерес к изобразительной деятельности. По мнению детей занятия, изобразительной деятельностью стали любимыми. Дети с интересом знакомятся и осваивают новые способы изображения. Овладевая различными способами, дети уже сами предлагают их, стоит только предложить им тему. Нетрадиционные материалы и средства изображения: крупа, бисер, перья, песок пробки, листья деревьев, овощные штампы и печати, соломка, поролон любопытны детям как необычная игра-экспериментирование. Это вовлекает их в творческий процесс.

В группе постоянно действует выставка, украшается группа своими картинами и панно, готовятся подарки малышам и взрослым к праздникам, что оказывает положительное влияние на познавательный интерес к творчеству.

Родители познакомились с техниками нетрадиционного рисования, получили новую и полезную информацию. У них возрос интерес к художественной деятельности. Большинство родителей стали использовать предлагаемый материал дома в совместной деятельности с детьми. По мнению родителей, такой вид деятельности дает возможность семьям более активно включиться в процесс обучения ребенка дошкольника. Родители принимают активное участие к пополнению развивающей среды различным бросовым материалом.

Результаты педагогической диагностики показали: уровень творческих способностей детей в 2014году : 55% -средний, 45%-ниже среднего, в 2015году: 25%- высокий, 70%- средний, 5%- ниже среднего.

Считаю результатом положительных отзывов об опыте работы победы в конкурсах :победитель муниципального этапа краевого конкурса профессионального мастерства педагогов «работаем по новым образовательным стандартам» в номинации «Художественно-эстетическое развитие» за методическую разработку «Театр своими руками», 2014г. ; лауреат муниципального фестиваля педагогического мастерства «Поиск» в номинации «Презентация передового педагогического опыта», 2015г. ; призер муниципального дистанционного конкурса «Открытие» для молодых педагогов образовательных учреждений в номинации «лучшая методическая разработка НОД», 2015г. ; победитель и муниципального конкурса «Понарошкин мир» в дошкольных образовательных учреждениях в номинации «Лучшая авторская книга» 2016г. ; победитель и муниципального конкурса «Понарошкин мир» в дошкольных образовательных учреждениях в номинации «Лучшая научно-исследовательская или дидактическая игра», 2016г, призёр муниципального фестиваля педагогического мастерства «Поиск» в номинации «Презентация передового педагогического опыта», 2016г., призёр муниципального фестиваля педагогического мастерства «Поиск» в номинации «Презентация авторских разработок, педагогических идей и находок», 2016г.

Результат выступлений на муниципальных методических объединениях (далее МО) подтвержден положительными отзывами коллег других ДОО. 2014г. выступление на МО для воспитателей по теме: «Развитие мелкой моторики руки у детей младшего возраста через игру с крупами». 2016г выступление на заседании регионального клуба «Содружество» с сообщением по теме: «Системно деятельностный подход в художественно-эстетическом развитии дошкольников».

Практические разработки опыта работы размещены на собственных сайтах отмечены положительными отзывами коллег.

Публикации по теме:

Развитие художественно-творческих способностей у детей 5–7 лет на занятиях флористикой СЕМИНАР - ПРАКТИКУМ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ СТАРШЕ - ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ «Развитие художественно - творческих способностей у детей 5 – 7 лет через.

Опыт работы по теме самообразования «Развитие образного мышления, речи и творческих способностей детей по математике» Обоснование актуальности и перспективности опыта. Его назначения для совершенствования учебно-воспитательного процесса. Новикова Екатерина.

Опыт работы «Пластилинография как средство развития художественно творческих способностей у детей дошкольного возраста» Здравствуйте уважаемые коллеги! Меня зовут Осинцева Евгения Анатольевна. Сегодня я хочу представить опыт работы по теме: «Пластилинография.

Опыт работы «Развитие творческих способностей детей посредством нетрадиционных форм изобразительной деятельности» Опыт работы Тема: «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через нетрадиционные формы изобразительной деятельности».

Опыт работы «Развитие творческих способностей детей в процессе использования нетрадиционных техник и материалов по ИЗО» Тема: «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста посредством использования нетрадиционных техник и материалов в процессе.

Развитие художественно-творческих способностей дошкольников посредством использования нетрадиционных техник рисования «Развитие художественно-творческих способностей детей дошкольного возраста, посредством использования нетрадиционных техник рисования» Автор.

Развитие художественно-творческих способностей дошкольников в декоративно-прикладном творчествеРазвитие художественно-творческих способностей дошкольников в декоративно-прикладном творчестве Развитие художественно-творческих способностей дошкольников через декоративно-прикладное творчество Творчество - это деятельность, в которой.

Развитие творческих способностей дошкольников в художественно-творческой деятельностиРазвитие творческих способностей дошкольников в художественно-творческой деятельности Растите творческую личность! Ещё Аристотель заметил, что занятия рисованием способствует разностороннему развитию личности. В наше время,.

Развитие художественно-творческих способностей дошкольников через знакомства с народным прикладным искусством Изобразительная деятельность едва ли не самый интересный вид деятельности детей дошкольного возраста и имеет большое значение для всестороннего.

Тема: Развитие художественно-творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.Тема: Развитие художественно-творческих способностей детей старшего дошкольного возраста. Слайд 1 «Истоки творческих способностей  и дарований детей на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Педагогический опыт «Развитие художественно-творческих способностей дошкольников»
Опубликовано: 30 июня 2016 в 13:05
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД