Лучший педагог года

Педагогический проект «Ах, какая Масленица»

Наталья Кульдубаева
Педагогический проект «Ах, какая Масленица»

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области основной общеобразовательной школы пос. Верхняя Подстепновка муниципального района Волжский Самарской области филиал «Детский сад «Семицветик» мкр-н Южный город.

Педагогический проект " Ах какая Масленица»

Выполнила: воспитатель Кульдубаева Наталья Леонидовна

Самара, 2016г.

Содержание:

1. Введение.

2. Реализация проекта.

3. Технологическая карта.

4. Литература.

5. Приложение.

Введение:

Публикация «Педагогический проект „Ах, какая Масленица“» размещена в разделах

В широком смысле понятие «патриотизм» обычно означает олицетворение любви к своей Родине, активная сопричастность к ее истории, культуре, природе, к современной жизни, ее достижениям и проблемам, то есть патриотизм – это категория нравственная.

Идея воспитания патриотизма и гражданственности была государственной. С этой целью была разработана Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 гг.», а затем и программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 гг.».

На каждом возрастном этапе проявления патриотизма и патриотическое воспитание имеют свои особенности. Процесс воспитания патриотизма необходимо начинать как можно в более раннем возрасте. Многие нравственные качества человека закладываются в детские, школьные годы. Дети младшего школьного возраста очень любознательны, отзывчивы, восприимчивы, они легко откликаются на все инициативы, искренне сочувствуют и сопереживают. Младший школьный возраст характеризуется повышенной восприимчивостью внешних влияний, верой в истинность всего, чему учат, что говорят, в безусловность и необходимость нравственных норм. Для учителя начальных классов это время благодатной почвы. Ведь в этом возрасте возникают большие возможности для систематического и последовательного нравственного воспитания детей. Происходит формирование духовно-нравственной основы ребенка, эмоций, чувств, мышления, процессов социальной адаптации в обществе, начинается процесс осознания себя в окружающем мире. Именно этот отрезок жизни человека является наиболее благоприятным для эмоционально-психологического воздействия на ребенка, так как его образы восприятия очень ярки и сильны и поэтому они остаются в памяти надолго, а иногда и на всю жизнь, что очень важно в воспитании патриотизма.

В содержании «Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» показана необходимость активизации процесса воспитания патриотизма в младшем школьном возрасте. Здесь представлен портрет выпускника начальной школы, который включает в себя такие личностные характеристики: любящий свой народ, свой край и свою Родину; уважающий и принимающий ценности семьи и общества; любознательный, активно и заинтересованно познающий мир и т. д.

Актуальность:

Россия богата своими традициями, обычаями, народными праздниками. Одним из таких праздников является большое народное гулянье в конце зимы «Масленица». На нем всегда находятся желающие силой потягаться, удаль свою показать, вкусными блинами угоститься да песни попеть. Масленица один из самых радостных и светлых праздников на Руси. Знакомство с традицией проведения этого праздника по программе «Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской культуры», но непосредственное участие в празднике оставляет более полное и глубокое представления о нем, поэтому возникла потребность силами ребят провести праздник. Масленица - это озорное и веселое прощание с зимой и встреча весны, несущей оживление природе и солнечное тепло. Люди испокон века воспринимали весну, как начало новой жизни и почитали Солнце, дающее жизнь и силы всему живому. В честь Солнца сначала пекли пресные лепешки, а когда научились приготовлять кислое тесто, стали печь блины. Наши предки верили, что вместе с круглым, румяным блином, так похожим на солнце, они съедают частичку его тепла и могущества. А еще Масленица – это чучело из соломы, наряженное в женскую одежду. В течение недели вокруг чучела происходит праздничное веселье, а в последний день Масленицы чучело сжигается, символизируя приход весны.

Данный проект позволит детям познакомиться с возникновением праздника, старинными обрядами и традициями. Русская и чувашская культуры за века тесно переплелись и взаимно обогатились. Особенностью воспитания любви к своей многонациональной Родине заключается в воспитании интереса к культуре, традициям и обычаям, развитее способности понимания красоты и многообразия народного творчества.

В настоящее время актуальным направлением воспитания является формирование у ребенка начал национального самосознания, интереса к национальной культуре и традициям посредством обращения к историческим корням и национальным истокам.

Противоречие:

Имея богатейшие народные традиции в проведении календарных праздников, в том числе праздника Масленицы, в котором переплелись народные и православные корни, мы последние десятилетия отходили от этих традиций, тем самым лишали возможности детей прикоснуться к духовно-нравственным основам, к лучшим образцам устного и музыкального народного творчества.

Мы разработали этот проект с целью приобщения детей к национальной культуре через организацию праздника Масленица.

В нашем детском саду тематическая неделя начинается с беседы с детьми об этом обрядовом празднике, рассматривания и чтения произведений художественной литературы. Рисование картин празднования Масленицы, составление выставок с рисунками детей. Привлечение родителей к изготовлению костюмов, организации выставки газет «Блинный пир на весь мир», подготовка чаепития «Блин не клин, живота не расколет».

Далее планируется различный игровой и музыкальный репертуар из текущей работы. При разработке сценария народного праздника особое внимание выделяется подбору словесно-музыкальных, драматических, игровых и хореографических произведений обрядово-календарного фольклора. Произведения соответствуют содержанию праздника, высокохудожественные, интересные и доступные для ребят.

Цель проекта :

Ввести в мир народной культуры, способствовать принятию детьми

духовно –нравственных ценностей русского народа.

Задачи:

- Создать условия для интеллектуального, духовно-нравственного и эмоционального самовыражения личности.

- Продолжать знакомить детей с народными традициями и обрядами.

- Способствовать формированию преставлений о народных праздниках «Масленица» Сроки реализации проекта : краткосрочный

Участники проекта :

2 младшая- средняя группа.

Этапы работы по проекту :

- подбор методической литературы, об истории его возникновения, о праздновании этого праздника.

Проблемные вопросы:

- Для чего нужно помнить традиции своего народа?

- Почему именно блин является символом Масленицы?

- Почему масленица заканчивается сжиганием чучела?

- Как называются дни масленичной недели?

- В какие игры играли во вторник?

- Почему последний день называется прощенным воскресеньем?

Ожидаемый результат:

• Приобщение детей к традиции проведения народного праздника – Масленицы через сопереживание и непосредственное участие их в общем действии.

• Создание атмосферы радости приобщения к традиционному народному празднику.

• Повышение познавательного интереса к родной истории.

Для воспитателей:

• работа по сбору информации об истории праздника, ее обработке и поиску недостающей.

• выбор формы реализации проекта.

• помощь в написании сценария по воплощению проекта.

• организация выставки детских рисунков;

• изготовление фотоальбома «Масленичная неделя»;

• организовать катание на лошадях;

• организовать праздник для детей и родителей по данной теме.

• помощь в подборе музыкального сопровождения.

• разучивание песен, пословиц, считалок для выступления во время праздника.

• организация места проведения праздника.

• проведение инструктажа по технике безопасности.

• выставка газет родителей «Блинный пир на весь мир»

Для детей:

-познакомить с произведениями художественной литературы о празднике Масленицы;

-участие детей в организации выставки рисунков;

-умение самостоятельно анализировать результаты наблюдений и делать выводы;

-иметь представление о значении праздника в жизни человека;

-участие детей в развлечениях, организованных воспитателем.

Для родителей:

-участие родителей в изготовлении атрибутов для развлечений;

-организовать в родительском уголке выставку рисунков,

фотовыставку «Масленичная неделя»;

-показ презентации «Масленица»

Этапы проекта

1) Подготовительный этап:

Создание технической базы (оборудование, костюмы, оформление места проведения праздника).

Составление перспективного плана, разработка конспектов и сценариев мероприятий.

Провести начальный опрос детей.

2) Деятельный этап:

o Коммуникативная деятельность

o Восприятие художественной литературы

o Музыкально-художественная деятельность

o Восприятие произведений изобразительного искусства

o Познавательно-исследовательская и продуктивная деятельность

o Продуктивная и восприятие произведений изобразительного искусства

o Развитие двигательной деятельности

o Игровая и познавательная деятельность

o Работа с родителями

3) Заключительный этап:

Презентационный, обобщение результатов работы на педсовете, анализ, закрепление, оценка результатов проекта, проведение повторного опроса и подведение итога опроса.

Этапы проведения проекта.

Этапы Виды деятельности Формы работы

1 этап - Создание технической базы (оборудование, костюмы, оформление места проведения праздника).

- Составление перспективного плана, разработка конспектов и сценариев мероприятий.

- Провести начальный опрос детей.

2 этап

Коммуникативная деятельность

Беседа на тему «Что за праздник, Масленица

Цель: Познакомить ребят с русским народным праздником – Масленицей, традициями, обычаями, самобытной культурой. Развивать у детей коммуникативные качества, совершенствовать речь, расширять кругозор детей.

Музыкально-художественная деятельность Слушание русских народных песен

Цель: Закреплять умение чувствовать музыку, ее изобразительность, передавать характер музыки в движениях и игре. Продолжать учить инсценировать знакомые песенки. Воспитывать любовь и интерес к народному творчеству.

Восприятие художественной литературы Заучивание стихотворения «Масленица», разучивание масленичных закличек

Восприятие произведений изобразительного искусства Рассматривание картин Кустодиева «Масленица», Соловьёва “Тройка”

Цель: Познакомить детей с художественным творчеством. Дать представление о русской тройке, праздновании Масленицы на Руси. Развивать творческое начало, воображение, эстетическое восприятие, активизировать словарь.

Продуктивная и восприятие произведений изобразительного искусства Рисование «Солнца»

Цель: Развивать у детей самостоятельность, активность при выборе листа бумаги, способов изображения; совершенствовать технику рисования цветными карандашами; обогащать знания детей о народном празднике.

Лепка «Чучело»

Цель: Развивать художественно-творческие способности.

Игровая и познавательная деятельность Развлечение на улице «Масленица загорела, всему миру надоела»

Цель: Приобщать к истокам народных традиций. Пробудить интерес и приобщить детей к российской культуре. Углубить представления детей о народных традициях.

Работа с родителями Выпечка блинов, чаепитие «Блин не клин, живота не расколет».

Цель: Воспитание уважительного отношения к народным традициям.

3этап Презентационный, анализ, закрепление, оценка результатов проекта, проведение повторного опроса и подведение итога опроса.

Особое место в нашем проекте отведено народным играм, дети с удовольствием по многу раз обращаются к знакомым играм, игровым сюжетам. Наверное, поэтому они с радостью откликаются на предложения взрослых поиграть, предвкушая радость развлечения и не догадываясь, что на самом деле они будут … учиться. Нами были проведены такие подвижные игр такие как «Горелки», «Звонарь», «Заря», «Анюта»; хороводные игры «А я по лугу гуляла», «Заинька, попляши»; игры-эстафеты «Перетягивание каната», «Петушиный бой», Кто быстрее на метле».

В родительском уголке были организованы выставки: выставка рисунков «Масленица», фотовыставка «Масленичная неделя».

В свою работу мы включили разнообразную деятельность с литературными произведениями: дети их слушают, инсценируют, разыгрывают сказки, стихотворения.

Большое значение в воспитании детей имеет взаимодействие детского сада и родителей, поэтому нами были проведены развлечения с участием родителей такие, как «Широкая Масленица», «Масленица загорела, всему миру надоела», так же проведена презентация проекта «Масленица».

При работе над проектом, у детей произошли позитивные изменения в отношении к народным играм и обрядам. Дети стали более эмоционально восприимчивы к народным традициям, играм и обрядовым праздникам.

Полученные данные свидетельствуют, что в итоге реализации педагогического проекта уровень интереса к традиционным народным праздникам у детей значительно возрос. У них значительно повысился интерес к традиции проведения народного праздника – Масленицы через сопереживание и непосредственное участие их в общем действии.

Приложение:

Чтение художественной литературы: «Как звери справляли масленицу»(французкая народная сказка) чтение рассказа К. Д. Ушинского «Проказы

старухи зимы» : углублять знания детей об особенностях природы в разные периоды зимы, формировать эстетическое восприятие картин природы.

Подвижная игра: «Прыгающие воробышки»

Описание игры:

На полу или земле чертиться круг диаметром 4м. Водящая "кошка" становится в середине круга, остальные участники игры "воробьи". Они находятся вне круга. По сигналу воспитателя "воробьи" начинают прыгать в круг и выпрыгивать из него. Пойманный находится в центре. Когда попадаются все "воробьи", выбирается новая кошка. Побеждает та кошка, которая сумеет быстрее других поймать всех "воробышков".

Хороводная игра «Ровным кругом»

Подвижная игра «В каравай»

Стихи про Масленицу :

Бабушка блины спекла

Круглые, румяные.

Масленица к нам пришла

Гостью желанною.

Я на масленицу маме,

И руками, и ногами,

Помогала печь блины,

Небывалой ширины!

Песни на Масленицу :

Иван Купала.

Ой, Масленица, кривошейка

Кривошейка, кривошейка, кривошейка

Сустрекали мы тебя хорошенько

Хорошенько, хорошенько, хорошенько

Виноград расцветает, виноград расцветает

А ягода, ягода наливает, а ягода, ягода наливает

Ой, Масленица, я к тебе иду

Потеряла алу ленту, теперь не найду

Ой, ребята идут, да все рягочут

За собою алу ленту, да и волочут

Виноград расцветает, виноград расцветает

А ягода, ягода наливает, а ягода, ягода наливает

Ой, Масленица, ты бряхуха

Ты бряхуха, ты бряхуха, ты бряхуха

Провожать будем еще лучше

Виноград расцветает, виноград расцветает

А ягода, ягода наливает, а ягода, ягода наливает

Виноград белый-спелый, виноград белый-спелый

Заклички:

1. Ой, Масленица – кривошейка

Встречаем тебя хорошенько

Сыром, маслом, калачами

И румяным пирогом!

2. А мы Масленицу повстречали

Сыром гору поливали

На широкий двор зазывали

Да.

Заключение:

1. Задачи практически реализованы.

2. Итоги проведения проектной деятельности достигнуты.

Публикации по теме:

«Какая она — война?» Педагогический опыт воспитания военно-патриотических чувств у дошкольников«Какая она — война?» Педагогический опыт воспитания военно-патриотических чувств у дошкольников В рамках празднования Дня Победы для своих воспитанников организовала выставку фоторепродукций советских художников о войне. На этих картинах.

Нетрадиционная техника рисования с детьми старшего дошкольного возраста «Ах, какая осень, ах, какая!»Нетрадиционная техника рисования с детьми старшего дошкольного возраста «Ах, какая осень, ах, какая!» "Ах, какая осень, ах какая. Вся из жёлтых листьев – золотая" - поётся в детской песенке З. Роота. Под впечатлением от неё, предложила ребятам.

Педагогический проект «Мы здоровячки» Проект «Мы здоровячки» Цель проекта: сохранение и укрепление здоровья детей через проектную деятельность. Задачи проекта: 1. Формирование.

Педагогический проект «Широкая масленица» История праздника. Масленица – это народный праздник, самый весёлый и шумный. Празднуют её на последней неделе перед Великим постом, когда,.

Педагогический проект «Моя семья» Педагогический проект "Моя семья" ИВАНОВА МАРИНА ЮРЬЕВНА-ВОСПИТАТЕЛЬ Разделы: Работа с родителями Краткая аннотация проекта. Данный проект.

Сценарий утренника в рамках проекта «Ах, какая осень, ах, какая!» Осенний утренник «Ах какая осень, ах какая!» подготовительная группа компенсирующей направленности для детей с ОНР. Трубчевский детский.

Проект «Масленица»Проект «Масленица» Технологичность: Проект доступен и может быть использован воспитателями ДОУ, и родителями. Условия реализации: Детский сад, семья. Вид проекта:.

Проект «Масленица, масленица! Словно солнце катится» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 23 общеразвивающего вида» г. Сыктывкар ПРОЕКТ «Масленица,.

Проект «Какая бывает вода» Проект во второй младшей группе Тип проекта: познавательно — поисковый. Участники проекта: дети второй младшей группы, их родители, воспитатели.

Проект «Вот какая мама, золотая прямо»Проект «Вот какая мама, золотая прямо» Проект «Вот какая мама, золотая прямо…» Вид проекта: познавательный. Продолжительность проекта: краткосрочный – 5 дней Сроки проекта: 29.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Педагогический проект «Ах, какая Масленица»
Опубликовано: 25 ноября 2016 в 18:41
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 апреля. Международный день ложки. Передвижка «История русской ложки»

2 апреля отмечаем праздник ложки — столового прибора, без которого ни супа, ни каши не съешь. Деревянная ложка – символ традиций и самобытности русской культуры.

1 апреля. День смеха. Передвижка «Смех в жизни ребенка»

1 апреля отмечаем День смеха — праздник шуток и розыгрышей. Чувство юмора не врожденное качество, его можно и нужно развивать с самого детства.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД