Получи документы

Педагогический проект «Бумажные истории»

Вера Крутина
Педагогический проект «Бумажные истории»

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Центр образования № 34» ДО «Крепыш»

Педагогический проект для детей старшей группы

на тему:

«Бумага своими руками – решение экологической проблемы»

Подготовили:

воспитатели МБОУ «ЦО № 34»

ДО «Крепыш»

Крутина Вера Владимировна

Зараева Нина Васильевна

2016

Тула

Актуальность проекта :

Чтоб радость завтрашнего дня сумел ты ощутить,

Должна быть чистою земля и небо чистым быть.

А землю эту, не щадя, терзал за веком век,

Публикация «Педагогический проект „Бумажные истории“» размещена в разделах

И брал всё только для себя «разумный» человек.

Сейчас же кинулись спасать природную среду.

Сквозь фабрик и заводов дым нам трудно разглядеть

Все те страдания, что земле приходится терпеть!

Надолго ль хватит нам воды, коль растворён в ней яд?

Надолго ль хватит тех лесов, где топоры стучат?

Спасти поля, леса, луга и чистую гладь рек – всю Землю

Можешь только ты, разумный человек!

А. Андриянов.

Более 2000 лет прошло с тех пор, как человечество изобрело бумагу. Сегодня не найдется человека, незнакомого с бумагой. Из бумаги изготавливают деньги, тетради и книжки, но это далеко не все. Из нее каждый ребенок и взрослый может сложить пакетик, кораблик, самолетик. Но из обычного листа бумаги можно получить тысячи разнообразных фигурок, создать свой бумажный мир, в котором живут чудесные животные, расцветают диковинные цветы, прогуливаются добрые драконы и динозавры. Этот необычный мир можно создать своими руками из бумаги.

Все дети на свете любят играть с бумагой. Их завораживает способность бумаги менять форму. Она легко мнется, рвется, сгибается, скручивается. Бумага — самый доступный и самый дешевый материал для творчества. Ребенок знакомится с бумагой раньше, чем с любым другим материалом. Она привычна, легко поддается любым изменениям.

Но вдруг такая привычная бумага исчезла. В уголке художественного творчества не осталось ни одного листочка бумаги. «На чем рисовать?», «Где взять бумагу «Купить в магазине» — послышались советы детей. Я поддержала общение детей и задала вопрос: — «А откуда она взялась в магазине?», «Кто и из чего сделал бумагу, «Так ли она необходима людям?», «А что было бы, если бы исчезла вся бумага Эти вопросы остались без ответа. Чтобы найти все ответы, было решено помочь детям: в интересной и увлекательной форме рассказать о происхождении и роли бумаги в жизни человека.

В наши дни, когда мир находится на грани экологической катастрофы, экологическое воспитание, как никогда, является одной из актуальных проблем современности.

Современные дети быстро адаптируется в окружающей их действительности, предстающей в своем удивительном многообразии: природа, человек, техника и т. д. Но без контроля взрослого человека познание всей глубины и разнообразия окружающего мира, невозможно сформировать не потребительское, а созидательное отношение.

Бумага – предмет знакомый дошкольникам, каждый день они с ним сталкиваются. Это доступный и универсальный материал, который так доступен детям. Они работают с ним, не задумываясь о свойствах, о значимости в жизнедеятельности человека, о необходимости рационального использования бумаги в целях предотвращения экологических проблем, о которых мы все чаще слышим от специалистов.

Тетради, книги, салфетки, рекламные листовки, упаковка для всевозможных товаров – все это сделано из бумаги.

В своем проекте мы хотим познакомить детей с историей возникновения бумаги, как ее изготавливали наши древние предки и каков уровень современных технологий изготовления бумаги.

Очень скоро в нашем мире может возникнуть экологическая проблема. Ведь деревья, не восстанавливаются с такой же скоростью, с какой мы не задумываясь, тратим бумагу для своих нужд. Поэтому сегодня очень актуальна проблема вторичной переработки бумажного сырья.

Бумага своими руками. Можно ли её изготовить в домашних условиях? Этим вопросом мы задались в своей работе. Знакомя детей с научной и художественной литературой по данной теме, занимаясь с детьми опытно – экспериментальной работой были изучены различные способы изготовления бумаги в домашних условиях.

Цель проекта : Закрепление умения получать информацию о новом объекте в процессе его исследования.

Задачи проекта :

1. Расширить представления детей об экологических проблемах в нашей стране.

2. Способствовать самостоятельному использованию действий экспериментального характера для выявления скрытых свойств.

3. Познакомить с технологиями производства бумаги в прошлом и в настоящем;

4. Исследовать свойства, структуру бумаги в процессе практических опытов;

5. Научиться применять вторичное сырьё в декоративно – прикладном творчестве;

6. Развивать стремление общаться со сверстниками в процессе совместной деятельности;

7. Пополнить предметную среду группы (зону экспериментирования) новыми образцами бумаги;

8. Организовать сотрудничество с родителями; оказывать родителям содействие в развитии познавательных процессов у детей.

В наши дни изделия ручной работы ценятся очень высоко, ведь они хранят тепло человеческих рук и не имеют аналогов. То же можно сказать и о бумаге ручного отлива : интерес к ней растет с каждым днем, так что, по прогнозам, мастерам бумажного дела скучать не придется.

Тип проекта :

• По доминирующей в процессе деятельности – познавательный, социальный, творческий.

• По времени – краткосрочный (16.09.2016. - 30.09.2016.)

• По характеру контактов – в рамках ДОУ.

• По характеру участия детей в проекте : участник от зарождения идеи до получения результата.

Участники проекта : Воспитатели, дети старшего дошкольного возраста, родители, старший воспитатель, педагог – психолог.

Ресурсы:

Материально – технические: Слайды «Из чего и как делают бумагу (презентация); альбом, клей ПВА, ножницы, цветная бумага, бумага для принтеров, кофе, чай, молоко (для состаривания бумаги, пена для бритья, краска акриловая, фотоаппарат, проигрыватель дисков, компьютер. Мультимедийный проектор для демонстрации презентации и подготовки к НОД.

Учебно – методические: Научная литература: Е. Ульева «Энциклопедия для малышей в сказках: «Как появилась бумага, «Из чего делают книги?»», А. Ликум «Все обо всем: «Кто изобрел бумагу»». Стихотворение С. Михалкова «Лист бумаги», С. Маршак «Чистый лист» А. Симоненкова «Город Оригами», Н. А Колесова «Простой листок бумаги»

Наглядные пособия: сюжетные картинки по теме «Бумажные истории», информационная папка «Волшебница бумага», презентация «Из чего и как делают бумагу

Методические пособия:

1. Аким, Э. Л. Обработка бумаги текст. /Э. Л. Аким. -М., 1979.

2. Бумага своими руками _ Страна Мастеров. mht

3. Сделай сам! 100 самых интересных самостоятельных научных проектов / Г. Веччионе. – М., 2004.

4. Фляте, Д. М. Свойства бумаги текст. /Д. М. Фляте. – 2-е изд., М., 1986.

5. hobby-books.blogspot.com

6. jorigami.narod.ru

7. www.maam.ru

8. nsportal.ru

9. О. В. Дыбина «Неизвестное рядом. Занимательные опыты, эксперименты для дошкольников».

10. И. Н. Коверинский «Основы переработки древесины».

11. Н. Ю. Яковлев «Слово о бумаге».

12. А. И. Шапико «Секреты знакомых предметов. Бумага».

13. Энциклопедия «Вопросы и ответы».

14. https://allforchildren.ru/why/how45.php

Формы работы над проектом : НОД, беседы с детьми, конструирование из бумаги, художественное творчество, экспериментирование, рассматривание иллюстраций, фото, работа с родителями с целью создания лэпбука «Волшебный мир оригами»

Продукты проекта для педагогов, детей и родителей:

Для педагогов – Презентация «Из чего и как делают бумагу на педсовете

Выступление на семинаре «Работа с экологическими проектами»

Для детей: – Презентация «Из чего и как делают бумагу, выставка работ, выполненных из бумаги. Использование бумаги в декоративно – прикладном творчестве.

Для родителей: Участие в создании альбома «Вторая жизнь бумаги. Способы переработки бумажных отходов».

Ожидаемые результаты:

В отношении детей:

1. Дети осознанно поняли экологическую проблему о необходимости вторичной переработки бумаги.

2. Расширены и систематизированы знания об истории возникновения бумаги, способах ее переработки, использовании в декоративно – прикладном творчестве.

3. Сформировано бережное отношение к природным ресурсам, желание сохранять и приумножать природные богатства родного края.

4. Усвоен алгоритм создания проекта, сформировано умение представлять творческий продукт коллективной, индивидуальной деятельности.

Педагогов :

1. Пополнена методическая копилка ДОУ.

2. Повышение профессиональной компетенции педагога при реализации проекта (работа с электронными ресурсами, презентация проекта для педагогов дошкольных отделений, активизирована работа с родителями).

3. Обогащение методических приемов, средств и форм работы с детьми и родителями по ознакомлению с историей создания бумажного производства в России и за ее пределами, в вопросах ознакомления с методами и приемами создания декоративной бумаги.

Родителей:

1. Повышение качества работы с родителями в вопросах экологического воспитания детей дома,

2. Активная позиция семьи по решению вопросов вторичной переработки бумаги.

Этапы реализации проекта :

1. Накопительный

Воспитатели С детьми С родителями

1. Выбор темы, определение целей и задач,

2. Подбор методической литературы для реализации проекта (журналы, статьи, и т. п.);

3. Подбор наглядно-дидактического материала; художественной литературы, организация развивающей среды в группе.

1. Уточнение представлений детей о бумаге, о важности переработки бумажных отходов.

2. Постановка экологической проблемы: «С какими проблемами сталкивается современное общество?», «Как мы можем помочь в решении экологических проблем?», «Какие способы переработки бумаги вы знаете

3. Рассматривание картинок на экологическую тематику.

4. Беседы.

5. Чтение х/л и научной литературы 1. Выявить мнение родителей о важности для ребёнка экологической проблемы «Вторичная переработка бумаги».

2. Рассматривание вопросов ознакомления детей с этапами возникновения бумажного производства.

4. Оказание помощи в подборе материала для лэпбука.

2. Практический

Воспитатели С детьми С родителями

1. Оформление папки «Волшебница бумага».

2. Презентация проекта на педсовете, семинаре.

3. Проведение мастер – класса с педагогами ДОУ «Изготовление бумаги» Проведение бесед, НОД, экспериментирования, работа с иллюстрациями, творческая деятельность. 1. Оформление уголка для родителей «Искусство оригами»

2. Консультация для родителей «Как мы можем помочь планете?»

3. Социологический опрос для родителей на тему: «Что вы знаете о вторичном использовании бумажного сырья

Реализация проекта планировалась и осуществлялась в соответствии с ФГОС в четырех образовательных областях:

Познавательное развитие: НОД беседа на тему «Вторичное использование бумаги»; (опытно – экспериментальная работа) на тему: «Виды бумаги и ее назначение»; «Исследование свойств бумаги»

Художественно – эстетическое развитие:

Конструктивно – модельная деятельность «Подарок для друга своими руками», «Цветы осени»; аппликация с использованием обрезков журналов в технике контурной мозаики «Осенний лист»

Беседы с детьми о бумаге, ее свойствах и разновидностях, о бережном отношении к природным ресурсам.

Дидактические игры «Сделай сам», «Бывает, не бывает»

Речевое развитие:

Рассматривание сюжетных картинок по теме «Бумажные истории», чтение художественной и научной литературы, заучивание стихотворений.

Пальчиковая игра «Осень».

Японская пальчиковая гимнастика с карандашом.

Социально – коммуникативное развитие: сюжетно – ролевая игра «Магазин сувениров и подарков», «Едем отдыхать на природу».

Совместная деятельность воспитателя и детей в течение дня по изучению свойств бумаги, технологий изготовления бумаги в домашних условиях, помощь воспитателю в подготовке опытов с бумагой

Целевая прогулка «Прогулка к дереву»

Продолжение работы по вторичному использованию бумаги в домашних условиях совместно с родителями.

3. Заключительный

Воспитатели С детьми С родителями

1. Оформление выставки детских работ «Подарок для друга своими руками»,

2. Обмен опытом на педсовете, презентация реализации проекта.

Проведение мастер-класса.

3. Выступление на семинаре по защите экологического проекта «Бумага своими руками – решение экологической проблемы». Организация и проведение опытов с бумагой, изготовление бумаги своими руками в домашних условиях, изготовление декоративной бумаги различными способами.

1. Оформление лэпбука «Волшебный мир оригами»

2. Альбом «Вторая жизнь бумаги. Способы переработки бумажных отходов».

3. Благодарственные письма за активное участие, помощь в реализации проекта, работе с детьми.

Связь со специалистами:

Старший воспитатель – проводит консультации, дает методические рекомендации для воспитателей, обеспечение материально – техническими и учебно – методическими ресурсами.

Результативность проекта :

У нас получилась необычная бумага, которая может быть использована в декоративно – прикладном творчестве, как детьми, так и взрослыми. А еще, с нашей помощью были спасены несколько деревьев от вырубки. Тем самым, мы помогли ещё и многим животным, птицам и насекомым. Потому что в природе все взаимосвязано: бумагу делают из деревьев, деревья являются жильём, источником жизни для человека, животных, насекомых и птиц.

Вывод: данный проект позволил наглядно систематизировать и обобщить знания детей о значении бумаги в жизни человека, разнообразии, и свойствах. Дети, благодаря самостоятельному использованию действий экспериментального характера, получили много новой информации о свойствах бумаги. Проект способствует активному участию каждого ребенка и родителя в решении экологических проблем.

Перспектива развития проекта :

1. Разработка интерактивного НОД на тему «Букет для милой мамочки к 8 Марта» для детей старшей группы с использованием интерактивной доски.

2. Создание презентации «Книга своими руками» (о технологии изготовления книги в домашних условиях совместно с родителями дошкольников)

Публикации по теме:

«Бумажные истории» или возможности бумаги в оформлении развивающей предметно-пространственной среды ДОУ«Бумажные истории» или возможности бумаги в оформлении развивающей предметно-пространственной среды ДОУ Бумага это доступный, легкий в обращении, пластичный материал. Она может стать помощницей в оформлении РППС сада. Чаще всего изделия из.

Бумажные цветы в технике оригами «Тюльпаны»Бумажные цветы в технике оригами «Тюльпаны» К 8 Марта я решила помочь, украсить музыкальный зал, своей творческой работай. Я и мои воспитанники (помогая мне) сделали целую корзину тюльпанов.

Бумажные шары Трискеле мастер-классБумажные шары Трискеле мастер-класс Приветствую всех гостей моей странички. Представляю для вас мастер- класс по изготовлению бумажных шаров Триселе. Поделки очень просты.

Фотоотчет выставки кружка «Бумажные фантазии» 2Фотоотчет выставки кружка «Бумажные фантазии» 2 Уважаемые коллеги вот и подходит к концу учебный год. Дети наши заметно подросли за год. Стали ответственнее, умнее. Многому научились за прошедший.

Креативные бумажные платья (фотоотчёт)Креативные бумажные платья (фотоотчёт) Совсем недавно неожиданно для себя открыла интерес и способности изготовления бумажных платьев. Дело в том, что шить я совсем не умею, ну.

Мастер-класс «Бумажные нарциссы»Мастер-класс «Бумажные нарциссы» Вам понадобится: белая, желтая, оранжевая тонированная бумага, карандаш, линейка, ножницы, зубочистка, клей ПВА. Из белой или желтой бумаги.

Проект «История моей семьи в истории страны!»Проект «История моей семьи в истории страны!» Здравствуйте! Меня зовут Филитов Тимофей, мне 6 лет, я хожу в детский садик "Теремок". Я вам хочу рассказать "Историю моей семьи в истории.

Проект по формированию толерантности у детей среднего дошкольного возраста (с использованием технологии «Истории Карапушек» …) Проект по формированию толерантности у детей среднего дошкольного возраста (с использованием технологии "Истории Карапушек: как жить в мире.

Работа кружка ˮБумажные фантазииˮРабота кружка ˮБумажные фантазииˮ Жизнь становиться намного веселее, если подходить ко всем ее вызовам творчески. Билл Гейтс На протяжении двух лет я веду кружок Бумажные.

Исследовательский, творческий, практико-ориентированный проект «Бумажные фантазии» .

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Педагогический проект «Бумажные истории»
Опубликовано: 17 декабря 2016 в 19:35
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 11.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД