Педагогический проект «Донской край — Родина моя»

Светлана Нехаева
Педагогический проект «Донской край — Родина моя»

Педагогический проект «Донской край — Родина моя»

Обоснование проблемы:

Родина. Отчизна. Отчий край. Так называют люди ту землю, на которой родились, и нет ничего дороже у человека, чем Родина, красота которой открылась ему однажды как чудо. Необходимо помочь ребёнку открыть это чудо, приобщая его к природе, быту, истории, культуре родного края. Знакомясь со своей малой Родиной, ребёнок начинает любить её и сохраняет чувство привязанности к ней на всю жизнь. И чем лучше дети будут знать её, тем лучше поймут значение того, что происходит сегодня, и тем яснее представят будущее. Многонациональность Донского края, в частности города Гуково, одна из причин осознанной нами необходимости привить уважение и интерес к культуре, обычаям, традициям, истории края. Человек, любящий Родину, не способен на предательство, преступление. А это так важно в наше время.

Следующая причина - дегуманизация общества в целом, в том числе обесценивание таких нравственных ценностей, как проявление заботы друг о друге, об окружающем мире. Вследствие этого - серьёзные изменения в социальной, экономической и политической сферах, приведшие к социальному расслоению, снижению качества жизни достаточно большой части населения, что и повлияло на учащение вспышек негативизма, агрессии, жестокости.

Идея проекта:

Обеспечение исторической преемственности поколений, сохранении, распространении и развитии национальной культуры, воспитании бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России.

Цель проекта: Формирование патриотических чувств и развитие духовности посредством знакомства детей с Донским казачеством

Тип проекта: педагогический.

Вид проекта: групповой, долгосрочный.

Участники: воспитатель группы «Солнечные лучики» Нехаева С. И.

Целевая группа: дети 5 – 7 лет, родители детей.

Форма проведения: как в специально организованной так и в свободной деятельности детей в дошкольном учреждении и дома.

Масштаб: 3 года

Задачи:

Приобщение личности к системе культурных ценностей, отражающих богатство общечеловеческой и национальной

культуры, и выработка своего отношения к ним;

Возрождение традиций российской ментальности, патриотизма в единстве этнических и общечеловеческих ценностей, воспитание уважения к законам страны и гражданским правам личности, стремление к сохранению и развитию престижа, славы и богатства Отечества;

Философско-мировоззренческая ориентация личности в понимании смысла жизни, своего места в мире, своей уникальности и ценности.

Методы проекта:

*культурологические беседы, рассказы педагога;

*выражение своего эмоционального отношения: высказать своими словами свои впечатления увиденного, услышанного с настроением, которое они вызывают, мотивировать, объяснить его;

*введение в художественно - эстетическую развивающую среду предметов искусства и быта Донского края;

*диалоги о произведениях народного промысла, познание ценностных смыслов, выражения отношений к донскому фольклору, искусству, музыке;

*игровая технология;

*применение ситуаций воображаемых действий, перевоплощения, олицетворения, импровизации;

* дидактические, режиссёрские игры.

Педагогические технологии:

культуросообразные технологии направлены на приобщение детей к ценностям региональной культуры (донские казаки).

процесуально-описательный - описание (алгоритм) процесса; совокупность целей, содержания, методов и средств для достижения планируемых результатов обучения;

процессуально-действенный - осуществление технологического (педагогического процесса, функционирования всех личностных, инструментальных и методологических средств.

Формы организации проекта:

*занятия, аппликация, рисование, лепка, музыка, развитие речи;

*экскурсии;

*Кружок по ознакомлению детей с казачеством «Горенка»

*Музыкально-литературный праздник «Ты цвети, моя земля донская

Этапы реализации проекта по ознакомлению дошкольников

с историей и культурой Донского края

Подготовительный этап: Изучение содержания регионального компонента. Обеспечение взаимопроник-новения федерального и регионального компонентов патриотического воспитания.

Изучение специфики работы (формы, методы) со старшими дошкольниками по истории Донского края. Обеспечение взаимопроник-новения технологий и методик в образовательный процесс.

Теоретический этап:

Разработка содержания регионального компонента по ознакомлению дошкольников с историей Донского края. Обеспечение учёта возможнос-тей детей дошкольного возраста (научность и достоверность материала).

Разработка дидактического и методического сопровождения работы по ознакомлению детей с историей Донского края. Обеспечение использования эффективных форм и методов работы, современных технологий.

Практический этап:

Внедрение разработок по ознакомлению детей с историей Донского края в педагогический процесс ДОУ. Реализация регионального компонента патриотического воспитания дошкольников.

Апробация дидактического и методического материала.

Апробация диагностического материала

Задачи 1 этапа:

•формирование регионального компонента в сознании детей (воспитание чувства понятия «малой родины»);

•развитие форм культуросообразной жизни (выявление культурного человеческого потенциала: реальных носителей культуры, очагов самодеятельного искусства, народной педагогики и вовлечение их в педагогическую деятельность).

Средства социализации дошкольников:

введение в образовательный процесс ознакомления с родным краем;

введение регионального содержания с учётом принципа постепенного перехода от более близкого ребёнку,

личностно - значимого (дом, семья) к менее близкому - культурно- историческим фактам;

деятельный подход в приобщении детей к истории, культуре, природе родного края;

осознанный выбор методов знакомства с родным краем, повышающих познавательную и эмоциональную активность детей (уголок русского быта, предметы декоративно- прикладного искусства, музыка и т. д.).

Модель предметно-развивающей среды:

3 этап: Выполнение проекта

создание целостной образовательно-воспитательной среды с включением работы кружка по ознакомлению детей с казачеством «Горенка»;

вовлечение в образовательно-воспитательный процесс реальных носителей культуры родного края (детская библиотека, воспитанники детской музыкальной школы).

Цель: систематизировать и закрепить знания детей о традициях, духовно – нравственном образе жизни человека, живущего на Дону. Через связь музыки, художественного слова показать красоту родного края.

Сравнительная диагностика уровня освоения программы по ознакомлению с казачеством за 3 года

Практическая значимость:

•совместная творческая деятельность с родителями помогла развитию познавательных способностей ребенка, формированию его ценных жизненных ориентаций;

•возник интерес детей к истории Донского края;

•создали методическое обеспечение педагогического процесса, критериев и показателей развития детей на основе использования донской культуры;

•разработали информационно-методический материал для родителей и педагогов (конспекты занятий, консультативный материал, картотека народных казачьих игр);

•создали перспективный план по ознакомлению детей с историей казачества.

ЛИТЕРАТУРА

1. Национальная доктрина образования в РФ (утверждена постановлением Правительства РФ от 4 октября 2000 г. №751)

2. «Задачи программы «Детство» В. И. Логинова и др. 1997 г.

3. «Планета детства – планета творчества» опыт работы МДОУ № 49 «Оленёнок» 2004 г.

4. «Развитие представлений о человеке в истории и культуре» Г. Н. Калайтанова, Т. И. Агуреева, О. Ю. Муравьёва. Ростов – на – Дону, 1999 г.

5. «Гуково» (историко–краеведческий очерк) Л. И. Микулин, В. В. Нестеренко. Ростов. Книж. изд – во, 1980 г.

6. «Природа и история родного края» М. П. Астапенко, Е. Ю. Сухаревская, изд – во «Баро – пресс», 2003 г.

7. «Край родной» (хрестоматия для чтения младших школьников (на региональном материале) Т. А. Бутенко, В. Б. Небратенко, изд – во «Баро – пресс», 2003 г.

8. «Патриотическое воспитание дошкольников и младших школьников» (из опыта работы прогимназии «Казачья») Н. Калугина. 2008 г. ДВ №4.

9. «Особенности гражданского воспитания дошкольников» Т. Поштарёва. 2009 г. ДВ №10.

10. «В низовьях Дона» В. И. Кулишов, Москва, «Искусство», 1987 г.

11. «Приглашаем в край Тихого Дона» Н. Бусленко, Уприздат, г. Ростов- на – Дону, 1990 г.

Публикации по теме:

Конспект НОД по реализации ОО «Коммуникация» в старшей группе «Россия — наша Родина» Непосредственно-образовательная деятельность. Коммуникация. Программное содержание: Познакомить детей с понятием Родина, Отечество. Формировать.

«Родина моя — Киселёвск. Путешествие по разноцветной земле». Конспект занятия по краеведению Цель: Влияние общения с природой на эстетическое и нравственное воспитание ребёнка. Задачи: 1. Формирование знаний детей о природе родного.

Библиотека изображений:
  • Научная лаборатория
  • Геометрические фигуры
  • Деревья и листья
Автор публикации:
Педагогический проект «Донской край — Родина моя»
Опубликовано: 18 января 2014 в 17:56
+66
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 120.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Комплексное занятие во второй младшей группе по аппликации по теме: «Консервируем...
Интеграция образовательных областей: Художественно - эстетическое развитие, познавательное развитие, речевое развитие. Цель: Формирование интереса у...
Поделка к 23 февраля. Кружка для папы. (Фотоотчет)
Приближается праздник - День защитников Отечества, который отмечается 23 февраля. Это праздник дедушек, пап, дядь, братьев, поскольку все они наши...
Анюткин сарафан. Сказка.
Дорогие коллеги, представляю вам свою новую сказку. Эта сказка познакомит вас и ваших деток с забытой профессией - СИНИЛЬЩИК ( синила, синильник. Кто это...
Мастер-класс по изготовлению дидактической игры «Подбери по цвету».
Для изготовления игравого пособия, необходимы материалы и инструменты: цветная панель, цветной фетр из него я вырезала бантики, носочки, маячки, ручки...
Статья «Дома, где открываются детские сердца»
Доброго времени суток, уважаемые коллеги, друзья и гости! На этой неделе методист школы предложила мне напечатать заметку в учительскую газету под названием...