Лучший педагог года

Педагогический проект «Играем в пальчиковый театр — развиваем речь»

Елена Белова
Педагогический проект «Играем в пальчиковый театр — развиваем речь»

Проблема речевого развития детей с ТНР остается одной из актуальных проблем на сегодняшний день.

В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ уделено значительное внимание детям с ограниченными возможностями здоровья, как обучающимся, имеющим «недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий». Согласно ФГОС ДО, «главной целью образовательной политики в сфере дошкольного образования является реализация права каждого ребенка на качественное и доступное образование, обеспечивающее формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста». Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования указывает на использование инновационных подходов в обеспечении позитивной социализации каждого воспитанника дошкольного образовательного учреждения.

Публикация «Педагогический проект „Играем в пальчиковый театр — развиваем речь“» размещена в разделах

В работе с детьми, имеющими речевые нарушения, весьма актуальной является проблема разработки разнообразных средств, способствующих эффективному формированию речи. Одним из таких эффективных средств является театрализованная деятельность детей, в частности – с пальчиковым театром.

Пальчиковый театр способствует развитию мелкой моторики, что особенно актуально в работе с детьми, имеющими речевую патологию. Благодаря действиям с куклами формируются тонкие дифференцированные движения пальцев рук. Связь развития речи с развитием мелкой моторики доказана многими учеными: В. М. Бехтеревым, Л. С. Выготским, А. Р. Лурия, М. М. Кольцовой и другими. Исследования доказывают, что если ребенок производит ритмичные движения пальцами правой руки, то в левом полушарии мозга у него происходит усиление электромагнитных колебаний в лобной и височной зонах, где находятся речевые центры. То же самое происходит в правом полушарии при выполнении ритмичных движений пальцами левой руки. Это позволяет говорить о том, что речевые области формируются под влиянием импульсов, поступающих от пальцев рук. Все ученые, изучавшие психику детей, подтверждают факт, что тренировка тонких движений пальцев рук является стимулирующей для развития речи детей и оказывают большое влияние на развитие головного мозга.

В пальчиковом театре используется режиссерская игра, как вид театрализованных игр. В ней ребенок не сам исполняет роль какого либо персонажа, а управляет артистами – куклами. В данном виде театрализованной игры ребенок «озвучивает» своих героев и комментирует сюжет, как автор, тем самым развивается его монологическая речь.

В процессе театрализованной деятельности с пальчиковыми куклами у детей развивается диалогическая речь, обогащается словарь, формируется звуковая культура речи.

Цель проекта :

Создание оптимальных условий для развития речи детей старшего дошкольного возраста с ТНР с помощью пальчикового театра.

Задачи проекта :

• способствовать развитию всех сторон речи воспитанников через включение их в театрализованную деятельность с использованием пальчикового театра, учитывая индивидуальные особенности ребёнка

развивать мелкую моторику пальцев рук детей;

• разработать и апробировать систему методических мероприятий для родителей по вопросам речевого развития детей с помощью пальчикового театра;

• способствовать активному включению родителей в образовательный процесс дошкольного учреждения;

• обогатить развивающую предметно-пространственную среду группы разными видами пальчикового театра.

Участники проекта

Участники

образовательного

процесса

Дети Воспитанники старшей группы

(5-6 лет)

Педагоги воспитатели

учитель-логопед

музыкальный руководитель

Родители родители воспитанников

Сроки реализации проекта :

6 месяцев : октябрь 2017 года - март 2018 года

Ожидаемые педагогические результаты

Дети

речь детей стала более чёткой, эмоциональной и выразительной, возросла речевая активность детей в различных видах деятельности

• у детей более развита моторика пальцев рук

Родители

• Родители активно включены в коррекционно-развивающий процесс по устранению речевых недостатков детей в домашних условиях

• Родители самостоятельно используют пальчиковый театр в домашних условиях

Дошкольное учреждение

• Предметно-пространственная развивающая среда группы обогащена разными видами пальчикового театра

Механизм реализации проекта

Этапы работы Содержание работы Сроки

I этап-

подготовительный Изучение уровня компетентности родителей в вопросах влияния мелкой моторики на речевое развитие

Сбор дидактических материалов для проекта через изучение методической литературы, работу с интернет-источниками

Приобретение и изготовление необходимых материалов для реализации основного этапа

октябрь

2017

II этап-

основной Консультации для родителей (групповые, индивидуальные

Мастер класс «Пальчиковый театр своими руками»

Семинар-практикум «Пальчиковый театр – как средство речевого развития»

Фотовыставка «Пальчиковые домашние сказки»

Фестиваль «Парад домашних пальчиковых театров»

Фотоколлаж «Наши пальчики рассказывают сказки»

Фото-ширма «Пальчиками играем - речь развиваем»

Конструктивная и художественно-творческая

деятельность детей по изготовлению пальчиковых театров (совместно с воспитателем и самостоятельно)

Разыгрывание мини-этюдов с использованием ранее разученных диалогов или придуманных самостоятельно

Самостоятельная деятельность детей по использованию персонажей кукольного театра

Показ пальчиковых спектаклей родителям и детям других групп

Неделя театра в детском саду ноябрь 2017-

март 2018

III этап-

заключительный Отслеживание результативности реализации проекта

Трансляция опыт работы по данной теме для педагогов (выступление на педсовете) март 2018

Перспективный план реализации проекта

N

п/п Срок Формы и

методы работы Содержание работы Результат Ответственный

1. Подготовительный этап октябрь

2017 Анкетирование родителей Изучение уровня компетентности родителей в вопросах влияния мелкой моторики на речевое развитие Анкета для родителей

воспитатель

октябрь

2017 Сбор дидактических материалов для проекта через изучение методической литературы, работу с интернет-источниками Подбор материалов по темам «Роль пальчикового театра в развитии меркой моторики и развитии речи», «Диалоги для пальчиковых игр», «Сценарии кукольных театров для детей 5-6 лет с ТНР» Составление картотеки:

«Виды пальчиковых игр», «Диалоги для пальчиковых игр»,

«Сценарии кукольных театров для детей старшего дошкольного возраста с ТНР» воспитатель

учитель-логопед

октябрь

2017 Приобретение и изготовление необходимых материалов для реализации основного этапа Пополнение книжного и музыкального уголков, функционального пространства «Театр» Оснащение книжного уголка красочно иллюстрированными русскими народными сказками.

Пополнение функционального пространства «Театр» новыми пальчиковыми театрами.

Внесение в музыкальный уголок новых аудиокассет с записью музыки для разыгрывания сюжетов пальчиковых игр. Воспитатель

Музыкальный руководитель

2. Основной этап ноябрь

2017 Консультация для родителей «Что такое пальчиковый театр, для чего он нужен и какие бывают пальчиковые театры» Педагогическое просвещение родителей по вопросу актуальности использования пальчиковых театров в развитии мелкой моторики и развития речи детей с ТНР Протокол проведения консультации, отзывы родителей

Воспитатель

ноябрь- декабрь

2017 Консультации индивидуальные «Речь и пальчики», «Как правильно проводить с ребёнком пальчиковые игры», «Пальчиковые шаги» Индивидуальная работа с родителями по уточнению знаний по развитию мелкой моторики и развитию речи детей Отзывы родителей Воспитатель

Учитель-логопед

Декабрь

2017 Мастер класс

«Пальчиковый театр своими руками»

Повышение компетентности родителей в вопросах организации домашнего театра; обмен мнениями по способам изготовления пальчиковых театров Оформление фотовыставки «Пальчиковые домашние сказки» Воспитатель

Январь

2018 Семинар-практикум с родителями «Пальчиковый театр – как средство речевого развития» Повышение компетентности родителей в вопросах содержания театрализованного пальчикового представления (темы, ролевые диалоги, а также в вопросах

техники управления пальчиковой куклы. Протокол проведения семинара практикума, отзывы родителей

Воспитатель

Учитель-логопед

Февраль

2018 Фестиваль «Парад домашних пальчиковых театров» Демонстрация домашних пальчиковых театров Видеозапись использования пальчиковых театров ребенка с родителями

Воспитатель

Учитель-логопед

1-2 раза в неделю Конструктивная и художественно-творческая деятельность детей по изготовлению пальчиковых театров (совместно с воспитателем и самостоятельно) Развитие мелкой моторики воспитанников в процессе изготовление бумажных театров на основе конуса, цилиндра, коробочки, стаканчика и др. видов Пополнение функционального пространства «Театр» пальчиковыми театрами, изготовленными детьми Воспитатель

ежедневно Самостоятельная деятельность детей по использованию персонажей кукольного театра Разыгрывание мини-этюдов с использованием ранее разученных диалогов или придуманных самостоятельно Фото-ширма «Пальчиками играем - речь развиваем» воспитатель

Январь-февраль

2018 Подготовка пальчиковых спектаклей для показа зрителям Показ пальчиковых спектаклей по сказкам «Зимовье зверей», «Репка», «Колобок» родителям и детям других групп Фотоколлаж «Наши пальчики рассказывают сказки»

Воспитатель

Музыкальный руководитель

март

2018 Неделя театра в детском саду

Представление пальчиковой сказки «Теремок» Фотоотчет Воспитатель

Музыкальный руководитель

3. Заключительный этап март

2018

(3-я неделя м-ца) Анкетирование родителей

Выявление уровня родительской компетентности в вопросах использования пальчикового театра в развитии речи и мелкой моторики Анкета для родителей Воспитатель

март

2018

(4-я неделя м-ца) Педсовет ««Развитие речевых навыков детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность». Презентация проекта «Играем в пальчиковый театр –

развиваем речь»

Компьютерная презентация Воспитатель

Литература

1. Акулова, О. Театрализованные игры // Дошкольное воспитание, 2005.-№4.

2. Анищенкова Е. С. Пальчиковая гимнастика. Пособие для родителей и педагогов. Владимир: «Астрель», 2006;

3. Бартковский А. И., Лыкова И. А. Кукольный театр в детском саду, начальной школе и семье. Учебно-метолдическое пособие. -М. : ИД «Цветной мир», 2013

4. Белая А. Е., Мирясова В. И., Пальчиковые игры для развития речи дошкольников. Москва: «Профиздат», 2001;

5. Большакова С. Е. «Формирование мелкой моторики рук. Игры и упражнения» М, ТЦ Сфера, 2014

6. Данилова Л. Пальчиковые игры. Москва: «Росмэн», 2008;

7. Драко М. В. Развивающие пальчиковые игры. Минск: «Попурри», 2009;

8. Крупенчук, О. И. Пальчиковые игры (для детей 4 – 7 лет)/ О. И. Крупенчук. – Спб. :Литера, 2008

9. Навицкая О. П. Ум на кончиках пальцев. Веселые пальчиковые игры. Маленькие подсказки для родителей. Москва: «Сова», 2006;

10. Нищева Н. В. Блокнот логопеда. Секреты развития мелкой моторики. - СПб. : ООО «Издательство «Детство-пресс», 2018

11. Парфенова Е. В. «Развитие речи детей с ОНР в театрализованной деятельности» М, ТЦ Сфера, 2014

12. Рогожникова М. В. Артикуляционные и пальчиковые игры – сказки. [//Научно – методический журнал «Логопед».- 2008. — №2.- с 66-73.

13. Хвастовцев А. Умные ручки. Пальчиковые потешки для детей от 3 месяцев до 7 лет. Новосибирск: «Сибирское университетское издание», 2008;

14. Шанина С. Е., Гаврилова А. М. Играем пальчиками - развиваем речь. Москва: «Рипол плассик», 2008;

15. Шевченко, И. Н. Пальчиковый театр в системе коррекции дефектов речи у дошкольников. // Журнал «Логопед». — 2011.- № 1.

16. Чурзина Н. О. Пальчиковые куклы. Москва: «Сова», 2007.

17. «33 лексические темы: пальчиковые игры, упражнения на коррекцию слова с движением, загадки для детей 6-7 лет»(автор-составитель А. Никитина)СПб, КАРО, 2008

18. «Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования» (автор-составитель О. А. Зажигина)СПб, Детство-пресс, 2012

Публикации по теме:

Инновационный образовательный проект «В театр играем — речь развиваем» ИННОВАЦИОННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ «В театр играем – речь развиваем» Актуальность Речь – самый простой и самый сложный способ самоутверждения.

Фотоотчет «Пальчиками играем — речь развиваем» в средней группе с ТНРФотоотчет «Пальчиками играем — речь развиваем» в средней группе с ТНР Пальчиками играем – речь развиваем! Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности ребенка к школьному.

Консультация для родителей «Играем — речь развиваем» Уважаемые родители! Скоро ваш малыш скоро пойдет в школу, и вы, конечно же, хотите, чтобы школьная жизнь началась для него безболезненно.

Консультация для родителей «С пальчиками играем — речь развиваем» При изучении деятельности головного мозга и психики детей ученые отмечают большое стимулирующее влияние на них функции руки. Существует.

Консультация для родителей «С крупой играем — речь развиваем»Консультация для родителей «С крупой играем — речь развиваем» Одно из направлений развития ребёнка и гарант успешности в обучении его письму-это развитие мелкой моторики и координации движений пальцев.

Мастер-класс для воспитателей «Играем с пальчиками — развиваем речь»Мастер-класс для воспитателей «Играем с пальчиками — развиваем речь» Мастер-класс для воспитателей «Играем с пальчиками — развиваем речь»Цель мастер-класса:Повышение профессиональной компетентности воспитателей.

Проект в средней группе «Пальчиками играем — речь развиваем»Проект в средней группе «Пальчиками играем — речь развиваем» В декабре в средней группе №9 прошел проект, под руководством воспитателя Якубовской Снежаны Ивановны. Целью проекта было - развитие общей.

Программа по самообразованию «Играем пальчиками-развиваем речь» (вторая младшая группа)Программа по самообразованию «Играем пальчиками-развиваем речь» (вторая младшая группа) роблема речевого развития детей дошкольного возраста на сегодняшний день очень актуальна. Всё чаще встречаем детей с задержкой развитием.

Рекомендации для воспитателей «Играем — речь развиваем. Игры по картинкам». Старший дошкольный возрастРекомендации для воспитателей «Играем — речь развиваем. Игры по картинкам». Старший дошкольный возраст В ходе игр по развитию речи у детей обогащается словарный запас,они учатся правильно строить речевые высказывания,уточняют и закрепляют.

С пальчиками играем — речь развиваемС пальчиками играем — речь развиваем Массаж кистей и пальцев рук с помощью массажной щётки «Здравствуй правая (левая) рука» Здравствуй, правая рука! Педагог берёт правую.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Педагогический проект «Играем в пальчиковый театр — развиваем речь»
Опубликовано: 25 ноября 2020 в 17:05
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД