Педагогический проект «Играем в сказку»

Марина Кошелева
Педагогический проект «Играем в сказку»

Тема проекта: «Играем в сказку»

Вид проекта: Творческий, практико-ориентированный, внутригрупповой, взросло-детский, краткосрочный.

Актуальность: Игра-драматизация (иначе: театрализованная деятельность) – интерактивный вид деятельности, основанный на литературном материале. Она направлена на развитие у детей, помимо ощущений, чувств и эмоций, мышления, воображения, внимания, памяти, воли, еще и развития многих умений и навыков: речевых, коммуникативных, организаторских, оформительских, двигательных.

Поскольку в раннем и младшем дошкольном возрасте особо актуальными являются проблемы развития речи и коммуникации, то выбор нами театрализованной деятельности представляется целесообразным, так как она дает большой эффект в речевом и коммуникативном развитии:

- дети знакомятся с окружающим миром через образы, расширяется и активизируется их словарь;

- исполняемая роль, произносимые реплики ставят малыша перед необходимостью ясно, четко, понятно общаться - совершенствуется звуковая культура и интонационный строй, формируется грамматический строй речи;

- правильно поставленные вопросы заставляют ребят думать, анализировать, делать выводы и обобщения – развивается диалогическая и монологическая речь;

- в игре развиваются навыки общения, умение управлять своими эмоциями, что способствует улучшению социального статуса ребенка и его взаимоотношений в социуме;

- благодаря сказке ребенок выражает собственное отношение к добру и злу, любимые герои становятся образцами для подражания и отождествления.

Кроме того, игра в сказку интересует детей довольно долгое время, если разнообразить подходы к ней: чтение текста, обыгрывание эпизодов, проведение этюдов и упражнений на тему из сказки, работа над оформлением (музыкальным, живописным).

Проблема: Низкий уровень речевого и коммуникативного развития детей.

Цель проекта: Создать интерактивные ситуации, стимулирующие речевое и коммуникативное развитие детей.

Задачи:

• в области развития речи: расширять и активизировать словарь, совершенствовать звуковую культуру речи, формировать грамматически правильную речь, развивать диалог и монолог;

• в области развития общения: развивать инициативность и эмоциональную вовлеченность в общении, чувствительность к воздействиям взрослого и к его оценке, развивать невер-бальные средства общения (мимику, жесты, развивать ситуативно-деловое общение с детьми;

• в познавательной сфере: развивать восприятие, память, воображение, сенсорику, мотивировать познавательную активность;

• в эмоционально-нравственной сфере: воспитывать интерес и чувствительность к художественному слову, эмоциональную отзывчивость и сопереживание к героям произведений, доброжелательное отношение к сверстникам, позитивное настроение.

Гипотеза: Если в работе над сказкой с детьми третьего года жизни использовать различные приемы театрализации, то познавательный интерес детей будет продолжительное время стимулировать их мотивацию коммуникативной деятельности и обеспечит условия для развития общения и речи.

Образовательные области: а) познание, б) социализация, в) музыка, г) художественное творчество, д) коммуникация.

Целевая группа проекта: дети от 2 до 3 лет.

Партнеры проекта: родители воспитанников.

Ресурсное обеспечение проекта:

материально-техническое: ноутбук, комплекты презентаций, изображений к сказкам, фонотека с детскими и классическими музыкальными произведениями, видеофрагменты сказки, различные виды театров (ложечный, настольный, фланелеграф, маски, шапочки, элементы костюмов к персонажам; декорации к сказкам, иллюстрации к сказкам, дидактические игры по мотивам сказок и т. д.

методическое: конспекты НОД и развлечений; сказки и стихотворения для игр-драматизаций; критерии диагностики речевого и коммуникативного развития детей 2-3 лет; Интернетресурсы и методическая литература.

Сроки реализации проекта: 2 месяца.

Ожидаемые результаты:

повышение уровня развития речи и коммуникативных навыков у детей;

формирование мотивации к познавательной активности, развитие эмпатии; воспитание чуткости к художественному слову;

обеспечение психологического благополучия и здоровья детей;

повышение психолого-педагогической компетентности у родителей;

обогащение предметно-развивающей среды;

Оценка результатов проекта: Критерии и характеристика уровней речевого и коммуникативного развития детей 2-3 лет – см. приложение 1 к проекту. Самоанализ. Опрос родителей.

Оценка рисков проекта:

Риски:

1. Незаинтересованность родителей воспитанников

2. Устаревшее игровое оборудование

Их преодоление:

1. Информационно-разъяснительная работа

2. Реконструкция, модернизация игровой среды

Дальнейшее развитие проекта: алгоритм работы со сказкой может быть использован в данной группе в театрализации других сказок и литературных произведений, а также продолжен далее в младшем дошкольном возрасте.

План-график реализации проекта

Подготовительный этап

1-я и 2-я недели

Мероприятия:

1. Изучение проблемы, теоретическая подготовка к реализации проекта. Задачи: определение исходного уровня развития детей; постановка цели и задач; разработка плана проекта; анализ литературы по теме проекта.

2. Методическое обеспечение проекта, изготовление дидактических пособий, оснащение предмет-но-развивающей среды. Задачи: разработка конспектов НОД, игр, развлечений и пр., подготовка дидактического материала, создание электронных образовательных ресурсов, изготовление атрибутов, сбор реквизита для театрального уголка.

Работа с родителями:

1. Оформление информационного стенда для родителей. Консультация для родителей «Развитие общения и речи у детей 2-3 лет».

2. Работа с родителями по оснащению группы различными видами театра: пальчиковый, плоскостной, фланелеграф, би-ба-бо, ложечный и т. д.

Основной этап – работа со сказкой «Теремок»

3-я неделя

Мероприятия:

1. Рассказывание сказки воспитателем с показом презентации 1. Задачи: учить детей эмоционально и активно воспринимать сказку; воспитывать любовь к русским народным сказкам.

2. Беседа по содержанию сказки с использованием иллюстраций. Задачи: учить детей грамматически правильно строить ответы на вопросы; обогащать активный словарь прилагательными и глаголами; уточнить последовательность персонажей.

3. Дид. игра «Кто как кричит?». Задачи: совершенствовать звуковую культуру речи; упражнять в звукоподражании; развивать слуховое восприятие.

4. Пальчиковая гимнастика «Строим теремок». Задачи: развивать мелкую моторику рук; воспитывать положительные эмоции, эмпатию.

Работа с родителями:

1. Работа с родителями по пополнению книжного уголка русскими народными сказками.

2. Анкетирование родителей: «Сказка в жизни вашего ребёнка».

3. Консультация для родителей: «Значение сказки для развития и воспитания ребёнка».

4-я неделя

Мероприятия:

1. Имитация движений животных под музыку. Задачи: развивать умение выполнять характерные движения в соответствии с персонажем; учить различать музыку по характеру; развивать воображение, слух.

2. Дид. игра «Загадки о животных». Задачи: закреплять характерные признаки животных; активизировать словарь.

3. Прослушивание аудио-спектакля «Теремок» в сопровождении презентации 2. Задачи: учить детей слушать сказку, следить за развитием действия; познакомить с правилами поведения «зрителя» в театре.

4. Дид. игра «Кто поселился в теремке?». Задачи: закреплять последовательность персонажей в сказке; развивать диалог, память.

5. Выкладывание последовательности появления героев сказки на фланелеграфе и на столах в парах. Задачи: поощрять участие в рассказывании, развивать диалог; учить сотрудничеству, выполнять задание в парах; воспитывать дружелюбие.

Работа с родителями:

1. Работа с родителями по созданию фонотеки с аудио-спектаклями сказок и музыкальных произведений для детей.

2. Оформление альбома: «Моя любимая сказка» (сотворчество детей и родителей).

3. Консультация для родителей «Отвечаем на детские вопросы».

5-я неделя

Мероприятия:

1. Игра-имитация действий и основных эмоций персонажей. Задачи: формировать интерес к театрализованным играм; развивать двигательную пластику и эмоциональную выразительность.

2. Раскладывание эпизодов-пазлов по сюжету сказки в парах. Задачи: развивать память, мышление, внимание; учить договариваться, развивать диалог.

3. Чтение стихотворений и потешек с диалогами про животных. Задачи: обращать внимание на образные слова в стихотворениях; развивать связную речь и интонационную выразительность.

4. Озвучивание картинок с животными, имитация движения животных под соответствующую музыку. Задачи: учить выделять характерные признаки персонажей; понимать характер музыки;

двигаться в соответствии с исполняемым образом.

Работа с родителями:

1. Фото-коллаж игр детей.

2. Консультация для родителей: «Использование мнемотаблиц при ознакомлении со сказкой».

3. Выставка детских рисунков по мотивам любимых сказок.

4. Памятка для родителей «Как разговаривать с двухлетним ребенком?»

6-я неделя

Мероприятия:

1. Раскладывание персонажей по порядку в парах. Задачи: закреплять последовательность содержания сказки, формировать умение видеть структуру сказки (начало, середина, конец); развивать коммуникативные навыки, доброжелательность.

2. Ролевой диалог по отдельным эпизодам сказки с использованием ложечного театра. Задачи: стимулировать интерес к театрализованным играм, побуждать осваивать позицию «артист»;

развивать связную речь и интонационную выразительность.

3. Показ настольного театра «Теремок». Задачи: развивать игровые умения, связанные с освоением позиции «зритель»: быть доброжелательным зрителем, досмотреть и дослушать до конца, по-хлопать в ладоши, сказать спасибо «артистам»; стимулировать желание включиться в спектакль, дополняя отдельные фразы в диалогах героев.

4. Игра-импровизация с настольным театром. Задачи: учить правильно держать и «вести» куклу или фигурку героя; развивать связную речь и интонационную выразительность.

Работа с родителями:

1. Консультация для родителей: «Домашний кукольный театр своими руками».

2. Привлекать родителей к обновлению декораций для театра.

3. Инструкция-самоделка для родителей «Пальчиковый театр из бумаги».

7-я неделя

Мероприятия:

1. Инсценировка фрагментов сказки. Задачи: развивать умение взаимодействовать с другими участниками игры: играть дружно, не ссориться, исполнять роли по очереди; учить рассказывать о своих первых впечатлениях по окончании спектакля.

2. Изготовление приглашений на спектакль. Задачи: знакомить с искусством театра и правилами поведения в нем; дать представление о его атрибутике (афиша, зрительный зал, билеты); учить украшать «приглашение» на спектакль в форме теремка разноцветными пластилиновыми шариками.

3. Игра-драматизация «Теремок». Задачи: развивать у детей становление позиции «артист», включающей умение использовать некоторые средства выразительности (мимику, жесты, движения, силу голоса, темп речи) для передачи образа героя, его эмоций и переживаний.

Работа с родителями:

1. Фото-коллаж игр детей.

2. Выставка работ детей - приглашений на спектакль для родителей.

3. Привлекать родителей к видеосъемке театрализованной игры.

Заключительный этап

8-я неделя

Мероприятия:

1. Повторная диагностика коммуникативного и речевого развития детей. Задачи: сравнение критериев развития навыков; анализ результатов исследования.

2. Систематизация материалов. Задачи: осмысление проделанной работы, составление самоотчета.

3. Демонстрация презентации пед. проекта на родительском собрании, педсовете. Задачи: обсуждение и распространение опыта педагогического проектирования с детьми раннего возраста

Работа с родителями:

1. Познакомить родителей с динамикой коммуникативных и речевых умений детей.

2. Выставка изготовленного реквизита к сказкам.

Литература

1. Давыдова О. И., Майер А. А., Богославец Л. Г. Проекты в работе с семьёй. Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2012.-128с.

2. Петрова Т. И., Сергеева Е. Л., Петрова Е. С. Театрализованные игры в детском саду: Раз-работки занятий для всех возрастных групп с методическими рекомендациями. – М.: Школьная Пресса, 2004.

3. Яковлева Н. О. Проектирование как педагогический феномен // Педагогика, 2002. - № 6. - С. 8-10.

Публикации по теме:

Проекты в детском саду 6 Проекты в блогах коллег Блог Альбины Хасаншиной Проект " Золотая осень" Вид проекта: исследовательски-творческий. Цель проекта: создать.

Презентация. Разноцветный мир космоса Уважаемый коллеги! Представляю свой проект "Разноцветный мир космоса". Тип проекта практико-ориентированный,краткосрочный. Цель проекта.

Библиотека изображений:
  • Прописи
  • Русские народные сказки
  • Сюжетные картинки
Автор публикации:
Педагогический проект «Играем в сказку»
Опубликовано: 19 июля 2013 в 17:16
+8
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
«Чтоб представить вы могли, Глобус — копия Земли».
Одному мальчику из нашей группы «Золотой петушок» Дед Мороз на Новый год подарил глобус. Как обрадовались мои ребята, когда Саша принёс глобус в группу! Мы...
Аппликация с элементами рисования с детьми 4–5 лет «Заснеженный дом»
В предварительной работе мы рассматривали иллюстрации к русской народной сказке"Заюшкина избушка", к сказке В. Одоевского "Мороз Иванович",...
Мастер-класс для родителей «Новогодние шары»
Вот и наступил новый 2017 год! К празднику готовились и взрослые и дети. Каждый год мы группе проводим тематические выставки новогодних поделок, «Елочка...
Коллективная работа из бросового материала по мотивам сказки.
Предлагаю Вашему вниманию коллективную работу из бросового материала, выполненную детками средней группы «Карамельки» по мотивам русской народной сказки...
«Ангелы — наши друзья». Беседа с детьми дошкольного возраста
В этой публикации я расскажу о беседе, которая прошла в нашей группе. Тема и текст беседы были согласованы с родителями наших воспитанников и получено от них...