Педагогический проект «Люби свой край и воспевай»

Светлана Гасанова
Педагогический проект «Люби свой край и воспевай»

Наша повседневная жизнь на протяжении тысячелетий искусно украшалась праздниками. Знание, почитание праздничных дат – общекультурное явление, обязательный компонент и эмоционального, и нравственного, и патриотического воспитания ребенка. Воспитать истинного патриота невозможно без знаний истории, традиций и культуры своего родного края. Такое направление в работе как приобщение детей к истокам коми культуры посредством праздника, взято не случайно, так как обряды, отражающие быт коми народа и явления природы, связанные со сменой времен года, передающие труд людей и отношения взрослых и детей, наиболее ярко представлены именно в народных праздниках. Мы разработали проект «Люби свой край и восхваляй», что способствует формированию представлений об образе жизни коми народа, о традициях, характерных особенностях проведения праздников на основе коми фольклора.

Цель проекта: создание максимально-благоприятных условий для приобщения детей к культуре народа коми посредством фольклорных праздников.

Задачи проекта:

• Прививать интерес дошкольников к духовной культуре коми народа через обычаи, обряды, праздники Рождество Христово (святки, Масленица, народное творчество.

• Формировать представления о коми фольклоре.

• Расширять кругозор детей на основе исторического материала, доступного их пониманию.

• Познакомить с элементами материальной культуры, включающей в себя знакомство с предметами быта, коми шумовыми инструментами, орудиями труда, одеждой, национальными блюдами.

• Организовать сотрудничество с родителями в процессе реализации проекта.

Проблема: Как отмечал коми народ Рождественские праздники?

Особенности проекта:

По продолжительности – краткосрочный

По характеру - творческий

По количеству детей - групповой

Участники проекта:воспитатель,музыкальный руководитель, дети старшей группы.

Срок реализации: январь-февраль

План работы с педагогами по реализации проекта

«Люби свой край и восхваляй»

1. Подбор литературы, книг, статей об особенностях проведения Рождества Христова, Святок и Масленицы в Коми крае.

2. Проведение семинара-практикума «Открытая книга»

3. Пополнение экспозиции мини-музея «Горница».

План работы с родителями по реализации проекта

«Люби свой край и восхваляй»

1. На основе изученной проблемы поставить цель проекта.

2. Разработка плана.

3. Совместное с воспитателем составление плана осуществления проекта «Люби

свой край и восхваляй».

4. Составление плана работы с родителями по реализации проекта.

5. Сбор, накопление материала.

6. Домашние задания и задания для самостоятельного выполнения.

7. Презентация проекта: оформление стенгазеты.

«Рождество»

Работа с детьми:

1. НОД в мини-музее:

- «Рождество Христово». Цель: ознакомление детей с обрядом колядования, играми, песнями, характерными для Рождества Христово в Коми крае;

- «Чудесный туесок». Цель: ознакомление детей с коми музыкальными инструментами;

- «Васильев день-14 января» (посиделки). Цель: ознакомление детей с народным обрядовым праздником - Васильев день: гадания, игры;

-«Что прячется в старинном сундуке». Цель: ознакомление с коми старинным костюмом, с особенностями их изготовления и применения (мужской, женский);

-«Крещение – 19 января». Цель: ознакомление детей с особенностями празднования коми народом Крещение.

2. Художественное творчество: выставка рисунков «Рождество», поделок: «Ангелочки», изготовление рождественских открыток, изготовление – плетение оберегов – поясов.

-Рассматривание иллюстраций в «Детской Библии». Рассматривание и обследование предметов:

*ткачества и вязания (рукавички, чулки, полотенца)

*кожи и меха (пимы, панно)

*бересты и дерева (веретено, шкатулка, солонка).

-Чтение и разучивание стихотворений про Рождество.

-Разучивание колядок, проведение колядования в других группах.

-Разучивание коми песни «Руй,Руй» с игрой на шумовых инструментах, песни «Рождество», «Шанежки», «Северные пимы», хоровода «Доли-шели».

-Чтение коми сказки «Медвежьи няньки». Чтение и разучивание коми потешки «Сорокина каша».

- Посещение библиотеки.

-Игровая деятельность: наст-печ. игра «Одень куклу» ,«Краеведческое лото»,

старинная игра «Шег»; д/и «Загадай, мы отгадаем», «Загадки с кузовочка», «Занимательный орнамент».

-Коми подвижные игры «Пышкай», «Ошкысь».

3. Фольклорный праздник «Рождественские посиделки». Цель: систематизация знаний детей о праздновании Рождества Христова и Святках в К

Педагогический проект «Люби свой край и воспевай»

ми крае.

Работа с родителями:

-Анкетирование родителей.

-Создание выставки совместных рисунков на темы «Подари радость»;

- Совместный с ребенком поиск исторических сведений, материалов, необходимых для реализации проекта: особенности колядования, коми народные приметы на святки;

-Посещение при участии родителей отдела «Воркутинского музейно-выставочного центра» на п. Воргашор по темам «Одежда жителей Печорского края» с целью знакомства с элементами костюма (женского и мужского) коми народа;

-Подготовка наглядного материала для родителей в виде папок-передвижек «Праздничное колесо», «Чудеса-кудеса», «Прошлое одежды»;

-Привлечение родителей к участию в фольклорном празднике «Рождественские посиделки»;

-Проведение воспитателем консультаций для родителей по темам «Коми детский фольклор», «Родной мой коми край» (Из истории);

-Организация партнерской деятельности детей и взрослых по изготовлению костюмов для ряженья;

-Участие в оформлении альбома «Нодкывъяс» из совместных рисунков.

-Посещение берега реки с ребенком во время всеобщего крещения.

-Посещение и привлечение родителей к пополнению мини-музея в ДОУ

-Оформление выставки книг к Святкам.

«Масленица»

Работа с детьми:

1. НОД в мини-музее:

-«Масленица». Цель: ознакомление детей с масленичной неделей, популярными развлечениями коми народа на Масленицу.

-«Что есть в печи, на стол неси». Цель: ознакомление детей с выпечкой коми национальной кухни, традиционным угощением – блинами.

-«Откуда на стол хлеб пришел». Цель: ознакомление с процессом выращивания хлеба у коми народа.

2. -Художественное творчество: выставка рисунков «Как Масленица хороша»,

- Чтение и разучивание закличек солнца и весны, коми пословиц о хлебе, о земле, о труде

-Разучивание частушек. Прослушивание коми песен в исполнении Л. Логиновой (на русском языке).

-Театрализованная деятельность: потешка «Сорока стрекочет»

- Посещение библиотеки Филиала п. Северного

-Игровая деятельность: наст-печ. игра «Одень куклу» ,«Краеведческое лото».

старинная игра «Шег»; д/и «Чудесный туесок», «Загадки с кузовочка», «Занимательный орнамент»

-Коми подвижные игры «Ошкысь», «Жмурки», соревновательные игры «Расписные лошадки», «Кто быстрее докатит»

-Экскурсия на кухню в ДОУ: наблюдение за жаркой блинов.

-Экспериментальная деятельность: «Сделаем муку, как коми предки».

3. Фольклорный праздник «Душа моя Масленица» Цель: Закрепление представлений о календарно – обрядовом празднике «Масленица».

Работа с родителями:

-Создание выставки совместных детских рисунков на тему «Душа моя Масленица»;

- Совместный поиск материалов: развлечения на Масленицу: ледяная горка и качели ;

-Посещение при участии родителей отдела «Воркутинского музейно-выставочного центра» на п. Воргашор по темам «Национальный орнамент коми» (занятие с использованием практических приемов, с целью знакомства с некоторых элементов коми орнамента;

-Подготовка наглядного материала для родителей в виде папки-передвижки «Масленичная неделя»;

-Привлечение родителей к участию в фольклорном празднике «Душа моя Масленица»;

-Ориентирование родителей на ознакомление с литературой по ознакомлению с коми фольклорными праздниками, энциклопедией «Республика Коми», т. е. активизация их педагогического самообразования и др.

-Совместное выполнение домашних заданий:

- «Отгадки к коми загадке» (совместный рисунок к загадке)

- совместная выпечка блинов.

Публикации по теме:

«Не забудем Ваш подвиг Великий» — презентация по нравственному патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста. Патриотическое воспитание детей – тонкое, деликатное явление в социальном развитии подрастающего поколения. Дошкольное учреждение, как начальное.

Просветительская деятельность кружка «Истоки»Просветительская деятельность кружка «Истоки» Одной из форм работы кружка духовно-нравственного воспитания «Истоки» является просветительская деятельность. Это и встречи со священнослужителями,.

Библиотека изображений:
  • Птицы
  • ПДД
  • Научная лаборатория
Автор публикации:
Педагогический проект «Люби свой край и воспевай»
Опубликовано: 19 декабря 2013 в 15:19
+10
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
«Снеговик нового года»
Зимушка - зима продолжает нас радовать снежком и солнечными денечками! Задавая деткам вопросы о том, как они провели выходными дни, слышу однообразные...
«Зима-прекрасное время года» фото отчет наших творческих работ.
Все времена года прекрасны по своему. Нельзя сказать, что одно время года лучше другого. Каждое приносит столько радости, красоты, запоминающихся моментов....
Мастер класс
Нестандартное физкультурное оборудование для детского сада из бросового материала своими руками. Цель: изготовление нестандартного оборудования из...
Наши пернатые друзья: коллажи с зимующими птицами
Приветствую Вас, дорогие коллеги! Когда однажды, я спросила детей с прошлого выпуска, каких зимующих птиц им хотелось бы нарисовать, они разделились во...
Формирование правильного произношения звуков у детей с ОВЗ.
Изучение недостатков речи у детей с ограниченными возможностями здоровья ( умственной отсталостью, это касается детей с лёгкими формами) показало, что в...