МААМ-картинки

Педагогический проект «Мой удивительный край»

Светлана Александровна Осинцева
Педагогический проект «Мой удивительный край»

Проект «Мой удивительный край»

Пояснительная записка

Одной из тенденций современного образовательного процесса стала этнокультурная направленность. Этнокультурное образование предполагает приобщение дошкольников к этнической культуре (культурам) в дошкольных учреждениях, на основе образовательной программы, при взаимодействии с семьей, учреждениями культуры и спорта.

Публикация «Педагогический проект „Мой удивительный край“» размещена в разделах

Приобщение к традициям народа особенно значимо в дошкольные годы. Ребенок является будущим полноправным членом социума, ему предстоит осваивать, сохранять, развивать и передавать дальше культурное наследие этноса через включение в культуру и социальную активность.

В современном мире многие люди часто забывают свои корни, свою историю. Не многие из подрастающего поколения знают культуру наших предков. Этот пробел нужно заполнить как можно раньше. Воспитание человека культурой начинается с раннего возраста. Педагогические исследования, проводимые отечественными учеными в XXвеке, показали, что дети дошкольного возраста способны познавать культурные ценности, проявлять интерес к окружающей действительности (Р. и. Жуковская, Е. И. Радина и др.). Ученые пришли к выводу, что дошкольникам, с учетом их возрастных особенностей, легче понять и принять культуру своего близкого окружения, в связи, с чем важно приобщать их к культурным ценностям родного края через средства познания окружающего мира, а именно: игровую, художественную, учебно–познавательную, трудовую, исследовательскую, коммуникативную, проектную деятельность. В связи с этим детям еще с дошкольного возраста необходимо показать, как разнообразные виды деятельности могут сделать их жизнь богаче, привлекательнее, интереснее.

Однако, воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину, не может быть без духовного познания своего народа, освоение национальной культуры, традиций и языка.

Этнокультурная воспитанность дошкольников – это совокупность объективных представлений, знаний и ценностей о той или иной культуре, реализующейся посредством социально приемлемых моделей поведения.

Данный проект предусматривает знакомство детей старшего дошкольного возраста с традициями и культурой русского и ханты – мансийского народов.

Проект разработан в соответствии со следующими нормативными документами:

Концепцией Федеральной целевой программы развития образования;

Письмом Минобразования №89/34 – 16 «О реализации права дошкольного образовательного учреждения на выбор программ и педагогических технологий»;

Положением национальной доктрины образования РФ на период до 2025 года (в соответствии с решением коллегии Министерства образования ХМАО);

Всеобщей декларацией ЮНЕСКО о культурном разнообразии;

Уставом МАДОУ МО г. Нягань «Д/с №9 «Белоснежка»;

Приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;

Федеральным законом РФ от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"

Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН 2.4.1. 3049 - 13"Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций ";

Примернойобразовательной программой дошкольного образования «Детство» : Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцева и др.

Основная часть

Проект разработан в соответствии со стратегией развития образования в регионе, которая находится в неразрывном единстве и взаимосвязи с общенациональными и региональными стратегическими приоритетами – это сохранение этнокультурных ценностей региона и интеграция их в образовательное пространство.

Главной целью этнокультурного воспитания на муниципальном уровне является обеспечение условий для становления этнокультурной воспитанности детей 5-7 лет, этнокультурного опыта жизнедеятельности.

Проект долгосрочный (1 год). Ценность проекта составляет практическая часть, которая отражает систему работы по ознакомлению старших дошкольников с родным краем, культурой русского и ханты-мансийского народов.

Гипотеза проекта : приобщение детей к использованию разнообразных видов деятельности поможет сформировать интерес к культуре русского народа и культуре народов ханты и манси.

Цель проекта - сформировать у дошкольников эмоционально – положительное и толерантное отношение к культурному наследию своего региона.

Задачи проекта

1. Формировать чувство гордости за свою национальную культуру.

2. Прививать детям любовь к родному дому, семье, малой родине – ханты – мансийскому краю, большой Родине – России.

3. Создать условия для развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста, приобщить их к традициям и особенностям художественного творчества.

4. Воспитывать толерантное отношение к людям других национальностей.

5. Привлечение внимания родителей к проблеме сохранения национальной культуры и ее традиций.

Данный проект находит отражение в разработанной мною рабочей программе перспективного планирования с учетом региональной модели (страница 97 – 101, рабочая программа).[8]

Проект составлен с учетом особенностей развития детей старшего дошкольного возраста и функционирования дошкольного образовательного учреждения, расположенного в северном регионе.

Новизной проекта является системный подход к вовлечению детей в разные виды деятельности, объединенные моделью регионального компонента рабочей программы. Также, проект предполагает реализацию педагогической деятельности с использованием инновационных технологий: информационно – коммуникативные (позволяют более красочно представить методический и наглядный материал); интеграционные (объединение нескольких видов деятельности для более успешного усвоения материала); здоровьесберегающие (позволяют сохранить и укрепить здоровье в процессе увлекательных дел).

Объектом проекта является обогащение представлений о культуре своего региона, формирование культурно–ценностных ориентиров, воспитание личностно–позитивного отношения к своей культуре и культуре других народов.

Предмет проектаразнообразные виды деятельности :

НОД;

самостоятельная деятельность детей в центрах развития;

познавательная, экспериментальная и исследовательская деятельность детей;

экскурсии, походы в лес;

творческая деятельность детей;

знакомство с художественной литературой и фольклором, с народными подвижными играми и хороводами.

Содержание проекта

1. Организация образовательной работы с детьми предполагает решение следующих задач:

формировать интерес к истории культуры русского народа и народов ханты и манси, через получение знаний о прошлом народа;

систематизировать знания о быте и промыслах русского народа и народов ханты и манси;

знакомить с устным народным творчеством русского народа и народов ханты и манси;

прививать основы экологического самосознания;

воспитывать любовь к родному краю, уважение к людям других национальностей.

2. Организация образовательной работы с родителями воспитанников предполагает решение следующих задач:

повышать уровень компетентности родителей в вопросах приобщения детей к национальной культуре своего региона;

привлекать к проведению и участию в совместных мероприятиях: походах, экскурсиях, развлечениях, праздниках.

Организация деятельности по приобщению детей к национальной культуре своего региона строится через подходы:

вовлечение детей в разнообразные виды деятельности: организация образовательно-игровых и познавательных ситуаций, исследовательская работа с детьми, творческая, музыкальная, театрализованная деятельность;

интеграция видов искусства и фольклора;

привлечение родителей через консультации, беседы, родительские собрания.

Методы и приемы, используемые при реализации проекта :

1. Детские проекты : «Мой край родной», «Моя семья», «Кто нас воспитывает», «Маленькие помощники».

2. Экспериментирование.

3. Моделирование.

4. Игры: настольно–печатные, игры с правилами, подвижные.

Формы взаимодействия с детьми:

1. Организационная деятельность с детьми: ознакомление с предметным и природным миром, с устным народным творчеством, с декоративно – прикладным искусством, с народной музыкой, с национальной одеждой, с народными играми и хороводами.

2. Совместная деятельность с детьми в режимных моментах.

3. Самостоятельная деятельность детей.

Информация о реализации проекта будет распространяться через: выступления на педагогических советах; приглашения коллег и родителей на тематические мероприятия; информационные листки для родителей, расположенных в приемной; проведение экологических акций; публикации в социальных сетях «Интернет».

Принципы реализации проекта :

1. Принцип доступности учитывает переход:

от легкого к более трудному;

от известного к неизвестному;

от близкого к далекому;

скорость переключения с одного вида деятельности на другой;

уровень интеллектуального развития каждого ребенка;

уровень развития потенциала каждого ребенка.

2. Принцип природосообразности учитывает:

организацию педагогического процесса, поддерживающего и укрепляющего здоровье воспитанников, мотивированного к потребности детей в здоровом образе жизни;

соответствие возрастным и индивидуальным особенностям воспитанников.

3. Принцип формирования ориентирован:

на рациональное сочетание разных видов деятельности;

на баланс интеллектуальных, эмоциональных и двигательных нагрузок;

на развивающий характер обучения, основанный на детской активности.

4. Принцип наглядности учитывает рациональное сочетание слова и наглядности:

применение наглядных средств - иллюстрации, наглядные пособия, схемы и модели, план ориентирования в помещении и на улице, технических средств обучения, ИКТ;

использование метода создания проблемной ситуации или трудности.

5. Дифференцированный подход к каждому ребенку, максимальный учет его психологических особенностей, возможностей и интересов.

6. Принцип интеграцииобразовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников.

7. Принцип преемственности направлен на приобщение детей к ценностям культуры и национальным традициям, формирование у дошкольников качеств, необходимых для овладения учебной деятельностью – любознательности, инициативности. Самостоятельности, произвольности.

8. Принцип учета региональных условий в сохранении и развитии традиций национальной культуры.

Приоритетные направления работы с детьми в ходе реализации проекта :

использование фольклора, чтение художественной литературы;

знакомство с традициями и обрядовыми праздниками;

создание атмосферы национального быта;

знакомство с народным искусством русского народа – вышивкой, ханты – мансийского народа – бисероплетением;

знакомство с народными играми, хороводами.

Ресурсы, которые используются в процессе реализации проекта : Информационные:

- средства массовой информации города (газеты, телевидение, сеть «Интернет»).

Методические:

перспективный план;

конспекты НОД;

конспекты мероприятий;

анкеты для родителей;

презентации о городе, о природе родного края, о занятиях людей;

иллюстрации с видами города, природы

символика города, округа.

Материально – технические:

методическая литература;

наглядные пособия;

дидактические игры;

интерактивная доска;

магнитофон;

музыкальные инструменты;

Партнеры

- Педагоги детского сада.

- Родители.

- Сотрудники музея, библиотеки, инструктор МАУ ДОД Центра «Патриот», тренер СДЮШОР им. А. Ф. Орловского.

Целевая аудитория:

Работа по внедрению проекта предполагает участие детей старшего дошкольного возраста (5 – 7 лет) – 30 человек, сотрудников образовательной организации, родителей воспитанников. Выбор детей старшего дошкольного возраста в данной работе обусловлен расширением их возможностей, существенным изменением в мотивационном, эмоциональном, поведенческом аспектах, в общении с окружающими, развитии нравственной, умственной и физической сфер личности.

Период старшего дошкольного возраста являетсяболее оптимальным (сензитивным) в формировании этнокультурной компетентности, поскольку на этом этапе развивается произвольность психических процессов, проявляется эмоциональный отклик на воспитательное воздействие. (Л. С. Выготский, А. В. Запорожец, Д. Б. Эльконин).

Соприкосновение с народным искусством, традициями обогащает ребенка духовно, развивает интерес к своему народу, к его истории икультуре, воспитывает гордость за свою страну.

Этапы реализации проекта

I. Организационный

Создание самобытной обстановки в ДОУ:

оформление «Русской избы»;

макета «Хантыйское стойбище»;

приобретение стеклянных стеллажей для размещения предметов быта и домашней утвари русского народа и народов ханты и манси.

В группе:

в центре творчества – уголок народно–прикладного искусства русского,народов ханты и манси (альбомы с иллюстрациями образцов росписей, образцы народно– прикладного искусства: расписные деревянные ложки, матрешки, изделия из бересты и межа);

в центре познания – уголок «Мой край родной», «Моя Россия, моя страна» (альбомы, книги с фотографиями о городе, округе, о стране, открытки с видами городов нашей страны, символика города, округа, страны,

в центре науки - альбомы, плакаты с изображением природы нашего края (животных, рабах, птицах, растительности);

в центре книги и развития речи - книги с русскими народными сказками и сказками народов ханты и манси, схемы по составлению рассказов.

Разработка картотеки народных подвижных игр.

II. Практический (основной).

На этом этапе осуществляется образовательная работа с детьми в разных видах деятельности:

в НОД тематического, творческого, исследовательского характера;

во время прогулок, экскурсий и походов;

в НОД специалистов ДОУ (музыкального руководителя, инструктора по физкультуре, руководителя по изобразительной деятельности);

в беседах, в ознакомлении с художественной литературой.

Организуются совместные мероприятия с родителями детей, с социальными партнерами (сотрудникамиМАУ ДОД Центра «Патриот», детской городской библиотекой, ДК «Планета»)

Методическое сопровождение проекта :

перспективное планирование по ознакомлению детей с культурой региона;

цикл игр - занятий по ознакомлению детей с бытом, культурой, традициями русского народа и народов ханты и манси;

цикл игр - занятий по знакомству детей с устным народным творчеством русского,ханты и манси народов;

картотека тематических прогулок;

цикл бесед об особенностях традиций и роде занятий народов нашего региона;

конспекты развлечений «Я живу в Югре», «Посиделки у бабушки Агаши»;

театрализованные постановки по русским народным сказкам и сказкам бабушки Аннэ;

картотека народных подвижных игр и хороводов.

III. Заключительный (обобщающе–результативный).

Анализ реализации проекта и достигнутых результатов отслеживается через проведение педагогической диагностики по программе «Детство», анкетирование родителей, беседы с детьми, самоанализ проделанной работы, анализ продуктивной деятельности детей. Совместное мероприятие с родителями с элементами традиционных праздников русского, ханты и манси народов.

План – график реализации проекта

№ п/п Мероприятия Сроки проведения Ответственный

I Этап Организационный

1 Создание развивающей среды в ДОУ: оформление «Русской избы»; макета «Хантыйское стойбище»; приобретение стеклянных стеллажей для размещения предметов быта и домашней утвари русского народа и народов ханты и манси.

Создание развивающей среды в группе:

в центре творчества – уголок народно – прикладного искусства русского и ханты мансийского народов (альбомы с иллюстрациями образцов росписей, образцы народно – прикладного искусства – расписные деревянные ложки, матрешки, изделия из бересты и межа); в центре познания – уголок «Мой край родной», «Моя Россия, моя страна» (альбомы, книги с фотографиями о городе, округе, о стране, открытки с видами городов нашей страны, символика города, округа, страны, в центре науки: альбомы, плакаты с изображением природы нашего края (животных, рабах, птицах, растительности); в центре книги и развития речи: книги с русскими народными сказками и сказками ханты мансийского народа, схемы по составлению рассказов.

Разработка картотеки народных подвижных игр Сентябрь Воспитатели, сотрудники ДОУ

2 Сбор и анализ литературы по данному направлению, определение источников информации Сентябрь.

Октябрь Воспитатели

3 Разработка и определение критериев оценки результатов Октябрь Воспитатели, педагог - психолог

4 Определение направления работы с детьми с учетом их индивидуального развития Сентябрь.

Октябрь Воспитатели, педагог - психолог

5 Планирование деятельности по реализации проекта Октябрь Воспитатели

II Этап Практический (основной)

Работа с детьми

1 Беседа с целью выявления знаний у детей о культуре русского народа и народов ханты и манси на начальном этапе с рассматриванием тематических альбомов. Сентябрь Воспитатели

2 Непосредственно образовательная деятельность тематического, творческого, исследовательского характера (Знакомство с природой северного края, с достопримечательностями города и округа, с древними занятиями людей русского народа и народа ханты и манси, сравнение народных костюмов, обычаев, традиционных праздников и др.) В течение года Воспитатели

3 Проведение прогулок, экскурсий и походов: в музейный центр малочисленных народов Севера; в городской музей; в детскую библиотеку; к памятникам; к социально значимым объектам города. В течение года Воспитатели, сотрудники ДОУ, инструктор по туризма центра «Патриот», родители

4 Непосредственно образовательная деятельность со специалистами ДОУ (музыкального руководителя, инструктора по физкультуре) : развлечения, праздники народного календаря, спортивно – познавательные мероприятия В течение года Воспитатели, специалисты ДОУ

5 Проведение бесед, ознакомление с художественной литературой, фольклором: чтение русских народных сказок и сказок бабушки Аннэ; загадывание загадок; разучивание народных пословиц и поговорок, прибауток, колыбельных песенок, частушек, стихотворений русских поэтов и хантыйских; театрализованные постановки по сказкам, игры – импровизации. В течение года Воспитатели

6 Знакомство с видами росписей русского народа и народа ханты и манси, техникой выполнения работы, видами орнаментов. Декабрь Воспитатели, специалисты ДОУ

7 Организация выставок детских работ (лепка, аппликация, конструирование, рисование) В течение года Воспитатели

8 Мастер – класс по бисероплетению в ЦМНС и по вышивке в группе (в рамках проекта «Моя семья») Март Воспитатели, специалисты ДОУ, специалисты ЦМНС, родители

9 Разучивание и проведение народных подвижных игр и хороводов В течение года Воспитатели

10

Открытые мероприятия: викторины, посиделки, КВН, эстафеты, туристические слеты 1 раз в квартал Воспитатели, специалисты ДОУ

Взаимодействие с родителями

1 Оформление информационного листка с целью ознакомления привлечения родителей к реализации проекта Сентябрь Воспитатели

2 Анкетирование родителей на тему «Приобщаете ли вы детей к культурному наследию?» Сентябрь Воспитатели

3 Создание фотоальбома на тему «Мой удивительный северный край»; альбома с рассказами на тему «Выдающиеся люди Нягани» Ноябрь Воспитатели, родители

4 Консультации: «Нравственно – патриотическое воспитание в семье»; «Ознакомление детей с природой Севера»; «Обычаи русского народа и ханты мансийского»; Октябрь, декабрь, февраль Воспитатели

5 Организация выставок совместного с детьми творчества: рисунки, поделки из природного материала Декабрь, Март Воспитатели, родители

6 Встречи с интересными людьми нашего города Апрель Воспитатели

7 Проведение акций: «Спасти и сохранить»; «Русская береза»; «Сохраним елочку» Октябрь, Декабрь, Май Воспитатели. родители

8 Клуб выходного дня: посещение музеев, походы в лес, экскурсии по городу. 1 раз в квартал Воспитатели, сотрудники ЖОУ, родители

III Заключительный (обобщающе – результативный)

1 Мониторинг отслеживания уровня знаний детей о культуре русского народа и коренного населения региона Май Воспитатели, психолог

2 Презентация проекта на тему «Мой удивительный край» с целью ознакомления с полученными результатами итогов реализации проекта Май Воспитатели, родители

3 Туристический слет (прохождение экологической тропы, участие в познавательной викторине, проведение народных подвижных игр «Ручеек»; «Гори, гори – ясно»; «Попади в цель», «Прыгни через нарды», «Поймай зверя»)

Май Воспитатели, сотрудники ДОУ, родители, сотрудники центра «Патриот»

В результате реализации проекта предполагается получить:

1. Изменения в ценностных ориентиров:

познавательные – у детей пробуждается потребность в новых знаниях, расширяется его собственный опыт за счет того, что известно другим, перед ним открывается значимость учения;

развивающие – у детей возникает стремление самому творить то, что доступно другому, а впоследствии создать, что то новое, оригинальное, интересное;

воспитывающие – дети проникаются чувством красоты к природе родного края, сопереживания всему живому, формируется интерес к национальной культуре, уважение и терпимость к разным народам.

2. Повышение объема и уровня сформированности знаний, умений и навыков детей, в соответствии с целевыми ориентирами ФГОС ДО, в процессе освоения знаний об окружающем мире, истории у культуры родного края.

3. Отношение к явлениям общественной жизни: у детей формируется социальная ориентация – понимание другого человека, его эмоционального состояния, интерес к событиям в стране, в родном городе.

4. Обогащение содержания предметно – развивающей среды в группе.

5. Методическое и дидактическое обеспечение сопровождаемое реализацию проекта (календарно – тематические планы; конспекты НОД, развлечений, праздничных мероприятий; памятки и рекомендации, консультации; пособия, игры и др.)

Родители воспитанников принимают активное участие в проведении мероприятий, помогают в проведении и организации экскурсий, походов. У них повышается интерес к работе ДОУ, формируются практические навыки воспитания детей.

Практическая значимость проекта :

определены показатели сформированности достижений целевых ориентиров у детей данного возраста;

обогащено содержание понятия окружающего мира и мира людей, через постепенное усложнение предоставляемого материала;

выявлены педагогические условия, обеспечивающие эффективность процесса приобщения детей к культурному наследию;

обогащена и пополнена предметно–развивающая среда в группе;

создана модель процесса вхождения воспитанников в мир общечеловеческих ценностей на основе национально – регионального компонента, через разнообразные виды детской деятельности и на основе их индивидуального развития.

Перспективы дальнейшего развития проекта :

Распространение полученных детьми знаний и приобретенного опыта путем представления детям из других групп ДОУ, других детских садов (участие в конкурсах «Знайка», «Я – исследователь» и др., перед родителями (родительско–детские гостиные, посиделки). Мастер – класс перед коллегами с презентацией проекта в ДОУ, на ГМО. Организация в ДОУ этнокультурного центра.

Список использованной литературы

1. Алешина Н. В. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью. Старшая и подготовительная группы. – М. : ЭлизеТрэйдинг, ЦГЛ, 2004 – 246 с.

2. Детство: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, З. А. Михайлова – СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2011. – 528 с.

3. Детские подвижные игры народов СССР: Пособие для воспитателей дет. сада/ Сост. А. В. Кенемап; Под ред. Т. И. Осокиной. – М. : Просвещение, 1989. – 239 с. : ил.

4. Князева О. л., Маханева М. Д. приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа. Учебно – методическое пособие. – 2-е изд., перераб. И доп. – СПб. : Детство – Пресс, 1999. – 304 с. : ил.

5. Куликова С. В. Генезис теории и практики национального образования в России / С. В. Куликова // Педагогика. – 2012. - № 1. – С. 17-30.

6. Кумаева М. В. Методические рекомендации по мансийскому детскому фольклору / М. В. Кумаева. – Омск: Дантэя, 2008.

7. Новый подход к содержанию и организации образования детей 5 – 6 лет в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре: сборник. – Ханты-Мансийск: Полиграфист, 2008. – 122 с.

Публикации по теме:

Неделя космонавтики в средней группе. Проект «Удивительный космос»Неделя космонавтики в средней группе. Проект «Удивительный космос» Хочу поделиться опытом проведения недели, посвященной дню космонавтики. Наш проект назывался "Удивительный космос" Целью проекта является:.

Проект для средней группы «Книги — это удивительный мир»Проект для средней группы «Книги — это удивительный мир» Проект для средней группы «Книги – это удивительный мир» Шепель М. В., Смирнова О. М. Возраст: средняя группа (4 - 5 лет). Вид проекта:.

Проект «Мой край Грайворонский»Проект «Мой край Грайворонский» Проект «Мой край Грайворонский» Подготовила: Матчина С. А Город Грайворон 2016. Вид проекта: Познавательно-продуктивный. Время реализации:.

Проект по патриотическому воспитанию «Мой край — Мой поселок»Проект по патриотическому воспитанию «Мой край — Мой поселок» Проект " МОЙ КРАЙ - МОЙ ПОСЕЛОК" ТЕМА ПРОЕКТА: «Воспитание патриотических чувств у дошкольников на основе ознакомления с родным краем».

Проект с детьми группы общеразвивающей направленности 4–5 лет «Удивительный мир насекомых»Проект с детьми группы общеразвивающей направленности 4–5 лет «Удивительный мир насекомых» Проект с детьми группы общеразвивающей направленности 4- 5 лет «Удивительный мир насекомых» Раздел1. Информационная карта проекта 1.1.

Проект «Удивительный мир динозавров»Проект «Удивительный мир динозавров» Актуальность: Динозавры – актуальная тема еще с древних времен не только для ученых, но и для обычных людей, особенно эта тематика интересует.

Проект «Этот удивительный мир книги» (подготовительная к школе группа)Проект «Этот удивительный мир книги» (подготовительная к школе группа) Проект «Этот удивительный мир книги» (подготовительная к школе группа) Тип проекта: групповой, познавательно-творческий, художественно-речевой,.

Проект «Загадочный и удивительный лес»Проект «Загадочный и удивительный лес» После проведённого проекта «Красная книга Кубани», (о котором я рассказывала в предыдущей публикации) ребята еще больше увлеклись ознакомлением.

Творческо-познавательный проект «Этот удивительный подводный мир»Творческо-познавательный проект «Этот удивительный подводный мир» Наша планета хранит массу секретов и один из самых удивительных и загадочных –подводный мир. Вода хранит свои тайны, занавесы которых.

Детский проект по здоровьесбережению «Удивительный напиток — какао»Детский проект по здоровьесбережению «Удивительный напиток — какао» Разрешите представить исследовательскую работу (в сокращении, которую выполнила моя дочь Анна на конкурс. 1. Введение Здоровье - величайшая.

Автор публикации:
Педагогический проект «Мой удивительный край»
Опубликовано: 15 февраля 2020 в 17:10
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД