Педагогический проект на тему: «Детский сад — семья: пути взаимодействия».

Оксана Перепёлкина
Педагогический проект на тему: «Детский сад — семья: пути взаимодействия».

Актуальность:

Семья и детский сад – два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего, но зачастую не всегда им хватает взаимопонимания, такта, терпения, чтобы услышать и понять друг друга.

Многие великие педагоги занимались изучением семьи. В. А. Сухомлинский сказал: «Дети – это счастье, созданное нашим трудом. Занятия, встречи с детьми, конечно, требуют душевных сил, времени, труда. Но, ведь и мы счастливы тогда, когда счастливы наши дети, когда их глаза наполнены радостью». «Похвала полезна хотя бы потому, что укрепляет нас в доброжелательных измерениях», - писал Ф. Ларошфуко.

В условиях, когда большинство семей озабочено решением проблем экономического, а порой физического выживания, усилилась тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребёнка. Родители, не владея в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребёнка, порой осуществляют воспитание вслепую, интуитивно. Всё это, как правило, не приносит позитивных результатов.

«Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка», - гласит Закон РФ «Об образовании». Сегодня работа с родителями очень актуальна, так как является частью примерной основной общеобразовательной программой дошкольного образования и соответствует новым Федеральным Государственным Требованиям. Тема интересная, ее надо глубинно изучить и совершенствовать.

Цель проекта:

Обеспечить целостное развитие личности дошкольника при тесном взаимодействии с семьей и повышении компетентности родителей в области воспитания.

Задачи проекта:

• создать условия для благоприятного климата взаимодействия с родителями:

при тесном взаимодействии детей, родителей и педагогов;

при использовании новых нетрадиционных форм работы

• установить доверительные и партнерские отношения с родителями;

• вовлечь семью в единое образовательное пространство.

Вид проекта: долгосрочный.

Участники проекта: Педагог, родители и дети.

Этапы проекта:

1-й этап — подготовительный.

Социальный опрос:

Цель: выявить социальный статус родителей, их возраст и образовательный уровень. (см. прил. №1)

Анкетирование родителей

Цель: определение отношения родителей к вопросам воспитания детей, выявление уровня участия семьи и ДОУ в воспитании ребенка. (см. прил. №2)

2-й этап — практический

Практическую часть мы начали с определения принципов, форм, планирования. Основная цель всех форм и видов взаимодействия ДОУ с семьей - установление доверительных отношений между детьми, родителями и педагогами, воспитание потребности делится друг с другом своими проблемами и совместно их решать.

Принципы взаимодействия с семьей.

Родители и педагоги являются партнерами в воспитании и обучении детей: это единое понимание педагогами и родителями целей и задач воспитания и обучения детей.

Помощь, уважение и доверие к ребенку, как со стороны педагогов, так и со стороны родителей.

Знание педагогами и родителями воспитательных возможностей коллектива и семьи.

Максимальное использование воспитательного потенциала в совместной работе с детьми, равноправие и равно ответственность родителей и педагогов ДОУ.

Формы взаимодействия ДОУ с семьей.

Выстраивая взаимодействие с родителями, можно применять как традиционные формы обучения – лекции, семинары, усиливая их интерактивный характер, так и осваивать новые нетрадиционные формы: мастер – классы, недели совместной деятельности, совместные мероприятия за пределами дошкольного учреждения.

.Считаем, что наиболее эффективными формами взаимодействия с семьей являются нетрадиционные:

«Мы вместе», неделя совместной деятельности детей, родителей и педагогов.

Такие мероприятия проводятся ежемесячно. Основная цель: помочь родителям стать ближе к ребенку, узнать, чем и как можно занять детей дома. Каждый родитель может свободно посетить нашу группу и любое помещение ДОУ в удобное время и не только понаблюдать за ребенком, но и принять активное участие во всех видах педагогической деятельности. Благодаря таким мероприятиям не только у детей, но и у родителей раскрывается их творческий потенциал и индивидуальные способности. Неделя «Мы вместе» дает возможность родителям увидеть жизнь ребенка в детском саду, многому научиться друг у друга; создает психологический комфорт при общении детей и родителей (см. прил. № 1)

Мастер – класс.

Считаем, что данная форма наиболее значима при взаимодействии и родителей, и детей. Совместная деятельность способствует обучению практическим навыкам, проявлению взаимопомощи, реализации общих задумок, развитию творческого воображения.

Примерная тематика:

- Нетрадиционные подходы к изобразительной деятельности: изготовление цветов методом торцевания, техника декупажа и др.

- Сказочные герои своими руками (атрибуты к театрализованной деятельности)

- Спортивный инвентарь изготовляем сами

- Мы – кулинары (приготовление и оформление простых блюд и напитков)

- Мы – исследователи (опыты и эксперименты в домашних условиях)

- «Дни общения», совместные мероприятия за пределами ДОУ.

Участие родителей в таких мероприятиях вызывает у детей чувство значимости своей семьи, гордости, расширяет кругозор, познавательный интерес. А у родителей появляется дополнительная возможность побыть с ребенком, завлечь, заинтересовать личным примером.

Примерное содержание:

- посещение краеведческого музея

- экскурсии по городу

- посещение спектаклей, городских праздников

- посещение выставок

- участие в детских городских конкурсах и фестивалях

Основная цель всех мероприятий – укрепление детско-родительских отношений.

3-й этап — заключительный.

По окончанию проекта можно сказать, что у нас сложилась определенная система работы с родителями. Использование разнообразных форм взаимодействия дало определенные результаты: родители стали активными участниками педагогического процесса; создана атмосфера взаимоуважения и взаимопомощи; родители и педагоги стали единомышленниками в воспитании детей.

Итоговое анкетирование подтвердило, что в результате такой системы работы повысился интерес родителей. Родители стали активными участниками всех дел в группе, научились взаимодействовать друг с другом. Так же обогатился воспитательный опыт родителей.

Приложение № 1

Социальный опрос родителей.

Цель: выявить социальный статус родителей, их возраст и образовательный уровень

1. Состав семьи:

полная, неполная, многодетная, мать – одиночка

2. Возраст родителей:

20 – 30 лет, 30 – 40 лет, 40 лет и более

3. Образовательный уровень:

мама – высшее, средне – специальное, среднее;

папа - высшее, средне – специальное, среднее

Приложение №2

Анкета для родителей

Цель:

определение отношения родителей к вопросам воспитания детей,

выявление уровня участия семьи и ДОУ в воспитании ребенка

1. Как вы считаете, кто больше всего должен уделять внимание воспитанию ребенка?

а. семья

б. детский сад

в. семья в тесном взаимодействии с детским садом

2. Можете ли Вы в любой момент оставить все свои дела и заняться ребенком?

а. могу и всегда так поступаю

б. могу, но не всегда так поступаю

в. не могу

3. Какой деятельностью Вы чаще всего занимаетесь с ребенком?

а. просмотр телепередач, чтение книг, компьютерные игры, посещение музеев, выставок, походы и пр. ;

б. совместные игры (спортивные, настольные, подвижные, театрализованные и др.);

в. продуктивная деятельность (рисование, лепка, аппликация, ручной труд и др.)

4. На основе каких знаний Вы воспитываете своего ребенка?

а. используя жизненный опыт

б. на основе рекомендаций педагогов

в. читаете педагогическую литературу

5. Какие формы взаимодействия детского сада с семьей Вам наиболее приемлемы?

а. консультации узких специалистов

б. совместная практическая деятельность взрослых и детей

в. семинары-практикумы

Приложение № 3

Результаты социального опроса родителей

1 Состав семьи

полная – 66% (14 семей)

неполная – 30% (6 семей)

многодетная – 4% (1семья)

2 Возраст родителей

до 30 лет – 0% (0 человек)

от 30 до 40 лет – 81% (17 человек)

40 лет и более – 19% (4 человека)

3 Образование родителей

высшее – 58% (12 человек)

средне – специальное – 38% (8человек)

среднее – 4% (1человек)

Итоги анкетирования родителей

начало года конец года

1. Как вы считаете, кто больше всего должен уделять внимание воспитанию ребенка

начало года

а - 42%

б - 35%

в - 75%

конец года

а - 10%

б - 15%

в - 24%

2. Можете ли Вы в любой момент оставить все свои дела и заняться ребенком?

начало года

а - 24%

б - 28%

в - 48%

конец года

а - 45%

б - 35%

в - 20%

3. Какой деятельностью Вы чаще всего занимаетесь с ребенком?

начало года

а - 24%

б - 38%

в - 38%

конец года

а - 15%

б - 35%

в - 50%

4. На основе каких знаний Вы воспитываете своего ребенка?

начало года

а - 48%

б - 28%

в - 24%

конец года

а - 15%

б - 65%

в - 20%

5. Какие формы взаимодействия детского сада с семьей Вам наиболее приемлемы?

начало года

а - 14%

б - 48%

в - 38%

конец года

а - 15%

б - 60%

в - 25%

Прикреплённые файлы:

pedagogicheskii-proekt_ch3kb.pptx | 11269,31 Кб | Скачан: 285
 
Публикации по теме:

Организация работы с родителями в современном ДОУ. Система образования должна быть ориентирована не только на государственный заказ, но и на общественный спрос на образовательные услуги.

Взаимодействие детского сада и семьи Взаимодействие детского сада и семьи[/b] Актуальность В условиях, когда большинство семей озабочено решением проблем экономического, а порой.

Библиотека изображений:
  • Птицы
  • Земноводные, рептилии
  • Праздники
Автор публикации:
Педагогический проект на тему: «Детский сад — семья: пути взаимодействия».
Опубликовано: 9 апреля 2013 в 08:28
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Мастер-класс «Пасхальный сувенир»
Праздник Пасхи – это великий праздник, называют его праздником праздников, торжеством из торжеств. Готовились к нему заранее: убирали и украшали свой...
Подснежник. Мастер-класс
Несколько лет назад необходимо было изготовить подснежники для украшения зала. На тот момент вариантов изготовления было немного. Испробовала несколько...
Фотоотчёт занятия по художественному творчеству (рисование) «Полосатая дорожка»
Я в марте проводили неделю «Правила дорожного движения». Проект и презентацию уже опубликовала. Хочу ещё представить фотоотчёт занятия...
«Конкурс чтецов» (фотоотчет)
Во время прогулок мы учим детей наблюдать за явлениями природы, любоваться живым, безграничным миром, окружающим нас. На занятиях НОД прививаем бережное...
Фотоотчет «Открытка ветерану»
Ежегодно, в нашем детском саду, проводится конкурс "Открытка ветерану". Этот конкурс проводит Молодежный Совет, ОАО «ЭнСер», профсоюз «Урал Аз» с целью...