Педагогический проект на тему: «Детский сад — семья: пути взаимодействия».

Оксана Перепёлкина
Педагогический проект на тему: «Детский сад — семья: пути взаимодействия».

Актуальность:

Семья и детский сад – два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего, но зачастую не всегда им хватает взаимопонимания, такта, терпения, чтобы услышать и понять друг друга.

Многие великие педагоги занимались изучением семьи. В. А. Сухомлинский сказал: «Дети – это счастье, созданное нашим трудом. Занятия, встречи с детьми, конечно, требуют душевных сил, времени, труда. Но, ведь и мы счастливы тогда, когда счастливы наши дети, когда их глаза наполнены радостью». «Похвала полезна хотя бы потому, что укрепляет нас в доброжелательных измерениях», - писал Ф. Ларошфуко.

В условиях, когда большинство семей озабочено решением проблем экономического, а порой физического выживания, усилилась тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребёнка. Родители, не владея в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребёнка, порой осуществляют воспитание вслепую, интуитивно. Всё это, как правило, не приносит позитивных результатов.

«Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка», - гласит Закон РФ «Об образовании». Сегодня работа с родителями очень актуальна, так как является частью примерной основной общеобразовательной программой дошкольного образования и соответствует новым Федеральным Государственным Требованиям. Тема интересная, ее надо глубинно изучить и совершенствовать.

Цель проекта:

Обеспечить целостное развитие личности дошкольника при тесном взаимодействии с семьей и повышении компетентности родителей в области воспитания.

Задачи проекта:

• создать условия для благоприятного климата взаимодействия с родителями:

при тесном взаимодействии детей, родителей и педагогов;

при использовании новых нетрадиционных форм работы

• установить доверительные и партнерские отношения с родителями;

• вовлечь семью в единое образовательное пространство.

Вид проекта: долгосрочный.

Участники проекта: Педагог, родители и дети.

Этапы проекта:

1-й этап — подготовительный.

Социальный опрос:

Цель: выявить социальный статус родителей, их возраст и образовательный уровень. (см. прил. №1)

Анкетирование родителей

Цель: определение отношения родителей к вопросам воспитания детей, выявление уровня участия семьи и ДОУ в воспитании ребенка. (см. прил. №2)

2-й этап — практический

Практическую часть мы начали с определения принципов, форм, планирования. Основная цель всех форм и видов взаимодействия ДОУ с семьей - установление доверительных отношений между детьми, родителями и педагогами, воспитание потребности делится друг с другом своими проблемами и совместно их решать.

Принципы взаимодействия с семьей.

Родители и педагоги являются партнерами в воспитании и обучении детей: это единое понимание педагогами и родителями целей и задач воспитания и обучения детей.

Помощь, уважение и доверие к ребенку, как со стороны педагогов, так и со стороны родителей.

Знание педагогами и родителями воспитательных возможностей коллектива и семьи.

Максимальное использование воспитательного потенциала в совместной работе с детьми, равноправие и равно ответственность родителей и педагогов ДОУ.

Формы взаимодействия ДОУ с семьей.

Выстраивая взаимодействие с родителями, можно применять как традиционные формы обучения – лекции, семинары, усиливая их интерактивный характер, так и осваивать новые нетрадиционные формы: мастер – классы, недели совместной деятельности, совместные мероприятия за пределами дошкольного учреждения.

.Считаем, что наиболее эффективными формами взаимодействия с семьей являются нетрадиционные:

«Мы вместе», неделя совместной деятельности детей, родителей и педагогов.

Такие мероприятия проводятся ежемесячно. Основная цель: помочь родителям стать ближе к ребенку, узнать, чем и как можно занять детей дома. Каждый родитель может свободно посетить нашу группу и любое помещение ДОУ в удобное время и не только понаблюдать за ребенком, но и принять активное участие во всех видах педагогической деятельности. Благодаря таким мероприятиям не только у детей, но и у родителей раскрывается их творческий потенциал и индивидуальные способности. Неделя «Мы вместе» дает возможность родителям увидеть жизнь ребенка в детском саду, многому научиться друг у друга; создает психологический комфорт при общении детей и родителей (см. прил. № 1)

Мастер – класс.

Считаем, что данная форма наиболее значима при взаимодействии и родителей, и детей. Совместная деятельность способствует обучению практическим навыкам, проявлению взаимопомощи, реализации общих задумок, развитию творческого воображения.

Примерная тематика:

- Нетрадиционные подходы к изобразительной деятельности: изготовление цветов методом торцевания, техника декупажа и др.

- Сказочные герои своими руками (атрибуты к театрализованной деятельности)

- Спортивный инвентарь изготовляем сами

- Мы – кулинары (приготовление и оформление простых блюд и напитков)

- Мы – исследователи (опыты и эксперименты в домашних условиях)

- «Дни общения», совместные мероприятия за пределами ДОУ.

Участие родителей в таких мероприятиях вызывает у детей чувство значимости своей семьи, гордости, расширяет кругозор, познавательный интерес. А у родителей появляется дополнительная возможность побыть с ребенком, завлечь, заинтересовать личным примером.

Примерное содержание:

- посещение краеведческого музея

- экскурсии по городу

- посещение спектаклей, городских праздников

- посещение выставок

- участие в детских городских конкурсах и фестивалях

Основная цель всех мероприятий – укрепление детско-родительских отношений.

3-й этап — заключительный.

По окончанию проекта можно сказать, что у нас сложилась определенная система работы с родителями. Использование разнообразных форм взаимодействия дало определенные результаты: родители стали активными участниками педагогического процесса; создана атмосфера взаимоуважения и взаимопомощи; родители и педагоги стали единомышленниками в воспитании детей.

Итоговое анкетирование подтвердило, что в результате такой системы работы повысился интерес родителей. Родители стали активными участниками всех дел в группе, научились взаимодействовать друг с другом. Так же обогатился воспитательный опыт родителей.

Приложение № 1

Социальный опрос родителей.

Цель: выявить социальный статус родителей, их возраст и образовательный уровень

1. Состав семьи:

полная, неполная, многодетная, мать – одиночка

2. Возраст родителей:

20 – 30 лет, 30 – 40 лет, 40 лет и более

3. Образовательный уровень:

мама – высшее, средне – специальное, среднее;

папа - высшее, средне – специальное, среднее

Приложение №2

Анкета для родителей

Цель:

определение отношения родителей к вопросам воспитания детей,

выявление уровня участия семьи и ДОУ в воспитании ребенка

1. Как вы считаете, кто больше всего должен уделять внимание воспитанию ребенка?

а. семья

б. детский сад

в. семья в тесном взаимодействии с детским садом

2. Можете ли Вы в любой момент оставить все свои дела и заняться ребенком?

а. могу и всегда так поступаю

б. могу, но не всегда так поступаю

в. не могу

3. Какой деятельностью Вы чаще всего занимаетесь с ребенком?

а. просмотр телепередач, чтение книг, компьютерные игры, посещение музеев, выставок, походы и пр. ;

б. совместные игры (спортивные, настольные, подвижные, театрализованные и др.);

в. продуктивная деятельность (рисование, лепка, аппликация, ручной труд и др.)

4. На основе каких знаний Вы воспитываете своего ребенка?

а. используя жизненный опыт

б. на основе рекомендаций педагогов

в. читаете педагогическую литературу

5. Какие формы взаимодействия детского сада с семьей Вам наиболее приемлемы?

а. консультации узких специалистов

б. совместная практическая деятельность взрослых и детей

в. семинары-практикумы

Приложение № 3

Результаты социального опроса родителей

1 Состав семьи

полная – 66% (14 семей)

неполная – 30% (6 семей)

многодетная – 4% (1семья)

2 Возраст родителей

до 30 лет – 0% (0 человек)

от 30 до 40 лет – 81% (17 человек)

40 лет и более – 19% (4 человека)

3 Образование родителей

высшее – 58% (12 человек)

средне – специальное – 38% (8человек)

среднее – 4% (1человек)

Итоги анкетирования родителей

начало года конец года

1. Как вы считаете, кто больше всего должен уделять внимание воспитанию ребенка

начало года

а - 42%

б - 35%

в - 75%

конец года

а - 10%

б - 15%

в - 24%

2. Можете ли Вы в любой момент оставить все свои дела и заняться ребенком?

начало года

а - 24%

б - 28%

в - 48%

конец года

а - 45%

б - 35%

в - 20%

3. Какой деятельностью Вы чаще всего занимаетесь с ребенком?

начало года

а - 24%

б - 38%

в - 38%

конец года

а - 15%

б - 35%

в - 50%

4. На основе каких знаний Вы воспитываете своего ребенка?

начало года

а - 48%

б - 28%

в - 24%

конец года

а - 15%

б - 65%

в - 20%

5. Какие формы взаимодействия детского сада с семьей Вам наиболее приемлемы?

начало года

а - 14%

б - 48%

в - 38%

конец года

а - 15%

б - 60%

в - 25%

Прикреплённые файлы:

pedagogicheskii-proekt_ch3kb.pptx | 11269,31 Кб | Скачан: 266
 
Публикации по теме:

Организация работы с родителями в современном ДОУ. Система образования должна быть ориентирована не только на государственный заказ, но и на общественный спрос на образовательные услуги.

Взаимодействие детского сада и семьи Взаимодействие детского сада и семьи[/b] Актуальность В условиях, когда большинство семей озабочено решением проблем экономического, а порой.

Библиотека изображений:
  • Птицы
  • Земноводные, рептилии
  • Искусство
Автор публикации:
Педагогический проект на тему: «Детский сад — семья: пути взаимодействия».
Опубликовано: 9 апреля 2013 в 08:28
+5
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Занятие по ознакомлению с окружающим миром «Людям транспорт помогает»
Занятие по ознакомлению с окружающим миром «Людям транспорт помогает» Цель: Систематизировать знания детей о транспорте. Задачи:...
Конкурс «Лучшая приёмная к Новому году»
В нашем детском саду прошёл конкурс "Лучшая приёмная к Новому году". Подготовительная группа "Звёздочки"подошла к этому творчески. Три девочки представили...
Проект познавательно-творческий «Скоро, скоро Новый 2016 год!»
Проект познавательно-творческий «Скоро, скоро Новый 2016 Год! » Автор: Курбатова Маргарита Михайловна Организация: ГБОУ ЦО «Тропарево» Населенный пункт:...
Зимнее оформление веранды.
Каждый год , в начале декабря, в нашем детском саду проходит конкурс на лучшее оформление зимней веранды. Желательно, чтобы веранды были украшены на тему...
Коллективное творчество: «Идет зима, аукает…» (фототчет)
Красавица-зима пришла, заворожила, закружила, унесла в волшебную страну холодных и искристых снегов, блестящих льдов, веселых забав, самого чудесного,...