Педагогический проект «Научи меня играть» (для детей средней группы)

Елена Конькова
Педагогический проект «Научи меня играть» (для детей средней группы)

Введение:

Игра занимает весьма важное, если не сказать центральное, место в жизни дошкольника, являясь преобладающим видом его самостоятельной деятельности. В отечественной психологии и педагогике игра рассматривается как деятельность, имеющая очень большое значение для развития ребёнка дошкольного возраста; в ней развиваются действия в представлении, ориентация в отношениях между людьми, первоначальные навыки кооперации. (А. В. Запорожец, А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин, Л. А. Венгер, А. П. Усова и др.).

Наличие реальных взаимоотношений детей в игре отмечалось в педагогических работах В. П. Залогиной, в психологических исследованиях Д. Б. Эльконина. А П. Усова впервые определила особенности этих взаимоотношений и их влияние на становление детского коллектива, на формирование общественных качеств детской личности.

Актуальность:

Современная жизнь ребенка — это компьютер, телевизор, разнообразные игровые приставки, игровые автоматы. Цивилизация и прогресс захватили наших детей с непреодолимой мощью. В этом есть несомненные плюсы; ребенок адаптируется к новому техногенному миру и принимает его как естественную «среду обитания». Откровенно говоря, и родителям в определенной степени это облегчает жизнь. Потратился на компьютер, и вот уже любимое чадо оторвано от улицы, освободило родителей от бесконечных вопросов и организации развлечений, всегда дома, на глазах. Хорошо? Но

почему же многие родители недовольны. «Уставился в телевизор», «не оторвешь от компьютера», «пошел бы на улицу, погулял» — эти и подобные им заявления не свидетельствуют о большом восторге родителей о времяпрепровождении ребенка.

Мы не говорим здесь еще обо всем известных проблемах со здоровьем, возникающих у детей от такого досуга. Болезненные, с ослабленным зрением дети стали почти нормой. Однако и психическое развитие, которое должно, казалось бы, выигрывать от расширения информации, получаемой ребенком, не блещет. Дети, получившие доступ к такой современной и объемной информации, не становятся гениями, а во многих вопросах даже отстают от своих сверстников предыдущих поколений. Многие из них не любят читать, не хотят решать забавные интеллектуальные задачи, которые так любили их, бабушки и дедушки, а скоро откажутся и писать, так как печатать на компьютере привычнее и быстрее. У них наблюдается низкий уровень развития памяти, мышления или внимания.

Психологи определяют игру как особый вид деятельности ребенка, в котором закладываются основы обучения и труда, что приводит к качественным изменениям психики. Игра — это очень важная часть жизни человека, и относиться к ней надо серьезно. Но далеко не каждая игра доступна любому ребенку, и не каждый взрослый умеет играть. Игровой деятельности необходимо учиться.

Обоснование:

Демографическая ситуация в стране вызвала проблему высокой очередности детей в муниципальные дошкольные учреждения. В домашних условиях у детей зарождается дефицит внимание и отсутствует возможность общения со сверстниками.

Дети пришли в дошкольное учреждение в среднюю группу, у них нет опыта, умений играть в коллективе, сотрудничать, договариваться.

Проведя анкетирование родителей по заданной теме, выявили что 82% родителей дома не играют с детьми в настольно-печатные и сюжетно –ролевые игры, а 85% родителей играют с детьми только в двигательные игры («Догонялки», мячом – прыгуном). Анкетирование родителей и диагностика детей позволила нам сделать вывод, что дети не умеют и не знают как играть.

Поэтому мы решили взять данный проект и обучить детей, играть в коллективе, навыкам сотрудничества в сюжетно – ролевых играх, умением играть в настольно – дидактические игры.

Проведя исследование, вышли на проблему:

Недостаточно сформированы игровые навыки и умения у детей.

Причины:

- Домашние дети, которые не владеют способами и навыками игровой деятельности.

- Неумение и нежелание детей играть в настольно – дидактические игры.

- Плохо развито воображение, творчество.

- Недостаточность знаний родителей о важности игры в жизни ребёнка,

о способах подачи их детям.

Цель:

• Развитие игровых навыков и умений детей в дидактических и сюжетно – ролевых играх.

Задачи:

• Способствовать формированию у детей навыков и умения играть в настольно – печатные и сюжетно – ролевые игры.

• Воспитывать навыки сотрудничества.

• Развивать психические процессы (память, внимание, речь, воображение).

• Расширять представления о предметах окружающего мира, обогащать словарный запас детей.

• Привлечь родителей к совместному сотрудничеству.

Участники проекта: - дети средней группы, педагоги, родители, психолог.

Бюджет проекта:

-пополнение предметно – развивающей среды: приобретения уголка для кукол Барби, настольно –печатные игры, муляжи овощей, фруктов, хлебобулочных изделий.

Сроки: с сентября 2011 г. – апрель 2012 гг.

Риски:

• Нежелание родителей поддерживать интерес ребёнка к игре.

• Нестабильное посещение детьми группы.

• Недостаточность знаний родителей о структуре игр и способах подачи их детям.

• Незаинтересованность детей в общении со сверстниками.

Гипотеза:

Если мы покажем способы организации игровой деятельности дидактических и сюжетно – ролевых игр, то у детей сформируются игровые навыки и умения.

Формы работы с детьми:

• Самостоятельная деятельность детей

• Поощрение (за самостоятельную организацию игры, привлечение детей в игру, соблюдение правил, умение проследить за выполнением правил товарищами) - как приём активизации интереса к играм.

• Образовательная деятельность в режимных моментах

• Индивидуальная работа

• Беседа

• Ситуативные разговоры

• Объяснения и наглядный показ

• Совместная деятельность

• Экскурсия

• Трудовая деятельность

• Наблюдение

• Использование ИКТ, просмотр мультфильмов

• Слушание аудиосказок

• Проблемные ситуации для закрепления правил игры.

Ожидаемые результаты:

• У детей сформированы навыки и умения играть в настольно – печатные игры.

• Активное развитие психических процессов (памяти, речи, внимания, в соответствие с возрастными нормами.

• Развитие творческих способностей, воображения.

• Расширение представления о предметах окружающего мира (классификация предметов, обогащение словарного запаса детей через сюжетно – ролевые и настольно – печатные игры.

• Умение сотрудничать, решать конфликтные ситуации.

• Заинтересованность родителей темой и получение новой и полезной информации.

• Создание заинтересованного сообщества: дети- педагоги- родители.

Итог проекта:

- Создание игротеки в группе;

- Находящиеся в группе игры дети могли свободно взять домой, потому что не у всех есть возможность приобрести разнообразные игры, беря домой их, они повторяли материал (главная изюминка проекта);

- Обмен играми между детьми;

- Активный интерес к игровой деятельности.

Перспектива проекта

Трансляция проекта в ДОУ, обмен опытом на районном и краевом уровнях.

Литература

• Н. В. Краснощекова. Сюжетно – ролевые игры для детей дошкольного возраста. Ростов – на Дону. 2008

• А. Г. Максакова, Г. А. Тумакова. Учите, играя. М. 1979.

• А. И. Сорокина. Дидактические игры в детском саду. М. 1982,

• Н. А. Виноградова, Н. В. Позднякова. Сюжетно – ролевые игры для старших дошкольников. М. 2008.

• Н. Н. Васильева, Н. В. Новоторцева. Развивающие игры для дошкольников. Ярославль, 1996.

• Л. С. Римашевская. Технология развития навыков сотрудничества у старших дошкольников. М. 2007.

• Т. И. Оверчук. Игры и игрушки в жизни детей. М. 2006.

• Кокончук О. Ю. Программа «Я и другие»

• М. И. Чистякова. Психогимнастика. – М.: «Просвещение», 1995.

• Т. А. Ткаченко. Формирование навыков общения и этических представлений у детей: Методическое руководство для проведения бесед, игр, упражнений. – М.: «Книголюб», 2005.

• И. А. Пазухина. Давай познакомимся! Тренинговое развитие и коррекция эмоционального мира дошкольников 4 – 6 лет: Пособие для практических работников детских садов/– СПб.: «Детство – Пресс», 2004.

Этапы реализации (интеграция по ОО)

Подготовительный этап

Мероприятие Ответственный Сроки

Наблюдение за детьми Педагоги Август

Подборка литературы Педагоги Сентябрь – октябрь

Подборка игр, составление картотеки игр на общение Педагоги, психолог Сентябрь –октябрь

Приобретения уголка для кукол Барби, настольно – печатными играми, муляжами овощей, фруктов, хлебобулочных изделий.

Педагоги, родители Сентябрь –октябрь

Подборка диагностического материала Педагоги Сентябрь – октябрь

Анкетирование родителей Педагоги Сентябрь

Знакомство родителей с темой проекта

Педагоги Октябрь

Деятельностный этап

«Познание» «Коммуникация» «Социализация» «Труд» «Здоровье»

Экскурсия в магазин, (ноябрь – педагоги, родители).

В кабинет медика (декабрь – педагоги).

Прачечную (январь –педагоги).

На стройку (февраль –педагоги, родители).

Беседы: «Нужно ли делиться игрушками?», «Если заболел друг?», «Кто такие настоящие друзья?», «Как можно было бы поступить, чтобы избежать ссоры?», «Чем ещё можно было бы заниматься с друзьями?», «Приятно ли тебе, когда друзья с тобой делятся игрушками? А как ты можешь это делать?» (В течение года – педагоги, родители).

Ознакомление с алгоритмом игровой деятельности с позиции деятельностного подхода в сюжетно – ролевой игре. Мытье игрушек (в течение года – педагоги).

Беседы «Как нужно разговаривать, чтобы не мешать другим» (ноябрь – педагоги).

Наблюдение за играми старших детей (в течение года – педагоги, родители).

Просмотр мультфильма «Просто так», «Крошка Енот» (в течение года – педагоги, родители).

Сюжетно – ролевая игра «Дом», «Магазин», «Больница», «Гараж», «Автобус», «Прачечная», «Моряки», «Путешествие» (в течение года –педагоги).

Подбор предметов –заменителей (в течение года – педагоги, родители).

Пальчиковые игры (ноябрь – май – педагоги).

Настольно – дидактические игры с разным содержанием (в течение года – педагоги, родители).

Родительские собрания с элементами игры (февраль – педагоги, родители).

Игры на общение из программы «Я и другие» (в течение года – педагоги). Уборка игрушек на свои места (в течение года – педагоги, родители).

Дыхательные гимнастики (ноябрь – май – педагоги).

Знакомство с трудом взрослых через настольно –дидактические игры (в течение года – педагоги). Посещение дня открытых дверей (в течение года – родители, педагоги).

Оказание помощи товарищу в разных ситуациях (в течение года). Оказание помощи друг другу в уборке игрушек (в течение года – педагоги, родители).

Фотовыставка для родителей «Играя –учимся, играя – познаём (январь – педагоги). Участие родителей в разных выставках, конкурсах (в течение года – родители). Фотовыставка «Домашние игры ребёнка» (февраль – родители)

Папка – передвижка «Игра, как средство умственного развития ребёнка!» (октябрь – педагоги). Обсуждение проблемных игровых ситуаций (в течение года – педагоги, родители). Обогащение предметно – развивающей среды костюмами для сюжетно – ролевых игр (в течение года – родители).

Круглый стол «Научи меня играть» - обмен играми (февраль – педагоги, родители). Создание альбомов «Профессии родителей»

(декабрь – родители,

дети).

Семинар – практикум «Как научить ребёнка играть в дидактическую игру и её роль в развитии детей» (декабрь – педагоги, родители) Фотовыставка «Как играют дети дома» (март – родители)

«Чтение художественной литературы» «ОБЖ» «Безопасность» «Музыка» «Физическая культура»

Чтение книг «Вежливые сказки», Т. А. Шорыгина; «Добрые сказки» О. Н. Пахомова.

Стихи о дружбе (в течение года – педагоги). Создание модели «Правил поведения в группе» и обсуждение этих правил (ноябрь – педагоги). Беседы о правилах поведения во время игры (в течение года – педагоги, родители). Слушание произведения с разными характерами музыки –печальный, грустный, весёлый, задорный (в течение года – педагоги). Бег парами, тройками (в течение года –физинструктор, педагоги).

Чтение сказки «Два жадных медвежонка»

(март – педагоги). Работа по модели «Правила поведения в группе» (в течение года). Слушание и пение песен о дружбе (в течение года – педагоги). Спортивные упражнения на прогулке (в течение года – педагоги).

Инсценирование отрывка из сказки «Колосок» (март – педагоги).

Обыгрывание песенок о дружбе, этюды на разные эмоции (в течение года – педагоги).

Заключительный этап.

На заключительном этапе проходит выявление навыков и умений по игровой деятельности. Разработана диагностика согласно программе «Детство». Выявление знаний проходит в форме наблюдения за детьми.

Публикации по теме:

Презентация «Мониторинг готовности старших дошкольников к обучению в школе» Проблема готовности дошкольников к предстоящему обучению в школе всегда находилась в центре внимания педагогов и психологов. Ее решение меняется.

Сюжетно-ролевые игры для детей дошкольного возраста Особенности сюжетно-ролевых игр. Структурные компоненты игры. Сюжеты игр бывают:бытовые,производственные,общественные. Значение роли в игре. Роль-это.

Библиотека изображений:
  • Здоровье, гигиена
  • Этикет
  • Времена года и погода
Автор публикации:
Педагогический проект «Научи меня играть» (для детей средней группы)
Опубликовано: 23 августа 2013 в 07:52
+11
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Комплексное занятие во второй младшей группе по аппликации по теме: «Консервируем...
Интеграция образовательных областей: Художественно - эстетическое развитие, познавательное развитие, речевое развитие. Цель: Формирование интереса у...
«Пешеходная прогулка на набережную канала» (фото отчёт)
" Пешеходная прогулка на набережную канала" " Самое светлое в городе Светлом" - так начинается книга про наш город Светлый. Спросите - почему? В нашем...
Поделка к 23 февраля. Кружка для папы. (Фотоотчет)
Приближается праздник - День защитников Отечества, который отмечается 23 февраля. Это праздник дедушек, пап, дядь, братьев, поскольку все они наши...
Анюткин сарафан. Сказка.
Дорогие коллеги, представляю вам свою новую сказку. Эта сказка познакомит вас и ваших деток с забытой профессией - СИНИЛЬЩИК ( синила, синильник. Кто это...
Мастер-класс по изготовлению дидактической игры «Подбери по цвету».
Для изготовления игравого пособия, необходимы материалы и инструменты: цветная панель, цветной фетр из него я вырезала бантики, носочки, маячки, ручки...