Педагогический проект по духовно-нравственному воспитанию детей через декоративно-прикладное творчество

Елена Лемещенко
Педагогический проект по духовно-нравственному воспитанию детей через декоративно-прикладное творчество

Итак, тема моего проекта «Формирование основ

духовно-нравственного воспитания детей через декоративно-прикладное творчество»

Актуальность проекта

Актуальность данной проблемы заключается в необходимости формирования и развития у детей дошкольного возраста значимых идеалов и ориентиров, необходимых для воспитания нравственного развития и духовно богатой личности, просвещение родителей в вопросах духовно-нравственного воспитания Именно в этот период важно заложить в душу ребёнка любовь к родной речи, природе, уважение к традициям, к старшему поколению. Декоративно – прикладное искусство является одним из факторов гармонического развития личности дошкольников. Посредством общения с народным искусством происходит обогащение души ребенка, прививается любовь к своему краю.

Степень новизны заключается в интеграции художественно-творческой деятельности детей, как одной из форм взаимосвязи различных направлений по приобщению детей к русской народной культуре.

Противоречие

Между потребностью ребёнка в познании окружающего мира в силу его естественной любознательности и неумением взрослых оказать помощь детям видеть и чувствовать красоту и духовность в истоках русской культуры.

Между стремительным и своеобразным развитием современных детей и занятостью родителями заботами в ритме современного мира, не желанием родителей уделять детям должного внимания.

Проблемные вопросы

1. Какие педагогические технологии можно использовать для развития эмоциональной отзывчивости детей к культуре русского народа, а в частности к декоративно-прикладному творчеству?

2. Какие условия можно создать в группе по проблеме, учитывая интересы каждого ребёнка и особенности старшего дошкольного возраста?

3. Как может влиять участие родителей на результаты работы по ознакомлению детей с народными промыслами?

Задачи проекта

1. Заложить основы духовно-нравственного воспитания через художественное творчество.

2. Формировать обобщенные знания и умения:

- умение различать стили наиболее известных видов декоративной живописи,

- освоение детьми характерных элементов, колорита, композиции.

3. Развивать речь детей, активизировать словарь.

4. Воспитывать у детей чувство гордости за родную страну, где много умельцев и мастеров.

Гипотеза

Если в работе с детьми по духовно –нравственному воспитанию использовать разные виды педагогических технологий, способствующие развитию интереса к народной культуре через декоративно-прикладное творчество, создавать специальные условия для этого, работать в определённой системе с родителями по проблеме,

то это будет способствовать:

- формированию у детей интереса к художественному творчеству.

- поможет научить их воспринимать прекрасное и доброе,

- заложит основы духовно-нравственного воспитания.

- развитию речи детей, активизации словаря

- развитию у них умения рассуждать, сравнивать и работать коллективно.

а самое главное – будет способствовать формированию эмоционально-ценностного отношения к народной культуре и гармоничному развитию личности каждого ребёнка.

Ожидаемые результаты

формирование нравственных качеств дошкольников;

осмысление духовно – нравственных ценностей ;

повышение мотивации и интереса к изучению культурного наследия русского народа;

сотрудничество и поддержка родителей по привитию и воспитанию у детей духовных и нравственных качеств личности.

(семья становится не сторонним наблюдателем за процессом воспитания гармоничной личности, а активным, инициативным участником процесса.)

рост уровня культурного развития

воспитание высоконравственной личности, способной любить, уважать свой народ, свою Родину

Подготовительный этап

Подбор наглядно-дидактических пособий, демонстрационного материала

Составление рабочей программы, разработка конспектов, создание развивающей среды

Составление плана работы кружка «Волшебная мастерская» (блок «Декоративно-прикладное искусство»)

o открытия мини-музея «Декоративно-прикладное творчество»

Диагностический этап

Прежде чем приступить к работе в данном направлении, была проведена диагностика по духовно-нравственному воспитанию, включающая обследование воспитанников, педагогов, родителей. Результатом явился низкий уровень духовно-нравственной культуры большинства современных семей. Опрос родителей показал, что 92 % считают важным приобщать детей к национальной культуре, но многие не знают, как это сделать. Оказалось, что многим родителям просто неизвестно, что именно в дошкольном возрасте происходит усвоение социальных норм, моральных требований и образцов поведения на основе подражания.

Практический этап

Проведение НОД (фронтальных, подгрупповых, индивидуальных)

Работа кружка «Волшебная мастерская»

Заучивание стихов, загадок о народных промыслах

Конкурс детских рисунков по мотивам народных росписей

Оформление творческих альбомов

«Круглый стол» с участием родителей и детей

Экскурсии:

- ресурсный центр по духовно-нравственному воспитанию

- МБДОУ № 4 «Солнышко»

- в краеведческий музей города Моршанска

- районный дом культуры.

выставка «Народные игрушки своими руками»

презентации мини-проектов в форме творческой гостиной для родителей и воспитателей совместно с музыкальным руководителем

Семейные мини-проекты и защита в виде презентации «Традиции в нашей семье»

Проведения праздников и тематических недель по духовно-нравственному воспитанию.

Наша образовательная программа ДОУ составлена в соответствии с рекомендациями основной общеобразовательной программы «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой

В своей работе по данной теме я использую также некоторые парциальные программы, такие как

А. В. Пересыпкиной «Духовно-нравственное воспитание дошкольников на традициях отечественной культуры.»

Программа «Радость творчества» О. А. Соломенников

Решение задач по приобщению дошкольников к истокам русской народной культуры через декоративно-прикладное творчество проходит красной линией через все виды деятельности детей:

речевое развитие - сказки, былины, потешки, песенки, скороговорки, поговорки, пословицы, шутки, дразнилки, загадкио народном промысле.

музыкальное воспитание - народные песни, заклички, колыбельные, частушки, хороводные игры, игра на народных инструментах, кукольные спектакли, праздники;

физическое развитие - народные игры;

изобразительная деятельность – ознакомление с народными промыслами, народными игрушками, костюмами;

ознакомление с художественной литературой.

Поэтому, для работы с детьми было выделены следующие формы работы:

циклы интегрированных занятий, игры, кружковая работа, смотры-конкурсы, экскурсии, праздники, викторины, тематические вечера, концерты, самостоятельная деятельность.

Так, на занятиях по изобразительной деятельности дети рассматривают мужской и женский народные костюмы, вспоминают название предметов и деталей костюма: рубаха, сарафан, кокошник, пояс. После чего им предлагается раскрасить: девочкам головной убор, мальчикам пояс. По завершению дети обыгрывают свои работы, под музыкальное

сопровождение водят хороводы, используют разнообразный речевой материал: приговорки, загадки, потешки. Один раз в неделю проводится кружок «Волшебная мастерская» Результатом работы стали: изготовление русских матрешек и их роспись, роспись деревянных ложек, изготовление оберегов, кукол.

Таким образом, изобразительная и речевая деятельность становятся основными средствами ознакомления детей с истоками русской культуры.

Обощающий этап

. На начало года средний показатель знаний о понятиях моральных качеств составлял-14%, а на конец учебного года -84%, Знания о традициях, обычаях, декоративно-прикладном творчестве на начало года-26%, а на конец года уже-93%,понятие о семье, государстве, Родине на начало года-32% ,а на конец года 91%. Диагностическое обследование детей показало высокий скачок заинтересованность в процессе. Дети стали более наблюдательные, творчески раскрылись даже те дети, которые были замкнутые и менее уверенны в себе. Дети стали договариваться и работать коллективно.

С удовольствием участвуют в выставках и конкурсах по декоративно-прикладному творчеству в дошкольном учреждении и на город, привлекая при этом и своих родителей. Многие из семей получили почётные призовые места в таких конкурсах как «Вефлиемская звезда», «Пасхальное яйцо», «Осенние посиделки» и, а также и на сайтах т. к. мааам. ру., почемучка

ВЫВОД

Сравнительный анализ результативности работы по формированию у дошкольников интереса к истокам русской народной культуры показал очевидную положительную тенденцию в знаниях и умениях детей. Дети проявляют устойчивый интерес к истории своего народа, его прошлому, к народным промыслам, а также любовь и заботу о старшем поколении, не только правильно называют предметы быта старины, но и понимают их назначение; правильно называют виды народного декоративно-прикладного искусства и знают особенности того или иного промысла; умеют передавать свои знания о промыслах в разных видах продуктивной деятельности (рисование, лепка, аппликация)

Педагогический проект по духовно-нравственному воспитанию детей через декоративно-прикладное творчество
Публикации по теме:

Кружок по духовно-нравственному воспитанию дошкольников «Дорогою Добра» (из опыта работы) «У нас, воспитателей, великая и почётная миссия - вдохнуть в каждое из сердец наших воспитанников возвышенные идеалы. Сделать так, чтобы.

Мини-музей «Оригами» как средство художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста Позвольте представить Вашему вниманию, презентацию на тему «МИНИ-МУЗЕЙ «ОРИГАМИ» КАК СРЕДСТВО ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ.

Библиотека изображений:
  • Этикет
  • Одежда, обувь
  • Профессии и труд
Автор публикации:
Педагогический проект по духовно-нравственному воспитанию детей через декоративно-прикладное творчество
Опубликовано: 16 декабря 2013 в 13:38
+12
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 13.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Новогодние поделки — снеговики. Сотворчество детей и воспитателей.
Доброго времени суток Вам, коллеги и друзья- маамовцы. В предыдущей публикации я рассказала о конкурсе поделок-елочек в нашем детском саду, которые...
Творческий проект «Сказки К. И. Чуковского»
Направленность развития деятельности: комплексная ( познавательно-речевая, продуктивная, изобразительная, театрализованная, музыкальная, игровая) Тип...
Новогоднее оформление 2017.
В том году мы очень рано получили задание – украсить холл с нашей стороны уже в первых числах декабря. Мы чувствовали себя настоящими Марьями...
Постановка мюзикла «Дюймовочка» по сказке Г. Х. Андерсена с детьми подготовительной...
Юные артисты мюзикла входят в зал под музыку и выполняют перестроения Исполняется песня-пролог о доброй давней сказке Г. Х. Андерсена. В...
Детский мастер-класс: «Снегурочкины сестрички!» (техника квиллинг).
В облаках летают Белые пушинки. Все желанья исполняют, Эти балеринки! Ну-ка, подставляй ладошки, И лови зимы-пушинку- Новогоднюю снежинку! Вот и...