Педагогический проект по духовно-нравственному воспитанию детей через декоративно-прикладное творчество

Елена Лемещенко
Педагогический проект по духовно-нравственному воспитанию детей через декоративно-прикладное творчество

Итак, тема моего проекта «Формирование основ

духовно-нравственного воспитания детей через декоративно-прикладное творчество»

Актуальность проекта

Актуальность данной проблемы заключается в необходимости формирования и развития у детей дошкольного возраста значимых идеалов и ориентиров, необходимых для воспитания нравственного развития и духовно богатой личности, просвещение родителей в вопросах духовно-нравственного воспитания Именно в этот период важно заложить в душу ребёнка любовь к родной речи, природе, уважение к традициям, к старшему поколению. Декоративно – прикладное искусство является одним из факторов гармонического развития личности дошкольников. Посредством общения с народным искусством происходит обогащение души ребенка, прививается любовь к своему краю.

Степень новизны заключается в интеграции художественно-творческой деятельности детей, как одной из форм взаимосвязи различных направлений по приобщению детей к русской народной культуре.

Противоречие

Между потребностью ребёнка в познании окружающего мира в силу его естественной любознательности и неумением взрослых оказать помощь детям видеть и чувствовать красоту и духовность в истоках русской культуры.

Между стремительным и своеобразным развитием современных детей и занятостью родителями заботами в ритме современного мира, не желанием родителей уделять детям должного внимания.

Проблемные вопросы

1. Какие педагогические технологии можно использовать для развития эмоциональной отзывчивости детей к культуре русского народа, а в частности к декоративно-прикладному творчеству?

2. Какие условия можно создать в группе по проблеме, учитывая интересы каждого ребёнка и особенности старшего дошкольного возраста?

3. Как может влиять участие родителей на результаты работы по ознакомлению детей с народными промыслами?

Задачи проекта

1. Заложить основы духовно-нравственного воспитания через художественное творчество.

2. Формировать обобщенные знания и умения:

- умение различать стили наиболее известных видов декоративной живописи,

- освоение детьми характерных элементов, колорита, композиции.

3. Развивать речь детей, активизировать словарь.

4. Воспитывать у детей чувство гордости за родную страну, где много умельцев и мастеров.

Гипотеза

Если в работе с детьми по духовно –нравственному воспитанию использовать разные виды педагогических технологий, способствующие развитию интереса к народной культуре через декоративно-прикладное творчество, создавать специальные условия для этого, работать в определённой системе с родителями по проблеме,

то это будет способствовать:

- формированию у детей интереса к художественному творчеству.

- поможет научить их воспринимать прекрасное и доброе,

- заложит основы духовно-нравственного воспитания.

- развитию речи детей, активизации словаря

- развитию у них умения рассуждать, сравнивать и работать коллективно.

а самое главное – будет способствовать формированию эмоционально-ценностного отношения к народной культуре и гармоничному развитию личности каждого ребёнка.

Ожидаемые результаты

формирование нравственных качеств дошкольников;

осмысление духовно – нравственных ценностей ;

повышение мотивации и интереса к изучению культурного наследия русского народа;

сотрудничество и поддержка родителей по привитию и воспитанию у детей духовных и нравственных качеств личности.

(семья становится не сторонним наблюдателем за процессом воспитания гармоничной личности, а активным, инициативным участником процесса.)

рост уровня культурного развития

воспитание высоконравственной личности, способной любить, уважать свой народ, свою Родину

Подготовительный этап

Подбор наглядно-дидактических пособий, демонстрационного материала

Составление рабочей программы, разработка конспектов, создание развивающей среды

Составление плана работы кружка «Волшебная мастерская» (блок «Декоративно-прикладное искусство»)

o открытия мини-музея «Декоративно-прикладное творчество»

Диагностический этап

Прежде чем приступить к работе в данном направлении, была проведена диагностика по духовно-нравственному воспитанию, включающая обследование воспитанников, педагогов, родителей. Результатом явился низкий уровень духовно-нравственной культуры большинства современных семей. Опрос родителей показал, что 92 % считают важным приобщать детей к национальной культуре, но многие не знают, как это сделать. Оказалось, что многим родителям просто неизвестно, что именно в дошкольном возрасте происходит усвоение социальных норм, моральных требований и образцов поведения на основе подражания.

Практический этап

Проведение НОД (фронтальных, подгрупповых, индивидуальных)

Работа кружка «Волшебная мастерская»

Заучивание стихов, загадок о народных промыслах

Конкурс детских рисунков по мотивам народных росписей

Оформление творческих альбомов

«Круглый стол» с участием родителей и детей

Экскурсии:

- ресурсный центр по духовно-нравственному воспитанию

- МБДОУ № 4 «Солнышко»

- в краеведческий музей города Моршанска

- районный дом культуры.

выставка «Народные игрушки своими руками»

презентации мини-проектов в форме творческой гостиной для родителей и воспитателей совместно с музыкальным руководителем

Семейные мини-проекты и защита в виде презентации «Традиции в нашей семье»

Проведения праздников и тематических недель по духовно-нравственному воспитанию.

Наша образовательная программа ДОУ составлена в соответствии с рекомендациями основной общеобразовательной программы «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой

В своей работе по данной теме я использую также некоторые парциальные программы, такие как

А. В. Пересыпкиной «Духовно-нравственное воспитание дошкольников на традициях отечественной культуры.»

Программа «Радость творчества» О. А. Соломенников

Решение задач по приобщению дошкольников к истокам русской народной культуры через декоративно-прикладное творчество проходит красной линией через все виды деятельности детей:

речевое развитие - сказки, былины, потешки, песенки, скороговорки, поговорки, пословицы, шутки, дразнилки, загадкио народном промысле.

музыкальное воспитание - народные песни, заклички, колыбельные, частушки, хороводные игры, игра на народных инструментах, кукольные спектакли, праздники;

физическое развитие - народные игры;

изобразительная деятельность – ознакомление с народными промыслами, народными игрушками, костюмами;

ознакомление с художественной литературой.

Поэтому, для работы с детьми было выделены следующие формы работы:

циклы интегрированных занятий, игры, кружковая работа, смотры-конкурсы, экскурсии, праздники, викторины, тематические вечера, концерты, самостоятельная деятельность.

Так, на занятиях по изобразительной деятельности дети рассматривают мужской и женский народные костюмы, вспоминают название предметов и деталей костюма: рубаха, сарафан, кокошник, пояс. После чего им предлагается раскрасить: девочкам головной убор, мальчикам пояс. По завершению дети обыгрывают свои работы, под музыкальное

сопровождение водят хороводы, используют разнообразный речевой материал: приговорки, загадки, потешки. Один раз в неделю проводится кружок «Волшебная мастерская» Результатом работы стали: изготовление русских матрешек и их роспись, роспись деревянных ложек, изготовление оберегов, кукол.

Таким образом, изобразительная и речевая деятельность становятся основными средствами ознакомления детей с истоками русской культуры.

Обощающий этап

. На начало года средний показатель знаний о понятиях моральных качеств составлял-14%, а на конец учебного года -84%, Знания о традициях, обычаях, декоративно-прикладном творчестве на начало года-26%, а на конец года уже-93%,понятие о семье, государстве, Родине на начало года-32% ,а на конец года 91%. Диагностическое обследование детей показало высокий скачок заинтересованность в процессе. Дети стали более наблюдательные, творчески раскрылись даже те дети, которые были замкнутые и менее уверенны в себе. Дети стали договариваться и работать коллективно.

С удовольствием участвуют в выставках и конкурсах по декоративно-прикладному творчеству в дошкольном учреждении и на город, привлекая при этом и своих родителей. Многие из семей получили почётные призовые места в таких конкурсах как «Вефлиемская звезда», «Пасхальное яйцо», «Осенние посиделки» и, а также и на сайтах т. к. мааам. ру., почемучка

ВЫВОД

Сравнительный анализ результативности работы по формированию у дошкольников интереса к истокам русской народной культуры показал очевидную положительную тенденцию в знаниях и умениях детей. Дети проявляют устойчивый интерес к истории своего народа, его прошлому, к народным промыслам, а также любовь и заботу о старшем поколении, не только правильно называют предметы быта старины, но и понимают их назначение; правильно называют виды народного декоративно-прикладного искусства и знают особенности того или иного промысла; умеют передавать свои знания о промыслах в разных видах продуктивной деятельности (рисование, лепка, аппликация)

Педагогический проект по духовно-нравственному воспитанию детей через декоративно-прикладное творчество
Публикации по теме:

Кружок по духовно-нравственному воспитанию дошкольников «Дорогою Добра» (из опыта работы) «У нас, воспитателей, великая и почётная миссия - вдохнуть в каждое из сердец наших воспитанников возвышенные идеалы. Сделать так, чтобы.

Мини-музей «Оригами» как средство художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста Позвольте представить Вашему вниманию, презентацию на тему «МИНИ-МУЗЕЙ «ОРИГАМИ» КАК СРЕДСТВО ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ.

Библиотека изображений:
  • Этикет
  • Макеты своими руками. Шаблоны макетов на МААМ
  • Профессии и труд
Автор публикации:
Педагогический проект по духовно-нравственному воспитанию детей через декоративно-прикладное творчество
Опубликовано: 16 декабря 2013 в 13:38
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 13.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Огород на окне «Посадили огород, посмотрите, что растет!»
Посадили огород, Посмотрите, что растёт! Будем мы ухаживать, Будем поливать, Будем за росточками Дружно наблюдать! Влияние...
Конспект занятия по познавательному развитию детей (сенсорика) в младшей группе...
Цель: 1. Воспитывать внимание, интерес к занятию. 2. Упражнять детей в назывании основных цветов. 3. Продолжать формировать интерес к игре с цветом,...
Конспект игровой образовательной деятельности с детьми средней группы «Детям о...
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 1 Березка» поселка Мостовского муниципального образования Мостовский район...
Мастер-класс для педагогов ДОУ «Использование игрового оборудования для развития...
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №1 муниципального образования Щербиновский район станица Старощербиновская...
Фотоотчёт о весеннем развлечении «Поможем Колобку» во второй младшей группе
Фотоотчёт весеннего развлечения "Поможем Колобку" во второй младшей группе. Дети входят в зал. Читают стихи и поют песню про весну "Золотые...