Педагогический проект по развитию мелкой моторики «Весёлые пальчики»

Екатерина Горохова
Педагогический проект по развитию мелкой моторики «Весёлые пальчики»

«Истоки способностей и дарований

детей – на кончиках их пальцев.

Чем больше уверенности в движениях

детской руки, тем тоньше взаимодействие

руки с орудием труда, сложнее движения,

ярче творческая стихия детского разума.

А чем больше мастерства в детской руке,

тем ребенок умнее…»

В. А. Сухомлинский

Проблема:

Низкий уровень развития мелкой моторики у детей 2-3 лет.

Краткое описание проекта.

Цель проекта: развивать мелкую моторику рук детей в процессе пальчиковых игр и упражнений по развитию мелкой моторики.

Вид проекта: игровой; краткосрочный.

Авторы: Горохова Е. А.

Сроки реализации: 9 января – 28 февраля 2014 года

Участники проектной деятельности: воспитатели, родители, дети 1 младшей группы «Бегемотик».

Обеспечение проекта: картотека пальчиковых игр; картотека игр на развитие мелкой моторики; планшет для рисования песком; пособия к дидактическим играм и упражнениям: «Выкладывание ёлочек из треугольников», «Выкладывание домиков из геометрических фигур», «Накорми снеговика», «Весёлые прищепки», «Мягкие вкладыши»; «Разложи по тарелочкам», «Разрезанные картинки», «Собери картинку».

План реализации проекта.

1 этап Подготовительный

Задачи: 1. Создать условия для реализации проекта.

2. Привлечь родителей к участию в подготовке и реализации проекта.

1. Подбор методической литературы, картотек пальчиковых игр и упражнений на развитие мелкой моторики рук. Декабрь 2013 г.

2. Составление конспектов, консультаций для родителей. Декабрь 2013

3. Ознакомление родителей с темой и содержанием проекта, со сроками реализации. Декабрь 2013 г.

4. Привлечение родителей к изготовлению книжек – самоделок с пальчиковыми играми для группы. Декабрь 2013 г.

2 этап Реализация

Задачи: 1. Формировать произвольные, координированные движения пальцев рук детей.

2. Активизировать словарь детей в процессе расширения представлений об окружающем мире в соответствии с лексической темой.

3. Дать родителям знания о значении пальчиковых игр в развитии ребенка и приобщить их к пальчиковым играм с ребенком в условиях семьи.

4. Выслушать суждения родителей по проблеме, помочь выйти из спорных ситуаций, обосновывая их.

1. Пальчиковые игры «Зимние забавы», «Снежок» 9-16 января

2. Пальчиковые игры «Зимняя прогулка», «Одежда» 17-24 января

3. Пальчиковые игры «Сорока - белобока», «Дятел» 25-31 января

4. Пальчиковые игры «Мои игрушки», «Помощник» 3-10 февраля

5. Пальчиковые игры «Строим дом», «Много мебели в квартире» 11-19 февраля

6. Пальчиковые игры «Котята», «Домашние птицы» 20-28 февраля

7. Игры на развитие мелкой моторики рук «Накорми снеговика», «Выкладывание ёлочек из треугольников» 9-16 января

8. Игры на развитие мелкой моторики рук «Весёлые прищепки», мягкие вкладыши «Одежда» 17-24 января

9. Игры на развитие мелкой моторики рук «Разложи по тарелочкам», «Весёлые прищепки» 25-31 января

10. Игры на развитие мелкой моторики рук Пазлы «Собери картинку», «Разложи по тарелочкам» 3-10 февраля

11. Игры на развитие мелкой моторики рук Мягкие вкладыши «Дом», «Выкладывание домиков из геометрических фигур» 11-19 февраля

12. Игры на развитие мелкой моторики рук «Разрезанные картинки», рисование песком «Следы» 20-28 февраля

13. Изготовление родителями книжек – самоделок с пальчиковыми играми. 25-28 февраля

14. Индивидуальные тематические беседы и консультации с родителями 9 января –28 февраля Воспитатель

15. Консультация для родителей «Пальчиковые игры, их роль и значение в развитии речи детей» 9-31 января

16. Консультация для родителей «О шнурках и их пользе» 1-28 февраля

3 этап Заключительный

Задачи: 1. Подведение итогов реализации проекта.

2. Совершенствовать уровень включенности родителей в работу детского сада.

1. Оформление картотек игр и упражнений по развитию мелкой моторики рук. 25-28 февраля

2. Выставка книжек – самоделок с пальчиковыми играми в группе. 25-28 февраля

3. Проведение развлечения с участием родителей «Путешествие в зимний лес» 25 февраля

4. Оформление презентации проектной деятельности (освещение опыта работы). 25-28 февраля

Приложения

Приложение 1.

Пальчиковые игры.

«Зимние забавы»

Что зимой мы любим делать?

Поочерёдно соединяют большой палец с остальными.

В снежки играть,

На лыжах бегать,

На коньках по льду кататься,

Вниз с горы на санках мчаться.

«Снежок»

1, 2, 3, 4,Сжимаем и разжимаем пальчики

Мы с тобой снежок слепили.

«Лепим» снежок

Круглый, крепкий, очень гладкий,

Показать

Но совсем-совсем не сладкий.

Погрозить пальчиком

Раз - подбросим, два - поймаем,

Показать

Три - уроним и сломаем.

Потопать ножками

«Сорока-белобока»

(русская народная потешка)

Сорока – белобока,

Круговое движение указательным пальцем одной руки по ладони другой

Кашку варила,

Деток кормила,

Загибание пальцев, начиная с мизинца

Этому дала,

Этому дала,

Этому дала,

Этому дала,

Показывая на большой палец

А этому не дала.

Поглаживая его, говорят

Он дров не рубил,

Воду не носил,

Печку не топил,

Кашку не варил.

Ничего не получил!

Двигая большим пальчиком вперёд - назад, сгибая - разгибая

Вот он ходит – воду носит,

Дрова рубит,

Печку топит,

Кашу варит.

Вот какой молодец.

Поглаживая большой палец

Пальчиковая гимнастика «Дятел»

Дятел дерево долбит:

Одна ладонь прямая – это «дерево», другая – «дятел» - кулачком стучите о неё.

Тук-тук-тук.

Целый день в лесу стоит

Стук-стук-стук.

Смена рук.

Пальчиковая гимнастика «Одежда»

Я надену сапоги,

Показываем на ноги, туловище, голову.

Курточку и шапку.

И на руку каждую

Одна рука выпрямленными пальцами вверх, другая – проводит по мизинцу и ребру ладони, показывая направление надевания перчаток.

Натяну перчатку.

Смена рук.

«Зимняя прогулка»

Очень холодно зимой,

Но мы пойдем гулять с тобой.

Я надену шубку,

Загните мизинец левой руки указательным

пальцем правой руки

Я надену шапку,

Загните безымянный палец

Я надену шарфик

Загните средний палец

И еще платок,

Загните указательный палец

А потом красивые,

Загните большой палец

Крошки-рукавички

На ручки натяну.

Сжать кулак

Вот сколько теплой одежды мы одеваем зимой, чтобы не замерзнуть

«Мои игрушки»

Покажу я вам игрушки:

Это курочки пеструшки,

Указательный и большой пальцы каждой руки соединить подушечками (клюв, остальные пальцы направить вверх

и слегка согнуть (гребешок).

Это зайка,

Средний и указательный пальцы правой руки направить вверх (ушки зайца,

остальные прижать к ладони.

Это пёс.

Ладонь правой руки стоит на ребре (мордочка пса, большой палец направлен вверх (ушко).

Вот машинка без колёс.

Правую ладонь сложить в виде пригоршни и накрыть ею ладонь левой руки.

Это книжки-раскладушки.

Вот и все мои игрушки.

Руки рёбрами поставить на стол, ладони прижать друг к другу, а затем раскрыть.

«Помощник»

Посуду моет наш Антошка,

Моет вилку, чашку, ложку,

Потирать ладошки друг об друга («мыть посуду»).

Вымыл блюдце и стакан

И закрыл покрепче кран.

Разгибать пальцы из кулачка, начиная с мизинца. Выполнять имитирующие движения.

«Строим дом»

Строим, строим, строим дом

Будет всем уютно в нем.

Стучать кулачок об кулачок

Строим крышу и окно

Соединить ладони домиком и окошком

Будет в домике светло.

Сжимать и разжимать пальцы рук над головой

«Много мебели в квартире»

Раз, два, три, четыре,

Много мебели в квартире.

Ритмично сжимать и разжимать кулачки.

В шкаф повесим мы рубашку,

А в буфет поставим чашку.

Чтобы ножки отдохнули,

Посидим чуть-чуть на стуле.

А когда мы крепко спали,

На кровати мы лежали.

Загибать пальчики, начиная с большого, на каждое название мебели.

А потом мы с котом

Посидели за столом,

Чай с вареньем дружно пили.

Много мебели в квартире!

Ритмично попеременно хлопать в ладоши и стучать кулачком о кулачок.

«Котята»

Все котята мыли лапки:

Трем ладошкой о ладошку, показываем, как моют руки

Вот так! Вот так!

Мыли ушки, мыли брюшки:

Трем ушки и животик

Вот так! Вот так!

А потом они устали:

Вот так! Вот так!

Сладко-сладко засыпали:

Сложить ладошки, поднести к уху и наклонить голову

Вот так! Вот так!

«Домашние птицы»

Есть у курицы цыплёнок,

У гусыни есть гусёнок,

У индюшки – индюшонок,

А у утки есть утёнок.

Большим пальцем поочерёдно касаться остальных, начиная с мизинца.

У каждой мамы малыши,

Все красивы хороши!

Показать все пальчики, «играя» ими

Приложение 2

Игры и упражнения на развитие мелкой моторики рук

«Накорми снеговика»

Цель: научить детей различать и называть цвета; проталкивать мелкие предметы в отверстия; развивать мелкую моторику рук.

Ход игры: предложить ребёнку накормить снеговиков цветными «конфетами» (пуговицами, подобрав их по цвету одежды (жёлтый, зелёный, синий, красный).

«Выкладывание ёлочек из треугольников»

Цель: выработать у детей умение воспроизводить взаимное расположение фигур в пространстве, развивать способность составлять изображение из отдельных геометрических фигур (треугольников, используя приём наложения каждой фигуры на её контурное изображение.

«Весёлые прищепки»

Цель: учить детей различать и называть цвета; развивать мелкую моторику и координацию движений.

Ход игры: предложить ребёнку надеть иголки на ёжика.

Мягкие вкладыши

Цель: учить детей различать и называть цвета; развивать мелкую моторику и координацию движений.

Ход игры: вложить вкладыш в соответствующее место в рамке, подобрав его по размеру и логике.

«Разложи по тарелочкам»

Цель: развитие мелкой моторики.

Ход игры: предложить ребёнку из ёмкости, в которой перемешаны горох и рис, выбрать и разложить по разным тарелочкам крупы.

Пазлы «Собери картинку»

Цель: развивать мелкую моторику, координацию движений.

Ход игры: Дети составляют по 4 картинки, объединенные одной темой, из 2-х, 3-х частей, называют предметы.

«Выкладывание домиков из геометрических фигур»

Цель: выработать у детей умение воспроизводить взаимное расположение фигур в пространстве, развивать способность составлять изображение из отдельных геометрических фигур (треугольников, используя приём наложения каждой фигуры на её контурное изображение.

Рисование песком «Следы»

(планшет для рисования песком)

Цель: развитие мелкой моторики, воображения.

Ход игры: Дети рисуют на песке следы птиц.

«Разрезные картинки».

Цель: развивать мелкую моторику, координацию движений.

Ход игры: Дети составляют картинку из 3-х частей- голова, туловище, хвост, называя при этом все части.

Публикации по теме:

Презентация «Графические ошибки в письменной речи детей 6–7 лет» На первом этапе обучения дети чаще всего испытывают затруднения с письмом: быстро устает рука, теряется рабочая строка, не получается правильное.

Значение развития мелкой моторики рук дошкольника при подготовке к обучению в школе В настоящее время актуальной проблемой становится полноценное развитие детей уже с дошкольного возраста. Немаловажную роль в успешности.

Библиотека изображений:
  • Логические загадки
  • Логические загадки
  • Логические загадки
Автор публикации:
Педагогический проект по развитию мелкой моторики «Весёлые пальчики»
Опубликовано: 15 марта 2014 в 18:48
+5
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
«Снеговик нового года»
Зимушка - зима продолжает нас радовать снежком и солнечными денечками! Задавая деткам вопросы о том, как они провели выходными дни, слышу однообразные...
«Зима-прекрасное время года» фото отчет наших творческих работ.
Все времена года прекрасны по своему. Нельзя сказать, что одно время года лучше другого. Каждое приносит столько радости, красоты, запоминающихся моментов....
Мастер класс
Нестандартное физкультурное оборудование для детского сада из бросового материала своими руками. Цель: изготовление нестандартного оборудования из...
Наши пернатые друзья: коллажи с зимующими птицами
Приветствую Вас, дорогие коллеги! Когда однажды, я спросила детей с прошлого выпуска, каких зимующих птиц им хотелось бы нарисовать, они разделились во...
Формирование правильного произношения звуков у детей с ОВЗ.
Изучение недостатков речи у детей с ограниченными возможностями здоровья ( умственной отсталостью, это касается детей с лёгкими формами) показало, что в...