Педагогический проект по экологии «Мир природы-детям»

Светлана Радянская
Педагогический проект по экологии «Мир природы-детям»

Тип проекта:

познавательно-исследовательский.

По характеру содержания:

ребёнок, общество и культурные ценности.

По количеству участников:

групповой.

Продолжительность:

1 год.

Участники проекта:

• Дети

• Воспитатели

• Родители

Руководитель кружка «Лесовичок»

• Учреждения социума

Актуальность выбранной для проекта темы особенно важна в настоящее время, когда мы говорим о катастрофически ухудшающейся экологической обстановкой на планете Земля, и поэтому очень важно с раннего возраста приобщать детей к правильным формам взаимодействия с природой.

Цель проектной деятельности:

Создание условий для формирования экологической культуры детей дошкольного возраста, развитие познавательного интереса к миру природы.

Задачи

1. Создать экологическую развивающую среду.

2. Способствовать формированию системы элементарных научных экологических знаний, доступных пониманию ребёнка - дошкольника через интегрированный подход.

3. Развивать у детей познавательный интерес к миру природы.

4. Формировать первоначальные умения и навыки экологически

грамотного и безопасного для природы и самого ребёнка поведения, умения наблюдать за природными объектами и явлениями.

5. Воспитывать гуманное, эмоционально-положительное отношение к миру природы и окружающему миру в целом.

6. Способствовать формированию психических процессов: памяти, внимания, мышления, воображения.

7. Развивать познавательно-исследовательские и творческие способности детей.

8. Способствовать повышению уровня информационной культуры и педагогической компетенции родителей в вопросах экологического воспитания.

9. Формировать у родителей потребность в знаниях об экологической культуре в жизни и желание передавать их детям собственным примером.

Гипотеза:

Если своевременно формировать у детей познавательный интерес к миру природы, то ребенок постепенно приобретет новый взгляд на осознанное отношение к окружающей среде

Ожидаемые результаты:

• Сформированные знания, умения, навыки в области экологического воспитания.

• Повышение уровня мотивации к экологическому образованию.

• Творческое самовыражение воспитанников.

Экологическое просвещение родителей даст большой плюс в экологическом воспитании детей.

• Формирование содружества педагогов, детей, семьи в экологическом образовании детей.

Этапы проектной деятельности:

I ЭТАП. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ

Срок – сентябрь 2012года

а) Подбор и изучение необходимой методической литературы, разработка содержания проектной деятельности.

б) Создание экологической развивающей среды.

в) Проведение подготовительной работы с участниками проекта.

г) Мониторинг детей по данному направлению.

II ЭТАП. ОСНОВНОЙ

Срок: октябрь-апрель 2012-2013гг.

а) Обоснование эффективности применения форм и методов реализации проекта.

б) Реализация поставленных задач.

в) Разработка дидактического материала для осуществления познавательного интереса к миру природы.

г) Организация работы кружка дополнительного образования детей.

д) Разработка методических рекомендаций для педагогов и родителей.

III ЭТАП. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ

Срок: Май 2013года.

а) Проведение экологического праздника для детей и родителей.

б) Демонстрирование всех выполненных в ходе проекта творческих работ, сделанных детьми и родителями.

в) Драматизация фрагментов сказок, сообщение о совершённых практических делах.

г) Итоговый мониторинг экологического развития

д) Представление материалов проекта для обсуждения на городском семинаре.

Для работы с детьми мною был разработан ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ ПО РАЗВИТИЮ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА К МИРУ ПРИРОДЫ

Формы и методы проектной деятельности:

Формы работы с детьми

Непосредственно образовательная деятельность (образовательные области «Познание», «Труд», «Художественное творчество», «Социализация», «Музыка», «Безопасность», «Здоровье». «Коммуникация»; «Чтение художественной литературы», «Физическая культура» и их интеграция, дидактические игры, создание педагогических ситуаций, наблюдения за трудом взрослых, за природой, на прогулке; сезонные наблюдения и т. д.).

Совместная деятельность воспитателя с ребёнком (целевые прогулки, экскурсии в природу; обсуждение с детьми правил безопасного поведения в природе: «Грибы: друзья или враги?», «Чем опасны ядовитые растения», «Правила друзей природы», «Что можно, что нельзя»; эвристические беседы, в ходе которых дети получают возможность доказывать свои суждения, используя накопленный опыт; посильный труд в природе, поисково-исследовательская и проектная деятельность и т. д.).

Самостоятельная деятельность детей в экологической развивающей среде (ведение и заполнение уголка наблюдений за природой. рассматривание книг, картинок, альбомов, передача природных явлений в рисунке, лепке, аппликации, настольно-печатные игры, театрализованные игры, детская деятельность в уголке экспериментирования, уход за комнатными растениями в группе и зимнем саду, наблюдение за сезонными изменениями и т. д.).

Методы экологического образования

• метод наблюдения с подключением различных анализаторов;

• опыты и эксперименты;

• проблемные ситуации или проведение опытов (позволяющих «открыть новое знание»);

• словесные методы (беседа, проблемные вопросы, рассказы - описание и т. п.);

• практическая деятельность в природе (труд в природе, экологические акции);

• игровые методы;

• практическая работа и поисковая деятельность;

• экскурсии;

• метод проектов («Наши младшие друзья», «Здравствуй, дерево!», Волшебные превращения воды», «Такие разные растения», «Огород на окне» и другие)

В процессе работы над проектом мною разработана модель экологического пространства в ДОУ (Слайд)

Работа над проектом предполагает совместное участие детей, педагогов и семьи в природоохранных акциях:

«Посади дерево» (к Дню Земли,

«Аллея выпускников»;

«День цветов» (посадка цветочных аллей);

«Витамины на подоконнике» (выращивание лука, укропа, петрушки в пищу детям, зелени для корма животным)

«Красота для всех» (разбивка новых газонов, перепланировка старых);

«Птичья столовая» (изготовление кормушек и подкормка птиц в зимнее время,

«Лесная аптека» (сбор лекарственных трав,

«Книжника больница»,

«Чистота спасет мир» (субботники на территории,

«Елочка – зеленая иголочка» (пропаганда использования искусственных елок в украшении жилищ,

«Зоркое око» (фото красивых мест родного края)

«Спасем муравейник» и другие.

Формы взаимодействия с родителями:

-индивидуальные рекомендации для родителей; -просветительская работа среди родителей средствами проведения групповых консультаций, посещения общих и групповых родительских собраний, ознакомления с наглядно – текстовой информацией (Просветительская работа проводилась посредством групповых консультаций, которые направлены на повышение информационной компетенции родителей воспитанников: «Познаем вместе с ребенком»; «Роль семьи в экологическом развитии детей младшего дошкольного возраста»; «Развитие исследовательских способностей детей младшего дошкольного возраста в игре»; «Условия формирования экосознания у ребёнка»; «Влияние детско-родительских отношений на формирование экологической культуры у детей» и т. д.);

- вовлечение родителей в образовательный процесс;

-участие в проектной деятельности дошкольного учреждения;

- привлечение родителей к изготовлению пособий для различных форм образовательной деятельности;

- проведение Дня открытых дверей с показом работы воспитателей группы по определённой проблеме воспитания и обучения;

- ознакомление родителей с результатами мониторинга;

- индивидуальные консультации по корректировке отдельных моментов воспитания, обучения и дальнейшего развития ребёнка – дошкольника;

- организация совместной деятельности детей, педагогов и родителей;

- привлечение к организации записи праздников на видео.

- родительские собрания;

- совместная организация мероприятий, участие в конкурсах «Самый спортивный родитель», «Родитель-интеллектуал», «Творческий родитель» и др.

- организация выставок совместного творчества.

Результативность проектной деятельности:

- создана экологическая предметно-развивающая среда ;

- у детей сформирован активный познавательный интерес к миру природы и способам поведения в ней и как следствие:

- сформирована поддержка инициативы детей, стремление к познанию окружающей действительности, эмоционально-ценностное отношение к природному окружению и бережное отношение к окружающей природе;

- у детей развит субъективный опыт эмоционально-чувственного общения с природой и социокультурным окружением,

- сформированы у детей такие основы личности как самостоятельность, активность, любознательность, инициативность;

- разработаны экологические заповеди. Главнейшая из них – «соблюдение тишины» в наблюдении за природой, терпеливость (умение длительное время наблюдать за растением и животным, внимательность (следует учить детей находить взаимосвязи в природе, проверять народные приметы, прогнозировать последствия поведения людей, бережливость (беречь то, что создано природой, «каждая букашка для чего-то создана природой»).

- сформировано содружество педагогов, детей, семьи;

- созданы определённые традиции в группе: «Путешествие в мир природы», «Наша дружная семейка», «Мастерская добрых дел», «Птичья столовая», «Природа и мы», «Отображаем природу», «Береги свой дом», «Азбука поведения в природе» и др. ;

- проведены экологические праздников и акции «Поможем крылатым докторам», «Природа вокруг нас: живая и неживая», «Войди в природу другом»;

- Организована работа экологического кружка «Лесовичок», основной целью которого является формирование у детей элементов экологического сознания, способности понимать и любить окружающий мир и природу;

- организовано участие родителей и детей в природоохранных акциях;

В ходе работы над проектом мною были использованы следующие информационные ресурсы:

1. Гербова В. В. Занятия по развитию речи с детьми 4-6 лет.

2. Бондаренко Т. М. Экологические занятия с детьми»

3. Глазунов М. М. Птицы в уголке живой природы.

4. Горбатенко О. Ф. Система экологического воспитания в ДОУ.

5. Жуковская Р. И. Родной край.

6. Журкова Е. Н. Комнатные растения.

7. Клыков А. А. Беседы о животных.

8. Лучиг М. В. Детям о природе.

9. Саморукова П. Г. Как знакомить дошкольников с природой.

10. Сайты и порталы: «1 сентября», «Сеть творческих учителей», «Социальная сеть работников образования», «Всё для детского сада», «Педсовет», «Дошкольное образование», «МААМ. RU», «Теремок», «Солнышко», «Calameo» и др.

Публикации по теме:

Естественнонаучный творческий проект «Мир воды» Тип проекта: По доминирующей в проекте деятельности: исследовательский, творческий. По содержанию: естественнонаучный. По числу участников.

Проекты в детском саду 6 Проекты в блогах коллег Блог Альбины Хасаншиной Проект " Золотая осень" Вид проекта: исследовательски-творческий. Цель проекта: создать.

Библиотека изображений:
  • Времена года и погода
  • Осень
  • Весна
Автор публикации:
Педагогический проект по экологии «Мир природы-детям»
Опубликовано: 28 февраля 2014 в 14:06
+13
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 13.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Зимний декор группы. Фотоотчет.
Поздняя осень своим грязным унылым одеянием, частыми дождями наводит скуку, депрессию, а зима, едва вступив в свои права, накрывает безжизненную землю легким...
Акция «Творим вместе с детьми»
Я рисую, я могу, Я и маму научу! Только мама захоти, Только папа помоги! Вместе мы творить начнем, Перепачкаем весь дом. Ну и ладно, ну и пусть....
Коллективная работа детей первой младшей группы «Волшебная ёлочка»
В преддверии новогодних праздников, я со своими малышами решила сделать коллективную работу "Волшебная ёлочка" из элементов ладошек. Цель: 1....
Мастер-класс «Символ года. Петушок»
Уважаемые коллеги, поздравляю Вас с наступающим Новым годом! Петушок пускай примчится, В двери клювом постучится, Много счастья принесет, Чтоб хватило на...
Фотоотчет по аппликации с элементами рисования «Заснеженные деревья» в...
Цель: учить создавать картину зимнего пейзажа из ваты. Задачи: развивать умение детей делать аппликацию из ваты, обогащать аппликативную технику....