Лучший педагог года

Педагогический проект «Радуга» в группе для детей с нарушениями зрения

Валентина Суханова
Педагогический проект «Радуга» в группе для детей с нарушениями зрения

Педагогический проект «Радуга» в группе для детей с нарушениями зрения

Краски в общем вызывают в людях большую радость. Глаз нуждается в них так же, как он нуждается в свете.

И. В. Гёте

Актуальность проекта : Дошкольный возраст является периодом интенсивного сенсорного развития ребенка, в частности освоения им сенсорных эталонов. У детей с нарушениями зрения отмечаются особенности в овладении сенсорными эталонами. При отсутствии специальной поддержки в дошкольном возрасте формируется значительно меньший объём представлений о сенсорных эталонах. Многие дети к моменту поступления в школу имеют низкий уровень представлений о цвете. В то же время нормально видящие дети к этому возрастному периоду в полной мере овладевают системой сенсорных эталонов, что, обеспечивает полноту восприятия, и, в свою очередь, сенсорную готовность к школьному обучению.

Публикация «Педагогический проект „Радуга“ в группе для детей с нарушениями зрения» размещена в разделах

Низкий уровень сформированности и овладения сенсорными эталонами у детей с нарушениями зрения приводит к стойким вторичным отклонениям в зрительном восприятии, что влечёт за собой трудности в учебной деятельности.

Исследования показывают, что само по себе чувство цвета включает в себя восприятие цвета в окружающей жизни и искусстве, умение передавать цвет при создании образа в рисунке, аппликации; подбирать цвета, оттенки и создавать их в изобразительной деятельности с целью создания цветового образа, а также выражать индивидуальное отношение к цвету. Чувство цвета - не только проявление художественных способностей человека, но и способность отражения им окружающего мира.

Тип проекта : познавательный.

Вид проекта : исследовательский.

Срок реализации проекта : 5 недель (краткосрочный).

Участники проекта : воспитанники коррекционной группы №2, воспитатель группы, младший воспитатель, родители.

Цель: Расширение, уточнение представлений детей о явлениях природы (радуга). Развитие зрительного восприятия, цветовосприятия и цветоразличения у детей дошкольного возраста с нарушением зрения.

Задачи проекта :

Образовательные:

1. Учить детей воспринимать цвет в связи с предметами и явлениями окружающего мира.

2. Формировать реалистические представления о природе – знания о её объектах и явлениях (радуга);

3. Систематизировать и закрепить имеющиеся знания.

4. Формировать у детей приёмы и навыки самостоятельной познавательной деятельности, проведения исследовательских работ и наблюдений.

5. Учить работе с дополнительной литературой, наглядным материалом.

Развивающие:

1. Развитие способностей у детей старшего дошкольного возраста к исследовательской деятельности.

2. Развитие связной речи, обогащение словарного запаса.

3. Способствовать развитию межличностных отношений и умению вести дискуссию, эвристическую беседу.

4. Развивать память, логическое мышление, воображение, творческие способности, активность, целеустремлённость и т. д.

5. Расширять и обогащать практический опыт детей.

Воспитательные:

1. Воспитывать сознательное отношение к собственной деятельности и эстетический вкус.

2. Воспитывать разумное, бережное отношение к природе.

3. Способствовать накоплению опыта, доброжелательного отношения со сверстниками в процессе игр и совместной деятельности

Работа построена на принципах развивающего обучения и направлена:

• на формирование у ребёнка практических умений и навыков;

• на интеллектуальное, эстетическое, речевое развитие;

• на стремление к самостоятельной работе;

•на развитие личности в целом (умение анализировать, сравнивать, видеть и понимать красоту окружающего мира, логически рассуждать, эмоционально переживать).

Продукты проекта : художественное творчество, выставки, фотоотчёты.

Проблема: в связи с особенностями развития, не все дети подготовительной к школе группе различают цвета.

Ожидаемые результаты в процессе взаимодействия педагог – дети – родители :

Дети:

• Формирование знаний о радуге, как о природном явлении.

• Возрастание речевой компетенции (отвечать на вопросы, делать простейшие выводы).

• Развитие познавательных и творческих способностей.

Родители:

• Обогащение родительского опыта приемами взаимодействия и сотрудничества с ребенком в семье.

Педагог :

• Повышение педагогической компетенции в данном направлении, поиск путей реализации задач. Реализация на практике новых методик работы с детьми.

Проект состоит из трё х этапов:

• 1 этап – подготовительный – 2 недели;

• 2 этап – основной – 2 недели;

• 3 этап – заключительный – 1 недели.

План-схема работы с детьми и родителями по реализации проекта «Радуга»

Подготовительный этап

1. Беседа с родителями «Знакомство с проектом». Оформление родительского уголка, размещение рекомендаций родителям по работе с детьми по проекту. Цель:Привлечь родителей к реализации проекта «Радужный мир».

2. Подбор дидактических, подвижных и настольных игр;

игрушек по цвету;

создание мини-лаборатории по работе с цветом, для опытов и нетрадиционного рисования. Цель:Систематизация материала.

Основной этап

3. Беседы с детьми в рамках темы проекта :

«Радуга -дуга»

«Семь цветов радуги»

«Краски вокруг нас»

«Чем пахнет цвет»

Цель:Расширить кругозор детей; учить детей воспринимать цвет в связи с предметами и явлениями окружающего мира.

4. Дидактические игры «Найди пуговки», «Полосатый коврик»,

«Посади бабочку на цветок»,

«Найди цвет»,

"Цветик - семицветик", «Пуговички - ниточки»,

«Цветовой код»,

«Лабиринт шарики»,

«Цвета и формы»,

«Форма, цвет, размер»,

«Прищепки»

«Теплые и холодные цвета»

Подвижные игры

«Прыжки за цветом», «По малину в сад пойдём»,

«Краски»,

«Цветные шарики»,

Цель:Развитие цветовосприятия, цветоразличения, зрительного восприятия. Уточнить, закрепить, расширить имеющиеся у детей представления о цветах в природе. Развивать память, внимание, наблюдательность. Обогатить словарный запас, способствовать воспитанию у детей умения играть вместе.

Развивать двигательные навыки.

5. Разучивание стихотворений, поговорок, песен, связанных с темой проекта. Цель:Познакомить с фольклорными произведениями по теме проекта.

6. Рассматривание иллюстраций, картинок (репродукции картин П. Рубенса «Двойная радуга» и А. Куинджи «Радуга»). Цель:Воспитывать желание заниматься творчеством самостоятельно.

7. Художественное творчество с детьми в рамках темы проекта. Цель:Развивать фантазию, творческие способности; повышать сенсорную чувствительность; формировать умение планировать работу по реализации замысла, предвидеть результат; развивать глазомер; воспитывать эстетический вкус.

8. Выполнение совместно с родителями творческих работ (рисунки, поделки) согласно тематике проекта. Цель:Развивать творческие способности, умение работать совместно со взрослыми.

9. Выставка «Вот какая радуга

Фотоотчёт. Цель:Привлечь к совместному труду всех детей в группе.

10. Чтение художественных произведений. Цель:Познакомить детей с произведениями о радуге, цветах спектра.

11. Украшение группы работами детей. Цель:Привлечь к совместному труду всех детей в группе.

12. Викторина «Разноцветная радуга» Цель:Развивать эстетическое восприятие, учить созерцать красоту окружающего мира. Развивать интерес к изобразительной деятельности. Развивать фантазию, творчество, воображение.

13. Фотоотчёт «Радужный мир» Цель: Подведение итогов проделанной работы.

План экспериментальной деятельности по реализации проекта «Радуга»

1.«Волшебники» Окрашевание сухих макаронных изделий пищевыми красителями. Ёмкости с водой, пищевые красители, макаронные изделия.

2.«Весёлые превращения» Получение новых цветов путём смешивания основных цветов. Палитра, кисти, краски основных цветов.

3.«Сосуды - растения» Выяснить каким образом флористы могут менять цвета растений. Листья фиалки, ёмкости с окрашенной водой.

4.«Цветная гусеничка» Используя действие капиллярных сил, показать один из способов окрашевания материала (бинта). Ёмкости с окрашенной водой, пустые ёмкости, бинт 50 см.

Список литературы:

1. Башаева Т. В. Развитие восприятия у детей – форма, цвет, звук. – Ярославль, Академия развития. 1999 г.

2. Белая К. Ю., Сотникова В. М. Разноцветные игры. ЛИНКА – ПРЕСС. Москва 2007.

3. Венгер Л. А. Воспитание сенсорной культуры детей – М. Просвещение 1988 г.

4. Григорьева Г. Г. Изобразительная деятельность дошкольников - М., 1997.3. С.

5. Малева З. П. Диагностика и коррекция зрительного восприятия у детей дошкольного возраста с нарушением зрения. Челябинск, 2006

6. Могилевская С. А. Семь разноцветных сказок. 1981г.

7. Нищева Н. Разноцветные сказки. Учебно-методическое пособие-конспект. Санкт-Петербург «ДЕТСТВО-ПРЕСС» 1999.

8. Погосова Н. М. Цветовой игротренинг. - СПб. : Речь, 2003.- 152 с.

9. Фопель К. Привет глазки. 2009г.

Публикации по теме:

Конспект занятия для детей среднего дошкольного возраста с нарушениями зрения «Мы всему научимся, все у нас получится» Цель: формирование элементарных навыков самообслуживания у детей среднего дошкольного возраста с нарушениями зрения. Задачи: 1. развивать.

Тактильная книга «Времена года» для детей с нарушениями зренияТактильная книга «Времена года» для детей с нарушениями зрения Цель дидактического пособия: Помочь ребенку с нарушениями зрения (слабовидение, амблиопия, расходящееся косоглазие) в обследовании и восприятии.

Дидактическое пособие для детей с нарушениями зрения «Дерево  «Времена года»Дидактическое пособие для детей с нарушениями зрения «Дерево  «Времена года» Задачи: формировать представление о характерных признаках и явлениях времён года, развивать умение составлять предложение по сюжетной.

Дидактическое пособие для детей с нарушениями зрения «Ёлочки»Дидактическое пособие для детей с нарушениями зрения «Ёлочки» Задачи: развивать умение различать и называть геометрические фигуры, сравнивать фигуры по величине, группировать фигуры по цвету, развивать.

Конспект НОД по ФЦКМ во второй младшей группе для детей с нарушениями зрения «Путешествовали в страну Кукляндию» Цели: 1. Систематизировать знания детей по лексическим темам «Игрушки», «Времена года», «Одежда». 2. Упражнять детей в последовательном.

Конспект образовательной исследовательской деятельности для детей с нарушениями зрения подготовительной группы. Тема: «Вода. Изменение уровня воды в сосуде». Цель: познакомить детей с изменением уровня воды в сосуде с помощью предметов. Задачи: •.

Конспект НОД для детей с ОВЗ (нарушениями зрения) в старшей группе «Цветочная поляна» Непосредственная образовательная деятельность для детей с ОВЗ (нарушениями зрения) Старшая группа (5-6 лет) «Цветочная поляна» Место НОД.

Презентация «Особенности образования детей с нарушениями зрения» Перед обществом поставлена благородная задача - найти пути повышения качества жизни лиц с ограниченными возможностями. В настоящее время.

Развитие восприятия сложных форм у детей с нарушениями зрения в инклюзивной группе посредством конструирования В процессе конструирования дошкольники, как с нормальным, так и с нарушением зрения приобретают сенсорный опыт, так как ощущения, чувственное.

СОД для детей с нарушениями зрения в старшей группе «Радуга у нас в гостях» Конспект подгрупповой совместной образовательной деятельности коррекционной направленности для детей с глубокими нарушениями зрения старшего.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Педагогический проект «Радуга» в группе для детей с нарушениями зрения
Опубликовано: 3 мая 2018 в 17:56
+13Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.

5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД