Папки-передвижки

Педагогический проект «Радуга» в группе для детей с нарушениями зрения

Дарья Младенцева
Педагогический проект «Радуга» в группе для детей с нарушениями зрения

Краски в общем вызывают в людях большую радость. Глаз нуждается в них так же, как он нуждается в свете.

И. В. Гёте

Актуальность проекта: Дошкольный возраст является периодом интенсивного сенсорного развития ребенка, в частности освоения им сенсорных эталонов. У детей с нарушениями зрения отмечаются особенности в овладении сенсорными эталонами. При отсутствии специальной поддержки в дошкольном возрасте формируется значительно меньший объём представлений о сенсорных эталонах. Многие дети к моменту поступления в школу имеют низкий уровень представлений о цвете. В то же время нормально видящие дети к этому возрастному периоду в полной мере овладевают системой сенсорных эталонов, что, обеспечивает полноту восприятия, и, в свою очередь, сенсорную готовность к школьному обучению.

Публикация «Педагогический проект „Радуга“ в группе для детей с нарушениями зрения» размещена в разделах

Низкий уровень сформированности и овладения сенсорными эталонами у детей с нарушениями зрения приводит к стойким вторичным отклонениям в зрительном восприятии, что влечёт за собой трудности в учебной деятельности.

Исследования показывают, что само по себе чувство цвета включает в себя восприятие цвета в окружающей жизни и искусстве, умение передавать цвет при создании образа в рисунке, аппликации; подбирать цвета, оттенки и создавать их в изобразительной деятельности с целью создания цветового образа, а также выражать индивидуальное отношение к цвету. Чувство цвета - не только проявление художественных способностей человека, но и способность отражения им окружающего мира.

Тип проекта: познавательный.

Вид проекта: исследовательский.

Срок реализации проекта: 5 недель (краткосрочный).

Участники проекта: воспитанники коррекционной группы №2, воспитатель группы, младший воспитатель, родители.

Цель: Расширение, уточнение представлений детей о явлениях природы (радуга). Развитие зрительного восприятия, цветовосприятия и цветоразличения у детей дошкольного возраста с нарушением црения.

Задачи проекта:

Образовательные:

1. Учить детей воспринимать цвет в связи с предметами и явлениями окружающего мира.

2. Формировать реалистические представления о природе – знания о её объектах и явлениях (радуга);

3. Систематизировать и закрепить имеющиеся знания.

4. Формировать у детей приёмы и навыки самостоятельной познавательной деятельности, проведения исследовательских работ и наблюдений.

5. Учить работе с дополнительной литературой, наглядным материалом.

Развивающие:

1. Развитие способностей у детей старшего дошкольного возраста к исследовательской деятельности.

2. Развитие связной речи, обогащение словарного запаса.

3. Способствовать развитию межличностных отношений и умению вести дискуссию, эвристическую беседу.

4. Развивать память, логическое мышление, воображение, творческие способности, активность, целеустремлённость и т. д.

5. Расширять и обогащать практический опыт детей.

Воспитательные:

1. Воспитывать сознательное отношение к собственной деятельности и эстетический вкус.

2. Воспитывать разумное, бережное отношение к природе.

3. Способствовать накоплению опыта, доброжелательного отношения со сверстниками в процессе игр и совместной деятельности

Работа построена на принципах развивающего обучения и направлена:

• на формирование у ребёнка практических умений и навыков;

• на интеллектуальное, эстетическое, речевое развитие;

• на стремление к самостоятельной работе;

•на развитие личности в целом (умение анализировать, сравнивать, видеть и понимать красоту окружающего мира, логически рассуждать, эмоционально переживать).

Продукты проекта: художественное творчество, выставки, фотоотчёты.

Проблема: в связи с особенностями развития, не все дети подготовительной к школе группе различают цвета.

Ожидаемые результаты в процессе взаимодействия педагог – дети – родители:

Дети:

• Формирование знаний о радуге, как о природном явлении.

• Возрастание речевой компетенции (отвечать на вопросы, делать простейшие выводы).

• Развитие познавательных и творческих способностей.

Родители:

• Обогащение родительского опыта приемами взаимодействия и сотрудничества с ребенком в семье.

Педагог:

• Повышение педагогической компетенции в данном направлении, поиск путей реализации задач. Реализация на практике новых методик работы с детьми.

Проект состоит из трёх этапов:

• 1 этап – подготовительный – 2 недели;

• 2 этап – основной – 2 недели;

• 3 этап – заключительный – 1 недели.

План-схема работы с детьми и родителями по реализации проекта «Радуга»

Подготовительный этап

1. Беседа с родителями «Знакомство с проектом». Оформление родительского уголка, размещение рекомендаций родителям по работе с детьми по проекту. Цель:Привлечь родителей к реализации проекта «Радужный мир».

2. Подбор дидактических, подвижных и настольных игр;

игрушек по цвету;

создание мини-лаборатории по работе с цветом, для опытов и нетрадиционного рисования. Цель:Систематизация материала.

Основной этап

3. Беседы с детьми в рамках темы проекта:

«Радуга -дуга»

«Семь цветов радуги»

«Краски вокруг нас»

«Чем пахнет цвет»

Цель:Расширить кругозор детей; учить детей воспринимать цвет в связи с предметами и явлениями окружающего мира.

4. Дидактические игры «Найди пуговки», «Полосатый коврик»,

«Посади бабочку на цветок»,

«Найди цвет»,

"Цветик - семицветик", «Пуговички - ниточки»,

«Цветовой код»,

«Лабиринт шарики»,

«Цвета и формы»,

«Форма, цвет, размер»,

«Прищепки»

«Теплые и холодные цвета»

Подвижные игры

«Прыжки за цветом», «По малину в сад пойдём»,

«Краски»,

«Цветные шарики»,

Цель:Развитие цветовосприятия, цветоразличения, зрительного восприятия. Уточнить, закрепить, расширить имеющиеся у детей представления о цветах в природе. Развивать память, внимание, наблюдательность. Обогатить словарный запас, способствовать воспитанию у детей умения играть вместе.

Развивать двигательные навыки.

5. Разучивание стихотворений, поговорок, песен, связанных с темой проекта. Цель:Познакомить с фольклорными произведениями по теме проекта.

6. Рассматривание иллюстраций, картинок (репродукции картин П. Рубенса «Двойная радуга» и А. Куинджи «Радуга»). Цель:Воспитывать желание заниматься творчеством самостоятельно.

7. Художественное творчество с детьми в рамках темы проекта. Цель:Развивать фантазию, творческие способности; повышать сенсорную чувствительность; формировать умение планировать работу по реализации замысла, предвидеть результат; развивать глазомер; воспитывать эстетический вкус.

8. Выполнение совместно с родителями творческих работ (рисунки, поделки) согласно тематике проекта. Цель:Развивать творческие способности, умение работать совместно со взрослыми.

9. Выставка «Вот какая радуга!»

Фотоотчёт. Цель:Привлечь к совместному труду всех детей в группе.

10. Чтение художественных произведений. Цель:Познакомить детей с произведениями о радуге, цветах спектра.

11. Украшение группы работами детей. Цель:Привлечь к совместному труду всех детей в группе.

12. Викторина «Разноцветная радуга» Цель:Развивать эстетическое восприятие, учить созерцать красоту окружающего мира. Развивать интерес к изобразительной деятельности. Развивать фантазию, творчество, воображение.

13. Фотоотчёт «Радужный мир» Цель: Подведение итогов проделанной работы.

План экспериментальной деятельности по реализации проекта «Радуга»

1.«Волшебники» Окрашевание сухих макаронных изделий пищевыми красителями. Ёмкости с водой, пищевые красители, макаронные изделия.

2.«Весёлые превращения» Получение новых цветов путём смешивания основных цветов. Палитра, кисти, краски основных цветов.

3.«Сосуды - растения» Выяснить каким образом флористы могут менять цвета растений. Листья фиалки, ёмкости с окрашенной водой.

4.«Цветная гусеничка» Используя действие капиллярных сил, показать один из способов окрашевания материала (бинта). Ёмкости с окрашенной водой, пустые ёмкости, бинт 50 см.

Список литературы:

1. Башаева Т. В. Развитие восприятия у детей – форма, цвет, звук. – Ярославль, Академия развития. 1999 г.

2. Белая К. Ю., Сотникова В. М. Разноцветные игры. ЛИНКА – ПРЕСС. Москва 2007.

3. Венгер Л. А. Воспитание сенсорной культуры детей – М. Просвещение 1988 г.

4. Григорьева Г. Г. Изобразительная деятельность дошкольников - М., 1997.3. С.

5. Малева З. П. Диагностика и коррекция зрительного восприятия у детей дошкольного возраста с нарушением зрения. Челябинск, 2006

6. Могилевская С. А. Семь разноцветных сказок. 1981г.

7. Нищева Н. Разноцветные сказки. Учебно-методическое пособие-конспект. Санкт-Петербург «ДЕТСТВО-ПРЕСС» 1999.

8. Погосова Н. М. Цветовой игротренинг. - СПб. : Речь, 2003.- 152 с.

9. Фопель К. Привет глазки. 2009г.

Публикации по теме:

Формирование представлений о сенсорных эталонах цвета у детей раннего возрастаФормирование представлений о сенсорных эталонах цвета у детей раннего возраста Процес восприятия лежит в основе интелектуального развития ребенка и создает прочный фундамент для развития его познавательной и личностной.

Значение сенсорного воспитания Значение сенсорного воспитания состоит в том, что оно -Является основой для интеллектуального развития; -Упорядочивает хаотичные представления.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Педагогический проект «Радуга» в группе для детей с нарушениями зрения
Опубликовано: 16 апреля 2014 в 21:04
+20Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 24.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД