Папки-передвижки

Педагогический проект «Сенсорное развитие детей раннего возраста» (часть 3) (1 фото)

Тамара Рычкова
Педагогический проект «Сенсорное развитие детей раннего возраста» (часть 3)

Часть 1

Часть 2

Март

«Угадай-ка». Знакомство со свойствами предметов. «Если покатить кубик и шарик, что покатится? Почему шарик покатился, а кубик нет?».

Конструирование «Большая и маленькая скамеечки для собачки и котика». Закреплять понимание слов большая, маленькая.

Игровое упражнение «Попади в ворота». Учить детей прокатывать шары в нужном направлении.

Публикация «Педагогический проект „Сенсорное развитие детей раннего возраста“ (часть 3)» размещена в разделах

Игра «Подбери рукавицу». Закреплять названия, геометрических фигур, выбирать фигуры по образцу.

Игра «Лото - определение предмета по величине». Определять зрительно предметы резко различной величины, соединять зрительный образ со словом.

«Путешествие на лесную поляну». Обучение выделению параметров величины предметов (широкий, узкий).

«Подбери чашки к блюдцам». Различать основные цвета, использовать названия цветов в речи, соотносить предметы по цвету.

Подвижная игра «Самолеты». Упражнять детей в назывании цвета предметов, в умении реагировать на цветовой сигнал.

Игра «Чего не хватает». Обратить внимание на то, что при отсутствии какой-либо части целое нарушается.

Игра «Что лежит в мешочке». Осуществлять выбор по образцу, опираясь на тактильно-двигательный образ предмета, закреплять знание слов-названий предметов, их формы, величины.

Игра «Звени, колокольчик». По звуку определять направление в пространстве, развивать слуховое внимание.

Игра «Постучим, погремим!». Развивать слуховое внимание, восприятие на слух звуков, которые издают различные предметы.

Апрель

Конструирование «Мишка сидит на диване». Закрепить названия строительных деталей. Акцентировать внимание на цвет.

Игра «Спрячь бабочку на цветке от вороны». Закрепить названия цветов, соотносить разнородные предметы по цвету, усвоение понятий один, много.

Игровое упражнение «Скати мяч с горки». Закрепить понятия: круглый, катится.

Конструирование «Узкая и широкая скамейки». Закреплять умение делать перекрытие, увеличивать постройки за счет приставления деталей.

Подвижная игра «Мой веселый звонкий мяч». Мяч круглый резиновый, прыгает.

Кубики Никитина «Сложи узор». Развивать наблюдательность. Способность к комбинированию, закреплять цвет.

«Кто скорее свернет ленту?». Продолжать формировать отношение к величине как значимому признаку, обратить внимание на длину, активизация словаря «длинный», «короткий».

Игра «Найди свою половинку». Обратить внимание на то, что предметы могут по-разному выглядеть спереди, сзади.

Сюжетная игра «Угости зверюшек». Осуществлять выбор на ощупь по речевой инструкции.

Игра «Поймай меня». По звуку определять направление в пространстве, развивать слуховое внимание.

Игра «Кто тебя позвал?». Прислушиваться к речевым звукам.

Музыкальная игра «Узнай по звуку». Развивать слуховое внимание; восприятие на слух звуков, которые издают различные звучащие игрушки.

Сотрудничество с родителями

Октябрь

Консультация для родителей «Что такое сенсорика и почему необходимо ее развивать».

Ноябрь

Совместное с родителями изготовление шумовых инструментов из бросового материала.

Декабрь

Консультация для родителей «Сенсорное развитие ребенка».

Январь

Рекомендации для родителей «Как и во что играть с детьми».

Привлечение родителей к изготовлению пособий для развития тактильных ощущений детей.

Февраль

Консультация «Поиграйте с ребенком» (раннее сенсорное воспитание).

Март

К дню открытых дверей подготовить памятку для родителей «Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию».

Апрель

«День открытых дверей» (знакомство родителей с играми и пособиями по сенсорному развитию).

Результаты диагностики. Во время игр и образовательной деятельности отслеживала умения детей различать, называть цвет, форму, величину, целостный образ предметов. В начале учебного года был низкий уровень показателей. На основании этих данных вела работу с детьми и родителями. К концу года уровень показателей в значительной степени повысился, но необходимо закрепление пройденного материала.

Начало года:

Высокий уровень - 0

Средний уровень - 6 (33%)

Низкий уровень - 12 (67%)

Конец года:

Высокий уровень - 7 (39%)

Средний уровень - 11 (61%)

Низкий уровень - 0

Результативность.

- Разработана система сенсорного развития детей раннего возраста;

- Дети получили представления о цвете, форме, величине, предметов, их целостном образе, значительно развились слуховое и тактильно - двигательное восприятие.

- Родители получили необходимые психолого-педагогические знания по сенсорному развитию детей раннего возраста, принимали активное участие в изготовлении пособий и оборудования по сенсорному развитию.

Практическая значимость проекта.

- Разработана система, обеспечивающая формирование сенсорных представлений детей: при составлении перспективного плана соблюден принцип последовательности, предусматривающий постепенное усложнение заданий, изготовлены красочные дидактические материалы.

- Разработаны методические рекомендации для родителей.

Приложение 1

Развитие зрительного восприятия

Восприятие формы

В процессе действий с предметами ребенок учится различать их форму. Малыша необходимо научить таким действиям, при которых он мог бы понять, что от умения определить форму зависит результат его действия. Поэтому первые игры и упражнения основаны на практических действиях, требующих опоры на форму предметов. Ребенок может еще не выделять форму зрительно и не знать ее названия. Способом ориентировки в задании являются здесь пробы.

«Чей домик»

Задачи. Соотносить геометрические фигуры в практическом действии с предметами, пользоваться методом проб, отбрасывая ошибочные варианты и фиксируя правильные.

Оборудование. Деревянная подставка с контурами – прорезями геометрических фигур, геометрические фигуры, по размеру подходящие к прорезям.

Ход игры. Взрослый ставит на стол подставку с контурами – прорезями, и одну из геометрических фигур и говорит детям, что сейчас они узнают, где домик для этой фигуры. Одному ребенку предлагает найти домик для фигуры. Побуждает малыша примерить ту или иную форму к отверстию.

Надо помнить, что при выполнении задания результат должен быть закреплен словом взрослого: - Правильно ты подобрал форму, здесь должен находиться круг (квадрат и др.).

«Найди окошко»

Задачи. Учить видеть форму в предмете, соотносить плоскостную и объемную формы в практическом действии с предметами, пользоваться методом проб, отбрасывая ошибочные варианты и фиксируя правильные.

Оборудование. Деревянный куб с прорезями разной формы, объемные геометрические формы, соответствующие прорези коробки.

Ход игры. Взрослый ставит перед ребенком куб, обращая его внимание на прорези, а рядом выкладывает объемные формы так, чтобы основание каждой формы, соответствующее форме прорези, оказалось вверху. Ребенку предлагается опустить все «посылки» в почтовый ящик, т. е. определить, к какой прорези подходит та или иная форма. В случае затруднения взрослый просит ребенка примерить форму к прорези, поворачивая нужной стороной.

«Что катится, что не катится»

Задачи. Сделать форму предмета значимой для ребенка, учить опираться на нее в деятельности.

Оборудование. Воротца, шарик и кубик.

Ход игры. Педагог ставит на столе воротца и на некотором расстоянии от них проводит черту. Предлагает двоим прокатить через воротца до ленточки два предмета: одному - кубик, другому - шарик. Затем дети обмениваются предметами. Естественно, они начинают понимать, что шар катится, а кубик нет. После этого детям предлагают выбрать тот предмет, который можно прокатить через воротца. Те, кто понял зависимость результата от формы

предмета, выбирает шар. Педагог, заканчивая игру, говорит: «Шар катится, а кубик не катится».

«Разложи фигуры по местам!

Задачи. Познакомить с плоскими геометрическими фигурами — квадратом, кругом, треугольником; учить подбирать нужные фигуры разными методами.

Оборудование. Коробка с изображениями геометрических фигур.

Ход занятия. Педагог вынимает фигурки из углублений и предлагает детям поиграть с ними: «Вот веселые разноцветные фигурки. Это круг, он катится — вот так! А это квадрат. Его можно поставить. А теперь фигурки прыгают (танцуют)». Затем предлагает детям разложить фигурки «по кроваткам»: «Наступил вечер. Фигуркам пора отдыхать. Давайте положим их спать в кроватки».

Раздает детям по одной фигурке и предлагает по очереди найти место для каждой из них. Когда малыши разложат фигурки, подводит итог игры: «Вот теперь все фигурки нашли свои кроватки и отдыхают». Затем еще раз показывает и называет все фигурки, не требуя от детей повторения. Эту игру можно повторять многократно, каждый раз изменяя ее сюжет.

Зрительное восприятие формы

В этих играх нельзя действовать с помощью практической ориентировки, здесь форму надо увидеть, сопоставить зрительно. Иногда можно практически проверить результат с помощью наложения и приложения.

«Лото» (нахождение формы)

Педагогический проект «Сенсорное развитие детей раннего возраста» (часть 3)

Задачи. Учить вычленять контур предмета, выбирать форму по образцу, учить воспринимать фигуры, закреплять их названия.

Оборудование. Карточки с изображением трех одноцветных форм (1-круг, квадрат, треугольник: 2-круг, овал, квадрат; 3-квадрат, прямоугольник, треугольник и т. п., набор мелких карточек с изображением одной формы для наложения на большие карточки.

Ход игры. Каждому ребенку педагог дает большую карточку, а себе берет маленькие. Поднимает одну карточку, например, круг, и спрашивает: «У кого такая?» (Форма не называется). Те, у кого на карточках есть круг, поднимают руки, и педагог раздает им маленькие карточки с кругами, одновременно проверяя правильность выбора: «Молодцы, у меня круг и у вас круг». Дети накладывают маленькие карточки на соответствующее изображение. Затем педагог переходит к следующей форме и поднимает, например, трапецию. Однако при оценке ответа детей он не называет эту форму, так как с ее названием детей не знакомят, а просто отмечает. Что дети сделали правильно.

По мере усвоения игры детям дают по две, а затем по три карты. Выбор производится уже не из трех, а из шести, девяти форм.

В дальнейшем в роли ведущего может быть ребенок, взрослый садится среди детей и берет себе большую карту.

Продолжение в #4

Публикации по теме:

Игра с кубиком. Занятие по ознакомлению с окружающим миром посредством развития действий с предметами у детей 6–8 месяцев Игра с кубиком. [/b] Занятие по ознакомлению с окружающим миром через развитие действий с предметами у детей 6-8 месяцев. Цель: Развитие.

Перечень игр по сенсорному развитию детей 2–3 лет Сенсорное развитие детей 2-3лет. Примерный перечень игр. Воспитатель Кудряшова Т. Д. Сентябрь,октябрь,ноябрь. Дидактические игры. На развитие.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Педагогический проект «Сенсорное развитие детей раннего возраста» (часть 3)
Опубликовано: 27 января 2015 в 08:58
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
1 апреля. День смеха. Передвижка «Смех в жизни ребенка»

1 апреля отмечаем День смеха — праздник шуток и розыгрышей. Чувство юмора не врожденное качество, его можно и нужно развивать с самого детства.

31 марта. День рождения К.И.Чуковского. Папка-передвижка «К.И.Чуковский»

Сегодня исполняется 142 года со дня рождения большого друга детей, сочинившего для них множество красочных захватывающих и остроумных сказок, Корнея Ивановича Чуковского.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД