Педагогический проект «Сибирская сокровищница»

Юлия Павловна Бронивец
Педагогический проект «Сибирская сокровищница»

Актуальность темы:

Байкал - это всероссийская гордость и всероссийская экологическая боль и тревога. Ни души наших пращуров, ни грядущие поколения не простят нас, если мы не сохраним чистоту Байкала, если позволим победить близорукой жадности, а не расчетливой мудрости.

Алексей Яблоков

При знакомстве детей дошкольного возраста со своеобразием, самобытностью родных мест, важно дать им не только знания, но и воспитать интерес к природе, понимание своей причастности к ней.

Байкал - одно из древнейших озер мира и это уникальное явление на нашей планете. Он замечателен тем, что хранит высококачественную и пока еще относительно чистую пресную воду. В Байкале сосредоточено около 1/5 ее мировых запасов и более 4/5 запасов нашей страны.

Проблема сохранения экоболанса Байкала не чужда и нам, братчанам. Ведь наш прекрасный город расположен на Ангаре - единственной реке, вытекающей из Байкала.

Экологический проект «Байкал - жемчужина Сибири» ~ один из этапов долгосрочного проекта по ознакомлению детей нашего ДОУ с родным краем и его достопримечательностями.

Цель проекта:

Познакомить детей с водными достопримечательностями нашего региона - озером Байкал, рекой Ангарой, растительным и животным миром Приангарья. Воспитывать у детей бережное, гуманное и созидательное отношение к природе нашего сибирского края.

Гипотеза:

Мы живем на территории уникальных мест, обладаем мировым сокровищем - озером Байкал. Проживая в непосредственной близости от него, многие никогда там не были, и мало знают о его флоре и фауне. Дети и их родители даже не задумываются о том, что будет с Байкалом и его окрестностями через 50, 100 лет. Если в ходе реализации проекта дети получат первоначальные знания о том: где находится Байкал, кто живет в Байкале и около него, начнут проявлять интерес к мировой проблеме - охране Байкала, отражать свои впечатления в продуктивной деятельности, сохранять познавательный интерес, то можно считать, что цель и задачи нашего проекта выполнены.

Задачи проекта:

1. Познакомить детей с озером Байкал, рекой Ангарой, их расположением на карте, уникальностью.

2. Расширить знания детей о флоре и фауне озера Байкал, р. Ангары, Братского моря.

3. Дать знания детям о коренных жителях данных мест, познакомить с их самобытностью.

4. Познакомить с промышленными объектами, построенными на берегу Байкала и Ангары, их влиянии на экосистему озера.

5. Формировать экологическую культуру у детей дошкольного возраста, их родителей, желание принимать участие в проведении мероприятий по охране окружающей среды.

Реализация проекта:

П

риемы накопления опыта:

Образовательные ситуации по знакомству с Байкалом (беседа «Заповедник Байкала». «Чудо зовется Байкалом», «Ты обижен Байкал» и др.)

Чтение легенды «Богатырь Байкал», «Ангарские бусы» - обсуждение прочитанного.

Рассматривание карты озера Байкал, Ангара, «Братское море» - ориентировка по ней.

Беседа «Заповедник Байкала».

Рассматривание книг, открыток, фотоальбомов (о рыбах, птицах, растениях, животных)

Поэтическая страничка. «В стихах и полотнах воспетый Байкал» (Стихи о Байкале и Ангаре, рассматривание иллюстраций, фотографий, картин, чтение стихов;

Рассматривание фотокниги «Ангара - дочь Байкала»

Чтение страниц из «Жалобной книги природы Байкала»

Прослушивание песен «Славное море, священный Байкал», «По Ангаре» и др.

Просмотр видеокассет из серии «Байкальско – азиатская энциклопедия»: «Дикорастущие цветы Байкальских побережий и гор», «У края чарущий бездны».

Актуализация опыта:

П/игра «Волк и ягнята» (бурятская, «Иголка, нитка и узелок» (бурятская, «Ищем палочку» (бурятская, «Солнце» (эвенкийская)

режиссерская игра «Встреча на берегу Байкала»

Настольная игра-лото «Растительный и животный мир Байкала»

Игровые задания «Путешествуем по карте»

Игровой эксперимент по очистке (фильтрации) воды

Задания на смекалку (ребусы, лабиринты и др.)

Сюжетно – ролевые игры «Рыболовецкое судно», «Туристическая прогулка по Ангаре»

Акция «Берегите воду» - изготовление напоминающих знаков «Закрой кран» и размещение их около всех кранов в детском саду и дома.

Заучивание стихотворения «Седой Байкал», «Сибирская красавица».

Оформление опыта:

Лепка из соленого теста (нерпа, медведь, соболь и др.);

Рисование на байкальских камнях: «Цветущая Сибирь»

рисунки детей «Каким я вижу Байкал», «По Ангаре»

Плакаты «Берегите Байкал», «Величавая Ангара»

буклеты «Чудо зовется Байкалом»

аппликация с элементами бурятского орнамента (рукавичка,

ковер)

Создание «Красной книги Приангарья»

Изготовление макетов «Легенда о Байкале и Ангаре»,

Презентация проекта «Байкал – жемчужина Сибири» с экскурсией по мини-музею

Взаимодействие с семьей

Совместное творчество детей и родителей в оформлении выставки рисунков «Мы любим Байкал»

Фотовыставка «Байкал и Братское море – любимые места отдыха Братчан»

Составление рассказов из личного опыта «Моя поездка на Байкал»

Консультация для родителей «Сохраним Байкал для потомков»

Участие в создании мини – музея: сбор литературы, поделок, открыток, занимательного материала и др. по теме

Создание коллекции «Ластоногий символ Байкала»

Конкурс поделок «Парусники на Братском море»

Фотоколлаж «Братское море и Байкал - любимые места отдыха братчан»

1 день

Знакомство с Байкалом и Ангарой

1. Рассматривание карты Иркутской области, ориентировка по ней (Байкал, Ангара, Братское море, Енисей.

2. Чтение и обсуждение легенды «Богатырь Байкала»

3. Заучивание стихотворения «Седой Байкал»

4. Просмотр видеокассеты «Байкальско – азиатская энциклопедия»: «У края чарующей бездны»

5. Аппликация с элементами бурятского орнамента «Рукавичка», «Ковер»

6. Подвижная игра «Иголка, нитка и узелок» (бурятская)

7. Игровое задание «Путешествуем по карте»

2 день

Растительный и животный мир озера

1. Образовательная ситуация «Байкал: путешествие в подводное царство»

2. Беседа «Заповедник Байкала»

3. Просмотр видеофильма «Байкальско – азиатская энциклопедия»: «Дикорастущие цветы Байкальских побережий и гор»,

4. Рассматривание книг, открыток, фотоальбомов (о рыбах, птицах, растениях, зверях)

5. Лепка из соленого теста (нерпа, медведь, соболь и др.)

6. Настольная игра-лото «Растительный и животный мир Байкала»

7. Творческое задание «Встреча на берегу Байкала»

8. Подвижная игра «Солнце»

9. Изготовление макета к режиссерской игре «Встреча на берегу Байкала»

3 день

Охрана озера и его обитателей

1. Беседа «Ты обижен Байкал»

2. Рассматривание фотокниги «Ангара - дочь Байкала» (обратить внимание на фото заводов, построенныхнак берегах Байкала и Ангары)

3. Игровой эксперимент по очистке (фильтрации) воды

4. Прослушивание песни «Славное море, священный Байкал»

5. Рисование «Каким я вижу Байкал», «Природа Приангарья»

6. Изготовление экологических плакатов «Берегите Байкал»

7. Сюжетно-ролевая игра «Туристическая прогулка по Байкалу и Ангаре»»

4 день

Мы твои друзья, Байкал

1. Чтение сказок из сборника «Байкала озера сказки»

2. Оформление фотовыставки «Мы и Байкал»

3. Изготовление буклетов «. Чудо зовется Байкалом», «Величавая Ангара»

4. Создание «Красной книги Приангарья»

5. Режиссерская игра «Встреча на берегу Байкала»

6. П/игра «Волк и ягнята» (якутская)

7. Сюжетно-ролевая игра «Рыболовецкое судно»

5 день

Презентация проекта для детей и родителей

Мини – музей «Сибирская сокровищница»

Форма проведения «Развлечение»

в программе:

> чтение стихов;

> задания на смекалку;

> показ инсценировки по сказке «Встреча на берегу Байкала»;

> экскурсия по мини-музею;

> награждение участников проекта.

Публикации по теме:

О Байкале (презентация с картинками и текстом) Байкал — тектоническое озеро, которое произошло в южной части Восточной Сибири. Это самое глубокое озеро на планете и крупнейшее.

Путешествие на Байкал!Путешествие на Байкал! Давно мечтала увидеть своими глазами знаменитое озеро Байкал. И вот мечта сбылась - летом побывала на Байкале! Описать его великолепие просто.

Автор публикации:
Педагогический проект «Сибирская сокровищница»
Опубликовано: 19 ноября 2013 в 18:26
+2
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Сердечко для мамочки! Наш подарок в технике декупаж. Фотоотчет
Сегодня хочу рассказать и показать Вам, как мы делали подарок для наших любимых мамочек. Мамино сердечко огоньком пылает, Мамино сердечко дом наш...
«Зимушка — зима. Деревья». Календарно-тематическое планирование ОП в средней группе...
Интегрирующая тема периода: Зимушка – зима. Деревья Развёрнутое содержание работы: Расширять представления о характерных особенностях зимней природы;...
Фотоотчет открытого занятия для детского сада в первой младшей группе «В гостях у...
Здравствуйте уважаемые коллеги! Хочу предоставить вам фотоотчет открытого занятия для детского сада в первой младшей группе. Конспект занятия я...
Выступление на педсовете «Развитие познавательной активности на занятиях математики...
Развитие познавательной активности на занятиях математики посредством ИКТ" "Детская природа требует наглядности". К. Д. Ушинский Математическое развитие...
Фотоотчет «Солнышко для бабушки и мамы»
День матери — международный праздник в честь матерей. В России в этот день принято поздравлять матерей. Все любят и чтят свою маму, самую нежную, прекрасную,...