Получи документы

Педагогический проект «Трудовое воспитание дошкольников в детском саду»

татьяна назарова
Педагогический проект «Трудовое воспитание дошкольников в детском саду»

«Труд - это могучий воспитатель в педагогической системе воспитания».

А. C. Макаренко

Актуальность проекта

Трудовое воспитание подрастающего поколения является одной из важнейших задач нашего общества. Подготовка молодежи к жизни, к участию в труде, к удовлетворению физических и духовных потребностей сегодня является приоритетным. Активная целеустремленная личность, способная к самореализации, творчеству, удовлетворению своих интересов в избранном деле и к самосовершенствованию – является целью воспитательно - образовательной работы всех образовательных учреждений.

Публикация «Педагогический проект „Трудовое воспитание дошкольников в детском саду“» размещена в разделах

Истоки трудового воспитания лежат в дошкольном возрасте, когда ребенок впервые начинает испытывать потребность в самостоятельной деятельности, заявляя о своих намерениях и проявляя себя субъектом своих желаний и интересов. Воспитание этой потребности — одна из центральных задач трудового воспитания детей.

Знакомство ребенка с трудом взрослых – один из источников воспитания в нём бережного отношения к общественному добру. Наблюдая за деятельностью взрослых, они размышляют о возможности собственными усилиями достичь такого же результата. Так повышается интерес дошкольников к труду, требовательность к качеству выполняемой работы. Воспитывая у детей интерес к труду, очень важно помнить о том, что добиваться от детей результата высокого качества следует постепенно, сообразно силам и формирующимся у них навыкам.

Труд - важнейшее средство воспитания, начиная с дошкольного возраста; в процессе его формируется личность ребенка, складываются коллективные взаимоотношения.

Весь процесс воспитания детей в детском саду может и должен быть организован так, чтобы они научились понимать пользу и необходимость труда для себя и для коллектива. Относиться к работе с любовью, видеть в ней радость - необходимое условие для проявления творчества личности, ее талантов.

Трудовое воспитание является необходимым, важнейшим условием успешной подготовки детей к обучению в школе. Дети, воспитанные с ранних лет в труде, отличаются в школе самостоятельностью, организованностью, активностью, опрятностью, умением себя обслужить. Труд - это то, что развивает маленького человека, поддерживает его, помогает ему самоутвердиться. Именно поэтому тема воспитания трудолюбия у детей всегда будет оставаться актуальной.

Трудолюбие и способность к труду воспитываются с самого раннего детства. Трудовое воспитание - это «совместная деятельность воспитателя и воспитанников, направленная на развитие у последних общетрудовых умений и способностей, психологической готовности к труду, формирование ответственного отношения к труду и его продуктам, на сознательный выбор профессии».

К выбору своей будущей профессии нужно серьезно готовить ребенка. Ему необходимо знать, кем работают его родители или работали бабушки и дедушки, познакомить со спецификой различных профессий, требованиями, которые они предъявляют к человеку, а также интересоваться, кем он хочет стать, когда вырастет. Чем больше ребенок впитает информации и чем более разнообразна и богата она будет, тем легче ему будет сделать в будущем свой решающий выбор, который определит его жизнь. У человека все закладывается с детства и профессиональная направленность в том числе. Самое главное правило для взрослых: ребенку мало знать о профессии, в нее нужно поиграть! В ходе игры дошкольники начинают отражать содержание деятельности представителей самых разных профессий. Знакомство с миром профессий решила начать с профессии «Повар», т. к. она знакома детям с детства, ведь они видят, как готовят их мамы и бабушки.

Для этого изготовила лэпбук "Профессия повар".

Цель: Расширение знаний детей о профессии повар.

Все составляющие элементы папки между собой объединены общей темой.

Задачи:

- расширять знания и представления о профессии повара, познакомить с кухонным оборудованием и посудой;

- развивать связную речь, учить отвечать на вопросы полными предложениями;

- развивать логическое мышление и внимание в процессе дидактических упражнений;

- учить внимательно слушать произведения художественной литературы- загадки, стихи;

- закреплять названия овощей, фруктов при проведении дидактической игры «Сварим суп, компот»;

- воспитывать у детей интерес и уважение к людям, работающим в детском саду, уважение к труду взрослых.

Содержание лэпбука:

Все составляющие элементы папки между собой объединены общей темой «Профессия повар». Лэпбук включает в себя задания на познавательное, речевое развитие и восприятие окружающего мира. Помогает систематизировать имеющиеся знания о профессии повар, закрепляет навыки речи, способствует развитию мелкой моторики рук, глазомера. Предназначен для детей младшего дошкольного возраста, также можно использовать для детей с ограниченными возможностями здоровья.

Текст беседы о профессии;

• Раскладушка стихов по профессии «Повар»;

• Д /и «Что нужно повару для профессии»

• Раскладушка с загадками о предметах, необходимых повару, продуктах питания, овощах, фруктах;

• Игра «Профессии детского сада";

• Д /и «Что лишнее?»

• Кармашек с физминутками, пальчиковыми играми;

• Карман с дидактической игрой "Маленькая хозяйка", в которую входит несколько разных игр, в том числе и на развитие речи;

• Д /игра «Меню»

С помощью лэпбука, дети систематизируют свои знания о профессии повара, актуализируют знания по темам "овощи", "фрукты", "посуда", совершенствуется грамматический строй речи.

Цель проекта : правильное воспитание ребенка и своевременная выработка у него необходимых трудовых навыков.

Задачи проекта :

-ознакомление с трудом взрослых и воспитание уважение к нему;

-обучение простейшим трудовым умениям и навыкам;

-воспитание интереса к труду, трудолюбия и самостоятельности;

-воспитание умений трудиться в коллективе и для коллектива.

Труд детей в детском саду многообразен. Это позволяет поддерживать у них интерес к деятельности, осуществлять их всестороннее воспитание. Рассмотрим четыре основных вида детского труда : самообслуживание, хозяйственно - бытовой труд, труд в природе и ручной труд.

Самообслуживание направленно на уход за собой (умывание, раздевание, одевание, уборка постели, подготовка рабочего места и т. п.). Воспитательное значение этого вида трудовой деятельности заключено, прежде всего, в ее жизненной необходимости. В силу ежедневной повторяемости действий навыки самообслуживание прочно усваиваются детьми; самообслуживание начинает осознаваться как обязанность.

Хозяйственно - бытовой труд дошкольников необходим в повседневной жизни детского сада, хотя его результаты по сравнению с другими видами их трудовой деятельности и не столь заметны. Этот труд направлен на поддержание чистоты и порядка в помещении и на участке, помощь взрослым при организации режимных процессов. Дети научаются замечать любое нарушения порядка в групповой комнате или на участке и по собственной инициативе устранять его. Хозяйственно - бытовой труд направлен на обслуживание коллектива и поэтому заключает в себе большие возможности для воспитания заботливого отношения к сверстникам.

Труд в природе предусматривает участие детей в уходе за растениями и животными, выращивание растений в уголке природы, на огороде, в цветнике. Особое значение этот вид труда имеет для развития наблюдательности, воспитания бережного отношения ко всему живому, любви к родной природе. Он помогает педагогу решать задачи физического развития детей, совершенствования движений, повышения выносливости, развития способности к физическому усилию.

Ручной труд развивает конструктивные способности детей, полезные практические навыки и ориентировки, формирует интерес к работе, готовность за нее, справится с ней, умение оценить свои возможности, стремление выполнить работу как можно лучше (прочнее, устойчивее, изящнее, аккуратнее).

Труд детей дошкольного возраста в детском саду организуется в трех основных формах: в форме поручения, дежурств, коллективной трудовой деятельности.

Поручения - это задания, которые воспитатель эпизодически дает одному или нескольким детям, учитывая их возрастные и индивидуальные возможности, наличие опыта, а также воспитательные задачи.

Дежурства - форма организации труда детей, предполагающая обязательное, выполнение ребенком работы, направленной на обслуживание коллектива.

Наиболее сложной формой организации труда детей является коллективный труд. Он широко используется в старшей и подготовительной группах детского сада, когда навыки становятся более устойчивыми, а результаты труда имеют практическую и общественную значимость.

Для того чтобы дети трудились с удовольствием, необходимо создавать эмоционально-положительную атмосферу. Правильно организовывать материальную среду и трудовое оборудование. Важно учитывать нагрузку, избегая перегрузки детей. Обязательно учитывать индивидуальные интересы и склонности детей к тому или иному виду труда.

В детском саду должны соблюдаться системность и последовательность трудового воспитания, поэтому в дошкольном образовательном учреждении должны проводиться специально организованные формы работа с родителями по данному вопросу: такие как благоустройство участка, субботник, совместное творчество, привлечение к изготовлению поделок и т. д.

1. По характеру содержания:

ребенок + семья + природа + детский сад;

По продолжительности: долгосрочный.

Участники проекта : дети комбинированной группы №1 «Солнышко», их родители, воспитатели группы.

План реализации проекта :

I этап – подготовительный.

II этап – основной.

III этап – заключительный

1. Подготовительный этап:

1. Подбор наглядно-дидактического материала, игра «Кому что надо?».

Цель: Формировать представления детей о профессиях в детском саду. Учить детей находить орудия труда и материалы, необходимые людям той или иной профессии. Развивать внимание, память и речь детей.

2. Беседа о труде взрослых и детей в детском саду.

3. Подбор игр (дидактических, сюжетно-ролевых, настольно-печатных).

2. Основной этап реализации проекта :

1. Экскурсия «В гости к повару».

2. Наблюдения труд повара, помощника воспитателя, прачки, дворника.

3. Беседа о труде воспитателя.

4. Викторина с использованием ИКТ по познавательному развитию «Откуда хлеб пришел».

5. Дидактические игры «Что лишнее?»; «Что нужно для профессии?», «Узнай по силуэту», «Произнеси правильно», «Подскажи словечко», «Загадки».

6. Пальчиковые игры.

7. Игровая деятельность детей сюжетно-ролевые игры, настольно-печатные игры.

8. Беседа по ознакомлению с трудом взрослых в подготовительной группе детского сада на тему : «Кто работает в детском саду».

9. Коллективный труд : «Ремонт книг».

10. Работа с родителями (беседа дома с ребёнком о своей профессии «Все профессии нужны!»).

11. Создание лэпбука по теме: «Профессия повар».

3. Заключительный этап:

1. Выставка рисунков по теме «Всякий труд почетен».

2. Подготовка методического материала для публикации на личном сайте.

Ожидаемый результат:

- Расширение представлений о труде взрослых у детей дошкольного возраста.

- Повышение коммуникативных, творческих способностей детей дошкольного возраста.

- Формирование у родителей интереса к проблеме трудового воспитания детей.

Выводы:

Труд в детском саду стал для детей чем-то необходимым. Он приносит им радость. Мы еще раз убедились, что систематический труд в уголке природы, в огороде, на подоконнике, на участке, наблюдения за работой взрослых повышает у детей интерес к трудовому воспитанию, воспитывает у них любовь и бережное отношение к объектам природы, способствует формированию трудолюбия и других нравственных качеств. У детей воспитывается сознательное отношение к труду. Они осмысливают производимую работу, понимают ее цель, расширяют свой кругозор. В результате работы в детском саду дети более сдружились, детский коллектив сплотился, это тоже имеет большое значение. А также наши дети еще раз убедились, в том, что мир вокруг нас прекрасен и удивителен.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Нравственно-патриотическое воспитание младших дошкольников в детском саду Нравственно-патриотическое воспитание ребенка - сложный педагогический процесс. В основе него лежит развитие нравственных чувств. «Любовь.

Патриотическое воспитание дошкольников на музыкальных занятиях в детском саду Патриотическое воспитание дошкольников на музыкальных занятиях. Донская Т. П., музыкальный руководитель МБДОУ д\с № 10 «Ивушка» Нравственное.

Педагогический проект «Патриотическое воспитание старших дошкольников на основе творчества Павла Петровича Бажова»Педагогический проект «Патриотическое воспитание старших дошкольников на основе творчества Павла Петровича Бажова» Пояснительная записка В дошкольном возрасте начинает формироваться чувство патриотизма: любовь и привязанность к Родине, преданность ей,.

Педагогический совет «Трудовое воспитание в дошкольном учреждении» Педагогический совет «Трудовое воспитание в дошкольном учреждении». Цель: систематизация работы педагогического коллектива по трудовому.

Педагогический совет «Патриотическое воспитание дошкольников в соответствии с ФГОС» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение - детский сад общеразвивающего вида «Солнышко» с. Боровиха Педагогический.

Трудовое воспитаниеТрудовое воспитание Трудовое воспитание- важное средство всестороннего развития личности дошкольника. Разумно организованный труд, укрепляет физические силы,.

Трудовое воспитание Презентация на тему «Трудовая деятельность в средней группе» Группа 9 На слайдах отражены виды трудовой деятельности в повседневной жизни.

Трудовое воспитание дошкольника "Воспитание, если оно желает счастья человеку, должно воспитывать его не для счастья, а приготовлять к труду жизни". (К. Д. Ушинский) Классики.

Трудовое воспитание дошкольников Трудовое воспитание дошкольников. Труд - это целесообразная деятельность человека, направленная на видоизменение и приспособление предметов.

Трудовое воспитание в детском саду. Содержание различных видов труда детей четырех, пяти и шести лет Начиная с четырех лет детей приучают ко всем видам труда (самообслуживание, хозяйственно-бытовой труд, труд в природе и ручной, для каждого.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Педагогический проект «Трудовое воспитание дошкольников в детском саду»
Опубликовано: 30 июля 2017 в 08:30
+79Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 29.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД