Лучший педагог года

Педагогический проект «Умные пальчики»

Ольга Храмцова
Педагогический проект «Умные пальчики»

Педагогический проект «Умные пальчики»

Тема: «Развитие мелкой моторики руки через нетрадиционные виды аппликации и сенсорные игры»

Срок реализации проекта : 2013-2014 учебный год

Краткое описание проекта.

Данный проект направлен на реализацию системы занятий по изготовлению различных видов аппликаций с использованием нетрадиционных техник, предполагает развитие мелкой моторики руки у детей.

Проект реализуется в три этапа: подготовительный, практический и заключительный.

Публикация «Педагогический проект „Умные пальчики“» размещена в разделах

На первом этапе реализации проекта при помощи родителей осуществляется сбор природного, бросового материалов, бумаги различной фактуры.

На практическом этапе в ходе системных занятий дети знакомятся и изготавливают различные виды аппликаций.

На заключительном этапе проекта воспитателем и детьми организовывается выставка индивидуальных и совместных детских работ. Воспитателем оценивается уровень развития мелкой моторики руки и результативность в целом.

Актуальность, новизна.

С первого года жизни ребенка хватание и ощупывание предмета имеет большое значение не только для развития моторики, но и для развития мышления. В этом возрасте малыш пытается «взять весь мир в свои руки». С этого момента начинается новый этап развития руки и мозга. Скачок в развитии моторики приводит к скачку в развитии речи. Специалисты по раннему детству В. С. Мухина, Е. В. Зворыгина указывают на значительную роль простого хватания в формировании восприятия, зрительно-двигательной координации. На третьем году жизни предметная деятельность становится ведущей.

Многие педагоги придают огромное значение развитию сенсорной культуры и мелкой моторики лишь в старшем дошкольном возрасте, упуская «благодатный» младший и средний возраст.

Уникальным, на мой взгляд, видом детской деятельности в дошкольном возрасте является продуктивная или практическая. Данный вид деятельности позволяет удовлетворять основные потребности ребё нка: желание практически действовать с предметами, получить осмысленный результат. В процессе практической деятельности у ребёнка развивается мелкая моторика руки, пространственные представления, он овладевает разнообразными способами практических действий, познаёт свойства различных материалов, появляются элементы творчества.

Как организовать данную работу, если в программе «Развитие» развитие мелкой моторики руки и сенсорной культуры не является приоритетным, представлено кратко и в самых общих чертах, нет системы планирования работы с детьми?

Передо мной встали проблемы, как пробудить у ребёнка желание делать что-то своими руками, вызвать интерес к «исследованию» материала и работе с ним, помочь обрести уверенность в собственных силах и получить удовольствие от результата своей работы.

При системе работы и правильном подходе воспитателя элементы ручного труда и аппликация вносят важный вклад в психическое развитие ребёнка, они позволяют удовлетворять основные потребности ребё нка: желание практически действовать с предметами, получить осмысленный результат. Эти универсальные виды художественной деятельности способствуют эстетическому, интеллектуальному и творческому развитию ребенка.

В работе с детьми средней группы выбрала доступные им формы организации: совместная исследовательская деятельность; занятия с подгруппой детей; самостоятельное взаимодействие с предметной средой; творческая индивидуальная работа детей.

Проблемы:

- недостаточно развита мелкая моторика руки у детей;

- нет сенсорного опыта в исследовании свойств и качеств предметов.

Гипотеза: аппликация будет способствовать развитию мелкой моторики руки, обучит детей простейшему сенсорному анализу, научит способам создания и преобразования предметов.

Цель: создание системы работы по развитию мелкой моторики руки ребёнка через рукотворные виды деятельности

Задачи:

1. Вызвать интерес к «исследованию» материала, пробудить у ребёнка желание делать что-то своими руками

2. Формировать у детей практические навыки работы с материалами и инструментами

3. Содействовать развитию мелкой моторики руки, созидательному отношению к окружающему миру

Участники.

- воспитатель группы,

- дети средней группы,

- родители.

Продукт проекта :

1. Изготовленные детьми различные виды аппликаций.

2. Выставка детских творческих работ в родительском уголке и группе.

3. Пополнение природного и бросового материала в уголке по изодеятельности

Предполагаемый результат работы с детьми:

Обучение:

1. Овладение простейшими практическими навыками в аппликации

2. Представления о свойствах предметов

3. Появление познавательной активности

Развитие:

1. Развитие моторики руки в соответствии с возрастом детей

2. Проявление самостоятельности в выборе средств и материала

Воспитание:

1. Навыки общения в совместной деятельности

2. Уверенность в собственных силах

3. Устойчивый интерес к занятиям.

Анализ ресурсов, влияющих на реализацию проекта.

1. Научно- методические:

- подбор печатных теоретических материалов по изготовлению различных видов аппликации.

2. Организационные.

- создание разных видов аппликации

- организация родителей для подбора материалов.

3. Информационные.

- использование возможностей Интернета в поиске информации.

- знакомство родителей с проблемой на групповом родительском собрании.

4. Мотивационные.

- Разработка системы поощрения детей.

Этапы реализации проекта.

1. Подготовительный этап

Срок: сентябрь-октябрь 2013 года

Срок

Организация работы педагога

1. Разработка перспективного планирования - системы занятий по изготовлению аппликации при помощи нетрадиционных техник X

2. Сбор природного и бросового материала с помощью родителей IX-X

3. Изготовление сенсорных игр: «Подбери наряд Маше и Мише» (свойства ткани, «Найди пару» (цвет, «Подбери узор», «Узнай бумагу», «Собери бусы» IX-X

4. Создание пакета методических материалов по организации занятий аппликацией и ручным трудом X

5. Групповое родительское собрание на тему «Аппликация и развитие мелкой моторики руки» X

Организация работы с детьми

1. представление детей о свойствах различных материалов IX

2. Рассматривание различных материалов в уголке по изодеятельности X

2. Практический этап

Срок: ноябрь 2013 г. – март 2014 г.

Срок

Организация работы педагога

1. Разработка конспектов занятий по аппликации XI

2. Информация в родительском уголке на тему: «Аппликация и развитие мелкой моторики руки» XII

3. Оформление картотеки занятий, опытов I-II

Организация работы с детьми

1. Организация занятий с детьми: мотивация, простейшие опыты и эксперименты, выбор средств и материала, способов изображения, практическая деятельность, оценка детской деятельности XI-III

2. Совместная исследовательская деятельность:

знакомство детей со свойствами материалов: пенопласт, вата, бумага, магнит, дерево, пластмасса и др. ;

• изучение разных круп, их свойств: греча, рис, пшено, горох. XI-III

3. Сенсорные развлечения для детей: «Цветные салфетки», «Занимательный дырокол», «Чудо- бумага», «Праздник круп», «Воздушные шары», «Разноцветные пробки» XI-III

4. Создание с детьми коллажа на тему «Разноцветный мир», «Цветы» I-II

5. Самостоятельное взаимодействие с предметной средой XI-III

3. Заключительный этап

Срок: апрель – май 2014 г.

Срок

Организация работы педагога

1. Показ открытого занятия для воспитателей ДОУ и родителей IV

2. Мастер-класс для педагогов ДОУ на тему «Эффективные методы и приёмы сенсорного развития детей» V

3. Самоанализ деятельности по реализации проекта V

Организация работы с детьми

Совместная с родителями выставка «Папа, мама, я и наша аппликация!» IV

Перспективы распространения результатов проекта

Распространение результатов проекта предполагается :

1. В рамках ДОУ: презентация проекта, показ открытого занятия, мастер-класс.

2. Публикация проекта в СМИ, на соц. Порталах.

Публикации по теме:

Презентация проекта «Воспитание нравственно-этических норм у детей дошкольного возраста» Краткая аннотация проекта. Проект «Воспитание нравственно-этических норм у детей дошкольного возраста посредством приобщения к русскому.

Проект «Ах, эти сказки!» Проект был создан с условиями внедрение ФГТ в структуру программы ДОУ и показан на Районном методическом объединении в Коелгинском МКДОУ.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Педагогический проект «Умные пальчики»
Опубликовано: 13 октября 2013 в 09:26
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.

2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД