Педагогический проект «Умные пальчики»

Ольга Храмцова
Педагогический проект «Умные пальчики»

Педагогический проект «Умные пальчики»

Тема: «Развитие мелкой моторики руки через нетрадиционные виды аппликации и сенсорные игры»

Срок реализации проекта: 2013-2014 учебный год

Краткое описание проекта.

Данный проект направлен на реализацию системы занятий по изготовлению различных видов аппликаций с использованием нетрадиционных техник, предполагает развитие мелкой моторики руки у детей.

Проект реализуется в три этапа: подготовительный, практический и заключительный.

На первом этапе реализации проекта при помощи родителей осуществляется сбор природного, бросового материалов, бумаги различной фактуры.

На практическом этапе в ходе системных занятий дети знакомятся и изготавливают различные виды аппликаций.

На заключительном этапе проекта воспитателем и детьми организовывается выставка индивидуальных и совместных детских работ. Воспитателем оценивается уровень развития мелкой моторики руки и результативность в целом.

Актуальность, новизна.

С первого года жизни ребенка хватание и ощупывание предмета имеет большое значение не только для развития моторики, но и для развития мышления. В этом возрасте малыш пытается «взять весь мир в свои руки». С этого момента начинается новый этап развития руки и мозга. Скачок в развитии моторики приводит к скачку в развитии речи. Специалисты по раннему детству В. С. Мухина, Е. В. Зворыгина указывают на значительную роль простого хватания в формировании восприятия, зрительно-двигательной координации. На третьем году жизни предметная деятельность становится ведущей.

Многие педагоги придают огромное значение развитию сенсорной культуры и мелкой моторики лишь в старшем дошкольном возрасте, упуская «благодатный» младший и средний возраст.

Уникальным, на мой взгляд, видом детской деятельности в дошкольном возрасте является продуктивная или практическая. Данный вид деятельности позволяет удовлетворять основные потребности ребёнка: желание практически действовать с предметами, получить осмысленный результат. В процессе практической деятельности у ребёнка развивается мелкая моторика руки, пространственные представления, он овладевает разнообразными способами практических действий, познаёт свойства различных материалов, появляются элементы творчества.

Как организовать данную работу, если в программе «Развитие» развитие мелкой моторики руки и сенсорной культуры не является приоритетным, представлено кратко и в самых общих чертах, нет системы планирования работы с детьми?

Передо мной встали проблемы, как пробудить у ребёнка желание делать что-то своими руками, вызвать интерес к «исследованию» материала и работе с ним, помочь обрести уверенность в собственных силах и получить удовольствие от результата своей работы.

При системе работы и правильном подходе воспитателя элементы ручного труда и аппликация вносят важный вклад в психическое развитие ребёнка, они позволяют удовлетворять основные потребности ребёнка: желание практически действовать с предметами, получить осмысленный результат. Эти универсальные виды художественной деятельности способствуют эстетическому, интеллектуальному и творческому развитию ребенка.

В работе с детьми средней группы выбрала доступные им формы организации: совместная исследовательская деятельность; занятия с подгруппой детей; самостоятельное взаимодействие с предметной средой; творческая индивидуальная работа детей.

Проблемы:

- недостаточно развита мелкая моторика руки у детей;

- нет сенсорного опыта в исследовании свойств и качеств предметов.

Гипотеза: аппликация будет способствовать развитию мелкой моторики руки, обучит детей простейшему сенсорному анализу, научит способам создания и преобразования предметов.

Цель: создание системы работы по развитию мелкой моторики руки ребёнка через рукотворные виды деятельности

Задачи:

1. Вызвать интерес к «исследованию» материала, пробудить у ребёнка желание делать что-то своими руками

2. Формировать у детей практические навыки работы с материалами и инструментами

3. Содействовать развитию мелкой моторики руки, созидательному отношению к окружающему миру

Участники.

- воспитатель группы,

- дети средней группы,

- родители.

Продукт проекта:

1. Изготовленные детьми различные виды аппликаций.

2. Выставка детских творческих работ в родительском уголке и группе.

3. Пополнение природного и бросового материала в уголке по изодеятельности

Предполагаемый результат работы с детьми:

Обучение:

1. Овладение простейшими практическими навыками в аппликации

2. Представления о свойствах предметов

3. Появление познавательной активности

Развитие:

1. Развитие моторики руки в соответствии с возрастом детей

2. Проявление самостоятельности в выборе средств и материала

Воспитание:

1. Навыки общения в совместной деятельности

2. Уверенность в собственных силах

3. Устойчивый интерес к занятиям.

Анализ ресурсов, влияющих на реализацию проекта.

1. Научно- методические:

- подбор печатных теоретических материалов по изготовлению различных видов аппликации.

2. Организационные.

- создание разных видов аппликации

- организация родителей для подбора материалов.

3. Информационные.

- использование возможностей Интернета в поиске информации.

- знакомство родителей с проблемой на групповом родительском собрании.

4. Мотивационные.

- Разработка системы поощрения детей.

Этапы реализации проекта.

1. Подготовительный этап

Срок: сентябрь-октябрь 2013 года

Срок

Организация работы педагога

1. Разработка перспективного планирования - системы занятий по изготовлению аппликации при помощи нетрадиционных техник X

2. Сбор природного и бросового материала с помощью родителей IX-X

3. Изготовление сенсорных игр: «Подбери наряд Маше и Мише» (свойства ткани, «Найди пару» (цвет, «Подбери узор», «Узнай бумагу», «Собери бусы» IX-X

4. Создание пакета методических материалов по организации занятий аппликацией и ручным трудом X

5. Групповое родительское собрание на тему «Аппликация и развитие мелкой моторики руки» X

Организация работы с детьми

1. представление детей о свойствах различных материалов IX

2. Рассматривание различных материалов в уголке по изодеятельности X

2. Практический этап

Срок: ноябрь 2013 г. – март 2014 г.

Срок

Организация работы педагога

1. Разработка конспектов занятий по аппликации XI

2. Информация в родительском уголке на тему: «Аппликация и развитие мелкой моторики руки» XII

3. Оформление картотеки занятий, опытов I-II

Организация работы с детьми

1. Организация занятий с детьми: мотивация, простейшие опыты и эксперименты, выбор средств и материала, способов изображения, практическая деятельность, оценка детской деятельности XI-III

2. Совместная исследовательская деятельность:

• знакомство детей со свойствами материалов: пенопласт, вата, бумага, магнит, дерево, пластмасса и др. ;

• изучение разных круп, их свойств: греча, рис, пшено, горох. XI-III

3. Сенсорные развлечения для детей: «Цветные салфетки», «Занимательный дырокол», «Чудо- бумага», «Праздник круп», «Воздушные шары», «Разноцветные пробки» XI-III

4. Создание с детьми коллажа на тему «Разноцветный мир», «Цветы» I-II

5. Самостоятельное взаимодействие с предметной средой XI-III

3. Заключительный этап

Срок: апрель – май 2014 г.

Срок

Организация работы педагога

1. Показ открытого занятия для воспитателей ДОУ и родителей IV

2. Мастер-класс для педагогов ДОУ на тему «Эффективные методы и приёмы сенсорного развития детей» V

3. Самоанализ деятельности по реализации проекта V

Организация работы с детьми

Совместная с родителями выставка «Папа, мама, я и наша аппликация!» IV

Перспективы распространения результатов проекта

Распространение результатов проекта предполагается:

1. В рамках ДОУ: презентация проекта, показ открытого занятия, мастер-класс.

2. Публикация проекта в СМИ, на соц. Порталах.

Публикации по теме:

Презентация проекта «Воспитание нравственно-этических норм у детей дошкольного возраста» Краткая аннотация проекта. Проект «Воспитание нравственно-этических норм у детей дошкольного возраста посредством приобщения к русскому.

Проект «Ах, эти сказки!» Проект был создан с условиями внедрение ФГТ в структуру программы ДОУ и показан на Районном методическом объединении в Коелгинском МКДОУ.

Библиотека изображений:
  • Овощи
  • Домашние животные
  • Дикие животные
Автор публикации:
Педагогический проект «Умные пальчики»
Опубликовано: 13 октября 2013 в 09:26
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Конспект занятия по рисованию в смешанной технике «Зимние деревья»
Задачи: развивать у детей познавательный интерес, воспитывать эстетическое восприятие зимнего пейзажа; обогащать словарь; учить детей рисовать дерево...
Анализ воспитательно-образовательной работы за 2016–17 учебный год
Анализ воспитательно-образовательной работы за 2016-17 учебный год Воспитатель: Афанасьева Марина Вячеславовна «Нет такой стороны воспитания, на...
Маленький человек среди взрослых
Вся жизнь общества, как мы знаем из своего опыта, накладывает отпечаток на формировании личности ребёнка. Особенно важны при этом те непосредственные...
Фотоотчет с Праздника непослушания
В наш детский сад постучал праздник непослушания, когда дети остались одни, без родителей, и могли делать всё, что захочется. Для начала, чтобы ввести детей...
Игры детей на прогулке
Продолжаю печатать игры, из собранной мной картотеки, для организации деятельности детей на прогулке. П/и «Горелки» Цель: развивать быстроту, ловкость,...