Педагогический проект «В игры со звуками играю — лучше их запоминаю»

Ирина Чудинова
Педагогический проект «В игры со звуками играю — лучше их запоминаю»

"Ясный выговор слова,

чтобы каждый из звуков был слышен,

и чуткое ухо в различении

этих звуков - вот главные

основания обучения грамоте".

К. Д. Ушинский

Участники проекта:

дети, учитель-логопед, воспитатели и родители.

Паспорт проекта:

По доминирующему методу – творческий;

По продолжительности – долгосрочный (2 года, 2012-2014 год);

Взаимоотношения - контакт с семьёй и педагогами;

По характеру охвата – фронтальный, индивидуальный;

Интеграция всех ОО и в РМ.

Актуальность:

Речевая функция является одной из важнейших психологических функций человека. В процессе речевого развития формируются высшие формы познавательной деятельности, способности к понятийному мышлению. Значение слова уже само по себе является обобщением и в связи с этим представляет собой не только единицу речи, но и единицу мышления. Они не тождественны и возникают в какой-то степени независимо друг от друга.

На современном этапе развития логопедии остро стоит вопрос о резком росте речевых нарушений у детей дошкольного и младшего школьного возраста. Среди всех речевых дефектов общее недоразвитие речи и фонетико-фонематическое недоразвитие является наиболее распространённым.

Правильная речь – один из показателей готовности ребенка к обучению в школе, залог успешного освоения грамоты и чтения: письменная речь формируется на основе устной, и дети, страдающие недоразвитием фонематического слуха, являются потенциальными детьми с нарушениями письма и чтения.

Развитие речи, включающее умение четко произносить звуки и различать их, владеть артикуляционным аппаратом, правильно построить предложение и т. д., одна из насущных проблем, стоящих перед дошкольным учреждением.

Различные нарушения в речевом развитии не дают возможность детям овладевать в нужной степени словарным запасом и грамматическим строем и, следовательно, тормозит развитие связной речи в целом.

Однако трудности своевременной диагностики и не охваченность значительной части детей целенаправленной дошкольной подготовкой в логопедическом плане приводит к тому, что эти дети приходят в школу с нарушениями восприятия звуков, звукопроизношения и несформировавшимися процессами языкового анализа и синтеза.

Много раз, обращаясь к нашим классикам педагогики и психологии (Л. С. Выготскому, А. Р. Лурии, Л. И. Божович, Д. Б. Элькониной, З. М. Истоминой, Л. Н. Леонтьевой, Е. Е. Кравцовой и т. д., пришли к выводу: проблема сущности готовности к школе очень актуальна и сегодня.

Таким образом, только принцип системного подхода к анализу нарушений речи дает возможность видеть как первичные проявления основного дефекта, так и более отдельные его последствия, позволяет более четко квалифицировать все проявления речевой недостаточности и определить эффективные пути коррекционного обучения.

Обоснование:

Чем раньше будет начато коррекционно-развивающее обучение детей, тем выше будет его результат. Во-первых, речевое развитие – это показатель и уровня интеллекта, и уровня культуры. Во-вторых, от того насколько развита речь ребёнка, напрямую зависят его успехи не только в освоении грамоты, но и в обучении в целом. В-третьих, развитие и перспективы ребёнка, имеющего речевые нарушения, во многом зависят от квалификации специалистов, к которым он попадает в дошкольном образовательном учреждении и школе.

У детей в среднем возрасте, начавших ходит в детский сад - упущены основы звуковой культуры речи, недостаточный словарный запас слов и недостаточно развито фонематическое восприятие. Проведя диагностику и проанализировав её, мы пришли к выводу, что у большинства детей недостаточно развит фонематический слух и фонематическое восприятие. Недостатки в построении высказываний связаны с лексическими затруднениями, что определяется бедностью словарного запаса, несформированностью лексических дифференцировок и другими особенностями. У многих детей построение высказываний затрудняется в связи с грамматико-синтаксическими нарушениями, особенно при передаче пространственных, атрибутивных и других межпредметных отношений. Мы решили выстроить совместную работу – педагоги – учитель – логопед – дети - родители.

Цель:

Повышение мотивации воспитанников к изучению звуко - буквенного состава слова путём использования наглядно- дидактического материала.

Задачи:

• Повысить интерес детей к фонематическому восприятию через игровую деятельность.

• Расширить словарный запас, обогатить активный словарь.

• Развивать мелкую моторику.

• Формировать у детей фонематический слух.

• Развивать у детей фонематическое восприятие и навыки звукового анализа и синтеза через осознание звукового строя языка.

• Формировать представление о соотношении между звуками и буквам.

• Повысить компетентность родителей о фонематическом восприятии.

Гипотеза:

Если задания по обучению грамоте будут иметь игровой характер, то дошкольник быстрее и лучше сможет понять сложный для него абстрактный мир звуков и букв.

Принципы:

• Деятельности (ребёнок находится в процессе открытия новых знаний).

• Креативности (педагог поощряет активность детей).

• Непрерывности (процесс продолжается во всех режимных моментах с педагогами и узкими специалистами).

• Последовательности.

• Доступности.

• Систематичности.

• Интеграции.

Проблема:

• Как повысить эффективность усвоения программного материала?

Причины:

• Поступление детей в детский сад в 4 года;

• Пропущена первоначальная ступень освоения звуковой культуры речи;

• Маленький словарный запас слов;

• Не все дети осваивают пройденный материал на занятии;

• Малокомпетентность родителей о фонематическом восприятии.

Ожидаемый результат

• Сформирован фонематический слух у детей

• Повысился интерес детей к фонематическому восприятию через игровую деятельность и развито фонематическое восприятие, и навыки звукового анализа и синтеза через осознание звукового строя языка

• Сформировано представление о соотношении между звуками и буквами.

• У родителей появилась заинтересованность в развитии фонематического восприятия.

Изюминка проекта:

Работа с детьми, у которых плохо развито фонематическое восприятие и слух.

Механизм выполнения:

Реализация данного проекта направлена на работу с детьми, у которых плохо развито фонематическое восприятие и слух, а также может использоваться в работе с детьми, у которых нет нарушения речи.

Этапы реализации проекта:

Подготовительный

№ п/п Мероприятие Ответственный Сроки

1 Планирование по разделу «Обучение грамоте» Педагоги Сентябрь, 2012

2 Изучение методической литературы по данному вопросу Педагоги Сентябрь, октябрь, 2012

3 Изготовление пособий (таблиц, карточек) Педагоги Октябрь, ноябрь, декабрь, 2012

4 Разработка дидактического материала для занятий по обучению грамоте

Педагоги, учитель – логопед Октябрь, ноябрь, декабрь, 2012

5 Разработка диагностической карты по данному разделу

Учитель – логопед, педагоги Сентябрь, октябрь, 2012

6 Первичное обследование детей

Учитель - логопед Сентябрь, октябрь, 2012

7 Анкетирование родителей Педагоги Октябрь, 2012

8 Пополнение игротеки по данному разделу Педагоги, учитель – логопед Постоянно

9 Консультация для родителей.

Педагоги, учитель-логопед Октябрь, 2012

Основной этап

№ п/п Мероприятие Ответственный Сроки

1 Проведение фронтальных подгрупповых и индивидуальных занятий по обучению грамоте

Педагоги В течение реализации проекта

2 Проведение совместных мероприятий с родителями (клуб по интересам «АБВГД-ка») – создание буклетов

Педагоги Каждая четвертая среда месяца

3 Закрепление материала во время утренних и вечерних отрезков времени в игровой форме.

Педагоги, младшие воспитатели, учитель – логопед, узкие специалисты Постоянно

4 Создание родителями альбома «Весёлые буквы» Педагоги, родители Апрель 2013

5 Работа кружка «Обучение чтению» Педагоги 1 раз в неделю в течение

2-х лет

6 Использование презентаций в НОД и в режимных моментах для постановки звуков Педагоги В течение проекта

7 Слушание образцов звукопроизношений через прослушивание аудиоартикуляционных гимнастик и выполнение их Педагоги В течение проекта

8 Настольно – печатные, словесные и дидактические игры Педагоги В течение проекта

9 Промежуточный мониторинг Учитель - логопед Май 2013 г.

Заключительный этап

№ п/п Мероприятие Ответственный Сроки

1 Проведение итоговой диагностики

Педагоги, учитель – логопед Апрель – май 2014 г.

2 Анализ результатов составление диаграмм

Педагоги, учитель – логопед Май 2013 г., 2014 г.

3 Обсуждение итогов совместно с учителем - логопедом

Педагоги Май 2013 г., 2014 г.

4 Отчёт о результативности на итоговом педсовете Педагоги Май 2013 г., 2014 г.

5 Представление апробированного материала для обсуждения на ТГ. Педагоги Май 2014 г.

6 Защита разработки в РИМЦ.

Педагоги 2013 г.

Итог:

В результате использования дидактического материала у детей повышается интерес к развитию фонематического восприятия. Об этом можно судить, сравнив результаты графиков, соответствующих уровню знаний детей в начале и в конце учебного года.

Перспектива:

Успешное обучение детей в школе;

Профилактика дисграфии.

Литература:

1. Волосовец Т. В., Антипова Ж. В., Кутепова Е. Н., Шашкина Г. Р., Зимина И. А. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. – М.:, ТЦ Сфера: НИИ школьных технологий, 2008. - 224 с.

2. Выготский Л. С. Развитие высших психических функций. - М.: АПН РСФСР, 1960. - 500 с.

3. Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста: Практ. пособие. - М.: Айрис-пресс, 2004. - 224 с.

4. Дуева Т. И., Суворова Е. Н. Интегрированные занятия для детей с нарушением речи. – «Логопед» № 8, 2010.

5. Димитрова Т. А. Интеграция разных видов деятельности на логопедических занятиях. – Интернет-ресурсы, сайт «Открытый урок».

6. З. Е. Агранович, Сборник домашних заданий: Санкт – Петербург «Детство – Пресс», 2004.

Диагностика

Критерии Показатели

Повторение слогов, слов. Ребёнок может повторить цепочку слов и слогов.

Количество звуков в слове. Определяет количество звуков в слове.

Определение место звука в слове. Ребёнок умеет определять место звука в слове.

Нахождение картинки с заданным звуком. Находит картинки с заданным звуком.

Характеристика звука. Характеризует звуки (гласные, согласные, мягкие, твёрдые, звонкие, глухие).

Уровни

Высокий: Ребёнок справляется со всеми заданиями – повторяет цепочку слов и слогов, определяет количество звуков в слове, может определить место звука в слове, находит картинку с заданным звуком, знает характеристику звука.

Средний: Ребёнок справляется с заданиями – повторяет цепочку слов и слогов, находит картинку с заданным звуком; с помощью взрослого: определяет количество звуков в слове, определяет место звука в слове, характеризует звук.

Низкий: Ребёнок выполняет все задания с помощью взрослого – повторяет цепочку слов и слогов за педагогом, затрудняется определить количество звуков в слове, не может определить место звука в слове, не может найти картинку с заданным звуком, не знает характеристику звука.

Публикации по теме:

Дидактическая кукла Говоруша.Дидактическая кукла Говоруша. Дидактическая кукла «ГОВОРУША» Цель: развитие интереса к логопедическим занятиям, обучению грамоте. Применение: используется при постановке.

Дифференциация звуков [С]-[Ш] в слове. Электронное пособие-игра Рекомендации при работе с презентацией "Дифференциация звуков \С-Ш\ в слове. " Подборка слов в картинках со звуками "С" и "Ш" в одном слове,поможет.

Библиотека изображений:
  • Зима
  • Одежда, обувь
  • Одежда, обувь
Автор публикации:
Педагогический проект «В игры со звуками играю — лучше их запоминаю»
Опубликовано: 21 августа 2013 в 08:46
+4
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Стихи. «Наступает Новый год», «Праздник Новогодний».
НАСТУПАЕТ НОВЫЙ ГОД. Кружат белые снежинки, В нашем городе зима. Серебристым одеялом Все покрыты терема. Праздник, праздник наступает, Скоро будет...
Тематическое планирование в подготовительной группе (сентябрь — декабрь)
Месяц События, праздники, традиции Тема недели Формы организации образовательной деятельности Сентябрь – 1 неделя «День знаний» «Встречи друзей после...
Сценарий осеннего утренника для средней группы
Дети входят в зал с осенними листьями, обходят один круг и становятся полукругом. Ведущий: Птички улетели, Листья пожелтели, Дни теперь короче,...
Проект на тему «Формирование познавательного интереса к исследовательской...
Уважаемые коллеги! В период активизации простудных заболеваний, я провожу с детьми весь комплекс закаливающих мероприятий. Также дети с большим удовольствием...
Итоговое комплексное занятие в старшей группе «Путешествие на необитаемый остров»
«Путешествие на необитаемый остров». Конспект итогового занятия за первый квартал в старшей группе. Цель: Формировать познавательный интерес к природе....