Педагогический проект «Воспитание дошкольников в процессе ознакомления с животным миром»

Любовь Созыкина
Педагогический проект «Воспитание дошкольников в процессе ознакомления с животным миром»

Человек стал человеком,когда услышал

шепот листьев и песню кузнечика,

журчание весеннего ручья.

В. А. Сухомлинский.

Вид проекта: творческий.

Продолжительность: среднесрочный.

Проблема: Необходимость формирования у воспитанников знаний о диких и домашних животных, их пользе в жизни

человека.

Основные цели проекта : развивать устойчивый познавательный интерес к диким и домашним животным, как к живым существам.

-Организация предметно-развивающей среды.

-Обеспечение непрерывности и преемственности содержания с учетом возрастных особенностей, интересов, возможностей детей.

-Интеграция задач, содержание форм и методов работы, разнообразных видов детской деятельности при организации воспитательно-образовательного процесса.

-Обеспечение психологического комфорта.

-Сотрудничество между детьми, педагогами, родителями.

Задачи проекта по образовательным областям:

Познание: формирование представлений о диких и домашних животных, их пользе в жизни человека.

Коммуникация: развитие свободного общения взрослых и детей.

Чтение художественной литературы: формирование целостной картины мира, в том числе первичных ценностных представлений о животных, посредством чтения детской художественной литературы.

Художественное творчество: развитие эстетического восприятия образа животных и умение передавать увиденное в рисунках и поделках.

Безопасность: соблюдение элементарных правил поведения с животными.

Актуальная проблема.

Трудно представить себе воспитание детей без привлечения в помощники воспитателю природы-этого самого естественного источника красоты. Природа – не только великий учитель и великий воспитатель.

Важнейшим условием воспитателя у детей гуманного отношения к природе является осознание ими себя как части живой природы.

Дошкольнику легче установить сходство, чем найти отличие. Именно они ведут к сравнению с собой. Например: животному (растению) больно, как и мне оно двигается, питается, дышит - как и я.

Многочисленные, интересные наблюдения в природе помогли мне сформировать у детей отношение сочувствия к представителям животного мира. Благодаря занятиям по экологии дети научились анализировать, правильно задавать вопросы, доказывать свою точку зрения, выявить самое важное, научились ухаживать за животными.

Вступление

В соответствии с перспективным планированием и развивающей средой, на прогулках и экскурсиях я знакомлю детей с животным миром. Даю им знания о некоторых домашних, диких животных, птиц, насекомых нашей республики. Где живут, как добывают пищу и готовятся к зимней спячке. Какую пользу приносят домашние животные.

Знания о птицах дети получают на прогулках, во время систематических наблюдений за птицами сравнивают птиц, узнают их названия. Знакомлю с зимующими, перелетными птицами, об их пользе. Чем питаются птицы зимой, какие птицы первыми улетают, какие последними, почему.

Формы работы в процессе ознакомления с животным миром.

Работая по программе «От рождения до школы» используем блочное планирование. Итогом блока провела занятие «Жизнь диких и домашних животных». На занятии дети закрепили знания об отличии диких животных от домашних; научились сравнивать и устанавливать причинно – следственные связи, обобщать. Узнали о пользе домашних животных. Рассмотрели продукцию, полученную от животных. Провела ряд занятий на темы: «Кто такие птицы?», «Тайны птичьего мира», «Кто и как готовится к зиме», КВН «Знатоки природы», «Где зимуют лягушки?».

Занятия способствуют усвоению взаимосвязей между объектами и явлениями природы, жизни общества, места человека в нем. Их основу составляют ответы на разнообразные вопросы «почему», «как», «откуда». На занятиях особое внимание уделяю проявлению заботливого отношения к объектам природы, овладению различными способами природоведческой деятельности.

В конце каждого занятия даю детям задания по наблюдениям. Я побуждаю детей к наблюдениям в течение дня. Ежедневно после прогулки дети делают зарисовки наблюдений за животным миром.

Общение с природой, эстетическое восприятие явлений природы способны обеспечить эстетическое развитие дошкольников, а это много значит для всестороннего развития личности.

Большой эмоциональный отклик вызывают у ребят экскурсии.

-в лес «Очарован лес стоит»

-в парк «Как мы следы осени искали»

-в краеведческий музей «Пернатые нашего края»

-в краеведческий музей «Животные наших лесов»

В содержании экскурсий особое внимание уделяется формированию бережного и осознанного отношения к природе. Такое отношение вырабатывается у детей на основе непосредственного контакта с живыми объектами и различных форм взаимодействия с ними, освоения правил охраны природы.

Совместная деятельность

Основные направления дети получают в повседневной жизни. Поэтому наибольшее место в педагогическом процессе отводится совместной деятельности воспитателя и детей. Это обусловлено и важностью накопления каждым ребенком личного опыта экологически правильного взаимодействия с природой.

В нашей группе созданы специальные условия для,

-наблюдений

-чтения и рассматривания детской литературы.

-бесед («о добром поступке», «о нежности и заботливости», «кто в лесу вредный кто полезный», «правила друзей леса»).

Создаются условия для организации разнообразных игр детей.

В дидактических играх: «Кто где живет», «Зоологическое лото», «Правила поведения в природе», «Чей ты малыш», «Птицы».

-закрепляются умения выделять действия и поступки, в которых проявляется заботливое отношение к животным, человеку; умение анализировать, устанавливать причинно- следственные связи.

Для закрепления знаний о том, как человек заботится о животных, как живые организмы помогают людям, как живые существа приспосабливаются к среде, организуются сюжетно-ролевые игры «Зоопарк», «Деревня», «Цирк»

В подвижных играх «Хитрая лиса», «Бездомный заяц», «Кошки мышки» и др. дети учатся ролевому общению, доброжелательному отношению друг к другу.

Работа с родителями.

Неотъемлемой частью в любом направлении является создание системы отношений: «детский сад – дети – родители». При этом крайне важны для нас контакты с семьей, которые могут помочь в становлении положительного опыта взаимодействия ребенка с окружающим миром.

Незаменима роль родителей в обогащении развивающей среды, изготовлении методических пособий, дидактических игр, приобретении литературы.

Родители привлекаются к участию в организуемых мероприятиях, как в качестве зрителей, так и качестве участников.

Родители вместе с детьми ходят в лес, посещают зоопарки организовывают дома живые уголки.

Предполагаемые результаты проведенной работы

-Знание домашних и диких животных и их детенышей.

-Определение среды обитания.

-Осознание приносимой пользы.

-установление причинно-следственных связей между образом жизни и средой обитания

-ребята умеют замечать и радоваться красоте природных явлений, проявляют осознанное к ней отношение.

-дети умеют замечать и анализировать нравственно значимые ситуации и поступки.

-стараются делать добрые и нужные дела, как в природе, так и в отношениях с людьми:

-дети любознательны, проявляют интерес, сочувствие, сопереживание к объектам природы, сверстникам, взрослым.

Важно, чтобы любое занятие, любая экскурсия, прогулка, посвященная ознакомлению детей с животным миром, побуждали у ребят любознательность, укрепляли интерес к природе и бережное отношение к ее обитателям, формировали добрые чувства.

Публикации по теме:

Родительское собрание на тему экологии. Родительское собрание. Тема: «Экологическое  воспитание в семье. Экология и мы»Цель:  Создать условия для сотрудничества.

Структура педагогического совета по теме «Органиация экспериментальной деятельности» Педагогический совет «Организация экспериментальной деятельности при ознакомлении дошкольников с окружающим миром». Повестка дня: 1.

Библиотека изображений:
  • Профессии и труд
  • Одежда, обувь
  • Дикие животные
Автор публикации:
Педагогический проект «Воспитание дошкольников в процессе ознакомления с животным миром»
Опубликовано: 19 ноября 2012 в 20:44
+2
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Мастер-класс. «Снегири прилетели». Коллективная работа по рисованию.
Мастер - класс. "Снегири прилетели". Коллективная работа по рисованию. Добрый день, уважаемые посетители моей странички. Сегодня я хочу представить...
Конспект ООД по познавательному развитию «Какая бывает посуда» (средняя группа)
КОНСПЕКТ организованной образовательной деятельности по познавательному развитию ( ознакомление с окружающим миром) в группе общеразвивающей направленности...
Ёлочка из шишек
Новогодняя ёлочка из природного материала. Здравствуйте уважаемые коллеги ! На этот раз , предлагаю вашему вниманию , мою новую зимнюю поделку. "...
«В гостях у Деда Мороза». Фото отчёт.
Терем Деда Мороза «Центр Управления Волшебством» располагается в самом центре загородной резиденции «Вотчина Деда Мороза». Его можно увидеть издалека и...
Новогодний праздник в рамках городской Благотворительной акции «Новогодний переполох»
Новогодний праздник для людей с ОВЗ в ОГУ «Комплексный центр социального обслуживания населения ЗАТО Северск», в рамках городской Благотворительной акции...