Педагогический проект воспитателя компенсирующего детского сада для детей с нарушением зрения

Анастасия Комиссаренко
Педагогический проект воспитателя компенсирующего детского сада для детей с нарушением зрения

Развитие мелкой моторики посредством продуктивной деятельности

Любая система дошкольного воспитания и обучения ориентирована на подготовку ребенка к школе.

Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности ребенка к школьному обучению. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно хорошо развиты память, мышление, внимание, связная речь.

Педагогический проект воспитателя компенсирующего детского сада для детей с нарушением зрения

онкая моторика — это двигательная деятельность, которая обуславливается скоординированной работой мелких мышц руки и глаза. Ее необходимо осваивать, т. к. навыки тонкой моторики помогают ребенку исследовать, сравнивать, классифицировать окружающие его вещи и, тем самым, позволяют ему лучше познать мир, в котором он живет.

Вот почему детей с нарушенным зрением необходимо учить приемам осязательного восприятия объектов, формировать у них умение выполнять практические действия, в которых участвуют зрительный и тактильно-двигательный анализаторы, что позволит им научиться, более точно воспринимать предметы и пространство, быть более активными в процессе игры и обучения.

Лучше всего эта работа прослеживается с совместной продуктивной деятельности, так как эти занятия насыщенны, ярки, занимательны и увлекательны детям. В процессе продуктивной деятельности дети учатся действовать с материалами и инструментами кистью, клеем, ножницами, красками, бумагой, тканью и др., развивается координация движений обеих рук, вырабатывается точность движений, глазомер. Кроме того у ребят формируются общеучебные навыки, формируются волевые качества, развивается и художественный вкус ребенка.

Цель моей работы:

Развитие мелкой моторики у детей предшкольного возраста в продуктивной деятельности.

Практическая значимость опыта

заключается в отборе эффективных средств и методов в развитии тонкой моторики ребёнка в продуктивной деятельности.

Оригинальность опыта:

Раскрытие творческого потенциала ребёнка его индивидуальности, поощрение его инициативы в процессе создания коллективных работ с использованием различных материалов и техник изобразительной деятельности. [/i]

Основные задачи:

1. Познакомить детей с различными изобразительными материалами, и разнообразными технологиями исполнения;

2. Развивать мелкую моторику;

3. Развивать практические умения и навыки;

4. Помочь детям взглянуть на окружающий мир глазами созидателя;

5. Формировать нравственные качества личности, эмоциональную отзывчивость на прекрасное;

6. Учить детей организовывать собственную деятельность.

Условия для организации С. Пр. Д деятельности:

1. Создание развивающей среды.

2. Подбор специальных методов.

3. Отбор наиболее эффективных приемов.

Ребёнок никогда не является пассивным преемником обучающих воздействий взрослого. У него всегда есть свои желания, интересы, своё отношение к окружающему, которые находят отражение в его жизни. Правильная организация совместной продуктивной деятельности нормализуется общее развитие ребёнка с нарушением зрения.

Методы и приёмы:

Совместную продуктивную деятельность (СПД) организую на основе сотрудничества и сотворчества, использую методы

• информационно-рецептивный: обследование, наблюдение, демонстрация наглядных пособий;

• репродуктивный метод (закрепление навыков и приёмов, приобретённых ранее);

• продуктивный метод (самостоятельное выполнение работы)

• эвристический метод, побуждающих детей к самостоятельным действиям, к творчеству.

Совместная продуктивная деятельность базируется на принципах развивающего обучения:

• Принцип индивидуальности и особенности подхода каждому ребёнку;

• Принцип систематичности. Не следует ожидать немедленных результатов, так как автоматизация навыка развивается многократным его повторением. В связи с этим отработка одного навыка проходит по нескольким разделам;

• Принцип последовательности – (от простого к сложному). Недопустимо что-то пропускать и “перепрыгивать” через какие-то виды упражнений, так как это может вызвать негативизм ребенка, который на данный момент физиологически не в состоянии справиться с заданием;

• Принцип сознательности и активности, основанный на осознанном включении детей в творческую деятельность, самостоятельный поиск ими выразительных средств, использование нетрадиционной техники изображения.

Для достижения поставленной цели и организовывая СПД с детьми, я пришла к выводу, что наиболее удачной для раскрытия детской индивидуальности, творчества, инициативы является выполнение коллективных работ. (эффективность)

Общая работа детей выделяется

• размером изображения, где может разгуляться детское творчество,

• имеет целевое назначение (поздравительные, информационные плакаты, развивающие картины, афиши)

• возможность варьирование и изменение приёмов изображения

• выполнение одной работы в несколько этапов

-эта работа помогает мне активизировать всех детей, подтянуть детей со слабой моторикой, то есть выровнять возможности каждого ребёнка, с ориентировать его на успешность. А это очень важно в становлении личности.

-Все работы Красочные, яркие, колоритные, впечатляющие разнообразием различных материалов демонстрируются родителям. Это радует детей и родителей. Вызывает общий интерес, гордость. Это очень важный нравственный момент в семейном воспитании.

СПД состоит :

1. упражнение для рук (самомассаж, игры на пальцах и т. п.); они необходимы для того, чтобы снять напряженность мышц кистей и пальцев рук, а также развить их подвижность и гибкость.

2. определение цели

3. ознакомление детей с приёмами выполнения различных видов предметно-практической деятельности.

Используя в работе различные виды изобразительных техник, помогает реализации интересных и оригинальных идей, а тем самым развитию у детей творчества.

Рисование, лепка, аппликация, пластилинография, оригами, различные приёмы с мятой бумагой и салфетками, шаблонное вырезание

Содержательными свойствами работ являются цветосочетание, симметрия, ритм, пластика, композиция. Применение приёмов контрастирования позволяет художественно передать образы и предметы, выделить их интересные свойства и признаки.

Формы организации занятий:

Работа поводится в мини-группах, в парах, индивидуально. Каждый ребёнок выполняет свою задачу в соответствии со своими возможностями и особенностями (часть от общего изображения, так постепенно от начального этапа до завершения работы в целом. Каждому удается поучаствовать в деятельности, внести свой вклад в творческое произведение всей группы.

Коллективные работы реализуются на нескольких занятиях, что предусматривает развитие, усложнение и разнообразие замысла творения.

Значение

В процессе продуктивной деятельности с разными материалами дети знакомятся с разнообразием их фактуры, получают широкие представления о возможностях использования, способах обработки, определяют характерные качества и свойства.

Продуктивная деятельность способствует познанию ребенком своих собственных сил и возможностей. Такие занятия дарят детям радость познания, творчества. Испытав это чувство однажды, ребёнок будет стремиться окунуться ещё не один раз.

Нетрадиционные техники изображения помогают почувствовать себя свободным, преодолеть свой страх, увидеть и передать на бумаге то, что обычными средствами сделать труднее. А главное, они дают детям возможность удивиться и порадоваться миру. Ведь всякое открытие чего-то нового, необычного несет радость, дает новый толчок к творчеству.

Ожидаемые результаты:

Дети расширяют свои возможности в продуктивной деятельности

У детей формируются нравственные качества личности

Совершенствуется мелкая моторика

Дети учатся организовывать собственную деятельность[/i]

Таким образом, в результате проделанной работы мы пришли к заключению, что целенаправленная, систематическая и планомерная работа по развитию мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста способствует формированию интеллектуальных способностей, положительно влияет на речевые зоны коры головного мозга, а самое главное – способствует сохранению физического и психического здоровья ребенка. И все это напрямую готовит его к успешному обучению в школе.

Публикации по теме:

Программа «Развитие мелкой моторики» .

Развитие мелкой моторики у дошкольников. Известно, что около трети всей площади двигательной проекции коры головного мозга занимает проекция кисти руки, причём она расположена.

Библиотека изображений:
  • Праздники
  • Праздники
  • Праздники
Автор публикации:
Педагогический проект воспитателя компенсирующего детского сада для детей с нарушением зрения
Опубликовано: 30 ноября 2012 в 10:14
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Фотоотчёт «Как мы провели этот учебный год!»
Вот и подошёл к концу наш первый учебный год. Вспоминая своих ребятишек, которые пришли в наш детский сад совсем маленькими, ни чего не умели делать и...
Лэпбук «Коми народные инструменты»
МАДОУ “Детский сад № 13” г. Сыктывкара ЛЭПБУК “КОМИ НАРОДНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ” Составила: Музыкальный руководитель Суворова Т. Ю. 2017 Описание: Данный...
Конспект ООД «Витамины для здоровья»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Радуга» Конспект ООД «Витамины для здоровья» для младшего дошкольного...
«Наши матрёшечки». Фотоотчёт занятия по рисованию.
Здравствуйте, уважаемые коллеги! Хотелось бы поделиться с вами нашими успехами. Мои малыши с раннего детства знакомятся с истоками русской народной культуры...
Инсценировка по ОБЖ «Спасатели»
Ведущий: На опушке леса стоит кирпичный дом, Не ведая в нём скуки живёт весёлый гном. Он утром пьёт росинки из голубых цветов, А днём играет в прятки с...