Педагогический проект «Животный мир Приангарья»

Олеся Почебутова
Педагогический проект «Животный мир Приангарья»

Обоснование необходимости создания проекта

В настоящее время одной из актуальных задач развития дошкольного образования является модернизация его системы. Успешность данной модернизации в Российской Федерации в значительной степени зависит от обеспечения оптимального соотношения между федеральными и региональными составляющими дошкольного образования.

В современной России важно обозначить роль регионального компонента системы дошкольного образования, его соотношения с федеральными основами для обеспечения всестороннего формирования основ личностной культуры дошкольника. В условиях поликультурного российского общества от успехов этой стратегии во многом зависит повышение качества дошкольного образования.

Под региональным компонентом дошкольного образования понимается учёт историко-культурных, социально-экономических, этнографических и экологических особенностей и организации деятельности системы образования.

С учётом возрастных возможностей и потребностей детей дошкольного возраста национально - региональный компонент можно реализовать через ознакомление детей с историей родного края, экологической культурой и особенностями региона, этнокультурными традициями народа.

В связи с достаточно высокой значимостью необходимости реализации регионального принципа в системе дошкольного образования, нами был разработан проект «Животный мир Приангарья», при помощи которого дошкольники получат возможность систематизировать первоначальные знания о типичных представителях животного мира Приангарья.

Новизна: реализация регионального компонента через интеграцию образовательных областей и использования в работе творчества коренных жителей Приангарья.

Цель проекта:

Систематизировать первоначальные знания о типичных представителях животного мира Приангарья.

Задачи проекта:

• Обучающие:

- формирование представлений дошкольников об уникальности животного мира Приангарья (соболь, рысь, россомаха, колонок, ласка);

- обобщенных способов умственной деятельности и средства построения собственной познавательной деятельности.

• Развивающие:

- развитие умственных операций сравнения и обобщения;

- развитие познавательного интереса ко всему живому, желание получать новые знания из книг;

- любознательность, наблюдательность фантазию;

- приобретение детьми опыта исследовательской деятельности, формирование умения реализовывать интересы;

• Воспитательные:

-воспитывать эмоциональное отношение к животным Приангарья;

-воспитывать любовь к природе, желание оберегать ее, охранять.

Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста, воспитатели, родители.

Срок реализации проекта – три недели.

Основные формы реализации проекта:

Проект реализуется по двум направлениям:

- совместная деятельность с детьми (интегрированные виды непосредственно-образовательной и совместной деятельности в режимных моментах, проблемные ситуации, дидактические, сюжетно-ролевые, подвижные, творческие игры, продуктивная и трудовая деятельность) .

- взаимодействие с родителями (консультации, анкетирование, информационный стенд, совместная продуктивная деятельность, участие родителей в пополнении предметно-развивающей среды, в совместных педагогических мероприятиях).

План – график проекта.

Сроки Мероприятия Результат

I этап – подготовительный. Цель: разработать проект.

1 неделя (понедельник – среда) - Изучение материала и литературы по данной теме;

- Разработка мероприятий педагогического проекта «Животный мир Приангарья»;

- Планирование работы с детьми и взаимодействия с родителями.

Пополнение методической литературы.

Выявление рисков и возможные перспективы их устранения.

Система мероприятий проекта по взаимодействию с детьми и родителями.

II этап – основной. Цель – реализация проекта в образовательную деятельность.

Сроки Взаимодействие с детьми через виды детской деятельности Взаимодействие с родителями

1 неделя (четверг – пятница) Игровая деятельность.

Сюжетная игра «Юные следопыты в тайге»;

Дидактическая игра «Кто есть, кто?»;

Коммуникативная деятельность.

Рассказ-суждение «Зачем нужна Красная книга?»;

Познавательно – исследовательская деятельность.

Путешествие по карте России: «Покажи, где тайга», «Ангара».

Опытническая работа:

«Почему заяц меняет шубу?»

Чтение художественной литературы:

Устинов С. К. «Пятнистая шубка», «Медведь близко».

Знакомство с искусством

Рассматривание картин:

А. И. Попов «Друзья».

Выставка берестяных изделий с изображениями животных.

Музыкально-художественная:

Слушание: мелодий национальных музыкальных инструментов народов Сибири;

Слушание: «Зайчик», муз. Ю. Матвеева, сл. А. Блока.

Привлечение родителей к пополнению предметно-развивающей среды.

Родительское собрание «Растить любознательных»;

Выставка познавательной литературы.

2 неделя

Игровая деятельность.

Сюжетная игра «Фотоохота на Ангаре»;

Дидактические игры:

«Чей детёныш потерялся?»

Лото «Животные леса. Ассоциации».

Игра-драматизация по сказке С. Бунтовской «Цветок лета».

Коммуникативная деятельность.

Ситуативные разговоры о жизни животных в разные времена года;

Составление и отгадывание загадок;

Познавательно – исследовательская деятельность.

Экскурсия совместно с родителями в «Ангарскую Деревню».

Конструирование – «Терем для всех зверей» - строительный материал, «Животное тайги» - природный материал;

Беседа «Сбережём Тайгу – дом для животных».

Экспериментирование:

- «Почему мишутка пищал?»;

Продуктивная деятельность.

Лепка:

«Лесные жители».

Рисование:

«Таёжные следы».

Знакомство с искусством:

- Рассматривание картин:

А. И. Попов «Работа».

- Выставка изделий из кедра, отражающая тематику животных Приангарья

Трудовая деятельность:

Экологическая акция «Кормушка»

Совместные действия детей по изготовлению атрибутов к сюжетным играм.

Чтение художественной литературы:

Устинов С. К. «Рысь», «Заячье зеркало», «Ласка – белая лента»; Бунтовская С. «Цветок лета».

Двигательно-игровая:

П/и «Шишки, желуди, орехи», «Охотники и звери».

Музыкально-художественная:

Слушание «Пляска птиц» муз. Н. Римского-Корсакова;

Этюд «Игра в лесу», муз. Т. Ломовой

Характерные танцы: «Пляска медвежат», муз. М. Красева;

Поэтическая гостиная (совместно с детьми) «Творчество поэтов Сибири».

Фотовыставка «Животный мир Приангарья».

Стендовая информация «Знакомство с родным краем – как средство патриотического воспитания дошкольников».

Изготовление макета «Тайга и её обитатели».

3 неделя

Игровая деятельность.

Сюжетная игра «Лесная ветлечебница».

Дидактические игры:

«Кто есть, кто?»;

«Назови чьё жилище».

Коммуникативная деятельность.

Составление описательных рассказов «У медведя во бору»

Беседы о красоте зимнего леса

Решение проблемных ситуаций – «Что было бы, если бы не было животных, «Можно ли обижать животных».

Познавательно – исследовательская деятельность.

Коллекция «Орешки для белочек»

Моделирование правил поведения в лесу.

Экспериментирование:

- «Тайга – защитник и лекарь»

- игры с водой «Поймай рыбку для мишки»;

Продуктивная деятельность:

Аппликация:

Коллективная работа «Таёжная опушка».

Знакомство с искусством:

- Рассматривание картин:

А. И. Попов «Одинокий волк»

- Выставка изделий «Резьба по кости» - животный мир Приангарья

Трудовая деятельность:

Создание книжки-картинки «Тайга наш друг и помощник».

Создание коллажа «Защити животных».

Чтение художественной литературы:

Трофимов М. Е. «Лесная азбука»

Киселев В. В Не в зверинце, а в тайге (бурундук, соболь)

Театрализованная деятельность:

Изготовление масок диких животных для театра.

Двигательно-игровая:

П/и «Перелет птиц», «Следы невиданных зверей», «Совушка»

Музыкально-художественная:

Характерные танцы: «Встреча в лесу», муз. Е. Тиличеевой

Игры с пением «Хоровод в лесу», муз. М. Иорданского.

Музыкальная гостиная «Животный мир в музыкальном творчестве коренных жителей Приангарья»;

Буклет «Животные Тайги»;

Обмен DVD дисками по теме;

Составление карты «Приангарье»

Итоговое мероприятие – викторина.

III этап - заключительный. Цель - анализ результатов по реализации проектной деятельности.

Анализ проведённых мероприятий, определение дальнейших перспектив данного проекта.

Ресурсное обеспечение проекта.

1. Бойченко В. С. Байкальский заповедник. – М.: Русская книга, 1993. – 190с.

2. Ветрова Н. И. Формирование деятельности наблюдения и наблюдательности у детей старшего дошкольного возраста. Л. -1973

3. Мишарина Л. А. Комплексно - тематическое планирование регионального компонента по образовательной области «Познание» для детей 3-7 лет: учебно-методическое пособие/ Л. А. Мишарина - Иркутск: ГОУ ВПО «ВСГАО», 2011. – 101с

4. Путешествие по Байкалу: Учебно-методическое пособие – Иркутск: ГОУ ВПО «ВСГАО», 2011. – 222 с.

Оценка эффективности реализации проекта:

осуществляется через

• Систему мониторинга образовательного процесса (уровень овладения необходимыми умениями и навыками по образовательной области «Познание» - формирование целостной картины мира)

• Систему мониторинга детского развития (уровень развития интегративных качеств «Любознательность, активность», «Способность решать интеллектуальные и личностные задачи»)

• Анкетирование родителей на темы «Познавательные интересы Ваших детей»

Оценка рисков

Риски организационные и материальные.

Дальнейшее развитие проекта.

Планируем расширить границы данного проекта по теме: «Животный мир Восточной Сибири» с привлечением детей, педагогов, родителей других групп дошкольного учреждения.

Продукты/результаты проекта

1. Обновление и пополнение предметно-развивающей среды.

2. Презентация «Животные Сибири».

3. Оформление из рисунков детей «Красной книги Приангарья».

4. Оформление выставки работ детей и родителей по теме «Эти забавные животные».

Ожидаемые результаты:

- Появление у детей желания общаться с природой и отражать свои впечатления через различные виды деятельности;

- Развитие понимания необходимости бережного и заботливого отношения к природе, основанное на ее нравственно - эстетическом и практическом значении для человека;

- Желание детей получить большую информацию о животных родного края.

Публикации по теме:

Презентация педсовета «Обновление системы дошкольного образования» I Настрой на работу: Упражнение «Ассоциация» II 1 Вопрос: - Почему возникла необходимость пересмотра организации педпроцесса, т. е. модернизации.

Уважаемые коллеги! Вышли ФГТ к условиям. Приказ от 20 июля 2011 г. №2151 МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (МИНОБРНАУКИ РОССИИ) П Р И К А З «20» июля 2011 г. № 2151 Об утверждении.

Библиотека изображений:
  • Судоку
  • Домашние животные
  • Домашние животные
Автор публикации:
Педагогический проект «Животный мир Приангарья»
Опубликовано: 15 февраля 2014 в 07:00
+13Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 13.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Выставка поделок к Яблочному спасу. Фотоотчет.
Уважаемые коллеги! В нашем детском саду ежегодно проводится замечательный праздник Яблочный Спас. К этому празднику все готовятся заранее, ведь если...
Перспективное планирование «Полочка красоты». Вторая младшая группа
Дорогие коллеги, друзья! Педагогам, работающим по примерной основной общеобразовательной программе дошкольного образования «Радуга», под редакцией Т. И....
Фотоотчёт о праздновании Дня рождения Российского флага.
22 августа, в России проходят торжества посвящённые празднованию Дня рождения флага Российской Федерации, в которых принимают участие все граждане страны....
Фотоотчет о проведении недели сказок
Участники недели сказок: Воспитатели: Кулижникова Татьяна Николаевна высшая квалификационная категория Гладкова Оксана Александровна первая...
Летняя рыбалка на реке Каме
Этим летом, нам друзья предложили съездить на несколько дней на рыбалку, на реку Кама. Немного посовещавшись всей семьей, мы решили согласиться. Тем более...