Педагогический проект «Жизнь Чукотки»

Галина Демченко
Педагогический проект «Жизнь Чукотки»

Краткая аннотация проекта

Данный проект посвящен системе организации знакомства детей старшего дошкольного возраста с условиями, укладом, традициями и культурой малого народа Дальнего Востока, чукчей.

Практическое использование данного проекта позволит не только познакомить старших дошкольников с жизнью и бытом людей Крайнего Севера, но и сформировать у них основы патриотических и гражданских чувств.

Проблема

Дети подготовительной к школе группе хорошо знают символику, достопримечательности, флору и фауну малой своей Родины, в то время как их знания о коренных народах Дальнего Востока являются весьма скудными и во многом ограниченными.

В то время, как знания о людях, населяющих территорию родного края в прошлом и настоящем являются важнейшей составляющей содержания краеведческих знаний, а, следовательно, и одним из компонентов всего краеведческого образования в целом, которое в настоящее время является одной из актуальных проблем современного дошкольного образования.

Роль изучения и рассмотрения данного вопроса велика и ввиду возрастающей роли проблемы регионализации образования, которая наделяет регионы правом и обязанностью выбора собственной образовательной стратегии, создания собственной программы развития образования в соответствии с региональными социально-экономическими, географическими, культурно-демографическими и другими условиями.

Причина

Недостаточное уделение внимания более подробному изучению и рассмотрению данного вопроса, как со стороны педагогов, так и со стороны родителей. Педагоги наравне с родителями несут нравственную, гражданскую и личную ответственность не только за духовную и физическую жизнь ребенка, но и складывающуюся в его сознании картину мира, отношения с миром.

Тема проекта

«Жизнь Чукотки».

Руководитель

Галина Сергеевна Демченко, воспитатель II квалификационной категории.

Цель

Познакомить детей старшего дошкольного возраста с условиями и особенностями быта чукчей.

Задачи

1. Формировать у дошкольников социальные представления о своеобразии жизни (природа, жилища, одежда, труд) и быте (домашнем укладе, праздниках, сказках, играх) чукчей.

2. Познакомить с климатом и природой тундры; такими явлениями природы, как пурга, буран, метель, вечная мерзлота, северное сияние.

3. Познакомить с особенностями растительного мира тундры; объяснить, почему в тундре не растут высокие деревья.

4. Сформировать представление о животных и птицах тундры; рассказать об их внешнем виде, повадках, образе жизни.

5. Обогатить словарный запас детей, учить давать полные ответы на вопросы.

6. Воспитывать в детях чувство уважения к жизни, традициям и обычаям других народов.

7. Разработать и накопить методические материалы по теме «Жизнь Чукотки» (занятия, беседы, игры, музыка, сказки).

Участники проекта

Дети подготовительной к школе группы.

Педагог.

Сроки проекта

I этап – подготовительный (ноябрь 2011 г.):

1. Исследовательская работа по проблеме знакомства детей с условиями и особенностями жизни людей Крайнего Севера.

2. Дидактическое и методическое оснащение проекта.

3. Разработка программы руководства проектом – составление перспективного плана работы с детьми по всем разделам программы и видам деятельности.

II этап – цикл практических мероприятий (декабрь 2011 г. – январь 2012 г.):

1. Организация работы с детьми по реализации проекта.

III этап – подведение итогов (февраль 2012 г.):

1. Рефлексия.

Ожидаемые результаты

1. Возросший интерес и уровень знаний детей о жизни малого народа Дальнего Востока, чукчей.

2. У детей воспитано чувство уважения к обычаям и культуре чукчей.

3. В группе создана развивающая среда, направленная на знакомство и расширение знаний детей об особенностях и условиях жизни чукчей, о флоре и фауне тундры.

Механизм выполнения

Реализация данного проекта возможна в дошкольном учреждении любого типа и предусматривает организацию познавательно-речевой, художественно-творческой и игровой работы с детьми старшего дошкольного возраста.

Основными участниками воспитательно-образовательного процесса являются ребенок и педагог. Отношения субъектов строятся на основе сотрудничества и уважения.

Форма презентации

Демонстрация обобщенного опыта работы в детском саду; выпуск альбомов «Жизнь Чукотки», «Животный и растительный мир тундры».

Перспектива развития проекта

1. Расширение проекта посредством знакомства детей и с другими малыми народами Дальнего Востока.

География проекта

МДОАУ ДС № 55, г. Благовещенск, ул. Ленина 283/3.

Основные принципы, положенные в основу работы:

1. Принцип научности – подкрепление сообщаемых детям теоретических знаний научно-обоснованными данными.

2. Принцип активности и сознательности – участие педагога в поиске новых, эффективных методов и целенаправленной работы, направленных на знакомство детей с бытом и укладом жизни чукчей.

3. Принцип комплексности и интегрированности – решение поставленных задач в системе всего учебно-воспитательного процесса и всех видов деятельности.

Методы и формы организации работы с детьми:

1. Наглядные

•просмотр компьютерных презентаций;

•рассматривание альбомов, картин и иллюстраций.

2. Словесные

•чтение чукотских сказок;

•чтение художественной литературы;

•беседы с элементами диалога;

•словесные игры;

•загадывание загадок;

•обобщающие рассказы воспитателя.

3. Практические

•занятия по основным разделам воспитательно-образовательной программы «Детство»;

•подвижные игры народов севера;

•продуктивная деятельность детей: рисование, ручной труд, слушание песен чукотского региона.

Планирование работы с детьми

1. Познавательно-речевое развитие «Знакомство с жизнью народов Севера» - закрепить знания детей о своей стране — России; дать знания о своеобразии жизни народов Севера (природа, жилища, одежда, труд); воспитывать в детях чувство уважения к жизни, традициям и обычаям других народов.

2. Интегрированное занятие по познавательно-речевому развитию и художественному творчеству «Эти дети живут на Севере» - развивать представление детей о национальных особенностях: костюмах, занятиях, жилищах детей, живущих на севере; воспитывать интерес и уважение к любым национальным отличиям.

3. Беседа «Климат и природа тундры» - познакомить с климатом и природой тундры, та-кими явлениями природы, как пурга, буран, метель, вечная мерзлота; расширить представления об окружающем мире, обогатить словарный запас, учить давать полные ответы на вопросы; учить сравнивать, развивать память и внимание.

4. Беседа «Растительный мир тундры» - познакомить с особенностями растительного мира тундры, объяснить, почему в тундре не растут высокие деревья; учить сравнивать цветущий луг средней полосы России и цветущую весной тундру.

5. Беседа «Животный мир тундры» - сформировать представление о животных тунд-ры — северном олене, песце, полярном волке, лемминге, рассказать об их внешнем виде, повадках, образе жизни; учить выразительно читать стихи, пересказывать своими словами сказки; учить давать полные ответы на вопросы, сравнивать, мыслить логически.

6. Подвижные игры народов Севера – расширять знания детей о разнообразии и специфике игр разных народов мира; воспитывать силу, ловкость, выносливость.

7. Интегрированное занятие по познавательно-речевому развитию и художественному творчеству «Жизнь Чукотки» - познакомить детей с условиями и спецификой жизни и бытом чукчей (дать представление о том, в каких домах они живут, чем занимаются, как одеваются, что едят; учить посредством аппликации и рисования создавать образы чукостких детей; обогащать словарь детей словами чукотского обихода «тычины», «яранга», «чотагон», «полог», «чукча», «чукчанка»; расширять кругозор детей, развивать любознательность; воспитывать интерес и уважение к жителям крайнего Севера.

8. Чтение сказок и слушание песен чукотского народа – познакомить детей с творчеством чукотского народа, расширять их кругозор; воспитывать интерес уважение к чукотскому народу.

Публикации по теме:

Педагогический проект по экологическому воспитанию детей подготовительной группы «Природу края береги» Представляю вашему вниманию педагогический проект по воспитанию экологической грамотности детей старшего дошкольного возраста. Основная.

Презентация проекта «Воспитание нравственно-этических норм у детей дошкольного возраста» Краткая аннотация проекта. Проект «Воспитание нравственно-этических норм у детей дошкольного возраста посредством приобщения к русскому.

Библиотека изображений:
  • Насекомые и пауки
  • Насекомые и пауки
  • Цветы
Автор публикации:
Педагогический проект «Жизнь Чукотки»
Опубликовано: 10 мая 2013 в 04:21
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Фотозарисовка Природа Псковского края. Озеро Велье
Жара. Лето разыгралось не на шутку. Уже конец августа, а купальный сезон в разгаре. Суббота выдалась на редкость свободной ( сено уже накошено) , дети еще...
Зайкина избушка, постановка сказки
На неделе доброты воспитателям было предложено сделать постановку сказки "Заинькина избушка". Цель этого мероприятия было показать на примере героев отличие...
Фотоотчет «День российского государственного флага в детском саду»
Российский флаг - Отечество и братство. Российский флаг - священной веры флаг. Российский флаг - наш символ и богатство. Российский флаг - к победам...
Фоторепортаж «День государственного флага России на Поклонной горе»
С целью закрепить представление о государственных символах России у ребенка семи лет, 22 августа мы отправились в Парк Победы на Поклонной горе. Именно...
Мастер-класс по изготовлению поделки «Солнышко лучистое»
Смотрит солнышко с небес. И такое чистое, Доброе, лучистое. В последнее время все более актуальной становится тема создания развивающих пособий,...