Педагогический проект «Жизнь Чукотки»

Галина Демченко
Педагогический проект «Жизнь Чукотки»

Краткая аннотация проекта

Данный проект посвящен системе организации знакомства детей старшего дошкольного возраста с условиями, укладом, традициями и культурой малого народа Дальнего Востока, чукчей.

Практическое использование данного проекта позволит не только познакомить старших дошкольников с жизнью и бытом людей Крайнего Севера, но и сформировать у них основы патриотических и гражданских чувств.

Проблема

Дети подготовительной к школе группе хорошо знают символику, достопримечательности, флору и фауну малой своей Родины, в то время как их знания о коренных народах Дальнего Востока являются весьма скудными и во многом ограниченными.

В то время, как знания о людях, населяющих территорию родного края в прошлом и настоящем являются важнейшей составляющей содержания краеведческих знаний, а, следовательно, и одним из компонентов всего краеведческого образования в целом, которое в настоящее время является одной из актуальных проблем современного дошкольного образования.

Роль изучения и рассмотрения данного вопроса велика и ввиду возрастающей роли проблемы регионализации образования, которая наделяет регионы правом и обязанностью выбора собственной образовательной стратегии, создания собственной программы развития образования в соответствии с региональными социально-экономическими, географическими, культурно-демографическими и другими условиями.

Причина

Недостаточное уделение внимания более подробному изучению и рассмотрению данного вопроса, как со стороны педагогов, так и со стороны родителей. Педагоги наравне с родителями несут нравственную, гражданскую и личную ответственность не только за духовную и физическую жизнь ребенка, но и складывающуюся в его сознании картину мира, отношения с миром.

Тема проекта

«Жизнь Чукотки».

Руководитель

Галина Сергеевна Демченко, воспитатель II квалификационной категории.

Цель

Познакомить детей старшего дошкольного возраста с условиями и особенностями быта чукчей.

Задачи

1. Формировать у дошкольников социальные представления о своеобразии жизни (природа, жилища, одежда, труд) и быте (домашнем укладе, праздниках, сказках, играх) чукчей.

2. Познакомить с климатом и природой тундры; такими явлениями природы, как пурга, буран, метель, вечная мерзлота, северное сияние.

3. Познакомить с особенностями растительного мира тундры; объяснить, почему в тундре не растут высокие деревья.

4. Сформировать представление о животных и птицах тундры; рассказать об их внешнем виде, повадках, образе жизни.

5. Обогатить словарный запас детей, учить давать полные ответы на вопросы.

6. Воспитывать в детях чувство уважения к жизни, традициям и обычаям других народов.

7. Разработать и накопить методические материалы по теме «Жизнь Чукотки» (занятия, беседы, игры, музыка, сказки).

Участники проекта

Дети подготовительной к школе группы.

Педагог.

Сроки проекта

I этап – подготовительный (ноябрь 2011 г.):

1. Исследовательская работа по проблеме знакомства детей с условиями и особенностями жизни людей Крайнего Севера.

2. Дидактическое и методическое оснащение проекта.

3. Разработка программы руководства проектом – составление перспективного плана работы с детьми по всем разделам программы и видам деятельности.

II этап – цикл практических мероприятий (декабрь 2011 г. – январь 2012 г.):

1. Организация работы с детьми по реализации проекта.

III этап – подведение итогов (февраль 2012 г.):

1. Рефлексия.

Ожидаемые результаты

1. Возросший интерес и уровень знаний детей о жизни малого народа Дальнего Востока, чукчей.

2. У детей воспитано чувство уважения к обычаям и культуре чукчей.

3. В группе создана развивающая среда, направленная на знакомство и расширение знаний детей об особенностях и условиях жизни чукчей, о флоре и фауне тундры.

Механизм выполнения

Реализация данного проекта возможна в дошкольном учреждении любого типа и предусматривает организацию познавательно-речевой, художественно-творческой и игровой работы с детьми старшего дошкольного возраста.

Основными участниками воспитательно-образовательного процесса являются ребенок и педагог. Отношения субъектов строятся на основе сотрудничества и уважения.

Форма презентации

Демонстрация обобщенного опыта работы в детском саду; выпуск альбомов «Жизнь Чукотки», «Животный и растительный мир тундры».

Перспектива развития проекта

1. Расширение проекта посредством знакомства детей и с другими малыми народами Дальнего Востока.

География проекта

МДОАУ ДС № 55, г. Благовещенск, ул. Ленина 283/3.

Основные принципы, положенные в основу работы:

1. Принцип научности – подкрепление сообщаемых детям теоретических знаний научно-обоснованными данными.

2. Принцип активности и сознательности – участие педагога в поиске новых, эффективных методов и целенаправленной работы, направленных на знакомство детей с бытом и укладом жизни чукчей.

3. Принцип комплексности и интегрированности – решение поставленных задач в системе всего учебно-воспитательного процесса и всех видов деятельности.

Методы и формы организации работы с детьми:

1. Наглядные

•просмотр компьютерных презентаций;

•рассматривание альбомов, картин и иллюстраций.

2. Словесные

•чтение чукотских сказок;

•чтение художественной литературы;

•беседы с элементами диалога;

•словесные игры;

•загадывание загадок;

•обобщающие рассказы воспитателя.

3. Практические

•занятия по основным разделам воспитательно-образовательной программы «Детство»;

•подвижные игры народов севера;

•продуктивная деятельность детей: рисование, ручной труд, слушание песен чукотского региона.

Планирование работы с детьми

1. Познавательно-речевое развитие «Знакомство с жизнью народов Севера» - закрепить знания детей о своей стране — России; дать знания о своеобразии жизни народов Севера (природа, жилища, одежда, труд); воспитывать в детях чувство уважения к жизни, традициям и обычаям других народов.

2. Интегрированное занятие по познавательно-речевому развитию и художественному творчеству «Эти дети живут на Севере» - развивать представление детей о национальных особенностях: костюмах, занятиях, жилищах детей, живущих на севере; воспитывать интерес и уважение к любым национальным отличиям.

3. Беседа «Климат и природа тундры» - познакомить с климатом и природой тундры, та-кими явлениями природы, как пурга, буран, метель, вечная мерзлота; расширить представления об окружающем мире, обогатить словарный запас, учить давать полные ответы на вопросы; учить сравнивать, развивать память и внимание.

4. Беседа «Растительный мир тундры» - познакомить с особенностями растительного мира тундры, объяснить, почему в тундре не растут высокие деревья; учить сравнивать цветущий луг средней полосы России и цветущую весной тундру.

5. Беседа «Животный мир тундры» - сформировать представление о животных тунд-ры — северном олене, песце, полярном волке, лемминге, рассказать об их внешнем виде, повадках, образе жизни; учить выразительно читать стихи, пересказывать своими словами сказки; учить давать полные ответы на вопросы, сравнивать, мыслить логически.

6. Подвижные игры народов Севера – расширять знания детей о разнообразии и специфике игр разных народов мира; воспитывать силу, ловкость, выносливость.

7. Интегрированное занятие по познавательно-речевому развитию и художественному творчеству «Жизнь Чукотки» - познакомить детей с условиями и спецификой жизни и бытом чукчей (дать представление о том, в каких домах они живут, чем занимаются, как одеваются, что едят; учить посредством аппликации и рисования создавать образы чукостких детей; обогащать словарь детей словами чукотского обихода «тычины», «яранга», «чотагон», «полог», «чукча», «чукчанка»; расширять кругозор детей, развивать любознательность; воспитывать интерес и уважение к жителям крайнего Севера.

8. Чтение сказок и слушание песен чукотского народа – познакомить детей с творчеством чукотского народа, расширять их кругозор; воспитывать интерес уважение к чукотскому народу.

Публикации по теме:

Педагогический проект по экологическому воспитанию детей подготовительной группы «Природу края береги» Представляю вашему вниманию педагогический проект по воспитанию экологической грамотности детей старшего дошкольного возраста. Основная.

Презентация проекта «Воспитание нравственно-этических норм у детей дошкольного возраста» Краткая аннотация проекта. Проект «Воспитание нравственно-этических норм у детей дошкольного возраста посредством приобщения к русскому.

Библиотека изображений:
  • Насекомые и пауки
  • Земноводные, рептилии
  • Детские писатели
Автор публикации:
Педагогический проект «Жизнь Чукотки»
Опубликовано: 10 мая 2013 в 04:21
+4
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Смотр-конкурс на лучшее зимнее оформление. Номинации «Приглашение на праздник» и...
В нашем детском саду очень много детей. Кроме старого двухэтажного корпуса на территории есть новый двухэтажный корпус и ещё один корпус на три группы,...
Мастер-класс по сборке лэпбука «Логопедический тренажер. Звуки [К’] и [К]. Зима»
Доброго всем! Давно не появлялась на сайте, так как было очень много работы. Но все же не терпится поделиться своими новыми творениями. Одно из который это...
Мастер-класс в технике плетение из бумажных полосок «Ёлочка в клеточку!»
Мастер-класс в технике плетение из бумажных полосок «Ёлочка в клеточку! » Доброго времени суток, коллеги! Один праздник сменяет другой – не все ещё...
Зима в лесу. Рисование с элементами аппликации. Фотоотчет детского творчества
Зима – одно из самых красивых и загадочных времен года. Дети с удовольствием отображают зимнюю природу в своих рисунках. Предлагаю фотоотчет детских работ на...
Центр экспериментирования во второй младшей группе
Здравствуйте, уважаемые коллеги! В настоящее время одним из условий выполнения ФГОС является организация предметно-пространственной среды. Необходимо,...