Лучший педагог года

Педагогический совет: «Игра — форма организации детской жизни»

Ольга Капитанская
Педагогический совет: «Игра — форма организации детской жизни»

Педагогический совет

«Игра – форма организации детской жизни»

Вопросы для обсуждения:

1. Обоснование темы педсовета. Требования к педагогам при организации игровой деятельности.

2. Условия и способы развития сюжетно-ролевой игры у дошкольников.

3. Критерии взаимодействия педагога с детьми в игровой деятельности.

4. Игра "Что? Где? Когда?"

5. Педагогические ситуации.

6. Подведение итогов педсовета.

Публикация «Педагогический совет: „Игра — форма организации детской жизни“» размещена в разделах

Предварительная работа:

1. Подготовка информационного стенда о планируемом педсовете.

2. Формирование малой творческой группы.

3. Отбор и изучение литературы по проблемам организации и руководства сюжетно-ролевой игрой.

4. Разработка сценария.

5. Изготовление оборудования.

6. Подготовка проекта решения педсовета

7. Выставка атрибутов к сюжетно - ролевым играм.

8. Пополнение «Методической библиотеки» конспектами сюжетно - ролевых игр по всем возрастам.

Цель: объединить усилия педагогического коллектива для повышения уровня организации игровой деятельности. Выявить и применять на практике общую стратегию поведения воспитателя при организации игры и конкретную тактику его взаимодействия с детьми в игре.

Задачи:

1. Совершенствовать педагогическое мастерство воспитателей.

2. Повышать методический уровень педагогов по организации различных видов игры.

3. Способствовать творческому поиску.

4. Скорректировать работу по организации игровой деятельности в дошкольном учреждении.

1. Обоснование темы педсовета.

Тема педсовета выбрана не случайно. К сожалению, наши дети стали меньше играть. Исследования показывают, что у детей отсутствуют игровой опыт и умение развивать игровой сюжет. Педагоги стремятся выполнить «социальный заказ» родителей, т. е. обучить и подготовить к школе. Время, отведённое для игры, заполняется подготовкой к праздникам, организационными видами деятельности. Некоторые родители поздно приводят детей в детский сад и рано забирают. Многие родители считают игру ненужным, пустым времяпрепровождением. Возникает вопрос: почему воспитатели и родители спокойно жертвуют временем для игры в пользу любой другой деятельности? Почему взрослые лишают ребёнка возможности играть со сверстниками?

Причины:

1. Взрослые сами не умеют играть;

2. Просветительской работе по вопросам организации игры дома уделяется мало внимания.

Требования к педагогам при организации игровой деятельности.

Руководство игрой требует глубоких знаний теории игровой деятельности. Выдающийся отечественный психолог А. Н. Леонтьев подчеркивает, что без знаний внутренних законов игры как деятельности попытки управлять игрой могут превратиться в ее ломку.

Осуществление грамотного, эффективного руководства игровой деятельностью предполагает и высокий уровень владения такими, например, профессионально-педагогическими качествами, как умения:

наблюдать игру, анализировать ее, оценивать уровень развития игровой деятельности;

проектировать развитие игры, планировать приемы, направленные на ее развитие;

обогащать впечатления детей с целью развития игр; оказывать помощь в выборе наиболее ярких впечатлений, которые могут послужить сюжетом хорошей игры;

организовать начало игры, побуждать детей к игре;

проектировать развитие конкретной игры; предвидеть ее развитие;

широко использовать косвенные методы руководства игрой, активизирующие психические процессы ребенка, его опыт (проблемные игровые ситуации, вопросы, советы, напоминания) и др. ;

изменять характер и содержание общения с детьми в соответствии с уровнем развития игровой деятельности конкретной возрастной группы с целью создания благоприятных условий для формирования готовности к переходу игры на более высокую ступень;

включаться в игру на главных или второстепенных ролях; устанавливать игровые отношения с детьми;

прямыми способами (показ, объяснение) обучать игре;

предлагать с целью развития игры новые роли, игровые ситуации, новые игровые действия;

регулировать взаимоотношения, разрешать конфликты, возникающие в процессе игры, использовать игру с целью создания педагогически целесообразного микроклимата в группе, включать в игровую деятельность застенчивых, неуверенных, «малоактивных» детей;

обсуждать и оценивать с детьми игру.

Сложность руководства игрой связана с тем, что она является свободной детской деятельностью. Важно в процессе педагогического общения сохранить эту свободу и непринужденность. Оптимальное педагогическое общение возникает чаще всего при условии принятия на себя взрослым одной из ролей, обращением к детям условно через роль, отведенную играющими кукле.

Способствует развитию игровой деятельности и ее позитивному воздействию на психическое развитие детей знание воспитателем реальных взаимоотношений в группе, умение регулировать их, влиять на создание благоприятных в педагогическом отношении игровых группировок.

2. Условия и способы развития сюжетно-ролевой игры у дошкольников.

Основные задачи, которые стоят перед воспитателем при руководстве сюжетно-ролевыми играми :

1) развитие игры как деятельности;

2) использование игры в целях воспитания детского коллектива и отдельных детей.

Компоненты сюжетно-ролевой игры

• Сюжет игры - это сфера действительности, которая воспроизводится детьми, отражение определенных действий, событий из жизни и деятельности окружающих.

• Содержание игры - это то, что воспроизводится ребенком в качестве центрального и характерного момента деятельности и отношений между взрослыми в их бытовой, трудовой и общественной деятельности.

• Роль – игровая позиция, ребенок отождествляет себя с каким-либо персонажем сюжета и действует в соответствии с представлениями о данном персонаже.

Предпосылки сюжетно-ролевой игры

• Первый этап — ознакомительная игра, Взрослый организует предметно-игровую деятельность ребенка, используя разнообразные игрушки и предметы.

• Второй этап — отобразительная игра. Действия ребенка направлены на выявление специфических свойств предмета и на достижение с его помощью определенного эффекта.

• Третий этап — сюжетно-отобразительная игра. Дети активно отображают впечатления, полученные в повседневной жизни.

Этапы формирования сюжетно-ролевой игры

1этап – воспроизведение действий

2 этап – становление ролевого поведения

3 этап - сюжетосложение

3. Критерии взаимодействия педагога с детьми в игровой деятельности.

Критерии оценивания игровой деятельности

По условиям:

• уровень ресурсного обеспечения;

• создание предметно-игрового пространства в группе с учётом индивидуальных и возрастных особенностей детей;

• уровень инновационной игровой компетентности педагогов;

• уровень планирования игровой деятельности;

• уровень организации и руководства игровой деятельностью;

• создание благоприятного психологического климата для общения в процессе игровой деятельности;

• уровень понимания, признания, принятия ребёнка педагогом;

• уровень сотворчества, сотрудничества с детьми в игровом процессе;

• уровень создания ситуации успешности в игровой деятельности;

• эффективная помощь детям в самовыражении средствами игровой деятельности;

• использование индивидуально-дифференцированного подхода к детям в игровой деятельности.

По результатам:

уровень воспитанности детей в игровой деятельности:

• культура поведения;

• культура общения;

• уровень личностного и эмоционально-волевого развития ребё нка:

• мотивы поведения;

• развитие чувств;

• развитие волевых действий;

• развитие самооценки, инициативности;

• эмоциональный интерес к окружающим людям;

уровень физического и психического здоровья детей:

• двигательная активность детей, её целенаправленность и избирательность;

• двигательные умения;

• поведение детей;

• настроение;

уровень интеллектуальной активности в процессе игровой деятельности:

• представления об окружающем мире;

• развитие психических процессов, речи;

• познавательная культура.

Определение уровней развития игровой деятельности

Определение уровня развития игровой деятельности в каждой возрастной группе проводится воспитателем на основе постоянных наблюдений за самостоятельной игровой деятельностью детей и с учётом их реакции на инициативные игровые действия взрослого.

Для определения уровня развития игровой деятельности невозможно задать жёсткие критерии, но воспитатель может руководствоваться рядом показателей, позволяющих отнести игру ребёнка к одному из трё х уровней: высокому, среднему, низкому – в соответствии с возрастными возможностями детей.

Целесообразно осуществлять определение в младших группах три раза в год, в средних и старших – три раза в год. Первоначальная диагностика в сентябре позволяет подобрать соответствующие приёмы взаимодействия, способствующие продвижению детей в игре. В середине учебного года (январь–февраль) очередное определение уровня развития игровой деятельности ребёнка позволяет воспитателю скорректировать свои формирующие воздействия, определить, кто из детей нуждается в них в большей мере. В конце года (май–июнь) воспитатель осуществляет итоговое определение уровня развития игровой деятельности. Это заключительное определение может служить отправной точкой для определения примерной будущей тактики воспитателя по отношению к ребёнку в следующей возрастной группе. Примерные показатели для определения уровней развития сюжетной игры во всех возрастных группах даны в таблицах. Показатели подобраны в соответствии со стратегией формирования игры.

Диагностический лист по определению уровня развития игры детей

___ группы ДОУ № ___

Показатели развития Фамилия, имя ребёнка

І. Содержание игры

Замысел игры проявляется:

а) с помощью взрослого,

б) самостоятельно.

• Разнообразие замыслов.

• Количество игровых задач.

• Разнообразие игровых задач.

Самостоятельность при постановке задач:

а) ставит взрослый,

б) с помощью взрослого,

в) самостоятельно

ІІ. Способы решения игровых задач

• Разнообразие игровых действий с игрушками.

Степень обобщенности игровых действий с игрушками:

а) развёрнутые,

б) обобщенные.

Игровые действия с предметами-заместителями:

а) с помощью взрослого,

б) самостоятельно.

Игровые действия с воображаемыми предметами:

а) с помощью взрослого,

б) самостоятельно.

• Принимает роль.

• Разнообразие волевых действий.

• Наличие ролевых высказываний.

• Выразительность ролевых высказываний.

Ролевые высказывания возникают по инициативе:

а) взрослого,

б) ребёнка.

Ролевая беседа возникает:

а) со взрослым,

б) со сверстником.

Ролевая беседа возникает по инициативе:

а) взрослого,

б) ребёнка.

17. Содержательность ролевой беседы

ІІІ. Взаимодействие детей в игре

Вступает во взаимодействие:

а) со взрослым,

б) со сверстником.

Ставит игровые задачи:

а) взрослому,

б) сверстнику.

Принимает игровые задачи:

а) от взрослого,

б) от сверстника.

Длительность взаимодействия:

а) кратковременное,

б) длительное.

1 балл – игровые умения, навыки развиты достаточно слабо как в самостоятельной игре, так и в экспериментальной игровой ситуации.

2 балла – игровые умения и навыки развиты на среднем уровне (проявляются при создании педагогом игровой ситуации или с помощью взрослого).

3 балла – игровые умения и навыки развиты на высоком уровне (самостоятельно проявляет интерес и желание организовывать игру).

Если набрано до 21 балла – игра оценивается на низком уровне, от 22 до 42 – на среднем, от 43 до 63 – на высоком.

Уровни развития сюжетно-ролевой игры (по Д. Б. Эльконину)

Показа

тели игры І уровень ІІ уровень ІІІ уровень

Основное содержание игры Действия с определёнными предметами, направленные на партнёра по игре В действиях с предметами на первый план выдвигается соответствие игрового действия реальному Выполнение роли и вытекающих из неё действий, среди которых начинают выделяться действия, передающие характер отношения к другим участникам игры

Характер игровой роли Роли есть фактически, но они не называются и определяются характером действий, а не наоборот. При ролевых разделениях функций в игре дети выполняют игровые роли автономно, не пытаясь создавать единого игрового сюжета Роли называются, намечается разделение функций. Выполнение роли сводится к реализации связанных с нею действий Роли ясно очерчены и выделены, называются до начала игры. Появляется «ролевая речь», обращённая к партнёру по игре. Иногда отношения становятся обычными, не игровыми. Ролевые функции детей взаимосвязаны

Характер игровых действий Действия однообразны и состоят из ряда повторяющихся операций Логика действий определяется жизненной последовательностью реальных жизненных событий. Расширяется их репертуар, выходя за пределы какого-либо одного типа действий Логика и характер действий определяются ролью. Действия очень разнообразны, чётко и последовательно воссоздают реальную жизненную ситуацию. Ясно выделены действия, направленные на других участников игры

Отношение к правилам Логика действий легко нарушается, не вызывая протеста у детей. Правила отсутствуют Нарушение действий не принимается фактически, но не опротестовывается, неприятие ничем не мотивируется. Правило ещё не вычленяется, но в случае конфликта оно уже может победить непосредственное желание Нарушение логики действий и правил отвергается не просто ссылкой на реальную ситуацию, но и с указанием на рациональность правил. Правила ясно сформулированы. В борьбе между правилом и возникшим непосредственным желанием побеждает первое

4. Игра "Что? Где? Когда?"

Ход игры:

Все участники педсовета разбиваются на две подгруппы.

1 задание: Визитная карточка команд (приветствие название, девиз)

2 задание: По 3 вопроса каждой команде

1команда

Творческий характер сюжетно - ролевой игры определяется наличием :. (замысла)

2 команда

Что является структурным компонентом игры? :. (сюжет, содержание, роль)

1команда

Чаще всего в игре ребенок принимает на себя роль :. (взрослого)

2 команда

Психические процессы, формирующиеся в процессе сюжетно- ролевой игры :. (мышление, воображение, память)

1команда

Многообразие и взаимосвязь игровых действий, взаимоотношений детей в игре - это: (сюжет)

2 команда

Один из принципов организации сюжетно - ролевой игры - это :. (наличие атрибутов)

5. Педагогические ситуации.

1 команда

Маша, Ваня и Кирилл решили играть в "Морское путешествие".

"Чур, я капитан корабля", - говорит Ваня. "Ты вчера был капитаном. Ты каждый день капитан", - запротестовали Маша и Кирилл

Вопросы:

1. Как воспитателю разрешить данную ситуацию?

2. Какое правило можно придумать, чтобы право на интересные роли имели и другие участники игры?

2 команда

Максим быстро взял себе игрушки для игры в " Космическое путешествие: и пульт управления, и командирский шлем, и планшет с картой, и "космическое питание", и "солнечные батареи" для перезарядки двигателей. "А нам с чем играть? Раз всё взял, то сам и играй. Не будем с тобой играть", - сказали ребята.

Вопросы:

1. Как поступить воспитателю в данной ситуации?

2. Какую работу можно провести с детьми, чтобы предотвратить возможные подобные ситуации?

1 команда

Дети младшей группы после игры не убрали игрушки. Не сделали это и после напоминания воспитателя.

Вопросы:

• Какова должна быть реакция педагога?

Мальчик ходит по группе, берёт то одну, то другую игрушку, но ни с одной не играет.

• Как поступить воспитателю?

2 команда

Трое детей бегают по участку детского сада, наталкиваются на своих товарищей. На замечания воспитателя отвечают, что они играют в "войну".

• Как должен поступить педагог?

Дети повторяют в игре "некрасивое" поведение взрослых.

• Как должен отреагировать на это воспитатель?

Девочка пришла в группу. Ребята приглашают её в игры. Но она от всех приглашений отказывается.

• Как отреагировать в этом случае воспитателю?

• Как правильно вовлечь девочку в игру?

Критерии оценки работы команд:

1. Время. Активность группы

2. Творчество и компетентность участников

3. Полнота ответов

6. Подведение итогов педсовета.

1. Строить работу по взаимодействию педагога с детьми в игровой деятельности, опираясь на:

- основные принципы организации сюжетно- ролевой игры (наличие атрибутов);

- творческий характер сюжетно-ролевой игры (наличие замысла);

- структурный компонент игры (сюжет, содержание, роль);

- на роль, которую принимает на себя ребенок в игре;

- психические процессы, формирующиеся в процессе сюжетно-ролевой игры (мышление, воображение, память);

- многообразие и взаимосвязь игровых действий, взаимоотношений детей в игре.

2. Составить конспекты сюжетно - ролевых игр по всем возрастам.

3. Продолжать активную работу по организации и развитию сюжетно-ролевой игры у дошкольников, тесно сотрудничая с родителями, соблюдая гигиенические условия организации сюжетно-ролевой игры, способы включения малоактивных детей в сюжетно-ролевую игру и прочее.

4. Провести консультацию для родителей по совместной игре с ребенком дома.

5. Пополнить развивающую среду атрибутами для игр в соответствии с возрастом.

6. Систематически планировать и проводить сюжетно-ролевые игры в соответствии с программными требованиями.

Публикации по теме:

Предметно-развивающая среда ДОУ Создавая развивающее пространство в детском саду, педагоги учитывают все, что способствует становлению базовых характеристик личности ребенка:.

Презентация в помощь старшим воспитателям: педагогический совет №2 Уважаемые коллеги! Хочу поделиться с вами своим небольшим опытом. Представляю для вас презентацию, которую составила для проведения педагогического.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Педагогический совет: «Игра — форма организации детской жизни»
Опубликовано: 18 марта 2013 в 18:33
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 апреля. Всемирная неделя иммунизации. Передвижка «Прививки — это серьезно»

Каждый год 24 апреля во всем мире стартует Всемирная неделя иммунизации. Цель этого мероприятия — повышение осведомленности населения о принципиальной важности полноценной иммунизации на протяжении всей...

22 апреля. День Матери Земли. Передвижка «День Земли»

Сегодняшний праздник отмечается во всем мире, ведь он посвящен нашему общему месту обитания — планете Земля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД