МААМ-картинки

Педагогический совет «Детский сад и семья: аспекты взаимодействия»

Светлана Пархоменко
Педагогический совет «Детский сад и семья: аспекты взаимодействия»

Педагогический совет на тему : «Детский сад и семья : аспекты взаимодействия»

Цель: Повысить уровень профессионального мастерства педагогов ДОУ

в вопросах взаимодействия с семьями воспитанников.

Ход педсовета

Старший воспитатель:

-Уважаемые коллеги! Наш педсовет посвящен решению одной из годовых задач дошкольного учреждения «Детский сад и семья : аспекты взаимодействия». Пройдет он форме деловой игры.

Публикация «Педагогический совет „Детский сад и семья: аспекты взаимодействия“» размещена в разделах

Мир постоянно информационно усложняется. Сегодня уже недостаточно однажды получить образование и работать по специальности. Чтобы сохранять уровень компетентности, необходимо все время чему-либо учиться, заниматься самообразованием на протяжении всей жизни. Непрерывное образование становится потребностью. Современная семья все чаще нуждается в разнообразных знаниях: медицинских, педагогических, психологических, юридических: Деятельность педагогического коллектива детского сада не может оставаться в стороне от изменяющейся ситуации в социуме. Работа с семьей должна учитывать современные подходы к этой проблеме. Главная тенденция обучать родителей самостоятельному решению жизненных задач. Это подразумевает изменения в системе "воспитатель - родитель", требует усилий от педагогического коллектива ДОУ.

В настоящее время общение педагога с родителями строится на принципах доверия, диалога, партнерства, учета интересов родителей и их опыта в воспитании детей. В этом современным родителям призваны оказать помощь педагоги дошкольных учреждений, несмотря на то, что информацию по вопросам воспитания ребенка можно получить сейчас разными путями. Это и периодические издания, и Интернет, и многочисленная популярная литература для родителей. Но только воспитатель ежедневно общается с детьми и родителями, видит проблемы, трудности, а также положительный опыт каждой семьи. Он оказывает помощь родителям в различных формах. Однако педагоги не всегда готовы к этой деятельности в силу ряда причин.

У педагогов и родителей есть единые задачи: сделать все, чтобы дети росли счастливыми, активными, здоровыми, жизнелюбивыми, общительными, чтобы они стали гармонически развитыми личностями. Современные дошкольные учреждения много делают для того, чтобы общение с родителями было насыщенным и интересным. С одной стороны, педагоги сохраняют все лучшее и проверенное временем, а с другой — ищут и стремятся внедрять новые, эффективные формы взаимодействия с семьями воспитанников, основная задача которых — достижение реального сотрудничества между детским садом и семьей.

Практика показывает, что эффективной является любая совместная деятельность родителей и педагогов. Например, коллективное обсуждение проблемы позволяет родителям почувствовать, что другие мамы и папы тоже столкнулись с похожими проблемами и сумели найти из них выход. А это рождает ощущение: любые трудности разрешимы.

Нетрадиционные формы взаимодействия с семьей важны и для улучшения отношения между родителями и детьми. Родители учатся любить ребенка таким, какой он есть, безоговорочно. Они могут увидеть ребенка в обстановке, отличной от семейной, наблюдать за его общением со сверстниками, педагогами.

Да, трудностей на самом деле в организации общения много: это и непонимание родителями важности режима детского сада, и постоянное его нарушение, отсутствие единства требований в семье и детском саду. Сложно складывается общение с молодыми родителями, а так же с родителями из неблагополучных семей или имеющими проблемы личного характера. Они зачастую относятся к педагогам снисходительно и пренебрежительно, с ними трудно установить контакт, наладить сотрудничество, стать партнерами в общем деле воспитания ребенка. Но многие из них хотели бы общаться с педагогами "на равных", как с коллегами, прийти к доверительному, "душевному" общению. Из чего же складывается успех общения?

Это и желание пойти на контакт, наладить отношения, помочь друг другу, увидеть в другом равного себе партнера, услышать его, признать право другого на иную позицию и понять эту позицию. Общение будет успешным, если оно содержательно, основано на общих и значимых для обеих сторон темах, если каждая из них в процессе общения обогащает свой информационный багаж.

Кому принадлежит ведущая роль в организации общения? Конечно воспитателю. Чтобы выстроить его важно обладать коммуникативными умениями, ориентироваться в проблемах воспитания и нуждах семьи, быть в курсе последних достижений науки. Педагог должен дать родителям почувствовать свою компетентность и заинтересованность в успешном развитии ребенка, показать родителям, что он видит в них партнеров, единомышленников.

Все это приводит нас к понятию «профессиональная компетентность педагога в сфере общения с родителями воспитанников».

Какого же педагога можно назвать компетентным в сфере общения с родителями? (высказывания педагогов)

В содержание профессиональной компетентности входят следующие личностные качества и установки.

Личностные качества и установки (личностный компонент)

• Готовность к непрерывному профессиональному совершенствованию в области общения с родителями воспитанников

• Осознание собственных ошибок и трудностей в организации общения с родителями

• Установка на доверительное и безоценочное взаимодействие с родителями

• Выдержка, тактичность, наблюдательность, уважительность.

Знания (содержательный компонент)

• О семье

• Об особенностях семейного воспитания

• О специфике взаимодействия общественного и семейного воспитания

• О методах изучения семьи

• О современных формах организации общения

• О методах активизации родителей.

Умения и навыки (деятельностный компонент)

• Умение преодолевать психологические барьеры общения

• Владение методами изучения семьи

• Умение прогнозировать результаты развития ребенка в семье

• Умение ориентироваться в информации

• Умение конструировать программу деятельности с родителями

• Умение организовать традиционные и нетрадиционные формы общения с родителями

Коммуникативные умения и навыки: устанавливать контакт с родителями, понимать их, сопереживать им; предвидеть результаты общения; управлять своим поведением; проявлять гибкость в общении с родителями; владеть этикетными нормами речи и поведения.

Педагог, компетентный в сфере общения с родителями, понимает, зачем нужно общение и каким оно, должно быть, знает, что необходимо, чтобы общение было интересным и содержательным, и, главное, активно действует.

Многие педагоги испытывают затруднения в общении с родителями воспитанников. Кто-то считает, что во всем виноваты родители, которым нет дела до детей и их развития, которые не хотят, чтобы их ребенок вырос хорошим. Согласится с этим сложно. Родителям не всегда хватает времени для общения, есть и категории трудных родителей, но важно другое.

Нужно педагогам увидеть причины трудностей - не только в родителях, но и в себе.

Вывод однозначный: над профессиональной компетентностью педагогов в общении с родителями нужно постоянно работать.

Педагогу в работе с семьей и в психолого-педагогическом просвещении родителей важно выстроить систему, в которой обе стороны взаимодействия (детский сад и семья) становятся равноправными, равноценными и автономными партнерами в обеспечении всестороннего развития ребенка. Это достаточно сложно, поскольку воспитатель в ситуации взаимодействия должен выступать в двух ролях: как «официальное лицо» - представитель образовательного учреждения и как доверительный собеседник, с которым поделиться, не опасаясь осуждения.

Деловая игра

Педагоги делятся на две команды: «Знатоки» и «Умники».

Задание 1 «Если спросишь – я отвечу»

Каждая команда дает определение слова «сотрудничество» и каждая команда пишет на доске свое определение слова.

• Не только открытость и настроенность педагога на работу с семьей, но и его способность организовать совместное творчество;

• Привлечение родителей к яркой, интересной, перспективной совместной деятельности;

• Общие подходы, обсуждение и поиск вариантов предстоящей деятельности;

• Психологическое равноправие воспитателей и родителей;

• Уважительное отношение к различиям во мнениях и подходах в решении проблем совместной деятельности;

• Обсуждение мнения каждого участника о результатах совместной деятельности.

Задание 2 «Ты мне, я – тебе»

В процессе дискуссии команды заполняют таблицы

Каждая команда достает вопрос для дискуссии и после обсуждения в команде записывает ответ на доске.

Выводы педагогов :

1. Функции семьи.

Педагоги должны прийти к выводу, что они общие.

И семья и детский сад создают условия для всестороннего развития ребенка.

Дают ребенку первичную социализацию.

Создают атмосферу любви, теплоты, условия для эмоционально – психического созревания ребенка.

2. Функции детского сада.

3. Роль педагога.

Учу, развиваю.

4. Роль родителя.

Спонсор, просит педагога обучить, воспитать прямо или косвенно.

5. Почему родители отдают своего ребенка в детский сад?

В семье нет средств и материально – бытовых условий для воспитания.

Родители должны работать, не с кем оставить ребенка.

Родителям не хватает педагогических знаний.

В семье не здоровый психологический климат.

Семья не может обеспечить полноценного общения ребенка со сверстниками и взрослыми.

Итоги подводит старший воспитатель:

1. По 1 и 2 вопросу: почему функции одинаковые, а взаимопонимания нет?

2. По 3 и 4 вопросу: родитель – заказчик, педагог как не обидно – обслуживающий персонал. Ребенок находится между требованиями педагога и требованиями родителя.

3. Ребенка отдали в детский сад, мы, педагоги, беремся за воспитание и образование.

Задание 4 «Копилка педагогических идей»

А сейчас я предлагаю вам выполнить следующие задания. Какие формы работы мы используем для работы с родителями?

Командам предлагается назвать как можно больше традиционных и нетрадиционных форм проведения родительских собраний (посиделки, открытый микрофон, круглый стол, мастер-класс, семейный калейдоскоп, вечер вопросов и ответов, заседания семейного клуба, новоселье группы, вечер при свечах, встречи со специалистами, устный журнал, конференции и т. д.)

Таблица № 2

Традиционные формы работы с родителями

• Родительские собрания

• Беседы

• Консультации

• Анкетирование

• Практикумы

• Семинары

• Наглядная информация

• Выставки

• Конкурсы

Нетрадиционные формы работы с родителями

• Круглый стол

• Вечер вопросов и ответов по теме

• Семейный театр

• Родительская почта

• Семейная гостиная

• Семейный клуб

• Телефон доверия

• Семейная библиотека

• Походы

• Видеоролики

• Рекламная информация

• Газета, журнал

• Презентации

Почему же при разнообразии форм работы, четкого понимания функций семьи и детского сада возникает недопонимание между педагогами и родителями?

Задание 5 «Ринг эрудитов»

Предлагаю вам дать ответы на следующие вопросы.

Педагоги делятся на 2 команды, каждой команде предлагается ответить на вопросы. Побеждает команда, которая даст больше правильных ответов.

1. Основной нормативный документ, откуда взята данная фраза: «. дошкольник не эстафета, которую передает семья в руки педагогов детского сада. Здесь важен не принцип параллельности, а принцип взаимопроникновения двух социальных институтов…. Тенденция, направленная на укрепление семьи, минимизирует общественное воспитание в пользу семейного». (Из Концепции дошкольного воспитания).

2. Из какого нормативного документа взята эта фраза: “Родители – первые педагоги ребенка. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в младенческом возрасте”.

(Закон РФ «Об образовании в РФ»)

3. Назовите методы изучения семьи? (анкетирование, тестирование, беседа, патронаж, наблюдение за игровой деятельностью малыша, «Родительское сочинение», диагностические рисуночные методы, и т. д.)

4. … – это исторически сложившаяся система взаимоотношений между

супругами, родителями и детьми. Члены её связаны родственными или брачными узами, общностью быта, взаимной ответственностью.

(Семья)

5. Выберите наиболее полный ответ. Семейное воспитание – это….

– воспитание детей в условиях семьи;

– более или мене осознанные усилия по взращиванию ребенка;

– управляемая система взаимоотношений и взаимодействий родителей с детьми, направленная на достижение желаемых результатов;

– средство семейного образования;

– форма общеобразовательной подготовки родителей.

6. В чем заключается роль других социальных институтов в воспитании детей? (помочь, поддержать, направить, дополнить воспитательную деятельность семьи).

7. В чем заключается компетентность педагога в общении с родителями? (совершенствует свои знания, стремится к активному взаимодействию, внимателен, выдержан, тактичен в общении, владеет знаниями о семье, учитывает социальные запросы родителей, умеет планировать работу с родителями, обладает коммуникативными навыками).

8. В каких областях знаний должен быть компетентен педагог для полноценного общения с родителями? (медицина, педиатрия, физиология, психология, педагогика, риторика, и т. д.)

Задание 6 «Копилка мудрых мыслей»

Следующее задание: решение педагогических ситуаций. Я предлагаю вам конфликтную ситуацию, а вы должны найти из неё выход. Педагогам предлагается определить свое отношение к поведению родителей, раздать текст на карточках и разыграть ситуацию воспитатель - родитель.

• мама жалуется воспитателю, что её ребёнок приходит покусанный из детского сада;

• родители приводят явно недолеченного ребёнка в детский сад без медицинской справки и требуют, чтобы вы приняли ребёнка, т. к. им просто некуда деть ребёнка. Вам необходимо вежливо, тактично объяснить родителям, что вы не можете принять такого ребёнка;

• мама жалуется воспитателю, что её ребёнок приходит с прогулки в грязной одежде;

• мама приходит к воспитателю за советом : у нас в семье появился второй ребёнок. Как помочь старшему ребенку адаптироваться к появлению малыша?

• Воспитатель, рассказывая о роли двигательной активности в физическом развитии дошкольников, советует родителям приобрести детям облегченную спортивную форму для физкультурных занятий, а в ответ слышит возмущенный возглас: «Ну, вот еще, мой ребенок будет ходить в теплом костюме! Я лучше знаю, во что его одевать!»

• Марина посещает логопедическую группу. Речь девочки требует регулярного выполнения индивидуальных заданий. Однако Марина их не выполняет, объясняя это тем, что мама ходит на шейпинг и не успевает с ней заниматься.

Мама Тани со слезами на глазах приходит к заведующей: «Это возмутительно! У ребенка опять синяк. За что только воспитатели зарплату получают?». После увещеваний руководителя детского сада, несколько успокоившись, заявляет: «Примите меры, иначе я буду жаловаться в вышестоящие инстанции!»

• Саша замкнут, на занятии пассивен, часто проявляет агрессивность по отношению к сверстникам. Социометрические обследования показали, что ребенок относится к категории отверженных, и педагог посоветовал маме обратиться по этому поводу к психологу. Мама бурно реагирует, доказывая, что у ее сына много друзей, рассказывает о его любимых занятиях дома.

Обобщив высказывания педагогов, старший воспитатель говорит о негативных моментах, встречающихся в работе воспитателей.

Со стороны педагогов сегодня также встречается не совсем правильная позиция: игнорирование мнение родителей, незнание условий семейного воспитания, превознесение собственных успехов и заслуг, навешивание ярлыков («Яблоко от яблони…», «У таких родителей такой ребенок, ничего удивительного!») – все это позволяет говорить о разных типах поведения воспитателей.

Задание 7 Игровое упражнение "Современная семья и педагог, какие они?"

Цель: провести срез представлений педагогического персонала о современной семье и педагоге, проанализировать идеальные установки на семью воспитанников и реальные условия.

Ход проведения.

Каждой команде вручается набор вырезок из журналов, бумагу для основы, клей, ножницы, карандаши, фломастеры.

Задача педагогов : изобразить одной команде современную семью, а другой команде изобразить современного педагога в виде коллажа с помощью любых иллюстраций и презентовать.

Нарисуем портрет педагога с высоким уровнем профессиональной компетентности в сфере общения с родителями воспитанников.

Портрет педагога

• Обладает устойчивой потребностью в самосовершенствовании в сфере общения с родителями

• Признает роль родителей в воспитании детей как ведущую и роль педагога как их «помощника»

• Стремится к активному и содержательному общению с родителями с целью оказания им помощи в воспитании детей

• Обладает высокой степенью диалогичности в общении с родителями.

• В общении с родителями проявляет внимание, выдержку, тактичность, другие профессионально значимые качества.

• Владеет знаниями о семье, специфике семейного воспитания, методах изучения семьи и образовательных потребностей родителей.

• Учитывает социальные запросы родителей (интересы, образовательные потребности) при организации общения с ними.

Умеет планировать предстоящее общение: подбирать необходимую информацию, традиционные и нетрадиционные формы организации общения и методы активизации родителей.

• Обладает развитыми коммуникативными навыками.

Публикации по теме:

Адаптационный педагогический проект «В детский сад с улыбкой» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад № 43 города Славгорода Алтайского края ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ.

Педагогический опыт воспитателя ОП «Детский сад комбинированного вида» Ныхриковой Натальи Юрьевны Педагогический опыт воспитателя МБДОУ «ЦРР – Детский сад «Сказка» ОП «Детский сад «Ромашка» комбинированного.

Педагогический проект «С днем рождения, детский сад»Педагогический проект «С днем рождения, детский сад» ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ С ДНЁМ РОЖДЕНИЯ, ДЕТСКИЙ САД!» Авторы проекта: Тарасова О. Ю., Титова Л. И. воспитатели группы № 1 «Ладушки» Постановка.

Педагогический проект в подготовительной логопедической группе «До свидания, детский сад, здравствуй, школа!»Педагогический проект в подготовительной логопедической группе «До свидания, детский сад, здравствуй, школа!» Педагогический проект в подготовительной логопедической группе «До свидания, детский сад, здравствуй школа!» Проект посоциально – коммуникативному,.

Педагогический совет «Психолого-педагогические аспекты суицидального поведения подростков» Педагогический совет март, 2018 г. «Психолого-педагогические аспекты суицидального поведения подростков» Слайды 1 Вступительное слово директора.

Проект «Детский сад и семья. Счастливое взаимодействие»Проект «Детский сад и семья. Счастливое взаимодействие» Проект «Детский сад и семья. Счастливое взаимодействие" Вид проекта: информационно – творческий, познавательный. Актуальность темы: «Только.

Фотоотчет «Семинар «Семья — ребёнок — детский сад»Фотоотчет «Семинар «Семья — ребёнок — детский сад» Здравствуйте коллеги! Хочу рассказать Вам о прошедшем в нашем саду семинаре-практикуме для воспитателей групп раннего возраста. Перед нами.

Семья и детский сад-источники формирования будущего поколения Семья и детский сад- источники формирования будущего поколения. Обновление системы дошкольного образования привело к повышению внимания.

Мероприятие «Ребенок. Детский сад. Семья» в средней группе Подготовила: воспитатель группы среднего дошкольного возраста «Бабочки" Цель: Обогащать родителей педагогическими знаниями, вовлечь в игровой.

Творческий информационный исследовательский игровой проект «Детский сад + семья: пути взаимодействия» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 38 города Кузнецка Педагогический проект.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Педагогический совет «Детский сад и семья: аспекты взаимодействия»
Опубликовано: 11 сентября 2018 в 19:13
+13Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.

7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД