Педагогический совет «Непосредственно образовательная деятельность в разновозрастной группе»

наталья Яриджи
Педагогический совет «Непосредственно образовательная деятельность в разновозрастной группе»

Педагогический совет

Тема: Практика организации непосредственно образовательной деятельности (НОД) в разновозрастной группе детского сада

Цель: Проанализировать существующие в педагогической теории и практике формы организации образовательной деятельности в разновозрастной группе детского сада и выбрать оптимальные для работы варианты.

Предварительная работа:

1) Изучение основной и дополнительной литературы по теме.

Ответственный: старший воспитатель.

2) Консультация для воспитателей «Теория и практика организации образовательной деятельности в разновозрастной группе детского сада». Результат консультации – каждый воспитатель получил памятку с описанием существующих форм организации образовательной деятельности в разновозрастной группе (Приложение 1).

Ответственный: старший воспитатель.

3) Апробирование в практической работе с детьми различных форм организации образовательной деятельности, предложенных в педагогической литературе (в соответствии с памяткой).

Ответственные: воспитатели.

Ход педсовета:

1. Вводная часть:

1. Обозначение темы педсовета.

2. Интеллектуальная разминка.

Цель: способствовать формированию положительной атмосферы, активизации работоспособности.

Ход разминки:

Воспитателям предлагается отгадать загадки (задуманное слово состоит из нескольких самостоятельных слов).

Первое слово над чайником тает.

Второе – у папы растет над губой.

А целое – ветер морской надувает

И в плаванье нас приглашает с тобой (Парус)

Первой слог – нота,

Второй – тоже,

А в целом – на горох похожа (Фасоль)

Предлог стоит в моем начале,

В конце же – загородный дом.

А целое – мы все решали

И у доски, и за столом (Задача)

Начало – нота,

Потом – оленя украшение.

А вместе – место оживленного движения (Дорога)

3. Выполнение решения предыдущего педагогического совета и повестки дня.

4. Рефлексия на начало работы:

Каждый участник по очереди высказывает свою цель при проведении педагогического совета и опасения.

2. Теоретическая справка

1. Структура образовательной деятельности (ОД) в соответствии с ФГТ. Место непосредственно образовательной деятельности (НОД) в структуре ОД (Приложение 2).

2. «Занятие» и непосредственно образовательная деятельность (Приложение 3).

3. Разновозрастная группа.

Специальные педагогические исследования (И. П. Демина, Т. А. Маркова, В. Г. Нечаева, Л. А. Пеньевская) показали, что пребывание детей старшего возраста в одной группе с младшими благотворно влияет на развитие младших, способствует развитию речи, разных видов деятельности. А для старших детей общение с младшими служит стимулом более активного всестороннего развития.

Но сам факт пребывания детей разного возраста в одной группе еще не гарантирует продуктивного общения. Для возникновения педагогического эффекта необходимы усилия педагогов, направленные на организацию совместной деятельности дошкольников.

Таким образом, продуктивная и рациональная организация образовательной деятельности в разновозрастной группе имеет важное значение для всестороннего развития ребенка и достижения результата, определенного ФГТ.

3. Практическая работа

1. Работа с педагогической картой.

Каждый педагог получает бланк педагогической карты, в которой должен выразить свое мнение относительно апробированных форм организации НОД в разновозрастной группе. Для этого нужно в каждой графе аналитической карты проставить оценку по 5 бальной шкале (Приложение 4).

Время для самостоятельной работы – 20 минут.

2. Обсуждение. Формирование общего мнения.

Педагоги по очереди комментируют заполненные пункты своей рабочей карты, отмечают все достоинства и недостатки (по порядку: сначала каждый комментирует первую форму организации НОД, затем второй и т. д.). По ходу обсуждения старший воспитатель заполняет сводный вариант педагогической карты, где каждой форме организации НОД проставляется средний балл.

3. Принятие решения.

По результатам обсуждения и заполнения сводной рабочей карты выбираются наиболее преемлимые формы организации НОД в разновозрастной группе.

4. Подведение итога педсовета.

1. Принятие решения.

2. Воспитатели получают памятки по организации НОД в разновозрастной группе.

3. Анкетирование участников педагогического совета.

Каждый участник педсовета заполняет анкету (Приложение 5).

Приложение 1

Формы организации непосредственно образовательной деятельности в разновозрастной группе

I - ступенчатое начало занятия

На первом этапе работу начинают дети более старшего возраста: изучается новая тема, выполняются индивидуальные задания. Младшие в это время заняты с младшим воспитателем или самостоятельной игрой.

На втором этапе занятия в работе задействуют детей младшего возраста. С ними работает педагог. Старшие дети в это время работают в парах или им дается самостоятельное задание.

На третьем этапе одновременно работают все дети - участвуют в заключительной беседе или все три подгруппы работают по одной теме с усложнением для старших подгрупп.

ІІ – ступенчатое (поэтапное) окончание занятия

2.1.

Начало деятельности общее для всех: игровая ситуация, вопрос познавательной поисковой направленности, организационный момент.

На втором этапе дети младшего возраста участвуют в общем занятии в течение отведенного по СанПин времени: активное участие, пассивное слушание, предметная деятельность, работа вместе со старшими детьми.

После этого младшие дети завершают работу.

На третьем этапе в разных видах деятельности участвуют детей старшего возраста: заключительная беседа, диалог.

2.2.

Начало занятий одновременное, все две (три) подгруппы работают по одной теме с усложнением для старших детей, потом детям старшей подгруппы (или средней и старшей подгрупп) дается самостоятельное задание, а дети младшей подгруппы работают с воспитателем (вторая половина занятия). На этом занятие с детьми младшей подгруппы заканчивается.

Воспитатель переходит к детям средней подгруппы – если в группе три возрастных подгруппы - или старшей подгруппы – если в группе две возрастных подгруппы, работает с ними над программным заданием. Окончив с ними занятие, воспитатель еще 5-8 минут продолжает работать с детьми старшей подгруппы – если в группе три возрастных подгруппы.

2.3. – Для групп, состоящих из трех возрастных подгрупп

Начало занятия также одновременное.

В первой части занятия все три подгруппы работают с воспитателем по одной теме с усложнением для старших детей.

Потом предлагается самостоятельная работа детям средней и младшей подгрупп, а дети старшей подгруппы продолжают работать с воспитателем.

Затем, предложив самостоятельную работу детям старшей подгруппы, воспитатель 1,5-2 минуты отводит для проверки выполнения самостоятельного задания детьми младшей подгруппы (старшие в это время продолжают работать самостоятельно) и отпускает их играть.

После этого воспитатель переходит к детям средней подгруппы, проверяет выполнение самостоятельного задания, работает с ними над решением третьего программного задания и отпускает их играть.

Продолжает работу с детьми старшей подгруппы.

2.4. – Для групп, состоящих из трех возрастных подгрупп

В первой части занятия все три подгруппы работают с воспитателем по одной теме с усложнением для старших детей.

Во второй части занятия воспитатель работает с детьми младшей подгруппы, а самостоятельной работой заняты дети средней и старшей подгрупп.

В третьей части занятия дети младшей подгруппы работают самостоятельно, а воспитатель сначала проверяет самостоятельную работу детей младшей подгруппы и отпускает их играть, потом проверяет самостоятельную работу детей старшей подгруппы и работает с ними над решением третьего программного задания.

После этого дети старшей группы получают задания для самостоятельного применения знаний по третьей программной задаче, и они работают самостоятельно, а воспитатель 1,5-2 минуты отводит для проверки самостоятельной работы средних детей и отпускает их играть.

Заканчиваются занятия проверкой самостоятельной работы детей старшей группы.

ІІІ - одновременная деятельность детей

3.1. По разному программному содержанию

Одновременная работа подгрупп по одной образовательной области, но с разным программным содержанием.

Например, на первом этапе организуются игровые действия детей младшей группы в специально созданной среде (подчиненной теме занятия) под присмотром помощника воспитателя и проводится организованное занятие для детей средней группы.

После выполнения заданий подгруппы меняются местами.

3.2. Один програмный материал, но разные педагогические задачи

Работа идет одновременно со всей группой детей по общим для всех образовательным областям и общей для всех теме. Но педагогические задачи дифференцируются в зависимости от возраста детей.

Педагогические задачи могут быть дифференцированы за счет разных способов:

- разные способы выполнения одного задания (например, при выполнении физического упражнения, старшие дети выполняют хлопок под ногой, держа ее прямой, а младшие дети – под колеом);

- разный объем выполнения одного задания (например, дети старшей подгруппы должны найти среди геометрических фигур круг, овал, квадрат, а дети младшей подгруппы – только круг и четырехугольник.);

- старшие дети выступают в роли учителя по отношению к младшим или организаторов какой-либо деятельности (например, подвижной игры);

- совместное творчество (например, на аппликации создается «Цветной коврик». Детей младшего возраста учат правильно держать ножницы, отрезать узкие полоски и наклеивать их. Детей среднего возраста – закрепляют умение пользоваться ножницами, учат разрезать полоски на прямоугольники. Располагать их, произвольно сочетая по цвету. Детей старшего возрста – учат создавать аппликационный коврик, используя различные оттенки бумаги одного цвета

IV – работа по подгруппам

4.1. Комбинированное занятие

Например, одна (для групп из двух возрастов) или две подгруппы (для групп из трех возрастов) заняты математикой, вторая (для групп из двух возрастов) или третья для групп из трех возрастов) - изобразительной деятельностью, или наоборот.

Занятие начинается с организации изобразительной деятельности: воспитатель объясняет детям задание, напоминает о технических приемах его выполнения. Убедившись, что дети приступили к работе, воспитатель начинает занятие по математике с детьми другой подгруппы. Проводит с ними первую часть занятия по одной теме с усложнением для детей более старшего возраста (если работа по математике идет с двумя возрастными подгруппами) и дает задания для самостоятельной работы.

После анализа работ всех детей воспитатель продолжает работу со всеми подгруппами. У детей более младшего возраста занятия заканчиваются раньше на 4—5 мин, чем в старшем возрасте.

4.2. Простая работа по подгруппам

Пока воспитатель проводит организованную образовательную деятельность с одной подгруппой, другие подгруппы заняты с младшим воспитателем или самостоятельной деятельностью.

Приложение 2

Структура образовательной деятельности в соответствии с ФГТ (схема)

Образовательная деятельность

1. Совместная деятельность взрослого и детей

1.1. НОД

1.2. В ходе режимных моментов

1.2.1. Направленная на решение образовательных задач

1.2.2. Направленная на осуществление функций присмотра и ухода

2. Самостоятельная деятельность детей

2.1. Свободная деятельность по интересам

2.2. Организованная воспитателем самостоятельная деятельность, направленная на решение педагогических задач

3. Работа с семьей

Приложение 3

Занятие и НОД (таблица)

Занятие:

-Форма учебной деятельности

- Деятельность детей организована по «предметам»

- Позиция взрослого = воздействие взрослого на ребенка

- Позиция детей = получение, «принятие» готовой информации, регламентированная деятельность детей

НОД:

-Увлекательное, занимательное дело

- Интеграция различных видов деятельности

- Позиция взрослого = сотрудничество, включенность взрослого в деятельность наравне с детьми, партнерство

- Позиция детей = свободное общение во время деятельности, активная поисковая и исследовательская позиция во время общего дела

Приложение 4

Педагогическая карта анализа форм организации НОД в разновозрастной группе(таблица)

Всего 10 столбцов, 9 строк

Строки соответствуют формам организации НОВ по приложению 1.

Столбцы:

1- апробированность формы (да/нет)

2- рациональность по времени подготовки педагога

3- удобство организации

4- комфортность работы педагога

5 - комфортность работы детей

6 - сохранение интереса и мотивации у детей

7 - возможность организации различных видов детской деятельности

8 -возможность организации партнерского взаимодействия

9 - достоинства

10 - недостатки

Приложение 5

Анкета

УВАЖАЕМЫЙ ПЕДАГОГ!

ПРОСИМ ОЦЕНИТЬ РАБОТУ НАШЕГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОВЕТА

ПО 5-БАЛЬНОЙ ШКАЛЛЕ

1. Практичность

2. Доступность

3. Научность

4. Актуальность

5. Активизация внимания

6. Психологический микроклимат

7. Технологичность подготовки педсовета

Публикации по теме:

Фотоматериалы по экологическому проекту «Берегите первоцветы — защитим беззащитных».Фотоматериалы по экологическому проекту «Берегите первоцветы — защитим беззащитных». Непосредственно образовательная деятельность в первой младшей группе - "Первые весенние цветы". Непосредственно образовательная деятельность.

Непосредственно образовательная деятельность «Веселое солнышко».Непосредственно образовательная деятельность «Веселое солнышко». разместила в блоге непосредственную образовательную деятельность "веселое солнышко". Хочу поделиться с вами и фотографиями,сделанными при.

Библиотека изображений:
  • Деревья и листья
  • Деревья и листья
Автор публикации:
Педагогический совет «Непосредственно образовательная деятельность в разновозрастной группе»
Опубликовано: 14 июня 2013 в 12:23
0
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
«Где-то есть город…» (фото отчет о прогулке в Зеленогорске)
Предложила я подругам отдохнуть несколько дней за городом в пансионате. Куда ехать? Споров не было! Все решили единогласно — Зеленогорск. У каждого...
Мастер-класс «Корона»
Совместная работа с детьми Ни для кого из педагогов не секрет, что пособия и атрибуты для праздников, выполненные вместе с детьми всегда имеют бОльший...
Ветки в зимнем и новогоднем оформлении интерьера детского сада
Самым незамысловатым и одновременно оригинальным приёмом новогоднего оформления группы является использование природного материала. Этим приёмом я...
Фотоотчёт «Новогодняя галерея»
В нашем дошкольном учреждении есть галерея, которая объединяет новое здание детского сада со старым. Раньше в этой галерее размещались репродукции картин...
Поздравительная открытка для мамы
С древних времен существовал обычай почитания своих матерей. Без матери не может быть жизни. Мать надо беречь, относиться к ней с почтением. В России...