Педагогический совет «О русских традициях, обычаях и народном творчестве»

Раиса Александровна Крутова
Педагогический совет «О русских традициях, обычаях и народном творчестве»

Ход педсовета:

1. Выполнение решений предыдущего педагогического совета.

Заведующая

2. Анализ проведенных открытых занятий по теме педсовета.

Заведующая

Старший воспитатель

3. Воспитание социокультурной толерантности личности ребёнка в детском саду через приобщение к русской народной культуре. Сообщение старшего воспитателя

4. Музыкальные традиции

русского народа. Музыкальный руководитель

5. Деловая, интеллектуально-творческая игра «Далекая, седая старина». Старший воспитатель

6. Решения педагогического совета

Педсовет разработан на основе материалов книги Н. Ф. Дик «Педагогический совет в дошкольном образовательном учреждении», Ростов-на-Дону, 2006.

Деловая, интеллектуально-творческая игра «Далекая, седая старина»

Цели игры:

- Формирование толерантного сознания у педагогов, через закрепления знаний о русской культуре;

- Активизация форм повышения квалификации педагогов детского сада;

- В игровой форме проанализировать профессиональную компетентность педагогов в области русского народного творчества, обычаев и традиций древних славян.

Материал к проведению игры:

- большой картонный кубик (ребро кубика до 50 см). Цвета сторон кубика – красный, зеленый, синий, желтый, оранжевый, коричневый.

- кроссворды по теме педсовета для каждой из команд (Прилагаются)

- Лист формата А4 с темами и баллами для «Своей игры» (Прилагается)

- Листы с темами и вопросами для команд (у ведущего) (Прилагается)

- для жюри: листы учета баллов каждой микрогруппы; ответы на вопросы и кроссворды (Прилагаются)

- таблички для записи названия команд (микрогруппы);

- аудиозапись русских народных мелодий;

- описание русского народного хоровода «Кострома» (Прилагается)

- призы победителям и сувениры участникам игры.

Описание (ход) игры.

Выбор жюри.

Педагоги делятся на команды и придумывают названия соответствующие теме педсовета. Выбирают капитана.

Деловая, интеллектуально-творческая игра состоит:

Первый этап – «Веселье земли русской».

Для проведения первого этапа деловой игры приготовлен кубик с шестью цветными сторонами. Команды поочередно бросают кубик. Цвет верхней стороны кубика определяет тему, по которой будет задан вопрос команде.

Предполагаются следующие темы:

- народное декоративно-прикладное искусство (красный цвет);

- русская кухня (зеленый цвет);

- быт русского народа (синий цвет);

- русские народные праздники (желтый цвет);

- славянская мифология (оранжевый цвет);

- русские былины (коричневый цвет).

Ведущий: Каждая команда-участница имеет право бросить кубик 5 раз. На обдумывание ответа дается не более 30 сек. Вопросы, оставшиеся без правильного ответа, будут предложены следующим командам, если им выпадет данный сектор. Жюри выставляет баллы в оценочный лист. (Приложения 1)

Вопросы:

Красный цвет стороны кубика:

Народное декоративное прикладное искусство.

1. Хохломская роспись имеет три главных цвета. Назовите их.

(Красный, жёлтый, золотой)

2. Что такое колт?

(Височная подвеска)

3. Эту игрушке делали из отходов дерева, её не раскрашивали, зато она была подвижной: кони передвигали ногами, мужик и медведь пилили бревно. Именно эта игрушка стала известна. Назовите её.

(Богородская игрушка)

4. Афанасий Никитин, отправляясь в Индию, вёз на продажу меха, железные изделия и «узорочье». Что это такое?

(Браслеты, бусы, украшения)

5. Посватавшись к девушке, жених обязательно дарил ей изделие собственного изготовления, которое невеста брала на посиделки. Что это?

(Прялка)

6. На Руси был распространён берестяной промысел. Когда мастера делали заготовку бересты? (В период сокодвижения, когда береста прочная и мягкая)

Зелёный цвет стороны кубика:

Русская кухня

1. Без какого блюда невозможен обед на Руси? (Хлеб)

2. Назовите самое главное угощение во время древне-русского праздника Масленицы? (Блины)

3. Как назывался распространённый на Руси тёплый напиток из трав и мёда? (Сбитень)

4. На Руси был обычай в особых случаях печь и рассылать пироги по домам. Что это означало? (Приглашение на праздник)

5. Что такое кулебяка? (Пирог с рыбой)

6. Какое блюдо солят трижды? (Пельмени. Соль кладут в тесто, начинку и при варке)

Синий цвет стороны кубика:

Быт русского народа

1. Назовите самое распространённое на Руси осветительное устройство.

(Лучина)

2. Какая самая распространённая на Руси обувь?

(Лапти)

3. Назовите русский сосуд для питья вкруговую.

(Братина)

4. Чем определялась длина полотенца в русских семьях?

(Количеством членов семьи и достатком)

5. Рксский сосуд самобытной формы для питья, не встречавшийся ни в одной из других стран мира. Своим силуэтом он напоминает плывущую птицу. (Ковш)

6. Универсальный предмет мебели в русской

избе. (Скамья)

Желтый цвет стороны кубика:

Русские народные праздники

1. На какие праздники особенно любили гадать девушки? (Святки)

2. Назовите самый короткий народный праздник. (Ночь на Ивана Купалу)

3. Назовите время года, когда девушки праздновали свой праздник. (Весна, зелёные святки)

4. Что за обряд «завивание бороды. (Украшение лентами последнего несжатого снопа)

5. Почему при катании с гор в праздник Масленицы ребята соревновались, кто прокатится дальше?

(Существовала примета: кто прокатится дальше, у того лён вырастет длиннее)

6. Вокру какого священного дерева объезжал свадебный поезд наших предков? (Вокруг дуба)

Оранжевый цвет стороны кубика:

Славянская мифология

1. Назовите самого популярного героя русских былин. (Илья Муромец)

2. Какой языческий праздник связала народная молва с кошачьим аппетитом? (Масленица - по поговорке «Не всё коту масленица»)

3. Кто из языческих богов, разгневавшись, метал на землю молнии? (Перун)

4. Как звали девушку, которая больше всего боялась Солнца? (Снегурочка)

5. Когда, по народным преданиям, цветёт папоротник? (В ночь на Ивана Купалу с 23 на 24 июня по старому стилю)

6. Какой из славянских языческих богов отвечал за дождь? (Даждь-бог)

Коричневый цвет стороны кубика:

Русские былины

1. Назовите столицу былинной Руси. (Стольный Киев-град)

2. Кто входил в богатырскую заставу? (Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алёша Попович)

3. К кому перешёл меч-кладенец Святогора? (К Илье Муромцу)

4. Кому из русских богатырей в бою смерть не писана? (Илье Муромцу)

5. Где произошла первая встреча Садко с морским царём? (На берегу Ильмень-озера)

6. Сколько времени длится богатырский сон? (Три дня и три ночи)

Жюри выставляет баллы.

Второй этап педсовета – решение кроссвордов

Командам раздаются кроссворды (по 2, и в течение 15 минут педагоги должны решить их. По окончании решения кроссвордов они отдаются жюри для подведения итогов данного этапа.

Во время разгадывания кроссвордов звучит тихая, спокойная русская народная музыка.

Музыкальная пауза

Ведущий или музыкальный руководитель проводит с игроками всех команд русскую народную игру «Кострома». (Приложение 2)

Третий этап педсовета – «Своя игра»

Предлагаются следующие темы:

- старинные монеты и меры их длины;

- поэтические образы птиц;

- славянские месяцы;

- старинные слова;

- русский музыкальный мир.

Капитан команды выбирает тему и вопрос на определенное количество баллов (от 1 до 5). Ведущий озвучивает вопрос. Команда за 30 сек. должна дать ответ. Жюри заносит в листы учета (приложение 3) соответствующие выбранные баллы за правильный ответ команды на вопрос. Капитаны могут выбрать по 5 вопросов. Жюри подводит итог игры. Награждает победителей и участников.

Выносятся решения педагогического совета.

Решения педсовета

1. Продолжать работу по воспитанию у детей и взрослых толерантного отношения ко всем народам мира используя народные сказки, фольклор, знания о традициях, быте, культуре и праздниках этих народов.

2. Систематически проводить работу по знакомству детей с русской культурой, традициями и народным творчеством. С этой целью иметь перспективное планирование по данной теме и включать в план воспитательно-образовательной работы с детьми.

3. Воспитателям ближе познакомиться с традициями, праздниками, обычаями русского народа, используя научно-популярную литературу, энциклопедии, справочную литературу. Приложение 2

РУССКИЙ НАРОДНЫЙ ХОРОВОД «КОСТРОМА»

Кострома, Кострома!

Государыня моя, Кострома!

У Костромушки кисель с молоком,

Еще с прибылью блины с творогом.

Дети. Здорова ли, Кострома?

Кострома. Здоровенькая!

Дети. Что ты делаешь?

Кострома. Кудельку пряду!

Дети. Здорова ли, Кострома?

Кострома. Здоровенькая!

Дети. Что ты делаешь?

Кострома. Клубочки мотаю!

Дети. Здорова ли, Кострома?

Кострома. Здоровенькая!

Дети. Что ты делаешь?

Кострома. Вязанье вяжу!

Дети. Здорова ли, Кострома?

Кострома (грустно). Здоровенькая!

Дети. Что ты делаешь?

Кострома. Плачу! Пальчики отбила!

Дети. Здорова ли, Кострома?

Кострома (тихо). Здоровенькая!

Дети. Что ты делаешь?

Кострома. Вас ловлю.

Кострома бежит за детьми, стараясь кого-нибудь поймать.

Уважаемые педагоги!

Для того, чтобы педсовет прошел интересно и с пользой для нас, прошу Вас при подготовке к педсовету обратить внимание на следующие темы:

1. Народное декоративно-прикладное искусство.

2. Русская кухня.

3. Быт русского народа.

4. Русские народные праздники.

5. Славянская мифология.

6. Русские былины.

Данные темы отражены в справочной литературе, в энциклопедиях, интернете.

Старший воспитатель.

К педсовету «О русских традициях, обычаях и народном творчестве».

«Своя игра». «Далекая седая старина»

Знатоки старинных монет и мер длины 1. Что такое пуд? Русская мера веса, равная 40 фунтам или 16,38 кг

2. Что такое аршин?

Русская мера длины, равная 71 см

3. Что такое фунт? Старая русская мера веса, равная 409г

4. Что такое сажень? Старинная мера длины, расстояние размаха рук от кончиков пальцев одной руки до кончиков пальцев другой руки

5. Что такое косая сажень? Старинная мера длины, расстояние от пальцев ног до конца пальцев вытянутой руки по диагонали, равна 216 см.

Знатоки поэтических образов птиц

Знатоки славянских месяцев 1. Эта птица жила до трехсот лет и мог приносить живую и мертвую воду. Ворон

2. В крестьянском быту она почиталась символом небесного огня и одновременно оберегом от него. Ее изображение и сейчас встречается на крышах домов. Петух

3. Загадочная птица, любительница ночной жизни. Народная молва нарекла ее сторожем кладов и самой мудрой из земных птиц.

Сова

4. В него превращались сказочные герои, чтобы мгновенно одолеть немыслимые расстояния, внезапно ударить по врагу или появиться перед красной девицей.

Сокол

5. Она считалась у славян вещей птицей, посвящалась богине весны и предсказывала начало гроз и дождей Кукушка

1. Как по-иному древние славяне именовали месяц май? Травень, росенник

2. Как по-иному древние славяне именовали месяц август? Серпень, зорничник

3. Как по-иному древние славяне именовали месяц октябрь? Просинец, зимец

4. Как по-иному древние славяне именовали месяц март? Протальник, свистун

5. Как по-иному древние славяне именовали месяц январь? Грязник, листопадник

Знатоки старинных слов 1. Что означает старинное слово “чело”? Лоб

2. Что означает старинное слово “отрок”? Младший воин в дружине

3. Что означает старинное слово “курган”? Холм над могилой знатного воина

4. Что означает старинное слово “тризна”? Пир в память умершего

5. Что означает старинное слово “веверица”? Белк

Публикации по теме:

План-график контроля старшего воспитателя в ДОУ на 2012–2013 учебный год. Утверждено Заведующим МБДОУ Детский сад «Солнышко» Ковалевой Н. И___ От «»___2012 года План-график контроля воспитательно-образовательного.

Презентация к педагогическому совету на тему: «Развитие речи детей дошкольного возраста» Цель педсовета: • Повышение эффективности и профессионального уровня педагогов в работе с детьми по развитию связной речи. • В игровой форме.

Библиотека изображений:
  • Иллюстрации
  • Новый год
  • Одежда, обувь
Автор публикации:
Педагогический совет «О русских традициях, обычаях и народном творчестве»
Опубликовано: 23 ноября 2013 в 15:47
+1
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
План — конспект непосредственной образовательной деятельности «Путешествие на...
План – конспект непосредственной образовательной деятельности «Путешествие на Северный полюс» в подготовительной группе ( образовательная область...
На поиски пропавшего самолета.
Конспект НОД по физической культуре для детей _старшей_группы «На поиски пропавшего самолета» Цель занятия: Повысить интерес к занятиям по физической...
Снежинка из холодного фарфора.
В этом году решила попробовать сделать поделку на конкурс"Волшебная снежинка" из "холодного фарфора". После замеса, получается довольно приятная и мягкая...
Новогодняя ёлочка из фетра. Мастер-класс.
В ожидании нового года есть что - то волшебное. Каждый год в это сказочное время хочется сделать маленькое чудо своими руками. Мы с дочкой всегда с...
Тематический досуг для детей второй младшей группы «Путешествие по творчеству Агнии...
Цель: знакомство детей младшего дошкольного возраста с детской писательницей А. Л. Барто и её творчеством; помочь детям на основе творческой деятельности...