Получи документы

Педагогический совет «Развитие познавательно-исследовательской деятельности через организацию детского экспериментирования»

Ольга Курбатова
Педагогический совет «Развитие познавательно-исследовательской деятельности через организацию детского экспериментирования»

Задачи:

1. Систематизировать знания педагогов по развитию познавательно-исследовательской деятельности детей.

2. Проанализировать уровень организации работы по организации познавательно-исследовательской деятельности в ДОУ.

3. Продолжать работу по совершенствованию педагогического мастерства.

4. Активизировать деятельность педагогов в организации условий для детского экспериментирования.

Вопросы для «Деловой игры»

1. Что является объектом познания детей младшего возраста?

Ответ: рукотворный мир, мир неживой природы, мир живой природы.

Публикация «Педагогический совет „Развитие познавательно-исследовательской деятельности через организацию детского экспериментирования“» размещена в разделах

2. Что первично: причина или следствие?

Ответ: следствие вытекает из причины. Но и следствие может стать началом причины.

3. Перечислите виды экспериментов с детьми 2-3 лет.

Ответ : плавает- не плавает, извлечение звуков, исследование поверхности предметов.

4. Назовите формы работы по развитию познавательно-исследовательской деятельности с детьми 5-7 лет.

Ответ: наблюдение, экспериментирование, исследовательская деятельность, конструирование, развив. игры, беседа, рассказ, создание коллекций, проектная деят-ть, проблемные ситуации.

5. Формы работы с детьми младшего возраста по познавательному развитию.

Ответ: наблюдения, исследовательская деятельность, конструирование экспериментирование, предметно-манипулятивная игра, развив. игры, встречи с природой, ситуативные разговоры.

6. Объекты наблюдения для детей 3-4 лет.

Ответ: наблюдение за объектами и предметами своего непосредственного окружения, привлекающие их внимание.

7. Какие интегративные качества личности развиваются у ребёнка в процессе экспериментирования?

Ответ: любознательный-активный, способный решать интеллект. задачи, способный управлять своим поведением, овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми сверстниками.

8. Одинаковы ли понятия: любознательность и любопытство? Ответ обоснуйте.

Ответ: любознательный- склонный к приобретению новых знаний, пытливый. Любопытный- мелочный интерес ко всяким, даже несущественным подробностям.

9. Почему дети 4-5 лет в познавательной деятельности возвращаются опять к предметам ближнего окружения?

Ответ: понимают, что всё взаимосвязано, а причинно-следственные связи лучше познавать на знакомых предметах и явлениях.

10. Главная характерная особенность в познании детей 6-7 лет. Ответ: самостоятельность в познании, воспитатель создаёт условия и руководит процессом познания.

11. Отличительная особенность в познании детей 3-4 лет.

Ответ: вижу – действую с предметами ближнего окружения и знакомыми явлениями.

12. Новая форма познания у детей 4-5 лет.

Ответ: способны понимать слово воспитателя без наглядности.

ОБЪЯСНЯЛКИ (от детей)

1. Это такое помещение, где стоит много всяких баночек, в них что-то кипит. Они стеклянные и могут разбиться, поэтому нодо быть осторожными. А ещё там по разному пахнет, иногда даже взрывается. Там очень интересно, я бы хотел там работать. Люди там работают в белых халатах. (ЛАБОРАТОРИЯ).

2. Это такое дело, когда хотят что-то узнать и специально устраивают, а потом смотрят. Если всё получилось, то говорят что он удачный, а если нет, то что-нибудь меняют и снова смотрят, и так пока не получится. Мне нравиться это делать, это интересно, только не всегда разрешают. (ЭКСПЕРИМЕНТ).

3. Этот человек часто бывает под водой, даже на дне. Он туда спускается с разными баночками, набирает в них воду и ил, а потом на корабле делает всякие анализы. А ещё он плавает с камерой и снимает всяких рыб. Он очень смелый. И ещё он пишет статьи в умных журналах. (ОКЕАНОЛОГ).

4. Этот человек всё время лазает по горам. У него есть разные приборы, он за всем там наблюдает, особенно он ищет горы, которые дрожат и когда внутри у них что-то кипит и даже выплёскивается. Там опасно, от может погибнуть. Но он всё равно туда ходит, делает фотографии и говорит людям когда там опасно жить. (ВУЛКАНОЛОГ).

Справка по итогам тематического контроля

в МБДОУ д/с №12 «Рябинка»

«Эффективность образовательной работы по организации познавательно-исследовательской деятельности в ДОУ»

В соответствии с годовым планом работы МБДОУ д/с №12 «Рябинка» на 2012-2013 учебный год проводился тематический контроль по теме : «Эффективность образовательной работы по организации познавательно-исследовательской деятельности в ДОУ». Проверку осуществляли заведующая Абросимова О. В. и старший воспитатель Курбатова О. А. с 04.03.2013- по 14.03. 2013г.

Цель контроля: выяснить состояние работы с детьми по организации познавательно-исследовательской деятельности в дошкольном учреждении.

План контроля:

1. Планирование работы

2. Обследование развития интегративных качеств детей

3. Создание условий

4. Оценка профессиональных умений воспитателя

5. Работа с родителями по данной проблеме.

Работая над годовой задачей, педагоги повысили уровень теоретических знаний и практических, участвуя в семинаре «Как научить детей изобретать». В рамках которого воспитатель Казакова И. В. познакомила воспитателей с организацией форм партнёрской исследовательской деятельности детей в младшем возрасте; воспитатель Крякина Е. С. представила материал познавательная активность старших дошкольников; старший воспитатель Курбатова О. А. провела мастер-класс «Как научить детей изобретать».

В ДОУ проводилась тематическая проверка, в процессе которой использовались такие формы и методы, как:

Посещение НООД, организация режимных моментов;

Анализ развития интегративных качеств: любознательный- активный и способный решать интеллектуальные, личностные проблемы адекватные возрасту. Беседы с детьми в свободной деятельности.

Анализ развивающей среды

Анализ планирования воспительно - образовательного процесса.

В ходе проверки установлено следующее:

Анализ календарных планов за март позволил сделать следующие выводы:

В рамках НООД планируется детское экспериментирование, но отследить можно только на этапе постановки исследовательской задачи или темы эксперимента. Не у всех в планах прописываются оборудование, интеграция, методы организации исследовательской деятельности; выпадает работа с родителями.

Во всех группах в режимных моментах (особенно на прогулке) активно используются наблюдение, простейшие опыты и эксперименты. В группах «Красная шапочка», «Гуси-Лебеди», «Гномики», «Буратино» педагоги планируют наблюдения и игры –эксперименты в утренние и вечерние часы. Организуют исследовательскую деятельность.

Несмотря на то, что педагоги планируют и применяют различные формы экспериментальной деятельности, востребованный метод проектов в планах отражения не находит.

Анализ диагностических карт развития интегративных качеств: любознательный- активный и способный решать интеллектуальные, личностные задачи (проблемы) адекватные возрасту, показал, что высокий уровень развития этих качеств составляет 58%, средний- 35%, нуждаются в коррекции с низким уровнем 7%. Исследовательски активным считается такой ребёнок, который проявляет целеустремлённость в экспериментировании, осуществляет настойчивый исследовательский поиск ответа на возникшие проблемы.

Беседы с детьми показали, что им нравится работа в центрах экспериментирования, некоторые в домашних условиях занимаются опытной деятельностью. Однако, у ребят нет представлений о разнообразии опытов и экспериментов, только память о том, что делали с воспитателем. Некоторые дети деятельность экспериментирования путают с игрой.

Развивающая среда в ДОУ соответствует возрасту детей и реализуемой программе. К педсовету был проведён смотр-конкурс центров экспериментирования, которые были оформлены и пополнены силами педагогов. Предметно-пространственная среда соответствует требованиям безопасности и доступности. Материал находится в свободном доступе и меняется в соответствии с комплексно-тематическим планированием, обеспечивая интерес дошкольников к экспериментальной деятельности и психологический комфорт, невозможный без субъект- субъектных отношений, когда педагог выступает в роли партнёра.

Развивающая среда должна обеспечивать развитие первичных естественно научных представлений, наблюдательности, любознательности, активности мыслительных операций (анализ, сравнение, обобщение, классификация, наблюдение); формирование умений комплексно обследовать предмет.

Профессиональные умения воспитателя отслеживались в проведении НООД, режимных моментах, проведением открытых показов. В ср. гр. «Буратино», подгот. гр. «Гномики», 2 мл. гр. «Красная шапочка» анализ НООБ проводился по следующим критериям:

• Наличие мотива

• Алгоритм экспериментальной деятельности (постановка исследовательской задачи, уточнение правил безопасности жизнедеятельности в ходе осуществления экспериментирования, уточнение плана исследования, выбор оборудования и размещение детей в зоне исследования, анализ, обобщение и фиксирование полученных результатов экспериментирования)

• Учёт дифференцированного и индивидуального подхода

• Наличие проблемы и её решение

• Создание условий для решения проблемы

• Соответствие методического обеспечения поставленным задачам.

Работа с родителями в данном направлении : в наличии информационные стенды, родители привлекаются к оформлению и пополнению центров экспериментирования.

Рекомендации:

1. Следует обратить внимание на систему планирования: не от случая к случаю; планирование индивидуальной работы с детьми по данному направлению.

2. Повышение уровня развития деятельности экспериментирования будет способствовать создание условий для самостоятельной деятельности, включающее в себя содержание, обеспечивающееся педагогом, когда материал из совместной НОД переносится в свободную, самостоятельную деятельность детей.

3. Пополнить центры экспериментирования книгами познавательного характера, атласами, тематическими альбомами, коллекциями.

4. Для улучшения качества воспитательно-образовательного процесса необходимо предусматривать форму обобщения и фиксации результата эксперимента (речевая или продуктивная, его практическое применение, использовать больше методов повышающих речевую активность детей. Проектную деятельность.

5. Включить в работу с семьёй участие родителей в исследовательских проектах.

Проект решения педагогического совета

1. Продолжать создавать в ДОУ психолого-педагогические условия для развития познавательно-исследовательской деятельности и экспериментирования детей, соответственно возрасту и комплексно-тематическому планированию.

Ответственные: педагоги ДОУ /в течение года

2. Пересмотреть календарное планирование в соответствии с данными рекомендациями, уделив должное внимание детскому экспериментированию в НООД, ОД, в реж. моментах, самост. деят.

Ответственные : педагоги ДОУ/ в течение года.

3. Разработать план по внедрению метода проектов в воспитательно-образовательный процесс с обязательным привлечением родителей, как непосредственных участников проектной деятельности, и представить на установочном педсовете (мл. гр. 1-2 раза в год, средние гр. 1 раз в 6 мес., старшая и подгот. гр. 1 раз в 3 месяца.)

Ответственные : старший воспитатель, педагоги ДОУ / август

4. Оформить общий фотоколлаж «Растим любознательных» с целью информирования родителей воспитанников о работе педагогического коллектива.

Ответственные : все педагоги. / до 23.04.13г.

Публикации по теме:

Презентация для педагогов ДОУ по оформлению уголков экспериментальной деятельности С целью поддержания и совершенствования комфортных и методически грамотных условий для детского экспериментирования, в нашем ДОУ был организован.

Развитие познавательной деятельности детей младшего дошкольного возраста через расширение кругозора. В презентации четко обозначены основные задачи психолого-педагогической работы, раскрыты основные формы работы и необходимые условия организации.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Педагогический совет «Развитие познавательно-исследовательской деятельности через организацию детского экспериментирования»
Опубликовано: 12 июня 2013 в 12:53
+18Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД