Педагогический совет: «Экологическое образование детей дошкольного возраста»

Светлана Асташкина
Педагогический совет: «Экологическое образование детей дошкольного возраста»

Повестка:

Тема: «Экологическое образование детей дошкольного возраста»

Форма проведения: деловая игра «Экологический калейдоскоп».

Цель: совершенствование работы по формированию экологических представлений дошкольников в ДОУ.

Содержание:

1 Вступительное слово старшего воспитателя: «Особенности экологического воспитания детей дошкольного возраста» Ст. воспитатель.

2 Блиц-игра: «Экологическое лукошко» Ст. воспитатель.

3 «Прогноз погоды» Ст. воспитатель С. В. Асташкина

4 «Знатоки природы» Ст. воспитатель.

5 Решение педагогических ситуаций Ст. воспитатель.

6 «Экологический куплет» Муз. руководитель, воспитатели

7 «Черный ящик» Ст. воспитатель.

8 Мастер-класс Воспитатель.

9 Проект решения педсовета Заведующий.

1. Вступительное слово старшего воспитателя:

«Особенности экологического воспитания детей дошкольного возраста»

Человек и природа… Философы, поэты, художники всех времен и народов отдали дань этой вечной и актуальной теме. Но, пожалуй, никогда она не стояла так остро, как в наши дни, когда угроза экологического кризиса, а может быть, и катастрофа нависла над человечеством и проблема экологизации материальной и духовной деятельности человека стала жизненной необходимостью, одним из условий сохранения общего для всех нас дома – Земли.

Актуальностью экологических проблем в настоящее время вызвана необходимость организации работы по формированию культуры природопользования и экологического сознания в обществе. Дошкольное детство – начальный этап формирования личности человека, его ценностной ориентации в окружающем мире. Неслучайно именно в этот период важно уделять особое внимание экологическому воспитанию подрастающего поколения.

При этом экологическое воспитание должно осуществляться с учетом возрастных особенностей детей по двум направлениям:

• формирование экологических знаний;

экологически правильного отношения к природным объектам

Дошкольный возраст – самоценный этап в развитии экологической культуры человека. В этот период закладываются основы личности, в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-экологических позиций личности, которые проявляются во взаимодействиях ребенка с природой, в осознании неразрывности с ней. Благодаря этому возможны формирование у детей экологических знаний, норм и правил взаимодействия с природой, воспитание сопереживания к ней, активность в решении некоторых экологических проблем. При этом накопление знаний у детей дошкольного возраста не является самоцелью. Они – необходимое условие выработки эмоционально-нравственного и действенного отношения к миру.

Воспитание заботливого отношения к окружающей природной среде у детей раннего возраста закладывается в семье и продолжает формироваться в дошкольные годы в детском саду. В “Программе воспитания в детском саду” воспитание у дошкольников любви и бережного отношения к природе Программа выдвигает две важные задачи:

1) воспитание у детей любви к родной природе, способности воспринимать и глубоко чувствовать ее красоту, умения бережно относиться к растениям и животным;

2) сообщение дошкольникам элементарных знаний о природе и формирование на этой основе у них ряда конкретных и обобщенных представлений о явлениях живой и неживой природы.

Экологическое воспитание осуществляется в детском саду через весь педагогический процесс – в повседневной жизни и на занятиях. В реализации задач экологического воспитания большое значение имеет природное окружение в детском саду. Это центры природы во всех группах, комната природы, зимний сад, правильно оформленный и возделанный участок, дающие возможность постоянного непосредственного общения с природой; организация систематических наблюдений за природными явлениями и объектами, приобщение детей к регулярному труду. На участке можно создать специальную площадку природы, естественный центр с дикорастущими растениями, заложить питомник, наметить экологическую тропу, выделить центр помощи живому “Айболит”, уголок “Зеленой аптеки”, сделать ручеек, бассейн и т. д.

Задача воспитателей и родителей – подвести детей к пониманию того, что все мы вместе, и каждый из нас в отдельности в ответе за Землю, и каждый может сохранять и приумножать ее красоту.

2. Блиц-игра «Экологическое лукошко».

Условия игры: за правильный ответ на вопрос из экологического лукошка» команды получают очки в виде цветов.

Вопросы и ответы:

1. Назовите фамилию писателя, творчество которого можно соотнести с данным высказыванием: «В нем счастливо сочетание два умения, два таланта: рассказчика и рисовальщика». (Е. Чарушин)

2. Разнообразие и музыкальность голосов птиц широко используется в музыкальном творчестве известны многие песни про кукушку с подражанием голосу этой птица. Известный композитор делал нотные записи птичьих голосов и вводил их в звучание большого симфонического оркестра. В опере «Снегурочка» можно услышать голоса кукушки, снегиря и других птиц. Кто композитор этой оперы? (Н. Римский-Корсаков)

3. Этот писатель – природовед называл свои произведения «сказки-несказки». По форме эти произведения сказочны: звери и деревья разговаривают, думают, получают, любят. (В. Бианки)

4. Какое дерево, как и береза, дает сладкий сок? (Клен)

5. Какую ягоду называют «северным гранатом»? (Костяника)

6. Какая ягода заменяет лимон? (Клюква)

7. Из какого дерева делали пианино? (Ель)

8. Подвижные игры природоведческого характера связаны с подражанием повадкам животных, назовите эти игры. Одну проведите с командой соперников.

3. «Прогноз погоды»

Командам даются задания закончить фразу.

Первой команде:

Собака катается – к… (плохой погоде).

Утром нет росы – к… (дождю).

Открытые чашечки цветов – к… (солнечной погоде).

Дым столбом – к… (морозной погоде).

Муравьи закрывают ходы в муравейник – к … (ненастью).

Вороны сидят на макушках деревьев – к… (морозу)

Снег хрустит под ногами – к… (стуже).

Второй команде:

Много «одежды» на луковице – к… (холодной зиме).

Курица стоит на одной ноге – к… (стуже).

Облака или тучи быстро движутся – к … (ясной погоде)

Паук усиленно плетет сети – к… (сухой погоде)

Кошка лежит животом вверх – к… (теплу).

Дым стелется – быть… (непогоде).

Воробьи купаются в пыли – к… (дождю).

Длинные сосульки – к… (долгим морозам).

4. «Знатоки природы»

Дать как можно больше ответов на вопросы, рассчитанные не только на знания, но и смекалку.

Первая команда

Какое животное спит с открытыми глазами? (Зайцы, у них короткие веки.)

Кого из животных называют слугами земли? (Червей.)

Прибор для определения направления? (Компас.)

Что такое арбуз? (Ягода.)

Самая маленькая птичка на земле? (Колибри.)

Январь год начинает, а декабрь (Заканчивает).

Не птичка, а с крыльями? (Бабочка.)

Как называется гнездо белки? (Гайно.)

Кто кукукает: кукушка – самка или самец? (Самец.)

Какая птица не летает? (Пингвин.)

У какого животного больше всего зубов? (У слизняка 30 тысяч зубов.)

У кого уши на ногах? (У кузнечика.)

Чем еж на медведя похож? (Спит зимой.)

Кто пьет ногой? (Лягушка.)

Чем лягушка отличается от жабы? (Лягушка – дневное животное, жаба – ночное.)

Вторая команда

Зайчата рождаются слепыми или зрячими? (Зрячими)

Самая высокая трава. (Бамбук.)

Когда температура тела у воробья выше: зимой или летом? (Всегда одинаковая.)

Из какого дерева делают спички? (Из осины.)

Умеют ли слоны плавать? (Да, даже под водой.)

Сколько ног у паука? (Восемь.)

У кого язык длиннее туловища? (У хамелеона.)

В воде родится, а воды боится? (Соль.)

Временное жилище в лесу? (Шалаш.)

Лесной заменитель кофе? (Цикорий.)

У кого детеныши рождаются голенькими? (У медведя.)

Какое дерево весной плачет? (Береза.)

Какое животное вылезает из кожи вон? (Змея.)

Почему Красную книгу называют красной, а не зеленой? (Красный цвет – символ опасности.)

Тара для сбора грибов? (Корзина.)

5. Решение педагогических ситуаций.

1. На лесной поляне играют 4 детей от 5 до 7 лет. Самый маленький кричит: «Давайте поймаем бабочку и подожжем ей крылья». Мужчина идущий мимо слышит этот диалог и останавливает этого мальчика и спрашивает: «Зачем же вам поджигать крылышки бабочке?». Тот немного помолчав, и отвечает: «Просто так». Чем можно объяснить такую жестокость детей.

Каковы методы и приемы воспитания у дошкольников бережного отношения к природе?

2. Ира шла домой из детского сада через парк, засаженный кустами черной смородины, и громко рассказывала маме, как они всей группой поливали их здесь. Но мама была занята собственными мыслями. «Почему ты меня не слушаешь?» - спросила Ира и вырвала руку. «Это что за капризы?» – вспыхнула мать, и сломав молодую ветку черной смородины, хлестнула ею девочку. Потом зло сказа: «Кому нужны твои хлопоты, это просто детская игра. Без тебя хватает охранников природы».

Какие негативные последствия могут быть у поступка матери?

3. Вы идете на работу. На дорожке две мамы разговаривают. В это время их дети неподалеку ломают ветки молодого деревца. В их руках уже по большой охапке.

- Как вы думаете, дети просто непослушны, или им никто никогда не говорил о том, что нельзя приносить вред растениям.

- Вы молча пройдете мимо, в душе осуждая матерей (детей) или остановитесь, чтобы поговорить с мамами (детьми).

6. «Экологический куплет»

Вспомнить и пропеть куплет песни про животных, насекомых, растений, явлениях природы. Команды по очереди исполняют куплеты, чья команда больше назовет песен, получает цветочек.

7. «Черный ящик»

Нужно отгадать, что в черном ящике, ответив на вопросы:

1) В старину этот овощ называли «любовное яблоко», «золотое яблоко». И сейчас у него есть два имени. Что в черном ящике? (Помидор, томат).

2) Родина его Южная Америка. Индейцы называли его «папой». У нас этот овощ в старину называли «чертово яблоко». В России его первое время разводили как цветы, а за нежелание сажать его мужиков секли розгами и ссылали в Сибирь. (Картофель.)

8. Мастер-класс

«Делаем бумагу сами»

1. Разорвать старую бумагу на мелкие кусочки

2. Залить холодной водой

3. В получившуюся смесь добавить небольшое количество клея ПВА

4. Выложить на заранее подготовленную плоскую поверхность (рамку, пяльцы, обтянутую капроном

5. Оставить до полного высыхания

6. Бумага готова!

Публикации по теме:

Педагогический проект по экологическому воспитанию детей подготовительной группы «Природу края береги» Представляю вашему вниманию педагогический проект по воспитанию экологической грамотности детей старшего дошкольного возраста. Основная.

Презентация в помощь старшим воспитателям: педагогический совет №2 Уважаемые коллеги! Хочу поделиться с вами своим небольшим опытом. Представляю для вас презентацию, которую составила для проведения педагогического.

Библиотека изображений:
  • Тело, организм, эмоции
  • Экология
  • Экология
Автор публикации:
Педагогический совет: «Экологическое образование детей дошкольного возраста»
Опубликовано: 2 октября 2013 в 13:24
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Пасхальное творчество (фотоочет)
Праздник Пасхи это "праздник праздников", прославляющий победу добра над злом, жизни над смертью, света над тьмой. Накануне пасхи принято печь пасхальные...
3D принтер и развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста
Движения пальцев рук у людей совершенствовались из поколения в поколение, так как люди выполняли руками все более тонкую и сложную работу. В связи с этим...
Фотоотчёт о выставке «Пасхальная радость»
Закончился чистый, светлый праздник – Пасха. Но состояние радости не исчезает, ведь приходя каждое утро в детский сад, мы любуются пасхальными поделками...
Нетрадиционное физкультурное оборудование
Вот такие гантели в виде грибочков мы придумали для наших ребят. Внутри гантелей песок, вес получается около 120-130 грамм. Бутылочки закрыты крышкой,...
Фотоотчет «День Победы — славный праздник, мы готовимся к нему»
День Победы – славный праздник, мы готовимся к нему. 9 мая вся наша страна отмечает уже 72 раз славный праздник - День Победы. Наша Армия и наш...