Педагогический совет: «Экологическое образование детей дошкольного возраста»

Светлана Асташкина
Педагогический совет: «Экологическое образование детей дошкольного возраста»

Повестка:

Тема: «Экологическое образование детей дошкольного возраста»

Форма проведения: деловая игра «Экологический калейдоскоп».

Цель: совершенствование работы по формированию экологических представлений дошкольников в ДОУ.

Содержание:

1 Вступительное слово старшего воспитателя: «Особенности экологического воспитания детей дошкольного возраста» Ст. воспитатель.

2 Блиц-игра: «Экологическое лукошко» Ст. воспитатель.

3 «Прогноз погоды» Ст. воспитатель С. В. Асташкина

4 «Знатоки природы» Ст. воспитатель.

5 Решение педагогических ситуаций Ст. воспитатель.

6 «Экологический куплет» Муз. руководитель, воспитатели

7 «Черный ящик» Ст. воспитатель.

8 Мастер-класс Воспитатель.

9 Проект решения педсовета Заведующий.

1. Вступительное слово старшего воспитателя:

«Особенности экологического воспитания детей дошкольного возраста»

Человек и природа… Философы, поэты, художники всех времен и народов отдали дань этой вечной и актуальной теме. Но, пожалуй, никогда она не стояла так остро, как в наши дни, когда угроза экологического кризиса, а может быть, и катастрофа нависла над человечеством и проблема экологизации материальной и духовной деятельности человека стала жизненной необходимостью, одним из условий сохранения общего для всех нас дома – Земли.

Актуальностью экологических проблем в настоящее время вызвана необходимость организации работы по формированию культуры природопользования и экологического сознания в обществе. Дошкольное детство – начальный этап формирования личности человека, его ценностной ориентации в окружающем мире. Неслучайно именно в этот период важно уделять особое внимание экологическому воспитанию подрастающего поколения.

При этом экологическое воспитание должно осуществляться с учетом возрастных особенностей детей по двум направлениям:

• формирование экологических знаний;

экологически правильного отношения к природным объектам

Дошкольный возраст – самоценный этап в развитии экологической культуры человека. В этот период закладываются основы личности, в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-экологических позиций личности, которые проявляются во взаимодействиях ребенка с природой, в осознании неразрывности с ней. Благодаря этому возможны формирование у детей экологических знаний, норм и правил взаимодействия с природой, воспитание сопереживания к ней, активность в решении некоторых экологических проблем. При этом накопление знаний у детей дошкольного возраста не является самоцелью. Они – необходимое условие выработки эмоционально-нравственного и действенного отношения к миру.

Воспитание заботливого отношения к окружающей природной среде у детей раннего возраста закладывается в семье и продолжает формироваться в дошкольные годы в детском саду. В “Программе воспитания в детском саду” воспитание у дошкольников любви и бережного отношения к природе Программа выдвигает две важные задачи:

1) воспитание у детей любви к родной природе, способности воспринимать и глубоко чувствовать ее красоту, умения бережно относиться к растениям и животным;

2) сообщение дошкольникам элементарных знаний о природе и формирование на этой основе у них ряда конкретных и обобщенных представлений о явлениях живой и неживой природы.

Экологическое воспитание осуществляется в детском саду через весь педагогический процесс – в повседневной жизни и на занятиях. В реализации задач экологического воспитания большое значение имеет природное окружение в детском саду. Это центры природы во всех группах, комната природы, зимний сад, правильно оформленный и возделанный участок, дающие возможность постоянного непосредственного общения с природой; организация систематических наблюдений за природными явлениями и объектами, приобщение детей к регулярному труду. На участке можно создать специальную площадку природы, естественный центр с дикорастущими растениями, заложить питомник, наметить экологическую тропу, выделить центр помощи живому “Айболит”, уголок “Зеленой аптеки”, сделать ручеек, бассейн и т. д.

Задача воспитателей и родителей – подвести детей к пониманию того, что все мы вместе, и каждый из нас в отдельности в ответе за Землю, и каждый может сохранять и приумножать ее красоту.

2. Блиц-игра «Экологическое лукошко».

Условия игры: за правильный ответ на вопрос из экологического лукошка» команды получают очки в виде цветов.

Вопросы и ответы:

1. Назовите фамилию писателя, творчество которого можно соотнести с данным высказыванием: «В нем счастливо сочетание два умения, два таланта: рассказчика и рисовальщика». (Е. Чарушин)

2. Разнообразие и музыкальность голосов птиц широко используется в музыкальном творчестве известны многие песни про кукушку с подражанием голосу этой птица. Известный композитор делал нотные записи птичьих голосов и вводил их в звучание большого симфонического оркестра. В опере «Снегурочка» можно услышать голоса кукушки, снегиря и других птиц. Кто композитор этой оперы? (Н. Римский-Корсаков)

3. Этот писатель – природовед называл свои произведения «сказки-несказки». По форме эти произведения сказочны: звери и деревья разговаривают, думают, получают, любят. (В. Бианки)

4. Какое дерево, как и береза, дает сладкий сок? (Клен)

5. Какую ягоду называют «северным гранатом»? (Костяника)

6. Какая ягода заменяет лимон? (Клюква)

7. Из какого дерева делали пианино? (Ель)

8. Подвижные игры природоведческого характера связаны с подражанием повадкам животных, назовите эти игры. Одну проведите с командой соперников.

3. «Прогноз погоды»

Командам даются задания закончить фразу.

Первой команде:

Собака катается – к… (плохой погоде).

Утром нет росы – к… (дождю).

Открытые чашечки цветов – к… (солнечной погоде).

Дым столбом – к… (морозной погоде).

Муравьи закрывают ходы в муравейник – к … (ненастью).

Вороны сидят на макушках деревьев – к… (морозу)

Снег хрустит под ногами – к… (стуже).

Второй команде:

Много «одежды» на луковице – к… (холодной зиме).

Курица стоит на одной ноге – к… (стуже).

Облака или тучи быстро движутся – к … (ясной погоде)

Паук усиленно плетет сети – к… (сухой погоде)

Кошка лежит животом вверх – к… (теплу).

Дым стелется – быть… (непогоде).

Воробьи купаются в пыли – к… (дождю).

Длинные сосульки – к… (долгим морозам).

4. «Знатоки природы»

Дать как можно больше ответов на вопросы, рассчитанные не только на знания, но и смекалку.

Первая команда

Какое животное спит с открытыми глазами? (Зайцы, у них короткие веки.)

Кого из животных называют слугами земли? (Червей.)

Прибор для определения направления? (Компас.)

Что такое арбуз? (Ягода.)

Самая маленькая птичка на земле? (Колибри.)

Январь год начинает, а декабрь (Заканчивает).

Не птичка, а с крыльями? (Бабочка.)

Как называется гнездо белки? (Гайно.)

Кто кукукает: кукушка – самка или самец? (Самец.)

Какая птица не летает? (Пингвин.)

У какого животного больше всего зубов? (У слизняка 30 тысяч зубов.)

У кого уши на ногах? (У кузнечика.)

Чем еж на медведя похож? (Спит зимой.)

Кто пьет ногой? (Лягушка.)

Чем лягушка отличается от жабы? (Лягушка – дневное животное, жаба – ночное.)

Вторая команда

Зайчата рождаются слепыми или зрячими? (Зрячими)

Самая высокая трава. (Бамбук.)

Когда температура тела у воробья выше: зимой или летом? (Всегда одинаковая.)

Из какого дерева делают спички? (Из осины.)

Умеют ли слоны плавать? (Да, даже под водой.)

Сколько ног у паука? (Восемь.)

У кого язык длиннее туловища? (У хамелеона.)

В воде родится, а воды боится? (Соль.)

Временное жилище в лесу? (Шалаш.)

Лесной заменитель кофе? (Цикорий.)

У кого детеныши рождаются голенькими? (У медведя.)

Какое дерево весной плачет? (Береза.)

Какое животное вылезает из кожи вон? (Змея.)

Почему Красную книгу называют красной, а не зеленой? (Красный цвет – символ опасности.)

Тара для сбора грибов? (Корзина.)

5. Решение педагогических ситуаций.

1. На лесной поляне играют 4 детей от 5 до 7 лет. Самый маленький кричит: «Давайте поймаем бабочку и подожжем ей крылья». Мужчина идущий мимо слышит этот диалог и останавливает этого мальчика и спрашивает: «Зачем же вам поджигать крылышки бабочке?». Тот немного помолчав, и отвечает: «Просто так». Чем можно объяснить такую жестокость детей.

Каковы методы и приемы воспитания у дошкольников бережного отношения к природе?

2. Ира шла домой из детского сада через парк, засаженный кустами черной смородины, и громко рассказывала маме, как они всей группой поливали их здесь. Но мама была занята собственными мыслями. «Почему ты меня не слушаешь?» - спросила Ира и вырвала руку. «Это что за капризы?» – вспыхнула мать, и сломав молодую ветку черной смородины, хлестнула ею девочку. Потом зло сказа: «Кому нужны твои хлопоты, это просто детская игра. Без тебя хватает охранников природы».

Какие негативные последствия могут быть у поступка матери?

3. Вы идете на работу. На дорожке две мамы разговаривают. В это время их дети неподалеку ломают ветки молодого деревца. В их руках уже по большой охапке.

- Как вы думаете, дети просто непослушны, или им никто никогда не говорил о том, что нельзя приносить вред растениям.

- Вы молча пройдете мимо, в душе осуждая матерей (детей) или остановитесь, чтобы поговорить с мамами (детьми).

6. «Экологический куплет»

Вспомнить и пропеть куплет песни про животных, насекомых, растений, явлениях природы. Команды по очереди исполняют куплеты, чья команда больше назовет песен, получает цветочек.

7. «Черный ящик»

Нужно отгадать, что в черном ящике, ответив на вопросы:

1) В старину этот овощ называли «любовное яблоко», «золотое яблоко». И сейчас у него есть два имени. Что в черном ящике? (Помидор, томат).

2) Родина его Южная Америка. Индейцы называли его «папой». У нас этот овощ в старину называли «чертово яблоко». В России его первое время разводили как цветы, а за нежелание сажать его мужиков секли розгами и ссылали в Сибирь. (Картофель.)

8. Мастер-класс

«Делаем бумагу сами»

1. Разорвать старую бумагу на мелкие кусочки

2. Залить холодной водой

3. В получившуюся смесь добавить небольшое количество клея ПВА

4. Выложить на заранее подготовленную плоскую поверхность (рамку, пяльцы, обтянутую капроном

5. Оставить до полного высыхания

6. Бумага готова!

Публикации по теме:

Педагогический проект по экологическому воспитанию детей подготовительной группы «Природу края береги» Представляю вашему вниманию педагогический проект по воспитанию экологической грамотности детей старшего дошкольного возраста. Основная.

Презентация в помощь старшим воспитателям: педагогический совет №2 Уважаемые коллеги! Хочу поделиться с вами своим небольшим опытом. Представляю для вас презентацию, которую составила для проведения педагогического.

Библиотека изображений:
  • Научная лаборатория
  • Экология
  • Экология
Автор публикации:
Педагогический совет: «Экологическое образование детей дошкольного возраста»
Опубликовано: 2 октября 2013 в 13:24
+5
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Зимнее оформление веранды.
Каждый год , в начале декабря, в нашем детском саду проходит конкурс на лучшее оформление зимней веранды. Желательно, чтобы веранды были украшены на тему...
Коллективное творчество: «Идет зима, аукает…» (фототчет)
Красавица-зима пришла, заворожила, закружила, унесла в волшебную страну холодных и искристых снегов, блестящих льдов, веселых забав, самого чудесного,...
Мастер-класс по изготовлению лэпбука «Новогодняя сказка» для возрастной группы детей...
Представляю вам мастер-класс по изготовлению лэпбука на новогоднюю тематику. Лэпбук ( lapbook, как его еще называют тематическая или коленная книга, в...
Паспорт второй младшей группы
Паспорт второй младшей группы МДБОУ 121 г. Сочи, Краснодарского края. Раздивалка: шкафчики, и детское творчество В раздевалке есть информационный...
Новогодние снежинки. Мастер-класс
Не за горами Новый год. Этот праздник с нетерпением ждут как дети, так и взрослые. Очень приятными являются и предпраздничные хлопоты. Приходит время...